«Традиции и быт народов Кавказа» Сценарий







СЦЕНАРИЙ ДЛЯ СЕМЕЙНОГО КЛУБА

«Традиции и быт народов Кавказа»












Подготовила: воспитатель МДОУ №21
Атанасова Н.Г.
Уважаемые родители, гости и все присутствующие в нашем зале. Мы рады вас приветствовать в нашем дошкольном учреждении. Сегодня у нас необычная встреча и на наш взгляд очень актуальная. Мы собрали представителей разных национальностей и культур, для того чтобы поделится своими семейными традициями и воспитанием детей в духе патриотизма и любви к родине к своему народу и народам приживающим рядом.
Зачем в современном обществе нужны знания культурно-исторических традиций, нравственных норм, которыми руководствовались наши далекие предки? Нужно ли это? Ведь сейчас совсем другое время и другие законы, скажут многие из нас. На такие вопросы нет однозначных ответов.
Культура - это совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни.
Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения и вкусы. Устная передача каких-либо исторических сведений, предания.
Культура - выражает совокупность знаний, идеалов, духовного опыта народа на многовековом пути становления общества. На протяжении многотысячелетней истории развития народа, на основе народных традиций складывалось понимание духовности, почитание памяти предков, чувство коллективизма, любви к миру, природе. Свои нравственные корни, свое начало любой народ берет в глубокой древности. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей. Итак, мы начинаем свою работу с приветствия детей.

Вед.1:
Не зря, не зря седой Кавказ
Всегда слыл благодатным краем
И все, кто здесь не побывал,
Земным его считали раем!
Вед. 2:
И жизнь кипела здесь всегда:
Цвели поля, паслись стада,
Зрел виноград на склонах гор.
И мирной жизнью вдохновленный,
Народ здесь песни сочинял,
В которых красоту природы
И свое счастье воспевал.

Вед. 1:
Сколько прекрасных песен и стихов сложено нашим народом – не сосчитать! Какие красивые танцы у нас! Наверное, только на Кавказе из-за его многонациональности, бывают песни, которые слушаешь и забываешь обо всем, и танцы, когда при первых звуках ноги сами просятся в пляс.

Вед. 2:
И это потому, что несмотря на то, что нас много и у каждого своя жизнь и мировосприятие, мы уважаем друг друга. Ведь недаром говорят, что Кавказ – это колыбель человеческой культуры.
Вед.2:
Говорят, чем больше на небе звезд, тем небо ярче. Радуга потому и красива, что собрала в себе все земные цвета. Чем разнообразнее цветы, тем красивее букет из них. Так и народы на Кавказе. У каждого свой язык, своя биография, опыт жизни, свои стихи и песни. Но у всех одно стремление: нести свет.

Вед. 1:
И пока в свои стихи и песни мы будем вкладывать душу, будет расцветать Россия, будет расцветать Кавказ!
Вед.1 –Хороша земля Кавказа,
Как раздольна, широка,
Многонациональна, а в особом,
Гостеприимством славится она!
Входят девочки в русских сарафанах с хлебом и солью
Вед. 2
Много старинных обычаев было и есть на Руси. Во всей Руси было распространено гостеприимство. «И встречаем гостей хлебом солью. «Хлеб да соль!» говорили по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. «Добро пожаловать. Хлеба-соли покушать!»- непременно отвечали ему. Хлебом и солью по сей день встречают и провожают русские люди высокого гостя.

Вед 1.Чистым сердцем мы встречаем
Дорогих гостей своих.
Хлебом-солью привечаем
Щедро угощаем их!

Золотит колосья русые
Солнце спелое вдали
Поклонитесь хлебу русскому,
Поклонитесь до земли
(ставят каравай на стол).


Исполняется : Русский народный танец.

Вед1. В нашем солнечном крае живут представители многих национальностей. И сейчас в зал входят армяне. В Армении семейные традиции тесно связаны с историей, культурой, жизненным укладом народа. Армянская семья - это символ гостеприимства, дружбы, взаимопомощи, силы народа.
Входит девочка в армянском костюме под армянскую музыку(исполняется армянский танец)
Вед.2
А теперь встречаем греков. гостеприимный, дружелюбный и довольно суеверный народ, хотя в последнем мало кто из них признается. Они будут всячески отрицать свою веру в силу дурного глаза, но обязательно трижды постучат по дереву и сплюнут через левое плечо, прежде чем выразить свое восхищение чьей-либо элегантностью или красотой.
Фрагмент греческого танца

Вед.1
А вот и они голосистые, певучие, щедрые украинцы.
«песня» «Варенички».

Вед.2

В нашем крае и районе живут представители казачества, и вас приветствуют маленькие казачата.
Фрагмент (казачьего перепляса или песни)

Вед 1. Ну вот уважаемые гости, как видите нас много и живем мы дружной семьей.
Песня « Я, ты, он, она – дружная семья»

Вед. 1
Спасибо дети, ..(отпускаем детей)
А теперь гости дорогие для начала познакомимся. Подходим к столу, гости представляются.
Спасибо всем. Сегодня мы с вами поговорим о семейном воспитании, о традициях, о культуре каждого народа.

Каждая семья рассказывает о себе и своей культуре.


Сейчас вашему вниманию хочу представить одну притчу об уважении к старшему поколению. Вы послушайте и попытайтесь оценить и ответить «Как в вашей семье воспитывается любовь и уважение к старшему поколению»

Притча об уважении
Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть.  Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого.  Мы должны что-то предпринять, сказал сын. С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпанной пищи на полу.  Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу. Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша:  Чем ты занимаешься?  Так же доверчиво мальчик ответил:  Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту.  Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать.  В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
После обсуждения делаем вывод, что наш личный пример.




А теперь я вам предложу загадку, и каждый из вас скажет свой вариант отгадки.
В древние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие.
Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не сорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано одно слово.
Вопрос: Какое это слово? (ПОНИМАНИЕ)

Уважаемые гости! Мы от всей души вам желаем взаимопонимания в ваших семьях, любви и уважения. И пусть это понимание и уважение передается и к нашей большой семье Родине, где живут люди разных национальностей и вероисповеданий.
Народов много здесь живет
Но песнь их об одном
Кавказ нельзя делить на всех
Кавказ – наш общий дом!