«Знакомимся с людьми, которые не видят и не слышат»


Конспект урока в 6 классе
«Знакомимся с людьми, которые не видят и не слышат»
Цель:
1) формирование гуманного отношения и сопереживания к проблемам людей с одновременным нарушением зрения и слуха;
2) повышение информированности о проблемах слепоглухих людей в детской аудитории.
Задачи:
1) заинтересовать вопросами помощи людям, имеющим сенсорные нарушения;
2) способствовать разрушению барьеров во взаимодействии с инвалидами.
Оборудование для урока:
1) компьютер, подключенный к проектору и звуковым колонкам; экран для проектора;
2) презентация «Виды общения со слепоглухими».Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний.
- Два года назад вся наша страна следила за ходом Паралимпийских игр. Помните?
- Для кого были эти игры?
- Что доказали эти люди, принимая участие в этой Олимпиаде?
(все люди имеют право на занятия спортом)
- Приходилось ли вам видеть в нашем городе других людей, которые вместо слов разговаривают жестами?
– Как вы думаете, почему они так делают?
- Как называют таких людей?
- К какой группе здоровья можно отнести этих людей?
- Кого ещё можно отнести к группе инвалидности?
- Как слепой человек может передвигаться по улице? (Светофоры со звуком, трость со звуком, собаки-поводыри).
А кто-нибудь из вас когда-нибудь встречался с человеком, который не видит и не слышит?
Как выдумаете, трудно ли ему ориентироваться в пространстве?
Как он ориентируется? Какие чувства помимо зрения и слуха могут помочь ориентироваться? – Обоняние.
Как мы можем помочь таким людям? – Можно стать добровольцев. Сопровождающим-переводчиком.
С 1992 года 3 декабря Генеральной Ассамблеей ООН установлен как Международный день инвалидов, который лучше и правильнее называть Международным днем людей с инвалидностью.
Традиционно в этот день в Российской Федерации для инвалидов проводятся различные мероприятия с участием общественных организаций инвалидов в целях привлечения внимания всего общества к сложностям, с которыми сталкиваются инвалиды в повседневной жизни. Сегодня мы примем участие в социальном уроке, который познакомит нас с одним из видов заболеваний людей. Есть такой фонд «Со-единение». Давайте посмотрим ролик про работу этого фонда и скажем, для кого он создан.
Просмотр ролика «Со-единение - о фонде» (5 минут)
Итак, вы догадались, о каких людях сегодня на нашем уроке пойдет речь? Да, я хочу предложить вам поговорить о тех людях, которые не видят и не слышат.
Изучение нового материала.
– Что значит слово «слепоглухота»?
Слепоглухота – это двойное нарушение зрения и слуха. Как человек может налаживать контакты с окружающим миром при отсутствии зрения и слуха?
Показ ролика «Мир слепоглухих» (3,5 мин.).
(Одновременный показ презентации «Слепоглухие: кто они такие? Как им помочь?»)- Как не обидеть слепоглухого человека?
- Как помочь слепоглухому человеку?
Сейчас я хочу вас научить простому способу общения со слепоглухим человеком, который уже знает грамоту, но не может услышать нас и увидеть.
- Вы знаете печатные буквы? Помните, как они выглядят? Попробуйте закрыть глаза и написать мысленно слово «мама».
- Получилось?
- Почему получилось? Потому что вы помните образ каждой буквы. Есть такой способ общения, называется он «дермография» - письмо на ладони печатными буквами.
Ведущий демонстрирует табличку с дермографией.

- Давайте объединимся в пары. Попробуйте на ладошке написать одну печатную букву поверх другой. Не торопитесь. Хорошенько надавливайте пальчиком на ладонь.
- А теперь один пишет, а другой, закрыв глаза, пусть попытается распознать, что именно пишет сосед. Напишите слова: «дружба» и «доброта».
- Давайте обсудим: что было трудно? Почему?
- Те, кому писали буквы на ладони, опишите свои впечатления и ощущения. (Далее участники меняются ролями).
- А есть ещё один способ общения – буквы можно писать на спине.
- Существует еще одна азбука. Она называется «дактилология». Кто знает, что это такое? (Это такая азбука, где каждой букве русского алфавита соответствует определенная конфигурация пальцев).
-Посмотрите на табличку с даклилологией. (презентация)

- Давайте попробуем сказать следующие слова: мама, папа. А теперь споем пальчиками: ля-ля. А теперь посмеемся пальчиками: ха-ха-ха.
Вывод
Весело получается, да? Но ведь проблемы у таких людей совсем не шуточные, правда? И мы можем им помочь. А они своей целеустремленностью, жизнелюбием, достижением высоких результатов в учебе, творчестве, подают нам пример преодоления трудностей. Вот что говорит по этому поводу заместитель Министра образования и науки Российской Федерации.
Просмотр ролика «Обращение В.Ш. Каганова (3 мин.).
Вениамин Шаевич только что поделился впечатлениями от просмотра фильма о слепоглухих людях «Слово на ладони».
Как вы думаете, почему фильм так называется? – Общаются слепоглухие именно письмом на ладони.
Он сказал, что просмотр этого фильма возможен будет после выхода в прокат. Но у нас есть уникальная возможность, которую нам подарили Минобрнауки России и фонд Со-единение, посмотреть фильм сейчас.
Для просмотра фильма в органе государственной власти субъекта РФ в сфере образования необходимо получить закрытую ссылку и показать обучающимся весь фильм «Слово на ладони» (45 минут).
Просмотр фильма «Слово на ладони» (45 мин.)
Вопросы для обсуждения после просмотра фильма:
- Изменилось ли ваше восприятие слепоглухого человека после просмотра фильма по сравнению с тем, которое возникло у вас до этого просмотра? Что вы думали об этих людях до просмотра фильма? А сейчас какие мысли?
- Безоговорочное право человека самому решать - жить или не жить, о котором говорит один из героев фильма. Что вы думаете на этот счет?
- Считаете ли вы необходимым особым образом стимулировать творческую деятельность слепоглухих людей?
- Согласны ли вы с тем, что общество действительно должно столь активно заниматься решением проблем таких тяжелых инвалидов? Почему?
- Готовы ли вы стать помощниками слепоглухому человеку? Что вы могли бы предложить?
Итог урока. Обобщение пройденного.
Просмотр ролика «Один в темноте» (1 минута).