Урок математики на тему Знакомимся с числом и цифрой ноль (1 класс)


Тема. Знакомимся с числом и цифрой 0.
Педагогическая цель: познакомить учащихся с числом и цифрой 0.
П ланируемые результаты (предметные)
Обучающийся научится: соотносить число 0 с количеством предметов, научиться писать цифру 0, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; закреплять умение писать цифры в соответствии с установленной закономерностью.
Получит возможность научиться: сравнивать числа с опорой на порядок следования чисел при счете, контролировать собственные действия в связи с поставленной задачей, сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Оборудование: мультимедиа «Зарядка для глаз», фишки, цифра 0, презентация.
№ Этапы работы. Содержание этапа Деятельность уча-сяууд1

2
А)
Б)

Организационный момент слайд 2
Организация учебного места.
Настрой на успешную работу.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты –
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
- Проверка готовности детей к уроку
Устный счёт
- Каждый урок математики мы начинаем с вами с устного счета. А зачем? Что вам это дает? Может, это вредно для здоровья?
- Итак, выполняем зарядку для ума. И в этом вам помогут ваши знания, которые вы получили на предыдущих уроках математики.
- Приготовьте веера цифр и покажите только ответ.
-число, следующее за числом 8;
-число, предыдущее числу 3;
Решение задач. Выбор действия-веер.
Четыре спелых груши
На веточке качалось
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Введение в тему урока.
Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось. Слайд 2
Повезло опять Егорке,
У реки он сел не зря:
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите - у ведёрка
Появился хитрый кот,
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт?
Определение темы и постановка задачи урока.
- Каким числом можно выразить число рыб, которые остались у Егорки?
- Как сказать по - другому?
- Покажите количество предметов на рисунке с помощью веера цифр.
Проблема
- Какое затруднение у вас возникло?
– Правильно на уроках не встречали отсутствие предметов. Как же нам его обозначить?
- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? Слайд 3
- Какие задачи вы поставите перед собой? Слайд 4
Изучение учебного материала
Работа по учебнику.
Найдите тему в учебнике и прочитайте.
№1 работа с фишками у доски и на партах.
– Сколько пирожков лежит на тарелке?
– Все пирожки съели.
Назовите число пирожков оставшихся на тарелке?
Запись: 9 без 9 – это . 9 – 9 = .
Число пирожков, оставшихся на тарелке на письме обозначают цифрой 0.
Числа обозначают количество предметов.
Цифры- знаки, с помощью которых записывают числа
Учитель демонстрирует карточку с цифрой 0.
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «ноль».
- Его называют нуль или ноль и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: нуль и нуль – пустышка. Значит, подумает кто-то, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Вы согласны, ребята? Нет, это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а не вовсе то, что хотелось. Назовите ещё числа, в которых нуль играет очень важную роль. (20, 30, 100 и т.д.)
- В Будапеште - Венгрия и в Мюнхене - Германия, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. Слайд 5,6
- На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!
2. Работа в тетради. Письмо цифры 0
Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля. Слайд 7
Минутка для глаз. Слайд 8
3. Работа в парах
Вы познакомились с новым числом и научились писать цифру 0
А теперь, что необходимо?
№2 (с.51) в учебнике. Ответьте на вопросы, используя фишки, подберите нужную схему. (Отвечает пара у доски)
4. Коллективно
№5 (с. 51).
– Рассмотрите рисунок, на котором изображена линейка. Найдите и покажите число 0.
– Сравните каждое из отмеченных чисел с числом 0.
– Сколько шагов от числа 4 до числа 0?
– Сколько шагов от числа 0 до числа 5?
– Сколько шагов от числа 0 до числа 8?
- Какое место занимает ноль в ряду чисел?
- Почему?
5. Работа в тетради № 1с учителем
Работа в группе №1 придумайте другие вопросы
Рефлексия
- Вернёмся к началу урока и вспомним какие задачи мы ставили перед собой. Удалось их выполнить? Слайд 9
- Ребята мы с вами сегодня узнали много нового. Скажите, что именно вы узнали?
- Где можно применить новое знание?
- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?
- А что хотели бы повторить?
- С каким настроением вы уходите с урока?
Оцените свою работу на уроке. Слайд 10 Организуют рабочее место.
.
(Ответы детей.)
9
2
(4-2=2)
(1+2=3)
Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.
(числом 0)
(Ничего или ноль).
Мы не изучали эту цифру
Знакомство с числом и цифрой 0
Познакомиться с числом и цифрой 0, научиться писать цифру 0, соотносить число 0 с количеством предметов.
(9.)
(Ни одного пирожка.)
.
Потренироваться.
(Четыре шага.)
(Пять шагов.)
(Восемь шагов.)
(Стоит перед 1.)
(Потому что ноль - самое маленькое число.)
самоопределение лсаморегуляция рпланирование
учебного сотрудничества целеопределение общпостроение высказывания
прогнозирование
планирование рработа с информацией общпостроение высказывания кпостроение
высказывания кпрогнозирование
планирование рпостроение цепочки
рассуждений, подведение под понятие лог
умение управлять деятельностью партнёра кЛичностные УУД: выполнять правила поведения на уроке.
прогнозирование
планирование рработа с информацией общпостроение высказывания кКоммуникативные УУД: взаимодействуют и сотрудничают.
Личностные: оценивают усвоение содержания нового материала.