«Воспевание любви в сказке О. Уайльда «Соловей и Роза»

План - конспект урока по русской литературе

Предмет: Русская литература
Тема урока: «Воспевание любви в сказке О. Уайльда «Соловей и Роза»
Класс: 5 «В» класс
Учебное пособие: Русская словесность: фольклор и литература. Учеб. для 5 кл. общеобразоват. шк. / Т. П. Чаплышкина, А. М. Садвакасова, Л. В. Сафронова, Н. Н. Ставицкая, С. Я. Ходова. – 3-е изд., дораб. – Алматы: Атамaра, 2010. – 384 с.
Дата проведения: 09.02.2013
Тип урока: урок-конференция
Цель: сформировать навыки осмысленного чтения на примере сказки О. Уайльда «Соловей и Роза»
Задачи:
- обучающая - обучение навыкам анализа художественного текста;
- развивающая – постижение художественного мира О. Уайльда;
- воспитательная – решение нравственно – этических проблем, решение общечеловеческих вопросов.
Оборудование: изображение автора (О. Уайльда).
Методы обучения:
слово учителя;
аналитическая беседа;
выборочная работа (поисковый характер);
чтение по ролям;
Опережающее домашнее задание: прочитать сказку О. Уайльда «Соловей и Роза» и выполнить задание по группам (1 группа – выписать из текста характеристики персонажей, найти сравнения, которые использует автор при их описании; 2 группа – выписать в тетрадь определения следующих понятий: философия, власть, мудрость, метафизика, логика; 3 группа – чтение по ролям со слов «В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад» стр. 198 и до конца).

Ход урока

Организационный момент - слово учителя:
«Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим об очень важном, серьезном, вечном. Как сделать нашу жизнь чуточку добрей, светлей, лучше? А поможет нам замечательный английский писатель Оскар Уайльд и герои его сказки «Соловей и роза». Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека - добро или красота. Ответ во всех сказках получается один - добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты. Рассматривая сказку «Соловей и Роза», мы в первую очередь обращаем внимание на оригинальную форму и не менее оригинальное содержание.
Ребята, сегодня у нас необычный урок – урок-конференция. Что такое конференция? Это такое мероприятие, на котором обсуждается определенная проблема или тема. Цель нашей сегодняшней конференция - понять, в чем же смысл сказки Уайльда «Соловей и Роза». На прошлом уроке вы получили домашнее задание по группам. Но я намеренно не говорила, как будут называться ваши группы. Сейчас скажу и объясню, почему: 1 группа – исследователи, 2 группа – докладчики, 3 группа – творческая.
По мере того, как мы будем обсуждать на нашей конференции прочитанную сказку, будут выступать группы с выполненным домашним заданием. Объявляю нашу конференцию открытой».
Аналитическая беседа – учитель задает следующие вопросы:
- Почему это произведение автор назвал сказкой?
- Какими приемами О. Уайльд создает свой сказочный мир?
- В какой мир погружают нас первые страницы сказки?
- Назовите главных героев сказки.
-Как вам кажется, почему именно такие герои стали главными? (персонажи-символы, для автора главное показать душевные переживания своих героев).
-Теперь к нашей работе подключается 1 группа, которая зачитает нам характеристики героев, и скажет, какие автор использовал сравнения.
-Какие еще герои есть в сказке? Что нам известно об этих героях?
-С чего начинается сказка? Почему Соловей так радуется чувству Студента?
- Какой благородный поступок совершает соловей?
- Почему Розовый куст не смог дать Соловью Розу?
- Какой способ предложил куст? Почему Соловей соглашается?
- В чем смысл его ответа и его последнего обращения к Студенту?
- Почему Студент не поверил Соловью?
- Что за красная роза расцветает на розовом кусте со смертью Соловья?
- Что интересует Студента, когда он смотрит на розу? В чем трагизм этой ситуации?
- О чем была песня Соловья?
- Спасла ли жертва соловья любовь студента? А была ли настоящая любовь?
- Случайно ли выбрал автор такой способ оживить розу?
-Теперь мы с вами попробуем написать свои мысли о том, что же такое любовь. Запишите в тетрадь свои ассоциации, связанные со словом любовь (запись в тетрадях, обсуждение).
-Хорошо. А как вы считаете, понимание любви у Соловья и Студента одинаковое или все-таки разное?
Давайте с вами, попробуем сравнить это с помощью таблицы. Когда нам будут встречаться непонятные слова, 2 команда, группа исследователей, должна будет нам их объяснять.

Студент
Соловей

«Какая глупость - эта Любовь, В ней и наполовину нет той пользы, какая есть в Логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное.
Она удивительно непрактична, и так как наш век - век практический, то вернусь я лучше к Философии и буду изучать Метафизику».

«Воистину любовь - это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала.
Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото».
«Но Любовь дороже Жизни, и сердце какой-то пташки - ничто в сравнении с человеческим сердцем!»
«Как ни мудра Философия, в Любви больше Мудрости, чем в
Философии, - и как ни могущественна Власть, Любовь сильнее любой Власти».




- Чье мнение о любви вы разделяете?
Теперь приступим к заключительному этапу нашей конференции – посмотрим, чем же заканчивается сказка (чтение по ролям творческой группы).
- Кто виноват в том, что Студент возвращается к философии? Почему он это делает?
- За что наказан Студент? Как он воспринимает наказание?
- Сказка заканчивается на грустной ноте: гибнет Соловей, погибает Красная Роза, дочь профессора с необычайной легкостью изменяет своему чувству, отдав предпочтение дорогим каменьям. И это не случайно.
- Кем, по - вашему, является Соловей в сказке?
- В чем смысл названия сказки?
- Сформулируйте основную идею сказки, что же хотел сказать нам автор своей сказкой?
3. Оценивание ответов и работы учащихся на уроке
4. Домашнее задание:
Написать письмо О. Уайльду, в котором можно поделиться своими впечатлениями о сказке, задать вопросы, появившиеся после знакомства со сказкой.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315