Урок по литературе по теме: О. Уайльд. «Соловей и роза». Герои сказки. Идея сказки. (5 класс)

Тема урока в 5 классе по литературе.
О. Уайльд. «Соловей и роза». Герои сказки. Идея сказки.
Подготовила Сретинская Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы высшего уровня квалификации
первой категории.
Цель: Чтение и анализ сказки. Определение авторской идеи и темы произведения. Характеристика главных героев. Способствовать развитие навыков составления портретной характеристики героев; воспитание высоких нравственных чувств на примере героев сказки.
Учащиеся знают: Содержание сказки, героев сказки, их жизненные позиции; идею сказки.
Тема урока
Основные цели обучения
Активные формы работы
Ожидаемые результаты урока
Оценивание, включая оценку в целях обучения
Вовлечение всех учеников в деятельность на уроке

Тема: О. Уайльд. «Роза и соловей». Герои сказки. Идея сказки и поэтичность ее стиля.

Цель: Чтение и анализ сказки. Определение авторской идеи и темы произведения. Характеристика главных героев. Способствовать развитие навыков составления портретной характеристики героев; воспитание высоких нравственных чувств на примере героев сказки.
1 .Мозговой штурм
2.Определение темы, цели урока. 3.Работа в парах
4.Кластер
5.Мозговоя атака
6.Толстые-тонкие вопросы
7.Работа в группах
8.Рефлексия
1. Активизация всех учащихся
2.Развитие критического мышлениям
3.Развитие саморегуляции
4..Развитие речи, критического мышления

Устное комментирование к ответам учащихся
Взаимооценивание
Самооценивание
 
Работают все учащиеся
Одарённые дети выполняют задание повышенной сложности
Синквейн
д/з для одар. (опереж.) Презент.
 

Умеют: работать с текстом, устно выражать свои мысли, составлять характеристику героя.
Оборудование: презентация, листы бумаги А-4, фломастеры, карточки с дополнительным материалом, тексты, картинки..



Этап урока.
Виды деятельности
Время
Форма организации.

1.Орг.момент.
Психологический настрой на урок. Обмениваются друг с другом сердечками 4 цветов, произнося пожелания.
2 мин.
Разбиваются на группы по цвету сердечек. (3группы, разного уровня обученности, 4-средн. и высок. уровня мотивации)

Вызов:
– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации; 
– постановка учеником собственных целей обучения
Мозговой штурм.
Работа по отрывку из поэмы Фредерика Гарсиа Лорки о муравье, который мечтал о счастье.
.тогда полумёртвый муравей сказал тихо и грустно:
- Я, знаете, видел звёзды.
-Звёзды? Что это значит?- кричат муравьи возмущённо
-А это огни, что сияют над нашею головою.
-Но мы их совсем не видим! – сердясь, муравьи возражают
-Тебя мы убьём. Ленив ты и развращён. Ты должен трудиться, не глядя в небо.
Как тогда можно жить, не глядя в небо

Что же такого страшного совершил муравей?
- Можно наказывать за желание быть счастливым?
- Какие чувства испытали вы, прочитав сказку
« Соловей и роза»?
-О чем пойдет речь на уроке?

4мин.
Формативное оценивание
За ответ получают житон.

Реализация смысла:
– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.
































Электронная физминутка
Прием «Кластер» работа в парах.
1.Составление кластера по биографии и творчеству О.Уайльда. Приложение1.
Каждая пара представляет один факт из жизни писателя; взаимопроверка.
Работа по содержанию сказки.
1. Мозговая атака. Назовите главных персонажей сказки. (Студент, Профессорская дочь, Соловей, Розовый Куст)
- Персонажи, которые стоят как бы в стороне? (Ящерица, Маргаритка, Бабочка)
-Определите слова, которые передают их душевное состояние и особенности поведения.
- Ключевое слово для всех? (ЖИТЬ)
2. Соотнеси героя сказки и его цель жизни и запиши цифрами в тетрадь
1.СТУДЕНТ
1.жить – приспособленность (выгода)


2.ПРОФЕССОРСКАЯ ДОЧЬ
2.жить – доставлять радость


3.СОЛОВЕЙ –
3.жить – любить –целесообразность(практичность)

4.РОЗОВЫЙ КУСТ
4.самопожертвование


5.КРАСНАЯ РОЗА
5.быть полезной

Ключ.
1-3, 2-1, 3-4, 4-2, 5-5

3.«Толстые -тонкие вопросы»
Почему это произведение называется сказкой?
Почему Соловей решил помочь студенту?
Найдите в тексте песню Соловья о Любви. О каких этапах Любви он пел?
Почему расцвела красная роза?
Найдите отрывок, где Соловей поёт о Жизни и Смерти. Что для него дороже – Жизнь или Смерть?
Как оценивает девушка подарок студента? 
К чему призывает автор? чему учит автор?



4мин+3мин







2мин.







3мин.






4мин.



2мин

Формативное оценивание.
Критерий оценивания –содержание и эстетичность.
От 3 до 5б.






Взаимооценивание
Комментарии учащимися своего выбора примерами из текста.
Формативное оценивание
от1до 5б.


Этап
Рефлексия
– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения
Работа в группах. У каждого героя сказки свое отношение к любви и счастью. Какое?
Работа в группах.( постеры) по тексту сказки. стр 194-197.
1группа. Представить отношение Студента к любви.
2группа- Отношение девушки к любви
3группа- Отнощение Соловья к любви
4группа – Составить синквейн на темы «Соловей» и «Роза»
Защита постеров
9мин.-5мин











Взаимооценивание групп. по 5-бальной шкале.
.






Рефлексия.



Итог урока.





Д/З

На сердечках - стикерах продолжить фразу: «Могу сказать, что это произведение» крепят на доску.

18-15б-«5»
14-11б-«4»
10-7б-«3»
Стр.123-127.читать. презентация о Лермонтове(одарен) Рисунки к сказке.
2мин


1мин

1мин






Приложение№1.
Уайльд Оскар (18561900) известный английский писатель, происходил из ирландской дворянской семьи; отец выдающийся врач и ученый мать англичанка –поэтесса. Родился Оскар Уайльд в 1856 году в Дублине Уолд получил хорошее образование. Уайльд окончил Оксфордский университет. Учился в Дублинском колледже, в 1879 году окончил Оксфордский университет, путешествовал по Италии и Греции. С юных лет становится великосветским законодателем мод, но главным его достоинством было умение вести беседу. Он стремился блистать и удивлять общество. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. С ним много и охотно общались различные люди, его внимательно слушали и говорили, что у него «золотой» язык и необычайное чувство коммуникабельности. С 1883 подолгу жил в Париже. Блестящая карьера Уолда была пресечена двумя годами каторжной тюрьмы. Прожив еще 3 года в одиночестве и нищете, неспособный к творчеству, Уайльд умер в 1900 в Париже.
Он автор таких сказок, как «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Великан-эгоист», «Молодой король», «Кентервильское привидение», «Мальчик-Звезда» и другие.
Сказки Оскара Уайльда составили два сборника «Счастливый принц и другие рассказы» и «Гранатовый домик».










15