Мотивация студентов специальности «Дошкольное воспитание и обучение» на самостоятельное приобретение знаний

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Лойко В.А.
Преподаватель Костанайского педагогического колледжа

В меняющихся условиях образования профессиональное становление личности предполагает не только изменение организационной и содержательной составляющей учебного процесса, но и перестройку всей деятельности студента. Решение задач современного образования невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы. Значение самостоятельной работы возрастает в условиях информационного общества, быстрого устаревания информации, когда навыки и готовность к профессиональному самообразованию стали неотъемлемым признаком специалиста любой отрасли.
Учитывая, что с каждым годом количество информации многократно увеличивается, а информационный поток обновляется, для того чтобы стать настоящим профессионалом в какой-либо области, надо не только научиться работать самостоятельно, но и развить свои профессиональные интересы до такого уровня, чтобы продолжить дальнейшее включение в мир профессиональных знаний после окончания колледжа без принуждения со стороны.
Это возможно только при наличии высокого уровня профессионально-ориентированной мотивации. Мотивационный комплекс личности является одним из базовых компонентов педагогической деятельности.
Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из достаточно разработанных проблем психологической науки. Ей посвящено значительное количество публикаций, в частности труды В.Г. Асеева, Б.И. Додонова, В.А. Иванникова, Е.П. Ильина, П.М. Якобсона, а также таких известных зарубежных психологов, как X. Хекхаузен, Д.В. Аткинсон, Д. Халл, А.Г. Маслоу. По определению И.А. Зимней «мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание»
Применительно к учебной деятельности студентов под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению будущей профессиональной деятельности. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только при условии ее высокого уровня возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
Психологи говорят, что фактор мотивации намного сильнее фактора интеллекта.
Обладающий желанием учиться и развиваться достигнет гораздо больших успехов как специалист и как личность, чем студент с высоким интеллектом, но отсутствием мотивации. Среди разнообразных мотивов учения принято выделять внешние и внутренние мотивы. Фридман Л.М. так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними». То есть, у студента, обладающего внутренними мотивами, целью является познавание самого учебного предмета, в большинстве случаев можно сказать, что он выбрал подходящую ему специальность. Внешние мотивы, как правило не связаны с самим предметом учебы, они могут иметь разный характер. Например:
мотив самосовершенствования. Студент пытается получить развитие в результате учения.
мотив долга и ответственности перед родителями, преподавателями, однокурсниками, и самим собой.
престижная мотивация - стремление получить высшие отметки, быть первым среди однокурсников, получить одобрение родителей и преподавателей.
отрицательная мотивация - боязнь неудач, стремление избежать неприятностей со стороны родителей и преподавателей.
С помощью метода анкетирования мы попытались выявить какие мотивы (внешние или внутренние) преобладают у студентов разных курсов дошкольного отделения Костанайсого педагогического колледжа
Результаты анкетирования показали, что у 13% студентов преобладают «узкопрофессиональные» мотивы. Такие студенты выбрали следующие варианты ответов: «знания помогут решить проблемы, с которыми я столкнулась на практике». Данный ответ студентов позволяет охарактеризовать их как высокомотивированных на профессию воспитателя, которые осознанно выбирая свой образовательный маршрут, исходя из понимания дефицита собственных знаний по выбранным дисциплинам. Такие студенты готовы ставить интересы детей в центр педагогического процесса и своевременно реагировать на их особые образовательные потребности. Они готовы вооружаться необходимыми специальными знаниями и умениями для того, чтобы сконцентрироваться в будущей профессии на детях.
У 29% испытуемых были выявлены «непрофессиональные» мотивы: «знания пригодятся в воспитании собственных детей»; «мне понравился преподаватель, который презентовал свою дисциплину»; «мне кажется, это легкий предмет для изучения». Возможно, это та группа студентов, которые изначально предполагали получить образование для общего развития, получения диплома, знаний и умений, но не связывали свою будущую профессиональную деятельность с педагогикой.
58% респондентов выбрали «общепрофессиональные» мотивы, которым соответствуют такие ответы, как: «знания по этой дисциплине актуальны для педагога», «интересная дисциплина», «дисциплина будет способствовать моему общему кругозору», «в своей профессиональной деятельности я могу использовать знания по этому предмету». На наш взгляд, студентов с доминирующими «общепрофессиональными» мотивами можно отнести к той категории, у которой сложился собственный образ себя как педагога, ориентированного на профессиональное самосовершенствование и самообразование. Здесь мы видим, что студенты положительно мотивированы на выполнение будущей профессиональной деятельности, но направленность приобретения знаний и умений больше ориентирована на себя, нежели на детей.
Характер мотивационных установок у студентов зависит от многих факторов: от представлений о будущей профессиональной деятельности, осознания себя субъектом профессиональной деятельности, личностно ориентированного подхода в обучении.
Очень часто преподаватели в процессе мотивирования студентов допускают ошибки. Они стараются дать максимально большое количество знаний студенту, но при этом не всегда задумываются о реальной их нужности. О мотивации также не приходится говорить в том случае, если между преподавателем и студентом нет контактов вне аудитории, и здесь не имеется в виду панибратство. К ошибкам, допускаемым преподавателем, можно отнести отсутствие уважения к студенту
Нет никакого более действенного способа повлиять на мотивацию студента, чем заинтересовать его своим предметом, а также открыть для него возможности практического использования знаний.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на мотивацию самостоятельной работы:
Полезность выполняемой работы. Если студент знает, что результаты его работы будут использованы в лекционном и практическом курсе, в учебнопроизводственной практике, то отношение к выполнению задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой работы возрастает.
Участие студентов в творческой деятельности. Это может быть участие в научно-исследовательской или методической работе, проводимой при написании курсового проекта.
Построение содержания курса на интегративной основе посредством связи изучаемых процессов и явлений с ранее полученным запасом знаний, их актуализация.
Интенсивная педагогика. Она предполагает широкое использование активных методов обучения на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях: деловых игр, дискуссий, проблемных ситуаций и т.д.
Профессиональная ориентированность дисциплин.
Создание "ситуации успеха" для каждого студента в обучении, признание его права на ошибку в процессе творческого поиска. При этом помогает использование групповых форм обучения, которые втягивают даже «глухих» студентов, так как, попав в группу однокурсников, которые коллективно выполняют определенное задание, студент не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей.
Личность преподавателя, построение модели взаимоотношении студент - преподаватель на основе сотрудничества. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Индивидуализация самостоятельной работы студентов, которая включает:
увеличение удельного веса интенсивной работы преподавателя с более подготовленными студентами;
деление занятия на обязательную и творческую части (для всех, проявляющих интерес и способности к более трудными и, главное, - нестандартными задачами, дополнительными вопросами, учебно-проблемными ситуациями и т. д.)
регулярность консультаций с обучаемыми;
разнообразные формы контроля знаний, которые при определенных условиях могут вызвать стремление к состязательности, что само по себе является сильным побудительным мотивом самосовершенствования студента.
Диагностика ошибок по результатам проведения контрольных, самостоятельных работ, тестирования, оценка результатов учебной деятельности, объяснение сущности допущенных ошибок.
В целях подкрепления и усилия воздействия на мотивацию студентов тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых выделяют следующие группы:
Эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания.
Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака»,
Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.
Остановлюсь на некоторых методах, которые использую в своей работе.
Учебно-познавательная игра вносит в учебный процесс элементы занимательности, помогает снять напряжение на уроке. Игры ставят студентов в условия поиска, пробуждают интерес к победе, а отсюда появлялось стремление четко выполнять задания, соблюдать правила. Особенно яркие эмоции у студентов вызывали коллективные игры: «Вопросответ», «Хоккей», «Поле чудес» и другие.
Включению студента в процесс обучения помогает создание наглядно-образных представлений. Без них нельзя себе представить успешное осуществление задач связи обучения с жизнью. Для создания наглядно-образных представлений я использую таблицы и опорные схемы; широко применяю информационные технологии: видеоролики, презентации.
Использую на уроках и познавательные методы мотивации:
1. Опора на жизненный опыт:
Прием ретроспективного жизненного анализа (привожу пример из своего профессионального опыта и учу их «на будущее» не допускать какихто ошибок);
Прием стартовой актуализации жизненного опыта студентов (постановка вопроса перед изучением новой темы «Что вы знаете о ...?»);
Прием опережающей проекции преподавания (заявление типа «Скоро вы узнаете о ...»). Студентам обычно интересно слушать о связи изучаемого материала с жизнью.
2. Создание проблемной ситуации перед студентами ставится проблема, познавательная задача, и они (при непосредственном участии педагога или самостоятельно) исследовали пути и способы ее решения. Например:
задачи на самостоятельное «открытие» принципов обучения;
разрешение проблемы адаптации детей к детскому саду;
разрешение противоречий между формой организации обучения и индивидуальными особенностями усвоения знаний;
сталкивание взглядов разных людей на одну проблему: Как воспитывать капризного, упрямого, агрессивного ребёнка;
предлагаю рассмотреть явление с разных позиций: сторонников свободного воспитания и сторонников современного воспитания детей;
побуждаю делать сравнения, обобщения, программных задач, особенностей видов деятельности в разных возрастных группах, разных форм организации обучения и воспитания;
создаю ситуации познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Ситуацию спора можно создать в любой момент, задавая самый тривиальный вопрос “А кто думает иначе?”. Чтобы спор был интереснее и проходил активно, можно использовать исторические факты борьбы научных точек зрения по той или иной проблеме (взгляды на проблему организации труда в детском саду). И если такой прием вызывает спор, то студенты сами собой делятся на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя.
Для поддержания интереса к изучаемому предмету использую следующие приёмы.
«Оратор» За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор» Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили другим студента необходимость изучения этой темы или саму тему?
«Фантазёр» На доске записана тема урока: назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в профессиональной деятельности.
Мотивация в каждом конкретном случае отличается индивидуальностью и неповторимостью.
Таким образом, мотивация – это направленность студента на различные стороны деятельности. Она является одним из важнейших аспектов формирования самостоятельной деятельности. Студент, приходя в систему среднего профессионального образования, выбирает ту специальность, которая ему по душе; и это позволяет в профессионально-практической работе через познавательный интерес сформировать стремление к развитию самостоятельной деятельности как в процессе обучения в целом, так и по отношению к конкретным дисциплинам в частности. В этом случае у студентов колледжа происходит улучшение усвоения преподаваемого материала и появляются идеи и способы решения проблем, предложенных педагогом. Задача педагога состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выделить основные пути становления профессиональной мотивации студента по своему предмету. Профессионально – ориентированное обучение – действенное средство повышения мотивации студентов в изучении иностранного языка, дискуссии. Список литературы:
Гебос А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению.
Кудрявцев В. Дошкольное и начальное школьное образование - единый развивающий мир / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2001. -№ 6. - С. 58-72.
Майер А.А. Модернизация дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 2. - С. 16-20.
Методика подготовки детей к школе (упражнения, психологические тесты, основные требования) / Сост. Н.Г. Кувашова, Е.В. Нестерова. - Волгоград: Изд. «Учитель», 2000. - 44 с.
Технологии непрерывного образования в детском саду и школе: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с. -(Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: метод. пособие / Под общей ред. Н.В. Микляевой. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152 с.
Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников.
Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хеккаузен. – Т. 1. – М. : Педагогика, 1986. – 408 с.
Ягловская Е.К., Бурлакова И.А. Преемственность детского сада и начальной школы: психолого-педагогическая диагностика. Рекомендации для воспитателей старшей и подготовительной группы детского сада и учителей начальной школы / Е.К. Ягловская, И.А. Бурлакова. - М.: МГППУ 2010. - 32 с.
 


D:\мой архив\всё по докладам\рабочие программы колледж 2015\инд план мой 2015.doc