Рабочая программа Безопасная дорога детства


МБОУ «ЯкушкинскаяСОШ»
Безопасная дорога детства

(рабочая программа внеурочной деятельностидля обучающихся первых классов сельских школ)

Выполнила:
Демьянова С.В. учитель начальных классов
МБОУ Якушкинская СОШ Нурлатского района РТ


Содержание стр.
Пояснительная записка.
Актуальность проекта……………………………………………4
Проблема проекта………………………………………………...4
Цели и задачи проекта……………………………………………5
Основные идеи и принципы, особенности программы…….…..6
Ожидаемый результат……………………………………….…..7-8
Организация образовательного процесса……………………….9
Ценностные ориентиры содержания курса……………………..9
Формирование универсальных учебных действий…………………..10
Основные требования к уровню подготовки выпускника 1 класса.11-12
Основное содержание курса………………………………………..….13
Основное содержание учебного материала………………………...... 14
Календарно-тематическое планирование курса…………………..…. 15
Источники информации…………………………………………………16
Приложение……………………………………………………………17-52
Пояснительная записка
Пусть горит зелёный
свет на твоей дороге!
Программа по подготовке учащихся 1 класса начальной сельской школы к безопасному поведению на дорогах города «Безопасная дорога детства» разработана в рамках Федерального закона «О безопасности дорожного движения», закона Российской Федерации «О безопасности», «Правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы «Безопасное поведение на дороге и в транспорте» (1-11 кл.) А. Ф. Башировой, зам. директора по экспериментальной работе ГОУ Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Академический» (ЮЗОУО ДО г. Москвы).
Направленность образовательной программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
В современной системе школьного воспитания остро обозначилась проблема кардинального изменения ее содержания, форм и методов организации работы по обеспечению безопасности школьников в дорожно-транспортной среде города.
Осознание этого привело нас к необходимости создания проекта направленного на внедрение систематической разноплановой работы, использования творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме.
Данный проект написан для учащихся 1 класса, который позволит сформировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следить за своим поведением) в окружающей дорожно-транспортной среде на дорогах города.
Проект разработан на 1 год с учетом нормативно-правовой базы:
1. Закон РФ об образовании.
2. Концепция школьного воспитания.
3. Конвенция о правах ребенка.
4. Конституция РФ.
5.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы
6. Устав образовательного учреждения.
Проект может быть реализован в рамках внеурочной деятельности, классных часов, при проведении уроков и внеклассных мероприятий.
Создание проекта по формированию  практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Актуальность: при переходе на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать своё внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности в условиях города
Основным концептуальным положением этой программы является, прежде всего, понимание того, что вопросы изучения ПДД и профилактики ДДТТ мы рассматриваем как один из аспектов личной безопасности ребенка.
В центре учебно-воспитательного процесса находятся учащиеся, изучающие Правила дорожного движения, которые написаны сложным языком и адресованы взрослым участникам дорожного движения. Данная же программа позволяет систематически знакомить с обязанностями пешеходов и пассажиров доступно и понятно, обучая ребенка правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Становясь школьниками, большинство первоклассников впервые оказываются на оживлённых улицах города. Вот почему разговор о поведении вообще начинается с правил поведения на улице. Данные занятия помогут учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Ни для кого не секрет, что дети, проживающие в сельской местности, свободно и раскованно чувствуют себя на проезжей части, так как не сталкиваются с большим количеством транспорта, оживленным движением, разнообразием дорожных знаков, а светофор и пешеходный переход многие знают только по картинкам. Чтобы дети, проживающие в сельской местности, были сосредоточенны и внимательны на дорогах не только села, но и временно находясь в городе, необходимо научить их правилам безопасного поведения. Исходя из вышесказанного, вытекает проблема обучения правилам поведения на дорогах детей сельских школ - недостаточное количество часов для непрерывного, поэтапного, планомерного, систематизированного обучения детей правилам дорожного движения на практике.
Цель проекта: обучение детей сельской местности элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
Содействовать воспитанию сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения;
Содействовать воспитанию культуры поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «Безопасная дорога детства» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
- принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
- принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
- соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
- последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
- принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях;
- принцип единства воспитания и обучения.
Ожидаемый результат
Реализация данной программы рассчитана на 1 год обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей и применить полученные знания на практике. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
- самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
- практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
- наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
- словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);- видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.
Организация образовательного процесса
Срок реализации программы – 1 год.
Направление программы: социально-педагогическая.
Программа рассчитана на детей от 6,5 – 7,5 лет.
Состав: постоянный.
Режим занятий.
Место занятий в учебном процессе – 7 часов в 1 классе.
Периодичность занятий – 1 раз в месяц по 35 минут.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению ПДД и профилактике ДДТТ.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
- умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
- нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
- эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
- трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
- физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные:
- принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные:
-навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные:
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные:
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Основные требования к уровню подготовки выпускника 1 класса
Учащиеся 1 класса к концу обучения должны:
знать:
Схему села, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
Основные причины ДТП.
Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
Разнообразие видов транспорта.
уметь:
Различать виды транспорта и транспортных средств;
Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.
Основное содержание курса
Тема 1. Зачем нужны правила дорожного движения.
Тема 2. Дорожные знаки и дорожная разметка. Знакомство с дорожными знаками и разметкой.
Тема 3. Путь в школу: переход дороги, движение автотранспорта во дворе и на прилегающих территориях.
Тема 4. Транспорт и пешеход. Транспортные средства – помощники или источники опасности?
Тема 5. Транспортные средства и дорожное движение. Маршрутные транспортные средства.
Тема 6. Транспорт и пассажир. Правила поведения на остановках маршрутных транспортных средств (МТС)
Тема 7. Заключительное занятие курса «Праздник Юного пешехода».
Основное содержание учебного материала
Тема 1. Зачем нужны правила дорожного движения
ПДД – закон для организации безопасного движения.
Соблюдение правил дорожного движения – гарантия безопасности на дороге.
Кто отвечает за соблюдение правил и дисциплину на дороге.
Для чего надо знать и выполнять ПДД. Примеры.
Тема 2. Дорожные знаки и дорожная разметка. Знакомство с дорожными знаками и разметкой
Какие существуют знаки и линии разметки для пешеходов.
Различие знаков по форме и цвету.
Символы на знаках и их значение.
Рисуем знаки.
Тема 3. Путь в школу: переход дороги, движение автотранспорта во дворе и на прилегающих территориях
Места перехода дороги с движущимися транспортными средствами.
Перекрёстки. Светофор: светит или подмигивает?
Выезды из дворов и с прилегающих территорий (автостоянки у магазинов, автозаправочных станций, предприятий стройплощадок и т.д.).
Рисунки маршрутов в школу, их обсуждение.
Тема 4. Транспорт и пешеход. Транспортные средства – помощники или источники опасности?
Мир автомобилей вокруг нас.
Человек и его помощник автомобиль.
Когда автомобиль – угроза безопасности.
Знать, уметь, предвидеть.
Тема 5. Транспортные средства и дорожное движение. Маршрутные транспортные средства
Городской маршрутный транспорт: автобусы, троллейбусы, трамваи, такси.
Остановки автобуса, троллейбуса, трамвая. Отличие трамвайной остановки от автобусной.
Поведение пассажиров при посадке и высадке и дорожное движение.
Поведение пассажиров во время поездки. Открытие и закрытие дверей.
Тема 6. Транспорт и пассажир. Правила поведения на остановках маршрутных транспортных средств (МТС)
Как правильно пройти на трамвайную остановку.
Опасные ситуации при поспешном переходе проезжей части дороги к остановкам МТС.
Где ожидать маршрутное транспортное средство.
Правила поведения на остановке в ожидании МТС.
Остановки на маршруте в школу.
Тема 7. Заключительный урок курса «Праздник Юного пешехода».
Игра на примере телевизионной игры «Вопрос на засыпку».
Практическое занятие на спец. площадке «На дороге в городе». Решение ситуативных задач.
Вручение удостоверений «Юного пешехода».
Календарно-тематическое планирование курса
№ Тема занятия Кол-во часов Теория Практика Дата проведения
По плану Фактически
1 Зачем нужны правила дорожного движения. 1 0,5 0,5 2 Дорожные знаки и дорожная разметка. Знакомство с дорожными знаками и разметкой. 1 0,5 0,5 3 Путь в школу: переход дороги, движение автотранспорта во дворе и на прилегающих территориях. 1 0,5 0,5 4 Транспорт и пешеход. 1 0,5 0,5 5 Транспортные средства и дорожное движение. 1 0,5 0,5 6 Транспорт и пассажир. 1 0,5 0,5 7 Заключительный урок курса «Праздник Юного пешехода». 1 - 1 Итого 7 3 4 Источники информации
Нормативно-правовыеЗакон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. – федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Концепция «Обеспечение безопасности жизнедеятельности на дорогах в Республике Татарстан» (Утв. Постановлением Кабинета Министров РТ № 439 от 30.05.2011 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 год./ Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2011(Стандарты второго поколения) Научно-методическиеБармин А.В., Гальцова Е.А. Изучаем правила дорожного движения. 1-4 классы.- Волгоград:, Учитель, 2011
Воронова Е.А. «Красный. Жёлтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе». Ростов н. /Д:    Феникс, 2006.Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для начальных классов». Москва «Просвещение», 2007.Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу», Москва «Вако» 2006 год;Интернет-ресурсыФильм о правилах поведения в автобусе. Smehariki_Azbuka_bezopasnosti_V_avtobuse-lovi.tv.mp4Занятия по ПДД для начальной школы. http://www.propaganda-bdd.ruФестиваль педагогических идей от 1сентября. http://festival.1september.ru
Презентации по ПДД. laricabeloshevi.ucoz.ru Приложение
Тема 1.
Зачем нужны правила дорожного движения
Цели и задачи:
- формировать навыки поведения на дороге, расширить знания учащихся по безопасности движения,  способствовать формированию у детей стереотипа безопасного поведения на дороге, умение предвидеть опасность.
- воспитывать интерес и уважение к общему закону дорог.
- развивать внимание, активность, дисциплинированность, ответственность.
Оборудование: Компьютерная презентация PowerPoint, плакаты
Ход занятия
Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех Вас сегодня видеть. Давайте встанем в круг и подарим друг другу своё хорошее настроение. А вам свои улыбки дарят сегодня ещё и солнышко, и осенняя тучка, и осенний листочек. Выберите каждый свою улыбку!
- Мне кажется, что вы все любите общаться, умеете говорить друг с другом, и не повторяться.
2. Постановка целей и задач:
- А сейчас мы с вами будем называть слова, которые придут к вам в голову, в связи с названным мною словом: ДОРОГА – … , автомобиль, … , инспектор, пешеход - …, велосипед - …, светофор - … .
- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? Что объединяет все эти слова?
- Да, действительно, сегодня мы с вами будем говорить о Правилах дорожного движения!
Правил на свете дорожных немалоВсе бы их выучить вам не мешало!Но основные из правил движенияЗнать как таблицу должны умножения!
- А помогут нам изучить правила дорожного движения герои вашего любимого анимационного фильма «Тачки».
3. Работа по новой теме. Актуализация знаний учащихся.
- Они приглашают нас в гости, в свой город. Поедем?
- Конечно. Это ведь так интересно. Отправляемся в путь. А на чем? Отгадаем загадку.
Что за чудо – длинный дом! Пассажиров много в нем. Носит обувь из резины
И питается бензином. Что это?
- Верно, автобус. И едем мы на … . Расскажите ребята, как мы садимся в автобус.
- Осторожно, не толкая друг друга проходим в транспорт и занимаем свое место. Не спешим, ведь водитель ждёт всех.
- Все сели. Далее …
- Необходимо пристегнуться ремнем безопасности.
- Как вести себя в дороге.
- Правильно. Не мешай другим пассажирам. Не отвлекай внимание водителя.
- А песню можно петь. Тогда, чтобы дорога не казалась нам долгой, исполним песню «Мы едем, едем, едем…».
Учащиеся исполняют песню «Мы едем, едем, едем»
- Пока наш автобус едет. Попробуем сравнить город и деревня. Работаем в группах. Первая группа назовет нам общие черты города и деревни. А вторая группа расскажет, чем отличается город от села.
Ребята работают в группах 5 минут. Выступление групп.
Город Село
Это населенные пункты.
Люди здесь ходят пешком и ездят на транспорте.
- 2 группа.
Город Село
Крупный населенный пункт.
Много разных видов транспорта. Имеется транспорт общественного пользования (автобус, трамвай, троллейбус).
Оживленное движение на дорогах.
В основном многоэтажные дома.
Уголки природы создал сам человек (парк, сквер, пруд). Маленький населенный пункт.
Немного транспорта.
Нет оживленного движения на дорогах.
В основном одноэтажные дома.
Расположено рядом с живописными местами природы (река, лес, озеро).
- Молодцы, ребята, вот мы и добрались до города тачек. И нас приглашают на переулок «Будь осторожен!». Посмотрим, небольшой мультфильм.
Просмотр мультфильма «Тачки 2. Безопасность дорожного движения».
4. Сообщение новых знаний.
- Ребята, как вы думаете, чему учил мэтр маленького Мишу?
- Совершенно верно. В любой ситуации надо соблюдать правила дорожного движения быть на дорогах внимательным.
- А сейчас мы узнаем, кто внимательно смотрел мультфильм. Скажите, какие правила дорожного движения просил соблюдать мэтр маленького Мишу?
Ответы детей.
5. Физкультминутка.
- Ну, что устали, тогда отправляемся на площадь “Танцевальную”. Танцевальная игра “Если правила ты знаешь”:
Если правила ты знаешь, делай так.Если правила ты знаешь, делай так.Если правила ты знаешь, и всегда их выполняешь,никогда не нарушаешь, делай так!
6. Закрепление.
- Как вы думаете, а что такое правила дорожного движения?
- ПДД – закон для организации безопасного движения. Вперед на проспект «Театральный».
- Расскажите, какие правила дорожного движения вы знаете.
1 ученик:
Бурлит в движении мостовая:Бегут авто, спешат трамваи.Все будьте правилу верны -Держитесь правой стороны. 2 ученик:
Объяснить можно запросто,Будь ты юн или стар:Мостовая - для транспорта,Для тебя – тротуар!
3 ученик:
Где улицу надо тебе перейтиО правиле помни простом:С вниманием налево сперва погляди,Направо взгляни потом. 4 ученик:
На проезжей части, дети,не играйте в игры эти. Бегать можно без оглядкиВо дворе и на площадке.
5 ученик:
Не висни на машине лучше –Грозит тебе несчастный случай.Напомни ротозею строго: Стоп! Здесь проезжая дорога!Кто так на улице резвиться,Потом окажется в больнице.
7 ученик:
Когда транспорт на дорогеУ обочины стоитОн обычно закрываетпешеходам общий вид.Грузовик или автобусОбходить опасно.Это каждый пешеход должен знать прекрасно 6 ученик:
На дороге – все молчок!Рот закрыли на замок!На дороге – это ясно:Разговаривать опасно!
8 ученик:
На проезжей части не катайтесь, дети,Ни на самокате,Ни на велосипеде.Мчатся по дорогеБыстрые машины,Там вы попадетеПрямо им под шины.
9 ученик:
Выходя на улицу,Приготовь заранееВежливость и сдержанность,А главное – внимание. 10 ученик:
Шагая осторожно,За улицей следиИ только там, где можноЕё переходи!Нельзя ходить зевая!Нельзя считать ворон!
- Как вы считаете, а зачем так важно соблюдать правила дорожного движения?
- Соблюдение правил дорожного движения – гарантия безопасности на дороге.
- Кто отвечает за соблюдение правил и дисциплину на дороге?
- Верно. Это инспектор ГИБДД.
7. Разбор ситуаций по картинкам.
- Ребята, наши друзья приглашают нас на дорогу. Мы будем с вами в качестве инспекторов ГИБДД. Попробуем разобрать ситуации.
Ребята рассматривают картинки и анализируют, правильно ли поступили дети.
8. Игра на внимание.
- А теперь давайте поторопимся на бульвар “ВНИМАНИЯ”. Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “да” или “нет”. Потренируемся?
Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет.) Итак, что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да.) Что хотите - говорите, каждый раз, идя, домой, играем мы на мостовой? (Нет.) Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет.) Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да.) Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет.) Что хотите - говорите, на дороге очень весело играть, мяч в ворота забивать? (Нет.)
9. Итоги.
- Итак, что нужно знать и соблюдать, чтобы движение по улицам и дорогам будет безопасным?
- Какие ПДД мы смогли узнать благодаря нашим друзьям?
- Что вам особенно понравилось? За что бы вы сказали “спасибо” нашим друзьям сегодня?
- Наши тачки дарят нам на память песню о правилах дорожного движения. Послушаем ее и будем стараться быть дисциплинированными пешеходами.
Просмотр видеоролика «Правила дорожного движения».
10. Рефлексия.
Учитель предлагает детям взять из коробки по одной картинке и подарить ее тому, кому они захотят, но обязательно со словами: “Я дарю тебе …, потому что ты …(сказать о том, что тебе понравилось в этом человеке на занятии).
 
Тем детям, которым никто не подарит, это нужно сделать учителю, который обязательно отметит лучшие качества каждого ребенка, которому он делает подарок.- А ещё я хочу вам пожелать здоровья, чтобы вы в любую погоду, в разное время суток, во все времена года соблюдали ПДД и не подвергали свою жизнь и жизнь окружающих людей опасности.
- Спасибо за урок, мне было приятно работать с вами.
Тема 2.
Дорожные знаки и дорожная разметка.
Знакомство с дорожными знаками и разметкой
Зал, в котором будет проходить праздник, оформлен плакатами по правилам дорожного движенья, а также рисунками из детских книг о правилах дорожного движения. Этот праздник не столько итог проделанной детьми работы, сколько старт на последующее изучение правил. В подготовительный период активные помощники учителя – сотрудники школы и родители. Они оформляют зал, оборудуют площадку или уголок для проведения праздника (обозначают пешеходный переход и т.д), разучивают роли героев праздника. При подготовке к празднику разучиваются песни «Веселые путешественники» (слова С. Михалкова, музыка М. Старокадомского), «Улыбка» (слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского).
Цели:
Повторение и закрепление знаний некоторых дорожных знаков.
Содействие закреплению знаний детей о правилах дорожного движения.
Способствование воспитанию умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в своей жизни.
Оборудование: макеты дорожных знаков (пешеходный переход, подземный пешеходный переход, надземный пешеходный переход, место стоянки автобуса и (или) трамвая, место стоянки трамвая, движение пешеходов запрещено, дорожные работы), экран, проектор, комплект для уголка по ПДД, ноутбук, электронный ресурс. Ход праздника:
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий. Ребята, куда мы попали? Вы не знаете? И я не знаю. А это что? Письмо какое-то... Кто поможет мне его прочитать?
Ученик (читает).
«Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе-неумехе. И теперь у нас в стране происходят постоянные аварии. Помогите нам!»
Ведущий.
Тут, наверно, скажет кто-то:
Сами выберут пути,
«Это что за колдовство?
Где дорогу перейти!
Это что за волшебство –
Светофор не светофорит?
Не случилось ничего!
Ну, какое в этом горе?
Ну, исчезли переходы –
Красный свет,
Не заплачут пешеходы:
Зеленый свет...
Может в нем и толку нет?»
Ведущий.
Ребята, а вы как думаете? Нужны ли правила уличного движения, светофор? Зачем они нужны?
(Ответы детей.)
Неожиданно вбегает Помеха-неумеха. Она одета в длинное черное платье, волосы растрепаны, на груди – ожерелье из разорванных дорожных знаков. Хватает конверт, мельком просматривает письмо и злорадно вскрикивает.
Помеха-Неумеха.
Ха! Помощи захотели! Не будет им никакой помощи! Да и кто им поможет?
Ведущий. Мы поможем. Ребята, поможем?
Дети. Да!
Помеха-неумеха смотрит в зал. А вы кто такие?
Дети. Мы – ребята из 1 класса.
Помеха-неумеха. Помочь захотели? Никогда вам не удастся помочь! Не получите вы светофор и дорожные значки, я их хорошо спрятала. Путь туда длинный и трудный и никакими знаками не указан. (Уходит.)
Ведущий. Ребята, вы испугались ее? (Ответы, детей.) Ну что ж, тогда не будем терять времени даром и отправимся в путь с веселой песней. (Исполняется песня «Веселые путешественники», слова С. Михалкова, музыка Старокадомского.)
Плача входит Дорожный знак. На груди у него перевернутый обратной стороной планшет с дорожным знаком.
Ведущий. Ребята, кто это?
Дорожный знак. Я – Дорожный знак. Меня заколдовала Помеха-неумеха. Я никому не могу показывать правила уличного движения. Я смогу открыться только тогда, когда вы отгадаете эти загадки. (Передает ведущему загадки.)
Ведущий.
Неширока в ширину,
Но зато длинна в длину,
Где вода и глубина –
Деревянная она.
(Дорога.)
Маленькие домики
По улице бегут.
Мальчиков и девочек
Домики везут.
(Автобус, троллейбус и т. д.)
В два ряда дома стоят.
Десять, двадцать, сто подряд
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица.)
Дорожный знак. Узнаёте меня? (Открывается «Пешеходный переход».) Где вы меня можете встретить? (Дети отвечают)
Ведущий.
Ребята, мы приглашаем Дорожный знак путешествовать с нами, и попросим его быть судьей в нашем соревновании.
Проводится игра-соревнование «Кто быстрей!». Дети должны сложить из бумажных деталей автомобиль. Участвуют три команды по два человека. Автомобили разных марок нарисованы на разрезных плакатах. Команда, собрав машину, должна назвать ее марку. Победителям вручаются призы. В конце игры входит тихонько Дорожный знак «Движение пешеходов запрещено», вбегает Кот, он громко поет песенку, бегает по «проезжей части».
Ведущий. Кто ты?
Кот. Я ученик светофорных наук – Кот.
Ведущий. Ты что. Кот, не знаешь правил уличного движения? Не видишь, какой знак стоит? Ребята, что это за знак? (Дети отвечают)
Кот. А зачем мне их знать? Я и так прекрасно обойдусь без них.
Ведущий.
Ну что ж, сейчас проверим. Скажи, пожалуйста, как надо переходить улицу?
Кот. Как? На четырех лапах.
Ведущий. Ребята, правильно он ответил?
Дети (хором). Нет!
Ведущий. А как надо?
Ученик. Пешеход, пешеход!
Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру,
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.
Ведущий. А теперь ответь на последний вопрос. Можно ли играть на проезжей части?
Кот. Смотря во что. В шахматы – нельзя.
Ведущий. А почему?
Кот. Автомобили все фигуры посбивают, а в мячик можно. Еще как!
Ведущий. А вы, ребята, согласны с Котом? (Дети отвечают)
Ведущий. Можно ли играть на проезжей части?
Дети.Нет!
Ведущий. Почему? (Дети отвечают. Работа по настенным плакатам)Помеха-неумеха подслушивает и вбегает в зал. Обращается к Коту.
Не слушай ты их, не слушай! Здорово, да еще как здорово играть на дороге. Сколько мы с тобой аварий наделаем! А почему они все тебе вопросы задают, а сами-то они знают что-нибудь?
Ведущий. Конечно, знаем, да и Кот убедился в этом.
Кот. Уходи, Помеха-неумеха! Мне с ребятами очень интересно, они много знают.
Ведущий. А давайте мы с вами поиграем в игру «Каждому знаку – свое место»
(Ребята по группам выходят к экрану и выполняют задание: на изображенной дороге расставить знаки). Помеха – неумеха пытается им мешать.
Помеха-неумеха тащит Кота. Пойдем со мной аварии делать. С ними неинтересно. (Уходят.) Слышится грохот. Вбегает Кот с перевязанной лапкой.
Кот. Я попал в аварию, повредил лапку. Ребята, возьмите меня к себе. Я понял, что это очень плохо — не знать правила дорожного движения. Помогите мне. Помогите! Я хочу с вами учиться. Я открою вам одну тайну: как спасти дорожные знаки.
Ведущий. Как же их спасти?
Кот. Нужно сказать несколько волшебных слов: «Знаки, знаки! Отзовитесь! К нам скорее возвратитесь!» Дети повторяют слова.
Ведущий.
Ребята, где вы видели такие знаки? Может быть, кто-нибудь из вас знает, что они означают? Далее ведущий представляет детям знаки. Стихи детей о знаках.
Дорожные знаки. Мы рады, очень рады, что вы спасли всех нас.
Веселый танец дружбы станцуем мы для вас.(вальс дружбы)
Ведущий.
Теперь мы для Дорожных знаков споем песню «Улыбка». (Исполняется песня «Улыбка», слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.)
Помеха-неумеха. Все! Пропала я! Мое колдовство теперь бессильно. Все против меня. Ухожу от вас. (Уходит.)
Проводится игра «Перейди улицу», разгадывание кроссворда по правилам дорожного движения.
Ведущий (обращаясь к Дорожным знакам).
А теперь, мои друзья, помогите мне в одном деле. Ребята нарисовали к празднику рисунки, сделали аппликации. Давайте наградим ребят за лучшие работы дипломами. (Торжественное награждение детей дипломами)
Ведущий.
Мы совершили сегодня большое дело: спасли от Помехи-неумехи Дорожные знаки. С ними всегда будет порядок. Нужно только всегда ими пользоваться при движении по дороге.
Звучит мелодия песни «Если с другом вышел в путь» (музыка В. Шаинского, слова М. Танича). Ребята под музыку выходят из зала.
Литература:
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД.М., ВАКО, 2006.
Тема 3.
Путь в школу: переход дороги, движение автотранспорта во дворе и на прилегающих территориях
Цели:
1.Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения;
Задачи:
Расширить у детей представление о сложности движения на перекрестках;
Развивать внимательность, научить прогнозировать ситуацию;
Воспитывать критическое отношение к неправильным действиям пешеходов и не повторять их.
Оборудование: модель светофора, схема проезжей части улицы, дорожные знаки.
Ход урока
Организационный моментАктуализация знаний
Правила движения
Каждый должен знать,
И без промедления
Их нужно выполнять!
Как только ты выходишь из дома на улицу, ты сразу становишься участником дорожного движения.
-А если ты идёшь пешком, то кто ты?
А если ты идешь по дороге пешком, то ты пешеход.
Будь внимательным в пути: влево, вправо погляди.
Ничего опасней нет, чем бежать на красный свет.
Если ты едешь в автобусе, троллейбусе, трамвae или в автомобиле, ты - пассажир. Того, кто управляет каким либо транспортным средством, называют водителем.
III. Изучение нового материала
Улица включает в себя дороги, парки, жилые и школьные дворы.
Дорога- место для движения транспорта. Она может иметь несколько проезжих частей- трамвайные пути, тротуары, обочину и разделительные полосы.
- Ребята, как вы думаете, как называется дорога по которой ходят пешеходы?
Тротуар –моя дорога!
Пешеходов мало ль, много,
Но держаться все должны
Только правой стороны.
Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах - соблюдать правила дорожного движения!
- Надо ли знать правила дорожного движения в нашем городе?
- А какие правила вы знаете?
Правило 1: Переходить улицу можно по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход».
- Есть ли у нашей школы такой знак?
- Когда ещё можно переходить дорогу?
Улица включает в себя дороги, парки, жилые и школьные дворы.
Дорога - место для движения транспорта. Она может иметь несколько проезжих частей - трамвайные пути, тротуары, обочину и разделительные полосы.
Самый безопасный переход - подземный.
- Есть ли у нас в городе подземный переход?
Что такое переход,
Это знает каждый кот.
Уважают эти знаки
Даже кошки и собаки!
Правило 2: Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.
-Где в городе Азнакаево есть светофоры?
-Что означают его сигналы?
Сигналы светофора:
«красный человечек» означает: «СТОЙТЕ!» «зеленый человечек» означает: «ИДИТЕ!»
Правило 3: Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.
- Почему?
Правило 4: Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала - налево, потом – направо, убедиться в том, что нет приближающегося транспорта и перейти дорогу.
Дорога не тропинка,
Дорога не канава
Сперва смотри налево,
Потом смотри направо.
Правило 5: Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.
Физкультминутка «По улице»
Музыка Е. Дементьевой. ( Музыкальная игра по ПДД)
1. По улице, по улице от края и до края
Бегут, бегут автобусы, троллейбусы трамваи
Припев: Стой, стой! Погляди, красный свет горит - замри.
2. По улице, по улице идёт за парой пара.
До перехода мы дошли, дошли по тротуару.
Припев: Стой, стой! Погляди: Свет горит зелёный – проходи!
Правило 6: Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу. ( Даже если ты очень спешишь в школу - получить пятерку по правилам дорожного движения.) Перед дорогой надо остановиться.
-Почему это надо делать?
Правило 7: Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.
Наша Таня громко плачет,
Уронила новый мячик
Мяч попал под «Москвича»,
Больше нет теперь мяча.
Игры на проезжей части
Могут привести к несчастью.
Правило 8: Если твои родители забыли, что нельзя обходить автобус, троллейбус и трамвай, можешь им напомнить , что:
автобус и троллейбус, трамвай на остановке нельзя обходить ни СЗАДИ, ни СПЕРЕДИ, а дождаться когда они отъедут.
Правило 9: Вне населенных пунктов детям разрешается идти только со взрослыми по краю дороги (обочине) навстречу машинам.
Правило 10. Во время перехода дороги надо быть очень внимательным и следить за ситуацией на проезжей части дороги.
IV. Закрепление материала
Практические действия:
Вместе с детьми « рисуем улицу»: обозначаем проезжую часть, тротуар, перекресток и переходы. Построив детей на отдельные группы, воспитатель водит детей по тротуарам и перекресткам.
Активизация внимания: «Ребята. Здесь у нас будет проезжая часть улицы для машин».
Вопрос: «А где нам нарисовать тротуар для пешеходов?» ( ответы детей)
Обобщение: «Правильно, тротуар находится рядом с проезжей частью. Нарисуем его».
Вопрос: «А теперь, кто из вас покажет, где должны ездить машины и где ходить люди?»
Объяснение: «Теперь нарисуем еще одну улицу, чтобы она пересекалась с этой, и обозначим ее тротуары. Здесь (показывает) улицы будут пересекаться. В этом месте образуется перекресток».
Напоминание: «Запомните ребята, что переходить улицу можно там, где есть линии
« зебры», указатели перехода, светофор».
Объяснение: «Сейчас мы нарисуем такой переход. Он называется «зебра» (рисует). Этот переход сделан так, чтобы видели, где переходить улицу, чтобы водители транспорта тоже его издали заметили и заранее снизили скорость. В местах переходов часто устанавливают знак «пешеходный переход». Он показывает, где можно переходить улицу.
Показ: Знак «Пешеходный переход»
Вопрос: «Ребята, а если нет на дороге такого знака, линии «зебра», или подземного перехода, можно переходить улицу например здесь?» (указывает на перекрестке без дополнительных обозначений).
Разъяснение: «Что на перекрестках без указателей или других обозначений улицу переходят по линии тротуара.
Показ.
Вопрос: «А можно ли переходить улицу здесь?»
Показывает на часть улицы, где нет ни перекрестка, ни обозначения перехода» ( ответы детей).
Объяснение: «Переходить улицу там, где не обозначен переход или нет перекрестка, ни в коем случае нельзя. Здесь машины едут быстро. Если кто-нибудь выйдет на дорогу, автомобиль не успеет остановиться и собьет человека. Ведь шофер думает, что все пешеходы, взрослые и дети знают правила и переходят улицу только там, где это разрешено, а здесь он не ждет появления человека.
Заключительная часть:
- Ребята, вы поняли как нужно вести себя на улице?
- Все усвоили?
- Что вы нового узнали на нашем занятии?(Ответы детей)
Мне понравилось, как вы вели себя на нашей «улице».
В следующий раз мы с вами совершим прогулку на улицы города.
Тема 4.
«Транспорт и пешеход»
«Транспортное средство – помощник или источник опасности?»
Цель: Обучать детей безопасному поведению на дорогах села и города.
Задачи:
Расширить сведения учащихся о транспорте, его видах.
Развивать познавательный интерес учащихся; связную речь.
Повторить с учащимися правила безопасного поведения в транспорте и на дороге.
Содействовать воспитанию умения слушать; чувство ответственности за сохранность своей жизни и жизни других людей.
Оборудование:
Проектор, экран, картинки с видами транспорта, видеофрагмент о поведении в транспорте, спец.площадка, фонограмма звука движущихся машин, смайлики для рефлексии.
Ход занятия.
Организация класса к занятию.
Ребята, наши занятия посвящены изучению правил дорожного движения, как нужно их выполнять, чтобы не случилась беда на дороге. Для начала предлагаю разгадать кроссворд. (Слайд 2)
Кроссворд “Самое важное на дороге”.
Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон) (Слайд 3)
Трехглазый постовой. (Светофор) (Слайд 4)
Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие) (Слайд 5)
Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар) (Слайд 6)
Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП) (Слайд 7)
Пешеходный переход по-другому.( Зебра) (Слайд 8)
Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток) (Слайд 9)
Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание) (Слайд 10)
Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо) (Слайд 11)
Его боятся нарушители правил. (Инспектор) (Слайд 12)
В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет) (Слайд 13-14)

-В центре кроссворда получилось слово БЕЗОПАСНОСТЬ. (Слайд 15). Главное, когда вы выходите на дорогу, соблюдать правила дорожного движения, не суетиться, не резвиться, а быть предельно внимательными, думать о своей безопасности. Какой девиз возьмем для себя? «Сохрани жизнь себе и окружающим».
Работа по теме занятия.
Отгадайте загадки
Эта сильная машина
Едет на огромных шинах!
Сразу полгоры убрал
Семитонный... (самосвал)
Что за чудо, красный дом,
Пассажиров много в нем. Обувь носит из резины
И питается бензином. (Автобус)
Поднял кверху две руки
Взял две жилы в кулаки.
«Дай дорогу, постовой,
Побегу по мостовой!» (Троллейбус)
Нам жилось бы очень грустно,
Так тоскливо бы жилось,
Если б с наших улиц мусор
Не возил … (мусоровоз)
Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай)
Мы стоим на остановке,
Мы поедем за обновкой.
Рельсы есть, ты не зевай,
К нам спешит большой … (трамвай)
Он и в поле, и на стройке,
Он почётный трудовик.
Тяжесть он выносит стойко,
Возит грузы … (грузовик)
Не летает, не жужжит-жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему:
И огни- глядеть во тьму, и колеса, и мотор,
Мчался, чтоб во весь опор. (Автомобиль)
Очень жарко, очень сухо,
От жары сомлела муха.
Кран нам воду не дает-
Где-то знать ремонт идет.
Вдруг к деревьям и цветочкам
Подъезжает прудик в бочке.
Аккуратно все полил и обратно укатил.
Занята трудом неброским,
Воду возит … (водовозка)
-Молодцы, ребята!
-Как, одним словом назвать все эти предметы? (Транспорт, автомобили).
-Значит, тема нашего занятия пойдет о… Ответы детей.
-Что мы видим, когда выходим на дорогу? Ответы детей. Посмотрите на картинку и скажите, какие транспортные средства вы видите. (Слайд 16)
На улице нашей
Машины, машины,
Машины- малютки,
Машины большие.
Спешат легковые, фырчат грузовые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы
Машины выходят
С утра на работу.
-Есть ли у этих транспортных средств, какие – то отличия?
-Значит, их можно поделить на группы или виды. Давайте подумаем, на какие виды их можно разделить, каким способом они передвигаются? Ответы детей. (Слайд 17)
Игра. Дети делятся на группы и делят картинки с изображением транспортных средств на виды.
Наземный Водный Воздушный Железнодорожный Трубопроводный
А по типу, по назначению они делятся на: (Слайд 18)
Автомобильный Грузовой Специальный Гужевой Пассажирский
Физминутка.
1.«Проснулись, потянулись»
Исходное положение (и.п.) - основная стойка, наклон головы вниз, руки за головой, локти вниз.
Руки вверх - в стороны, голову поднять, прогнуться - глубокий вдох; вернуться в и.п. - выдох.2.«Заводим мотор»
И.п. - стоя ноги врозь, руки в стороны.
Поворот туловища влево и вправо с вращательными движениями кистей рук перед грудью.
3.«Проверяем ремни безопасности».
И.п. - стоя, ноги врозь, руки вдоль туловища. Наклоны влево-вправо, руки скользят вдоль туловища.
4.«Проверяем тормоза».
И.п. - стоя, руки за спиной, выполняем вращательные движения стопой левой - правой ноги поочередно.
5.«Поехали!»
И.п. - о.с. выполняем ходьбу на месте, переходящую, в бег. -Ребята, давайте подумаем, для чего нам нужен транспорт? Ответы детей.
-Значит транспорт – это наш помощник.
-А когда автомобиль становится угрозой безопасности? Чем он опасен? Ответы детей.
-На дороге от транспорта исходит самая главная опасность. Он стал более быстрым, компактным, пожароопасным. Обладая такими отличительными чертами, современный транспорт из средства передвижения легко превращается в источник повышенной опасности. Ежегодно на земном шаре четверть миллиона (250 тысяч) человек гибнет под колесами автомобилей, а в нашей стране более 35 тысяч. Почему так происходит? Ответы детей.
Невнимательность участников дорожного движения
Невыполнение правил безопасности водителями транспортных средств и пассажирами
Поломка транспорта
Плохие погодные условия
Неправильное поведение пассажиров
-Тот, кто не соблюдает правила дорожного движения, правила поведения в транспорте, тот попадает в неприятные ситуации.
-Ребята, давайте поиграем. Несколько ребят встают рядом друг с другом и по команде «Начали», начинают быстро идти. Как только услышите команду «Стоп» надо сразу остановиться. (Выводы после игры.) После команды «Стоп», многие дети еще двигались какое – то время.
-А машина сразу может остановиться? Ответы детей.
-Это называется тормозной путь. (Слайд 19)
-На длину тормозного пути оказывает скорость движения автомобиля, тип дороги, состояние шин автомобиля и погодные условия. Как они влияют на тормозной путь? Ответы детей.
-Научное объяснение этому явлению вы узнаете на уроках физики в старших классах, а пока вы твердо должны запомнить: никакой транспорт остановить сразу во время движения невозможно.
Закрепление полученных знаний.
-Давайте попробуем решить дорожные ситуации, чтобы не попадать в беду.
(Слайд 20-25) Ответы детей.
-Видеофрагмент о поведении пассажиров в общественном транспорте. Какие нарушения вы заметили? Как нужно сделать правильно? (Слайд 26)
-Отработка навыков перехода дороги по пешеходному переходу на регулируемом перекрестке. (Спец. площадка под звук движущихся машин)
Игра « ЗАПРЕЩАЕТСЯ-РАЗРЕШАЕТСЯ!»
И проспекты, и бульвары —
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны!
РАЗРЕШАЕТСЯ!
Тут шалить, мешать народу
ЗА-ПРЕ-ЩА-ЕТ-СЯ!
Быть примерным пешеходом
РАЗРЕШАЕТСЯ...
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
РАЗРЕШАЕТСЯ!
Ехать «зайцем», как известно,
ЗА-ПРЕ-ЩА-ЕТ-СЯ!
Уступить старушке место
РАЗРЕШАЕТСЯ...
А толкаться и сорить
ЗА-ПРЕ-ЩА-ЕТ-СЯ!
Проездной билет купить
РАЗРЕШАЕТСЯ!
Рефлексия
Давайте подведем итог нашего занятия. Что нового узнали? Важно ли это?
Какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить жизнь себе и окружающим?
Никогда не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом.
Всегда ищите пешеходные переходы и мосты.
Никогда не переходите дорогу в неположенном месте.
Никогда не играйте рядом с дорогой. (Слайд 27)
Оцени свои знания смайликом. Красный – в полном затруднении.
Желтый – есть непонятные вопросы.
Зеленый – все ясно и понятно.
Литература.
Закон «О безопасности дорожного движения», в 2005 г. – федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
Воронова Е.А. «Красный. Жёлтый. Зелёный. ПДД во внеклассной работе». Ростов н. /Д:    Феникс, 2006.2. Извекова Н.А. «Правила дорожного движения для начальных классов». Москва «Просвещение», 2007.
3. Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу», Москва «Вако» 2006 год;
4. Поторочина Е.А. «Поурочные разработки по основам безопасности  жизнедеятельности», 1 класс. М: ВАКО, 2008.5. Smehariki_Azbuka_bezopasnosti_V_avtobuse-lovi.tv.mp4
Тема 5.
Транспортные средства и дорожное движение.
Маршрутные транспортные средства
Задачи: познакомить с маршрутными транспортными средствами; умение классифицировать транспорт;  развивать умение правильно ориентироваться в дорожных ситуациях; воспитывать внимание, умение быстро и правильно принимать решение в экстремальных ситуациях.    
 Оборудование: ТСО, компьютеры, мультимедиа, набор карточек, рисунки.     
Ход занятия:
- Чтоб жить, не зная огорчения,Чтоб бегать, плавать и летать,Ты должен правила движеньяВсегда и всюду соблюдать.
Поиск и формирование новой темы.
- Посмотрите внимательно на рисунок. Какие машины вы видите?- Чем отличаются эти машины от других? В чем их особенность?- Всегда ли они ездят с той же скоростью, что и другие виды транспорта? Почему?
Анализ ситуации:
На всю улицу раздался пронзительный сигнал сирены.
- Пропустите меня скорей! Я тороплюсь к больному! Ему очень плохо, он нуждается в срочной помощи! Я везу к нему врача. Не мешайте мне, дайте дорогу! – “кричала” машина с красным крестом.
- Так что же мы должны делать? Ведь, для нас горит разрешающий сигнал светофора? – подумал Сергей услышав сирену.- Действительно, как же быть пешеходам в этой ситуации? (Обсуждение ответа)
Изучение нового материала.
Мы живем в XXI веке. Каждый человек хотя бы 1 раз пользовался каким-нибудь транспортом. А что такое транспорт?
Транспорт — совокупность средств, предназначенных для перемещения людей, грузов, сигналов и информации из одного места в другое.
- Дороги и улицы городов и поселков заполняют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, тракторы и д.т. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.
-Сегодня мы с вами поговорим о видах транспортных средств. И я вам предлагаю отгадать загадки.
Что за чудо- синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. ( Автобус)
Многолюден, шумен, молод.
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут. ( Метро)
Дом чудесный- бегунок.
На своей восьмёрке ног.
День – деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам. ( Трамвай)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.( Трамвай)
Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит… ( Автомобиль)
Смело в небе пролетает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет
Что же это? (Самолет)
- Скажите, пожалуйста, что такое транспорт? (Слайд 2)
- Какой транспорт ездит по вашему селу?( Автомобиль, трактор, мотоцикл)
 - Какой транспорт в городе самый быстрый и удобный?
- Какой транспорт можно увидеть на вокзалах?
- Транспорт делится на три категории: (слайд 3)
транспорт общего пользования,
транспорт специального пользования,
личный или индивидуальный транспорт
К транспортам общего пользования относятся автобусы, трамваи, троллейбусы.
К транспортам специального назначения относятся пожарные, медицинские, аварийные и т.д. К личным транспортам относятся автомобили, такси.
По назначению транспорт делится на две категории: ( слайд 4)
пассажирский (перевозит людей),
грузовой (перевозит грузы).
По способу перевозок транспорт делится на: (слайд 5-14)
автомобильный
железнодорожный,
водный,
воздушный
Физкультминутка
« Мы пилоты- самолёты»
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливая серебром.( Самолёт)
- О чём загадка?
-Кто управляет Самолётом?
- Давайте поиграем в небольшую игру.
Мы пилоты, заводим двигатели, полетели…
Самолёты загудели,
Самолёты полетели, (руки в стороны, бег на месте)
На площадку тихо сели,
Да и снова полетели.
Викторина « Какой вид транспорта?»
На мои вопросы надо отвечать очень быстро. Кто первый поднимет руку. Попытаемся выявить знатока транспортных средств.
-Самолёт- какой вид транспорта?
- Какие воздушные виды транспорта вы знаете?
- Что есть у самолёта и нет у вертолёта?
- Транспорт, который плывёт по воде, называется как?
- Как называется транспорт, который перевозит разный груз?
- Назовите грузовой транспорт:
По воде? (баржа)
По земле? ( груз. машины)
По железной дороге? (тов. Поезда)
По воздуху? ( груз. самолёты)
Закрепление изученного материала
Задание1. -Карточки, с изображением транспорта различного вида, разделить на 4 группы по способу передвижения . - Как назвать одним словом .
- Какая карточка лишняя?
(учащиеся , каждой группы доказывают свой выбор.
Результаты групповой работы:
1 группа - автомобильный транспорт
2 группа - железнодорожный транспорт,
3 группа - воздушный транспорт
4 группа - водный транспорт
- Покажите оставшиеся карточки.
Подумайте, как называть одним словом этот транспорт? (предлагается набор слов: развлекательный, игровой, прочий, домашний, гужевой)Значение транспортных средств для человека.
- Какое значение в жизни человека имеют транспортные средства?
- На каком транспорте вы отправитесь в путь?
Игра « Передай билетик»
Дети делятся на две команды и по сигналу быстро передают билетик из рук в руки. Побеждает та команда, первая закончившая игру, т. е билетик нашёл своего последнего пассажира.
Релаксация. Звучит музыка и дети представляют на каком транспортном средстве едут.
Подведение итогов классного часа.
- Что нового узнали сегодня на занятии?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Понравилось ли вам?
Источники информации:
1. Виды транспортных средств.http://festival.1september.ru/articles/581821/2. Виды транспортных средств. nsportal.ru
Тема .Транспорт и пассажир.
Цели:
Формирование знаний учащихся о правилах пользования общественным транспортом, правил ожидания на остановке маршрутных транспортных средств.
Задачи:
Научить учащихся правилам поведения в общественном транспорте, на остановках маршрутных транспортных средств, при посадке и высадке из маршрутного транспорта;
Закрепить знания и представления младших школьников о безопасности дорожного движения
Оборудование: рисунки общественного транспорта, карточки со словами:
«автобус», «троллейбус», «трамвай», «такси», жетоны
за правильные ответы, дорожные знаки.
Ход классного часа
Организация внимания учащихся.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти!
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
II. Вступительное слово учителя.
- Мы все живём в век скоростей. По современным дорогам мчатся быстроходные автомобили, в воздухе летят сверхзвуковые лайнеры, по морям и океанам плывут быстроходные суда. Все вокруг торопятся, спешат…Сколько на улицах машин! И с каждым годом их становится всё больше.
- Для того чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы подчиняются строгим правилам дорожного движения. Знать и выполнять правила поведения на улице и дороге должны все: водители и пешеходы.
1 ученик. Обойти весь мир мечтаем,
К новым звёздам путь открыть.
А без правил – точно знаем! –
Нам с дорогой не дружить!
В будний день и в воскресенье,
Чтобы зря не рисковать,
Надо правила движения
Непременно уважать.
Правила движения
Достойны уважения.
III. Постановка проблемы
Регулировщик
Пассажир
Водитель
Пешеход
- Что можно сказать об этих понятиях?
- Что между ними общего? (Участники дорожного движения)
- Какие из этих понятий относятся к нам? (Являемся пассажирами, пешеходами)
- Кого опасность подстерегает в большей степени: пассажира или пешехода?
- Как избежать опасной ситуации пассажиру?
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (об обязанностях пассажира, правила пользования общественным транспортом)
- Рассмотрите рисунки общественного транспорта. В квадратиках напишите названия машин.
- Какой же транспорт называется общественным? (Общественный транспорт-принадлежит всем, предназначен для общего пользования)
- Итак, вы пассажиры. Пассажир – лицо, которое пользуется для передвижения каким – либо транспортом и не управляет им.
- Определите последовательность движения любого пассажира, распределите таблички в нужном порядке.
Учащимся предлагается набор табличек, которые нужно поместить на доску в порядке, предложенном ниже.
1.
На остановке
2.
При входе
3.
В транспорте
4.
При выходе
( С какого момента пешеход становится пассажиром?)
Мы
На остановке
Знаки

- Где можно увидеть эти знаки? К какой группе они относятся?
- Возможно ли опасная ситуация на остановке?
- Как ее избежать?
- Как вести себя на остановке?
- Как подходить к транспорту?
Сформулируем правила для пассажиров на остановке:
- Веди себя спокойно, не бегай.
- Не стой близко к проезжей части.
- К двери транспорта подходи после того, как транспорт полностью остановится.
При входе
Правила поведения пассажира при посадке.
- Необходимо ли соблюдение правил?
Работа в парах.
Задание. Выбрать верное правило-утверждение.
Как можно быстрее забегай в транспорт.
Не мешай выходу пассажиров.(+)
Соблюдай выдержку.(+)
Подталкивай впереди стоящих пассажиров.
Будь внимателен и острожен, чтобы не оказаться зажатым дверьми.(+)
- Какое утверждение, на ваш взгляд, неверно? Почему?
- Какие еще правила вы знаете?
Мы
В транспорте
- Возможно ли опасная ситуация в транспорте?
Учитель демонстрирует учащимся иллюстрации, изображающие поведение пассажиров в транспорте. (пассажиры толпятся около водителя; выглядывают в окно; громко разговаривают по телефону и т.д.)
- Выдвигаем правила для пассажиров:
1) Будь вежлив и внимателен.
2) Не задерживайся на ступеньках или около дверей.
3) Держись за поручни.
4) Не высовывайся из окон.
5) К выходу готовься заранее.
- Каков последний этап в маршруте пассажира?
После высадки
Учащимся демонстрируют иллюстрации, на которых изображены пассажиры:
А) ожидание транспорта
Б) обходящие транспортные средство.
- Что вы можете сказать о действиях пассажиров?
- Где изображены верные (неверные) действия?
- Нужно ли обходить транспорт после выхода? (Нет. Нужно подождать пока отъедет транспорт)- В чем опасность ситуации, когда пассажир выходит из транспорта? (Существует мертвая зона)
Мертвая зона- пространство, находящееся вблизи автобуса, почти вплотную к нему, так как оно не просматривается с водительского места.
- Где переходить дорогу после выхода из любого транспортного средства?
- Дорогу переходим только по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора.
- Давайте вспомним основные правила поведения на остановке и в транспорте, при посадке и высадке из маршрутного транспорта.
Для пассажиров транспорта существуют правила, которые необходимо выполнять.
Входите в автобус, троллейбус, трамвай спокойно, через заднюю дверь.
Выходите из автобуса, троллейбуса. Трамвая через переднюю дверь.
Начинать посадку в общественный транспорт можно после остановки, когда выйдут пассажиры.
Ожидайте автобус, троллейбус, трамвай на посадочной площадке, остановке или на тротуаре у указателя остановки.
При посадке в общественный транспорт соблюдайте порядок. Не мешайте другим пассажирам.
- Когда будете стоять на остановке трамвая, обратите внимание, что она всегда располагается перед перекрёстком.
Сойдя с трамвая, нужно дойти до перекрёстка и только там перейти дорогу.
Чаще всего остановка троллейбуса, автобуса находится за перекрёстком. Поэтому нужно дойти до пешеходного перехода или перекрёстка и только там переходить улицу.
Во время движения нельзя разговаривать с водителем, кричать, громко разговаривать, толкаться.
Уступай место инвалидам, пожилым людям, женщинам с маленькими детьми или просто людям старше себя.
Место остановки общественного транспорта обозначается информационно – указательным знаком.
VI. Закрепление. Викторина « Я – пассажир»
- За каждый правильный ответ получаете жетон. По окончании викторины узнаем, кто из вас знает лучше правила поведения в общественном транспорте.
Что такое общественный транспорт?
Где нужно ожидать автобус, троллейбус, трамвай?
Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?
Как надо входить в автобус, троллейбус, трамвай?
Как переходить улицу, сойдя с трамвая?
Где чаще всего находится остановка троллейбуса и автобуса?
Как можно переходить улицу, сойдя с автобуса и троллейбуса?
Каков порядок посадки и выхода из общественного транспорта
Как должны вести себя пассажиры в общественном транспорте?
10) Какими дорожными знаками обозначается место стоянки общественного
транспорта?
VII. Подведение итогов.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Оцените свою работу.
- Все ли у вас получалось?
Тема 7.
Заключительный урок курса «Праздник Юного пешехода».
Цель: обобщение знаний, умений и навыков элементарных правил поведения на дороге.
Задачи:
1. Обучающие:
Проверить требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах, сформированность умений применять их на практике, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
Содействовать воспитанию сознательного отношения к выполнению правил дорожного движения;
Содействовать воспитанию культуры поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Рекомендации к плану проведения праздника:
Игра на примере телевизионной игры «Вопрос на засыпку».
Практическое занятие на спецплощадке «На дороге в городе». Решение ситуативных задач.
Вручение удостоверений «Юного пешехода».