Презентация к родительскому собранию Школа, семья и психическое здоровье школьника


Какой смысл вы вкладываете в понятие «здоровье»? Существует несколько трактовок понимания здоровья:а) здоровье как отсутствие заболеваний; б) здоровье как умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их. Что, в вашем понимании, есть психическое здоровье человека? Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности  регуляцию поведения и деятельности человека. Психическое здоровье выступает как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата. (Слободчиков В.И.). Психическое здоровье свидетельствует о наличии душевных сил, необходимых для нормальной жизнедеятельности: человек ясно мыслит, его воля не парализована, он способен контролировать свое поведение, ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность и т.п., и является предпосылкой здоровья психологического. Если человек знает о приемах поддержания здоровья, значит ли это, что он обязательно ведет здоровый образ жизни? Нет. Многие школьники (да и взрослые люди) знают принципы здорового образа жизни, но (увы!) не следуют им. Чтобы стать действенным фактором поведения, они должны стать убеждениями. А это - задача и семьи, и школы. Что такое стресс? Это напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей. К чему, по - вашемy, сводится забота о здоровье вообще и о психическом здоровье в частности? Забота о здоровье сводится не только к отсутствию вредных привычек, здоровой пище и физической нагрузке. Некоторые исследователи уверены, что, в первую очередь, физическое здоровье зависит от душевного равновесия. От чего зависят сила и продолжительность стресса? Они очень велики у людей, ставящих перед собой недостижимые цели (например, всегда быть лучшим), пытаются контролировать события, которые от них никак не зависят, не способны корректировать свое поведение в соответствии с ситуацией. Чем опасен стресс? Стресс нарушает наши отношения с другими людьми, создает проблемы в семье (а у детей - в школе). Возрастает вероятность конфликтов, после которых человек мучается чувством вины . Что такое дистресс? Различают стресс мобилизующий и стресс разрушительный, безусловно, вредный для здоровья. Стресс переходит в дистресс в тех случаях, когда поиск выхода из тупика сменяется отказом от дальнейшей борьбы. Воздействия нарушающие психическое здоровье детей Стрессогенная тактика педагогических воздействий – это систематическое использование окриков или так называемых («психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении. Перегрузка - интенсификация учебной деятельности - один из факторов роста нервно-психических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реaлизацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе . Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня в заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. За последние пять лет около 2000 женщин совершили убийство своих новорожденных детей. Каждое шестое преступление в cтpaнe совершают женщины, из которых 80 % - матери. Беспокоит и другое. В благополучных семьях царят жестокость, грубость, какой-то командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый -термин - синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев, ночующих на вокзалах. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений; у подростка функционируют не так, как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками. Зависимости. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего - это уход от реальности, которая в чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. В О П Р О С Ы 9 классОтвет Да 1. Я часто сижу, сгорбившись, или лежу с искривленной спиной. 7 2. Я ношу сумку (часто тяжелую) обычно в правой руке 3 3. У меня есть привычка сутулиться. 3 4. Я чувствую, что мало (недостаточно) двигаюсь. 2 5. Я не занимаюсь оздоровительной гимнастикой (физзарядка, участие в спортивных секциях, плавание). 4 6. Я занимаюсь тяжелой атлетикой (поднятием тяжестей). 1 7. Я питаюсь нерегулярно, кое-как. 7 8. Нередко читаю при плохом освещении лежа. -------- 9. Я не забочусь о своем здоровье. 1 10. Бывает, я курю. 2 11. Помогает ли тебе школа заботиться о здоровье? а) да; б) нет; в) затрудняюсь oтвeтить. А11 Б- В- 12. Помогли ли тебе занятия в школе создать дома полезный для здоровья образ жизни? а) да; б) нет; в) затрудняюсь oтвeтить. А7 Б2 В2 13. Какие для тебя состояния наиболее типичны на уроках? а) безразличие; б) заинтересованность; в) усталость; г) со­средоточенность; д) волнение; беспокойство; е) что-то другое. А- Б8 В6 Г4 Д4 Е2 14. Как, по твоему мнению, влияют учителя на твое здоровье? а) заботятся о моем здоровье; б) наносят здоровью вред ме­тодами своего преподавания; в) подают хороший пример; г) пoдают плохой пример; д) учат, как беречь здоровье; е) им безразлично мое здоровье. А4 Б1 В7 Г- Д8 Е- 15. Как обстановка в школе влияет, по твоему мнению, на здоровье? а) не оказывает заметного влияния; 6) влияет плохо; в) влияет хорошог) затрудняюсь oтвeтитъ. А3 Б1 В3 Г4 Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья Благополучными считаются результат, составляющий более 6 баллов.«Зона риска»- более 12 баллов. 9 класс2 ученика - 2 балла3ученика - 3 балла1 ученик - 4 балл2 ученика - 5 баллов1 ученик - 6 баллов2 ученика - 7 баллов27% учащихся 9 класса имеют - благополучный результат Интерпретация результатов Наиболее частые нарушения психического здоровья школьников: Синдром дефицита внимания, Компьютерная зависимость, Аддиктивные формы поведения, Временная некомпетентность. Синдром дефицита внимания - наиболее частая форма хронических нарушений поведения в детском возрасте. Это состояние, при котором способность к концентрации внимания у ребенка отстает, от его психического развития, не соответствует возрасту и сочетается с выраженной импульсивностью и гиперактивностью. При этом большинство детей с таким синдромом имеют хорошие интеллектуальные способности, но они неуспешны из-за гиперактивности, невнимательности, отвлекаемости. При увеличении учебной нагрузки проблемы детей с синдромом дефицита внимания, как правило, значительно обостряются. Во время уроков им сложно справиться с заданиями; так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, письменные работы выглядят неряшливо, в них много недочетов. Частая ошибка родителей и педагогов при воспитании такого ребенка - требовать от него сосредоточенного внимания, усидчивости и сдержанности. Aддиктивныe формы поведения - сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, скрытый комплекс неполноценности в сочетании с внешне проявляемым превосходством, стремление говорить неправду, обвинять других, уходить от ответственности в принятии решений, стереотипность, повторяемость поведения. Дети с такими формами поведения трудно переживают затяжной конфликт, что приводит к агрессии, самоизоляции или компьютерной зависимости. Компьютерная зависимость. Учащиеся, склонные к ней, активно стремятся изменить не удовлетворяющее их психическое состояние, которое они считают чаще всего «скучным», «серым». Они не могут найти в реальной действительности того, что способно надолго привлечь их внимание, увлечь, обрадовать. Такие яркие переживания дают им компьютерные «войны» и «стратегии». Если ребенок на ваш запрет реагирует бурно, протестует и пытается демонстративно шантажировать вас, стоит задуматься, так ли безобидно это увлечение. Временная некомпетентность - один из серьезных стрессогенных факторов. Примеры временной некомпетентности: неспособность четко рассчитать свое время в процессе выполнения контрольной работы, неумение планировать внешкольное время так, чтобы его хватило и на выполнение домашней работы, и на отдых, неумение рассчитывать силы во время полготовки к экзаменам и т.д. Для таких учащихся характерно погружение в психологическое прошлое или, что встречается гораздо чаще - в нереалистичное будущее. Во многих случаях у них неадекватная самооценка, повышенный уровень тревожности, страх перед будущим. Расстройство временной перспективы - причина многих психологических проблем. Подростки с такой проблемой отличаются слабой устойчивостью к стрессовым ситуациям и низкой адаптивностью. Это напрямую связано с психологическим здоровьем.