Рекомендации по подготовке к заданию 29 в ЕГЭ по обществознанию


Бодах Надежда Николаевна
МБОУ«СОШ №92» г. Новокузнецк
Рекомендации по подготовке к заданию № 29 в ЕГЭ по обществознанию.
Эссе — прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо.
 Требования, предъявляемые к эссе:
Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной;
Эссе не должно содержать лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия позиции, идеи;
Эссе должно быть логичным, четким по структуре;
Эссе должно показывать, что автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи;
Эссе должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме, позиции.
Структура эссе:
Начало (актуализация заявленной темы эссе) - 20%
Тезис. Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих личное мнение (позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса (при опровержении) - 60%
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) - 20%
Пояснения:
Тезис — суждение, которое надо доказать.
Вывод — мнение, основанное на анализе фактов.
Оценочные суждения — мнения, основанные на убеждениях, верованиях, взглядах.
В качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Для удобства накопления и последующего использования можно воспользоваться:
Вступление Основная часть Заключение
Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Во-первых, ...Во-вторых, ...В-третьих, ... Таким образом, ...
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Рассмотрим несколько подходов...Например, ... Подведем общих итог рассуждению...
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Проиллюстрируем это положение следующим примером... Итак, ...
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Для полемического эссе:С одной стороны, ...С другой стороны, ... Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания...
Алгоритм написания эссе:
внимательно прочитайте все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;
выберите ту, которая будет отвечать следующим требованиям: а) интересна Вам; б) Вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме Вам есть что сказать (Вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);
продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);
набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если Вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, Ваше эссе может носить полемический характер);для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;
просмотрите подобранные иллюстрации (примеры): использовали ли Вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, знания законодательства и т.д.);
продумайте, какие литературные приемы Вы будете использовать, чтобы сделать язык Вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);
придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему Вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору и т.д.);
изложите свою точку зрения, сформулируйте общий вывод работы.
Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:
структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);
искренность тона (избегайте слишком эмоциональных, экспрессивных определений);
единство стиля (в работе не следует перескакивать с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
объем эссе (работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);
привлекательность работы, ее индивидуальность (есть ли в работе что-то особенное).
Приведем в пример один вариант эссе по теме:"Человек, властвуя над другими утрачивает свою свободу" (Ф. Бэкон)
Выбранная цитата раскрывает проблему ответственности властителя перед признавшим его. Проблема особенно актуальна в наши дни, из - за выборов президента РФ, который возьмет ответственность за всю страну.
Автор цитаты, английский философ и историк Ф. Бекон, считает, что человек, получивший власть в свои руки, не должен думать о своей выгоде, а должен заботиться о благосостоянии доверившегося ему общества. Так же власть должна основываться на самопожертвовании себя интересам и заботе подчиненного себе. В обществознании понятие свобода трактуется как возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей.
Отсюда полагаю, что автор прав. Первоклассный властитель будет всегда находиться в центре внимания, следовательно он является эталоном, для соответствия которому необходимо жертвовать своими привычками, желаниями и интересами.
В пример можно привести должность президента США. Вступающий на эту должность человек лишается права общаться по мобильному телефону. Это ярко иллюстрирует утрату своей личной свободы во благо безопасности страны.
Так же можно рассмотреть пример, когда человек становиться хозяином домашнего животного. С этого момента человек не может поехать в отпуск, не позаботившись о содержании и присмотром за своим питомцем. Таким образом, человек, получающий власть над кем-либо, должен понимать, что власть это не только получение блага, но и взаимная отдача.