Тема урока по русскому языку: «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ»


ФИО: Аникина Лидия Ивановна
Предмет: русский язык
Класс 11
Тема урока: «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Аудиословарь “Русский устный” эорЗвуковой файл
039 http://www.gramota.ru/radiosafonova.html
2
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/efd3618c-da7c-0f38-028d-8808c0a2d9ee/view/" \t "_blank" Орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов). Для ученикаЦОР тест http://school-collection.edu.ru/catalog/res/efd3618c-da7c-0f38-028d-8808c0a2d9ee/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8
3
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd6217e1-09d0-10ad-e6e0-011074a708de/view/" \t "_blank" Развитие речи. Комплекс упражнений повышенной сложностиЦОР Интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd6217e1-09d0-10ad-e6e0-011074a708de/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8
4
HYPERLINK "http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e34c5315-b45d-b981-4a7b-09922635d6b9/view/" \t "_blank" Развитие речи. Основной комплекс упражнений по развитию речиЦОР ОМС http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e34c5315-b45d-b981-4a7b-09922635d6b9/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8
2.СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный момент Слайд 1 Задает вопросы, корректирует формулировку темы и задач урока, записывает число и тему на доске Отвечают на вопросы, формулируют тему и задачи урока, записывают число и тему в тетрадь 2
2 Ввод орфоэпической информации 1 Обеспечивает прослушивание; контролирует правильность произношения и написания Записывают необходимые слова, произносят правильно
3
3 Актуализация знаний Слайд 2, 3 Дает задание, контролирует правильность ответов Работают у доски, комментируют свои записи; работают с текстом слайда, проверяют слайдом правильность ответов 10
4 Контроль знаний Слайды 4,5 Предоставляет тест для работы и проверки, дает задание Выполняют тест, проверяют свою работу 3
5 Введение основной информации Слайды 6,7,8 Объявляет задание и предоставляет материал для его выполнения, корректирует составление алгоритма и работу с текстом по алгоритму,организует представление клише, диктует предложение.
Организует необходимую работу с предложением; демонстрирует типовые конструкции формулировки Отвечает на вопросы; контролирует правильность ответов. Составляют алгоритм, задают вопросы, работают с текстами по алгоритму, записывают формулировку. Записывают и разбирают предложение, задают вопросы.
выявляют логическую задачу«4-лишний», знакомятся с клише. 20
6 Актуализация знаний Слайд 11 Предоставляет предложения для редактирования, отвечает на вопросы, организует проверку Знакомятся с заданием, выполняют его, задают вопросы, проводят самооценку по слайду-ключу 7
7 Закрепление полученных знаний и практическое применение их 2,3
Слайды 9,10 Дает дифференцированные задания, отвечает на вопросы, индивидуально консультирует Знакомятся с заданиями, выполняют задания, задают вопросы, проверяют выполненное25
8 Контроль знаний 4 Предоставляет задание, комментирует его, оценивает работу учеников Знакомятся с заданием и выполняют его 20
9 Итоги урока Задает обобщающие вопросы, оценивает деятельность учеников на уроке, выставляет и комментирует оценки, дает задание на дом и комментирует его Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания, знакомятся с оценками и домашним заданием 5
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
развития речи по теме
"Способы выявления и формулировка проблемы в сочинении на ЕГЭ"
Цель и задачи урока.
Цель: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.
Задачи:
Обучающие: повторить ранее изученный материал по теме “Типы проблем”;
развивающие: отработать алгоритм формулировки проблемы, умение вычленять из текста проблему и формулировать ее письменно, закрепить навыки произношения и правописания;
воспитательные: воспитание культуры речи, нравственное и экологическое воспитание.
Тип урока: развитие речи
Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: компьютерный класс, проектор, экран, интернет
Продолжительность: 2 урока по 45 минут
Технологии: PowerPoint презентация, Звуковой файл 039_Russkii_ustnii_abcent.mp3; электронный тренажер из ЕКЦОР
Программное обеспечение:
Звуковой файл 039_Russkii_ustnii_abcent.mp3 (Аудиословарь “Русский устный” на портале “Грамота.ру”) в записи; презентация в PowerPoint; электронный тренажер из ЕКЦОР
Аннотация.
Данный урок является третьим (всего 16 занятий) в группе уроков по подготовке экзаменационного сочинения-рассуждения. Уроки могут быть включены в тематический план как развитие речи в 10-11 классах; возможно распределение тематики на кружковых, факультативных занятиях, а также проводить их в форме консультаций. На представленном уроке формируются навыки написания той части сочинения, в которой выпускник должен выявить проблему в предложенном тексте, сформулировать ее и записать. Урок сочетает в себе различные задания таким образом, чтобы оптимально решить поставленные задачи: необходимая словарная работа, предупреждение грамматических ошибок, повторение типов проблем, построение алгоритма поэтапных действий формулировки проблемы, тренировочные тесты и контроль знаний. Использование ЦОР позволяет учителю организовать индивидуальную дифференцированную деятельность учеников, дает возможность обучающимся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности а также увеличить объем выполняемых заданий на этапе тренировочных упражнений.
Ход урока
Оргмомент. Слайд 1Вопросы классу:
- Готовясь к экзаменационному сочинению, мы составили план этой подготовки. Два урока согласно плану уже прошли. Чему мы научились?
- Каков следующий этап? Чему посвятим сегодняшнее занятие?
- Какие задачи поставим перед собой?
Запись числа и темы.
Орфоэпическая зарядка. 2
- В начале урока пополним орфоэпические и лексикологические знания, необходимые при подготовке и сдаче ЕГЭ. Прослушайте файл, сделайте необходимые записи и подумайте, с проблемами какого плана будут связаны ваши записи.
Прослушивание звукового файла 039 аудиословаря “Русский устный”, в ходе которого учащиеся делают записи в акцентологический словарик тетради-справочника..( Слова и выражения связаны с проблемами политическими и социальными.)
3. Актуализация знаний.
3.1 Фронтальный опрос по типам проблем.
- Какие типы проблем вам известны?
(6 учеников выходят к доске, записывают известные им типы проблем: нравственные, социальные, психологические, философские, экологические, эстетические - , комментируют их, перечисляют возможные проблемные вопросы)
3.2 Определение типа проблемы в тексте В. Распутина о Байкале(Слайд 2) и проверка правильности ответов. (Слайд 3)
3.3 Контроль знаний: тест «Проведите соответствие» и самооценка по ключу. (Слайды4, 5)
4. Изучение новой темы
4.1 – Чтобы четко знать, какие действия предстоит выполнить при выявлении проблемы, давайте составим алгоритм поэтапных действий. (Один ученик записывает на доске, остальные устно участвуют в составлении алгоритма)
Составление алгоритма выявления проблемы в публицистическом и художественном текстах. Алгоритм в распечатанном виде раздается ученикам. Приложение 1(Слайд 6)
4.2 Выявление и формулировка проблем в текстах. (по Распутину и «Два богача») (Слайды3, 7)
4.3 Этап формулировки проблемы.
- Чтобы быстро и правильно сформулировать и записать предложение о проблеме, нам необходимо воспользоваться клише. Давайте познакомимся с этим понятием и вначале решим логическую задачу:
«4- лишний»
образец, шаблон, штамп (языковой), клише
- Что же такое клише? Для полного и правильного ответа поработаем с предложением.
4.4 Синтаксический разбор предложения. Тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, или клише, которые обеспечивают наиболее легкий, экономичный и точный путь передачи информации.
4.5 Знакомство с типовыми конструкциями (клише) для формулировки проблемы. Клише в распечатанном виде раздаются ученикам. Приложение 2. (Слайд 8)
4.6 - Давайте обратимся к критериям оценки экзаменационного сочинения и посмотрим, что проверяет эксперт и сколько баллов можно «заработать» на этом пункте сочинения.
Критерии оценки пункта «Формулировка проблемы» в ЕГЭ: Что проверяет эксперт?
4.7 Предупреждение возможных грамматических ошибок при составлении предложений по теме урока. Редактирование предложений. Коллективная комментированная работа и проверка. Распечатанные карточки с предложениями раздаются ученикам. Приложение 3. (Слайд 11, 12)
5. Практическое применение полученных знаний.
5.1 Тест. Выберите правильную формулировку проблемы в следующем тексте: (по Гранину) (Слайд 9)
5.2. Сформулируйте проблему, используя алгоритм в тексте по Б. Шкловскому, укажите номера правильных ответов. (Слайд 10) и индивидуальная работа на электронном тренажере. Задания подбирает учитель соответственно подготовке обучающегося и степени усвоения нового материала. Электронный тренажер http://school-collection.edu.ru/catalog/res/efd3618c-da7c-0f38-028d-8808c0a2d9ee/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8 (Орфография, пунктуация и развитие речи (построение текстов. Для ученика) и http://school-collection.edu.ru/catalog/res/dd6217e1-09d0-10ad-e6e0-011074a708de/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8 (Развитие речи. Комплекс упражнений повышенной сложности) 6.Контроль знаний . Сформулируйте и запишите проблему текста.
Эор - (Развитие речи.Основной комплекс упражнений по развитию речи) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e34c5315-b45d-b981-4a7b-09922635d6b9/?from=e92131e2-85b9-ee62-b9c8-d8c08dc1b5f&interface=catalog&class=53&subject=8
Задания дифференцируются.
Итоги урока. Учитель задает вопросы обобщающего характера:
- Какие знания мы получили на уроке?
- Из каких этапов состоит алгоритм формулировки проблемы?
- Зачем нужны клише?
-Какие клише возможны для использования на данном этапе сочинения-рассуждения?
Домашнее задание: составить текст 2-х первых абзацев экзаменационного сочинения (1 – начало сочинения, 2 – формулировка проблемы) по вариантам ЕГЭ.
Приложение 1
Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке
Прочтите текст и выявите основную мысль текста.
Запишите ее в виде законченного предложения.
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Типовые конструкции (клише) для формулировки проблемы
Проблема (какая?)
> сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д. Проблема (чего?)
> воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.Типовые конструкции
- Автор размышляет над проблемой...
- Автор текста затрагивает проблему...
- В центре внимания автора проблема...
- В тексте (имя и фамилия автора в род.п.) поднимается проблема...
- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме...
- Текст (имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
- (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...
- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Отредактируйте предложения, устранив речевые и грамматические недочеты
1. Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах.
2. Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман
3. В тексте поднимается проблема национализма народов.
4. Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов.
5. Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации?