Из опыта работы Проблемное обучение на уроках истории и обществознания

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370


Из опыта работы
Учителя истории и обществознания первой квалификационной категории Черний Е. Г.



Проблемное обучение на уроках истории и обществознания

На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Проблемный метод обучения - есть совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через активную мыслительную деятельность, содержащую постановку и решение продуктивно – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как тема урока;
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2)подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим примом;
3)побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) создания проблемной ситуации - означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации -представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Изучение истории и обществознания основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.
Этапы проблемного обучения.
I. Разработка проблемных вопросов.
Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.

Примеры проблемных вопросов по истории.
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию.
Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в России: за и против».
Независимость судебной власти: миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.
Через углубление проблемного вопроса;
Через поиск разных граней его решения;
Через сопоставление разных вариантов ответов.
III. Формы решения проблемных ситуаций.
Дискуссия;
Научный спор;
Проблемная лекция;
Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II»
(История России 11 класс.)
Проблемный вопрос к уроку:
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
1 групп - поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II-«Кровавый».
2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».
Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.
Результаты поисково – исследовательской работы.
1 группа.
Факты:
Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
«Кровавое воскресение», 1905 год.
Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.
2 группа.
Факты:
Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
Расстрел царской семьи.
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
Многие считали его слабым правителем;
Многие считали его идеальным семьянином;
НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
1. Задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события. Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на СССР, другие же заявляют, что И.В.Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно работать по группам одновременно по всем трем точкам зрения, что разнообразит и обогатит урок.
2.Задачи на противоположные высказывания одного человека.
Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.



Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.
Блок проблемных уроков по истории.
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.
Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или.?
Проблемное домашнее задание: каково влияние среды на становление личности Ивана IV?
Урок 2. Реформы 50-х гг.
Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?
Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?
Урок 3. Опричнина.
Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?
Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?
Урок 4. Внешняя политика России при Иване IV.
Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?
Проблемное домашнее задание: какие внутренние и внешние изменения произошли в развитии России во времена Ивана IV?
Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.
Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.
Вопросы:
Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
Ваше отношение к личности Ивана IV.
Альтернативные пути развития России при Иване
Рекомендации по применению проблемного обучения.
Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:
1.Изучение истории и обществознания основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.
2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.
Технологическая карта урока
Тема (тип урока):
Цели урока по линиям развития личности
Варианты формулирования целей


Картина мира в фактах
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира

Картина мира в понятиях
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира

Историческое мышление
Учить (на таком-то материале) решать задачи по
выявлению причинно-следственных связей (каких) в развитии общества

Нравственное самоопределение
Создать ситуации, требующие выбора
Способствовать формированию

Культурное, гражданское,
патриотическое самоопределение
Создать ситуации, требующие выбора
Способствовать формированию


План урока (примерная форма)*
Этапы урока
(порядок этапов
может определять
учитель при проектировании)

Организация этапа
(доска и оборудование)

Основное содержание этапа



Учитель
Ученик

Создание проблем_
ной ситуации,
проблема
выдвижения версий

Побуждающий/
подводящий диалог.
Работа с текстом,
иллюстрацией, письменным заданием,
фрагментом фильма. Формы работы: в
парах/ в группах/индивидуально


Первый факт
Второй факт

Проблема


Актуализация
знаний,
планирование
деятельности



Что знаем?
Что нужно узнать?

(Варианты ответов)





Выводы
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

15