Программа кружка Занимательный русский язык 1-3 классы


Программа предметного кружка
по русскому языку
«Занимательная грамматика»
(в соответствии с ФГОС)
Пояснительная записка
Данная программа разработана в соответствии с нормативнымидокументами:
- - приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «06 утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
-- приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «0 внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «06 утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
— письмом департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «06 организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ Кудиновской СОШ Внеурочная деятельность, как составная часть основной образовательной программы МБОУ Кудиновской СОШ, является специально организованной деятельностью обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения.МБОУ Кудиновская СОШ в соответствии с п. 6.1 ст. 29 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования на основе выделения субвенций в соответствии с региональными нормативами для реализации основной образовательной программы.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель и задачи курса.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, всего 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе) – 33 занятия, по 45 минут в 2-4 классах – по 34 занятия. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
Проведение занятий в 1—4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя.
Каждое занятие, за исключением занятий под названием «Игротека», имеет следующую структуру: 1. Работа над темой занятия. 2. «Занимательный привал» (переключение с основного вида деятельности, подчинённого теме занятия, на другой - отвлечённый, а также проведение физкультминутки). 3. Продолжение работы над темой. 4. «Мишуткина академия» (рубрика, представляющая собой три вопроса тестового характера, готовящих школьников к участию в конкурсе «Русский медвежонок»). 5. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Каждое четвёртое занятие имеет название «Игротека» и носит повторительный характер для трёх предыдущих занятий. Оно строится на играх и игровых заданиях. В нём отсутствует рубрика «Мишуткина академия».
Начиная со 2-го класса рабочие тетради «Занимательный русский язык» заканчиваются занятием, содержащим задания, аналогичные задачам конкурса «Русский медвежонок».
Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметне результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).Признаки гласных и согласных звуков.Буквы русского алфавита.Родственные слова. Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.Объединять слова в группы.Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 - го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.Разбирать слова по составу.Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.Писать НЕ с глаголами.Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).Главные члены предложения.Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.Разбирать предложения по членам предложения.Обозначать на письме интонацию перечисления.Разбирать слова по составу.Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.Писать правильно слова с удвоенными согласными.Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.Определять число, время глаголов.Писать НЕ с глаголами.Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4-го класса
учащиеся должны знать:
-отличительные признаки основных языковых единиц;
- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;
-слова, словосочетания, предложения, текста;
-основные орфографические и пунктуационные правила;
-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;
- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями
Средства, необходимые для реализации программы:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)

П/П ТЕМА ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Дата проведения
план факт
1. Речь устная и письменная Зачем людям нужна речь? Что такое речь устная. Что такое речь письменная 2.09 2. Что такое слово? Слово - это название предметов, явлений, действий и т.д. Знакомство с ребусом 9.09 3. В мире звуков Уточнение представления детей о звуках. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух» 16.09 4. Игротека Формулировка смыслового значения слова. Понятие «рифма» 23.09 5. Звуки и буквы — не одно и то же В чём заключается различие между звуками и буквами 30.09 6. Что такое метаграммы? Знакомство с метаграммами. Разгадывание метаграмм 7.10 7. Жили-были гласные и согласные Отличия гласных звуков и букв от согласных. Упражнение в определении в слове гласных и согласных букв 14.10 8. Игротека Повторение: буквы и звуки; буквы и звуки гласные и согласные. Разгадывание метаграмм 21.10 9. Волшебник Ударение Роль ударения в слове. Понятие «омограф» 28.10 10. Такие разные согласные Способы отличия твёрдых согласных звуков от мягких 11.11 11. Такие разные, разные согласные Парные и непарные звонкие и глухие согласные 18.11 12. Игротека Поиск омографов в предложениях. Определение ударного слога в слове. Упражнение в умении различать гласные и согласные, согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Решение метаграмм. Рифмование слов 25.11 13. Русские народные загадки Знакомство с загадкой как с жанром устного народного творчества. Выделение свойств и признаков загаданного предмета 2.12 14. Зачем шипят шипящие? Уточнение знаний о шипящих согласных. Знакомство с понятием «пантомима» 9.12 15. Познакомьтесь: алфавит! Обобщение знаний учащихся об алфавите. Упражнение в правильном назывании букв и звуков 16.12 16. Игротека Разгадывание русских народных загадок. Упражнение в произнесении скороговорок. Запись слов в алфавитном порядке 23.12 17. Привет, пословица! Упражнение в выявлении скрытого смысла пословицы 13.01 18. Поговорим о предложении Разновидности предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). Упражнение в умении различать данные предложения, приводить примеры 20.01 19. Ещё немного о предложении Разновидности предложений по интонации. Упражнение в умении различать данные предложения, произносить с соответствующей интонацией 27.01 20. Игротека Понятие «шарада». Упражнение в умении разгадывать шарады. Подбор пословицы к тексту.
Придумывание предложений, разнообразных по цели высказывания и по интонации 3.02 21. Знакомимся с анаграммами Понятие «анаграмма». Упражнение в умении разгадывать анаграммы 10.02 22. Что такое текст? Уточнение знаний учащихся о тексте. Упражнение в умении составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста 17.02 23.
24. Что мы пишем с большой буквы?
Игротека Правила написания заглавной буквы. Упражнение в умении писать с заглавной буквы имена собственные
Разгадывание анаграмм. Придумывание анаграмм к данным словам. Определение темы и основной мысли текста. Упражнение в написании имен собственных с заглавной буквы 24.02 25. 0 безударных гласных Уточнение знаний учащихся о безударных гласных в корне, требующих проверки, и о способе их проверки. Упражнение в умении подбирать проверочные слова, исправлять допущенные ошибки 3.03 26. О парных звонких и глухих согласных Уточнение знаний учащихся о правописании парных согласных в словах. Упражнение в умении подбирать проверочные слова 10.03 27. Слова-приятели Знакомство с понятием «синоним». Упражнение в умении подбирать синонимы к данным словам, находить среди слов синонимичные пары 17.03 28. Игротека Упражнение в написании безударных гласных и парных согласных в корне, нахождении среди группы слов синонимов, подборе синонима к данному слову 7.04 29. Слова-неприятели Знакомство с понятием «антоним». Упражнение в умении подбирать антонимы к словам, находить антонимичные пары в группе слов 14.04 30. Волшебное слово предлог Знакомство с предлогами. Упражнение в умении подбирать подходящие по смыслу предлоги, писать их раздельно со следующим словом 21.04 31. Что за зверь такой - фразеологизм? Знакомство с фразеологизмами и их значениями. Упражнение в умении подбирать к ситуации соответствующий фразеологизм 28.04 32. Игротека Понятие «омоним». Упражнение в умении различать синонимы, антонимы, омонимы, вставлять в предложение подходящие по смыслу предлоги, соотносить фразеологизмы и их значения 5.05 33. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» Решение головоломок 12.
05 2 класс (34 часа)
№ п/пТЕМА ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Дата проведения
план факт
1. Что мы знаем о звуках и буквах Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Понятия: «фонетика», «фонема», «фонематический слух» 2. Что такое лексика? Понятия: «лексика», «лексикон», «лексическое значение слова» 3. Однозначные и многозначные слова Слова, имеющие одно и несколько лексических значений 4. Игротека Повторение: звукобуквенный разбор слова; лексическое значение слова; однозначные и многозначные слова. Тематические группы слов 5. Слова-братья Синонимы. Подбор синонимов. Исключение лишнего слова из ряда синонимов 6. Слова - наоборот Антонимы. Подбор антонимов. Вычленение антонимов из текста 7. Пословица недаром молвится Пословицы - кладовая народной мудрости. Скрытый смысл пословицы. Подбор пословицы, выражающей главную мысль текста 8. Игротека Повторение: подбор синонимов, антонимов, вычленение их из текста; выявление скрытого смысла пословиц 9. И снова пословицы, пословицы, пословицы... Игры с пословицами 10. Играем со словарными словами Игры со словарными словами 11. Анаграммы Разгадывание анаграмм 12. Игротека Повторение: пословицы; анаграммы; словарные слова 13. Секреты некоторых букв Особенности букв Я, Е, Ё, Ю. Разделительный твёрдый знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак 14. Шарады, анаграммы и метаграммы Разгадывание шарад, анаграмм, метаграмм 15. Ещё раз о синонимах и антонимах Создание синонимичных и антонимичных пар. Вычленение синонимов и антонимов из выражений и текстов 16. Игротека Повторение: мягкий знак как показатель мягкости согласного звука и разделительный мягкий знак; вычленение синонимов и антонимов из текста 17. Слова, обозначающие предметы Имя существительное как часть речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные 18. Слова, обозначающие действия предметов Глагол как часть речи. Упражнение в изменении глаголов по временам (без терминологии) 19. Слова, обозначающие признаки предметов Имя прилагательное как часть речи. Различение имён прилагательных по вкусу, размеру, форме, цвету. Имена прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы 20. Игротека Повторение: различение частей речи; одушевлённые и неодушевлённые предметы; подбор синонимов 21. Текст. Тема. Главная мысль Упражнение в определение темы и основной мысли текста. Составление рассказа по картинкам 22. Заголовок - всему голова Роль заголовка. Заголовок отражает тему или главную мысль текста. Особенности заголовков 23. Работаем с фразеологизмами Фразеологизмы — сочетания слов, имеющие целостное значение. Фразеологизм и его значение. Употребление фразеологизмов в речи 24. Игротека Повторение: текст, тема, основная мысль, заголовок текста; фразеологизмы и их значения 25. И снова пословицы Игры с пословицами 26. Еще раз о фразеологизмах Игры с фразеологизмами 27. Русские народные загадки Разгадывание русских народных загадок 28. Игротека Повторение: пословицы; фразеологизмы; русские народные загадки 29. И вновь словарные слова Игры со словарными словами 30. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы Упражнение в различении частей речи 31. Какие слова русского языка помогают называть качества характера Понятие «качества характера». Многообразие имен прилагательных, служащих для характеристики человека 32. Игротека Повторение: имена существительные, глаголы, имена прилагательные; имена прилагательные для определения качеств характера человека; словарные слова 33. Повторяем... Пословицы, близкие по смыслу; разгадывание русских народных загадок. 34. Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок» Решение головоломок 3 класс (32 часа)
.№ ii/ii ТЕМА ЗАНЯТИЯ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ Дата проведения
план факт
1. Да здравствует русский язык! Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы 7.09 2. Вежливые слова Систематизация вежливых слов 14.09 3. Поговорки и пословицы Чем отличается поговорка от пословицы. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки. Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок 21.09 4. Игротека Повторение: народные загадки, пословицы, фразеологизмы 28.09 5. Запоминаем словарные слова Игры со словарными словами 05.10 6. Растения во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу», «отделять плевелы от пшеницы», «дело табак» 12.10 7. Животные во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козы барабанщик», «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» 19.10 Игротека Повторение: словарные слова; растения и животные во фразеологизмах 8. Я не поэт, я только учусь... Рифма. Ритм. Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифмовок 26.10 9. Как Морфология порядок навела Упражнение в различении частей речи 02.11 10. Игры с пословицами Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц 16.11 11. Игротека Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах. Различать части речи 23.11 12. И снова животные во фразеологизмах Значение и происхождение фразеологизмов: «три кита», «ход конём», «газетная утка», «валаамова ослица» 30.11 13. Кое-что о местоимении Местоимение - часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения в косвенных падежах 07.12 14. Познакомимся поближе с наречием и числительным Наречие — неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное — часть речи. Числительные количественные и порядковые 14.12 15. Игротека Повторение: животные во фразеологизмах; местоимение, наречие, числительное. 21.12 16. Состав слова.
Основа слова. Формы слова Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма слова от другого однокоренного слова. Родственные слова 28.12 17. Про корень и окончание Упражнение в выделении коря слова, подборе однокоренных слов, различении формы слова и другого однокоренного слова 11.01 18. Про суффикс и приставку Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки. Подбор слов к схемам 18.01 19. Игротека Разбор слова по составу. Составление слова из данных частей. Подбор слов к схемам 25.01 20. Непроизносимые согласные Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными 1.02 21. Учимся различать приставку и предлог Отличия между приставкой и предлогом. Упражнение в правописании приставок и предлогов 08.02 22. Учимся писать НЕ с глаголами Служебные части речи. Частица «НЕ». Написание частицы «НЕ» с глаголами. Когда «НЕ» пишется слитно с глаголами 15.02 23. Игротека Упражнение в грамотном написании непроизносимых согласных, приставок и предлогов, «НЕ» с глаголами 22.02 24. Имена существительные с шипящим звуком на конце Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящим на конце 29.02 25. Его Величество Ударение Роль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения 07.03 26. Поговорим о падежах Упражнение в определении падежа имён существительных 14.03 27. Игротека Упражнение в написании существительных с шипящим на конце, подборе рифмующихся слов, определении падежа существительных 04.04 28. Сложные слова Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ 11.04 29. От архаизмов до неологизмов Понятия: «архаизмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов 18.04 30. По страницам энциклопедий Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба» 25.04 31. Игротека Повторение: сложные слова, архаизмы и неологизмы, чтение энциклопедических статей 16.04 32. Повторяем... Написание «НЕ» с глаголами. Сложные слова. Падежи 23.05 Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок » Решение головоломок Рабочую программу обеспечивают:
Методические пособия для учащихся:
Мищенко Л.В. Занимательный русский язык 1-3 класс: Рабочая тетрадь – М.: Издательство РОСТ, 2013
Учебно-методические пособия для учителя:
Мищенко Л.В. Занимательный русский язык 1-3 класс: Методическое пособие для учителя – М.: Издательство РОСТ, 2013