Рабочая программа кружка Занимательный русский язык


Рабочая программа кружка
«Занимательный русский язык»
5 класс
Разработала: учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 24 имени В.Г. Столля»
Железнодорожный район г. Воронеж
Илларионова Юлия Александровна

Пояснительная записка
Кружковая работа — одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку.
В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких-либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналоги, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Тематическим стержнем работы кружка в 5 классе служит показ всестороннего богатства русского языка. Занятия включают историю письма, топонимику, этимологию некоторых слов и такие вопросы лексики, как многозначность, синонимия, омонимия, антонимы, фразеологизмы. Форма подачи материала – игры на языковом материале, вопросы занимательной грамматики, увлекательные рассказы учителя о жизни языка, сообщения учеников о наблюдениях над языковыми явлениями. Учащиеся знакомятся на доступных примерах с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа (наблюдение над звучанием слов в русском, украинском, польском языках и др.). Формулировки тем занятия носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание.
Цель: возбудить интерес к речевым явлениям,  поддержать свойственную школьникам пытливость ума, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.
Обучающие задачи:
расширить и углубить программный материал;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение  словарного запаса;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие задачи: 
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы, культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие задачи:
развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Виды деятельности педагога и детей:
теоретические (рассказ, сообщение, беседа, лекция);
практические (тематические устные журналы, конкурсы, выставки, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, работа с книгой, словарём, справочной литературой, интернет-ресурсами; исследовательская деятельность, защита проектов, интерактивные занятия);индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала по теме, составление кроссвордов, шарад, ребусов, участие в интернет-олимпиадах, конкурсах).
Основные методы и технологии: игровой, исследовательский, наглядно-демонстрационный, проблемный методы, технология развивающего обучения, технология  обучения в сотрудничестве.
Метапредметные связи: литература, история, живопись, английский, латинский язык.
   Планируемые результаты.
Личностные результаты:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание программы
1 год обучения (34ч.) – 5 класс
Руководитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты.
№ п/пНазвание темы занятия Кол-во часов Задание для учащихся
1. Устный журнал «Поговорим о языке». Какие страны мира изучают русский язык?
1 Поищи в книгах и журналах меткие изречения или стихотворения о русском языке. Одно выучи наизусть.
2. Поэты и писатели о русском языке. Конкурс чтецов стихотворений и высказываний о русском языке «Живое слово» 1 3. Можно ли писать без букв? (Заочная экскурсия по выставочным залам Эрмитажа «Культура Древнего Египта», «Культура Междуречья»). 2 Знакомство с книгой
М. Ильина «Черным по белому»
4. Древние письмена
2 Знакомство с книгой
С.Я. Лурье «Письмо греческого мальчика», рассказом Эдгара По «Золото жук».
5. Как возникла наша письменность?
1 6. Кириллица или глаголица?
1 7. Буквы понятные, потерянные, редкие и буквы когда-то страшные. 1 8. Как рождаются звуки? 1 9. Что такое орфографическая зоркость? 1 10. Из чего строят слова? 1 11. Исследовательская работа. Бывают ли у слов родственники? 1 12. Словесные раскопки «Почему мы так называемся?» Интересные факты из истории возникновения слов.
2 13. Удивительное около нас: «Как ожили названия городов, рек и озёр».
1 14. Ты и твое имя 2 Проект «Улица, на которой я живу».
15. Словари – наши добрые помощники. Энциклопедические и лингвистические словари. Знакомство и практическая работа с разными видами словарей. 2 16. Тематическое занятие, посвященное В.И. Далю «Собирал человек слова» 1 17. Пестрое семейство синонимов. Разговор о словарном запасе человека. Оттенки синонимов смысловые, эмоциональные. Важность правильности отбора слов в возможности создать яркие образные картины. Практическая работа со словарем синонимов. Лингвистическая игра «Лексическое лото»
2 18. « Тезки наоборот». Продолжение разговора о словарном запасе человека. Многообразие антонимов. Решение занимательных лингвистических заданий. 2 19. Слова-двойники. Омонимы. Богатство русского языка. Омонимы. Причины порождения неправильного понимания омонимов, использование их для составления шуток. Работа с толковым словарем 2 20. Почему мы так говорим? (фразеологизмы) 2 21. Игра «Знаешь ли ты пословицы?» 1 22. Культура речи «Говори правильно!» 2 23. КВН «Интеллектуальный марафон» 1 Итоговое занятие. Оформление газеты, в которой освещается, что сделано кружком за год, какие занятия понравились, что узнали о языке за год. 1 Что хотелось бы узнать о языке на занятиях кружка в следующем году.

Список литературы
Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: часть II. - М.: Просвещение, 1967 г.
Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
Граник Г. Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся. – 2-у изд. – М.: Просвещение, 1994 г.
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1966 г.