«Организация внеурочной физкультурно-спортивной работы с трудными подростками


ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 33 города Ставрополя»
Мастер-класс по теме:
«Организация внеурочной физкультурно-спортивной работы с трудными подростками
в условиях коррекционного образовательного учреждения VIII вида»»
Подготовил:
учитель физической культуры
Вайчикаускас А.А.
г. Ставрополь(СЛАЙД 1)
Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств. Все это приводит к тому, что количество детей «группы риска» или, так называемых, «трудных» подростков растет.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Одним из приоритетных направлений работы с этой группой детей является физкультурно-спортивная работа.
(СЛАЙД 2) Основная цель работы: оторвать подростков от пагубного влияния «улицы», предостеречь от дурных поступков, предложив взамен различные спортивные мероприятия и занятия в спортивных кружках и секциях, отвечающих их вкусам.
Свою работу строю на основе индивидуально-дифференцированного подхода с учетом психолого-педагогических исследований, что позволяет изучить интересы, найти индивидуальный подход к каждому «трудному» подростку.
Использование нетрадиционных форм и методов работы, участие в соревнованиях и спартакиадах различного уровня, сотрудничество с организациями (Управление соцтруда и защиты населения, лицея им. Чурсина, МОУ лицей № 24 футбольный клуб «Космос») способствуют повышению эффективности и результативности физкультурно-спортивной работы с трудными.
(СЛАЙД 3) У нас в школе созданы все условия для проведения эффективных занятий физкультурой и спортом: есть тренажерный зал и зал ЛФК, спортивный зал,
(СЛАЙД 4) 2 спортивные площадки на улице, на которых установлены комплекс уличных тренажеров и полоса препятствий, новое спортивное оборудование и мягкие модули. Все это положительно сказывается на проведении занятий.
(СЛАЙД 5) Особенность физкультурно-спортивной работы с детьми «группы риска» – личностно - ориентированный подход (учет их интересов, физических возможностей и здоровья подростков).
Основными формами работы являются: спортивные соревнования, спартакиады, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях, Дни здоровья.
(СЛАЙД 6) Соревнования, спартакиады способствуют укреплению здоровья учащихся, их физическому развитию и физической подготовленности, стимулируют к систематическим занятиям физической культурой и спортом, сплачивают детский коллектив, проводятся по разным видам  на протяжении всего учебного года, в зависимости от климатических условий и прохождения учебного материала программы по физическому воспитанию.
Спортивные соревнования провожу по различным видам: пионербол, волейбол, баскетбол, мини-футбол. Эти виды спорта для детей и подростков, которым нравятся командные виды спорта. Они развивают ловкость, силу, выносливость, координацию движений, волевые качества и командный дух.
Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения, порядок награждения лучших участников команд. Учащиеся всегда ждут их с нетерпением, с большим удовольствием готовятся к ним.
(СЛАЙД 7) Осенью (ноябрь-декабрь) проходят соревнования для учащихся 5-7 классов по пионерболу, для 8-10 классов – по волейболу.
(СЛАЙД 8) В феврале для учащихся 5-10 классов проходят соревнования, посвященные дню защитника Отечества, по мини-футболу.
Основная цель и задачи таких соревнований: повысить общую и физическую подготовку учащихся; привлечь юношей к систематическим занятиям спортом; выявить наиболее перспективных и развить интерес к подобным соревнованиям.
(СЛАЙД 9) В течение 3-х последних лет школа участвует в краевых соревнованиях по программе «Специальная олимпиада России»:
- волейбол (город Ипатово) октябрь 2012 года - участие; октябрь 2013 года – II место; (СЛАЙД 10)
- мини- футбол (село Балахоновское) апрель 2012 года - II место, май 2013 года - I место.
(СЛАЙД 11) Ежегодно в октябре проходит краевая спартакиада среди воспитанников КОУ. Могу отметить то, что наша школа на протяжении 8 последних лет занимает призовые места: 2011 г. - II место, 2012 г. - II место, 2013 г. - III место. Готовиться к спартакиаде начинаем с сентября месяца. 3 раза в неделю провожу тренировки сборной команды школы (учимся бегать на время и на выносливость, прыгать со скакалкой, кидать дартс, проводить эстафеты с мячом).
(СЛАЙД 12) Традиционным стало проведение в январе спортивного праздника «День прыгуна», посвященного освобождению города Ставрополя. Это массовое зрелищное мероприятие показательного и развлекательного характера. Подобные праздники создают благоприятную обстановку для обучения и воспитания учащихся; стимулируют желание школьников к самостоятельным занятиям физкультурой.
(СЛАЙД 13) Спортивные секции - создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:
приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
содействовать их спортивному совершенствованию в избранном виде спорта;
готовить учащихся к участию во внешкольных соревнованиях.
Все учащиеся, а особенно дети «группы риска» с большим желанием посещают тренировки, ведь они не только занимаются любимым видом спорта, но и приобретают уверенность в себе, уважение сверстников.
(СЛАЙД 14) Ведущую роль в организации физкультурно-спортивной работы занимают Дни здоровья. Проводятся с охватом всех учащихся 1-10-х классов, независимо от групп здоровья.
Формы проведения Дней здоровья разнообразны: кроссы, эстафеты, прохождение полосы препятствий, спортивные праздники, конкурсы подвижных игр и развлечения, эстафеты.
Дни здоровья популяризируют физическую культуру и прививают школьникам любовь к ней, способствуют формированию навыков здорового образа жизни. Основным показателем результативности  Дней   здоровья  является зрелищность, эмоциональность и массовость.
(СЛАЙД 15) Эффективность физкультурно-спортивной работы:
физкультурно-спортивная работа способствуют формированию навыков ЗОЖ;
сократилось количество учащихся «группы риска», стоящих на различных видах учета: в прошлом учебном году на учете (в ОДН, КДН) стояло 8 человек, в этом учебном году всего 2 человека);
охват учащихся спортивно-оздоровительной работой составляет 100 %;
исходя из диагностики интересов учащихся, проведенной совместно с психологом  школы в феврале 2013 года, было выявлено:
- учащиеся начальной  школы  ставят спорт на 3-е место, а здоровый образ жизни на 4-е место;
- в среднем и старшем звене  школы  интерес к спорту и ЗОЖ возрастает: в 5- 8  классах интерес к спорту проявляют 70 % учащихся, к ЗОЖ – 75 %;
- в 9-10 классах интерес к спорту проявляют 86 % учащихся, к ЗОЖ – 90 % детей.
По тем же итогам анкетирования 65 % учащихся указали, что занятия спортом – важнейший фактор сохранения и укрепления  их здоровья.