Модульный урок по теме Одномембранные и немембранные органоиды клетки (9 класс)


Тема: Одномембранные и немембранные органоиды клетки.
Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ - 0 Цель урока: познакомиться с особенностями строения и функциями органоидов клетки. Внимательно прочитайте цель урока.
УЭ -1 Цель: познакомиться со строением и функциями единой вакуолярной системы клетки – одномембранными органоидами.
Ответьте на поставленные вопросы:
1. Какие органоиды клетки относятся к одномембранным структурам?
1 - ? 2 - ? 3 - ? 4 - ? Прочитайте приложение №1.
Работайте индивидуально, в тетради.
Правильный ответ – 4 балла.
2. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изобра-
1684655199390жен на нем? Что располагается на поверхности указанного органоида? Каковы его функции?
1 - ?2 - ?3 - ?4 - ?См. учебник, параграф 2.4, стр.49-50
Работайте самостоятельно. Правильный ответ – 6 баллов.
3. Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид изображен на нем? Каковы его функции?
См. параграф 2.4,
стр.51.
Работайте самостоятельно. Правильный ответ – 2 балла
4.Установите соответствие между строением и функциями ЭПС и АГ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Выпишите полученный результат в таблицу.
Строение и функции органоидов Органоиды
1. состоит из группы полостей с пузырьками на концах А) ЭПС
2. состоит из системы связанных между собой канальцев Б) комплекс Гольджи (АГ)
3. участвует в биосинтезе белка 4. участвует в образовании лизосом 5.участвует в образовании клеточной мембраны 6.осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки 1 2 3 4 5 6
См. учебник, параграф 2.4, стр.49-51
Правильный ответ – 6 баллов.
Проверьте работу в парах.
5.Какой органоид является самым мелким из одномембранных компонентов клетки? Укажите его функции. См. учебник, параграф 2.5, стр.52-53, приложение №1.
Работайте в парах. Правильный
6.Каково значение вакуолей, характерных для растительных клеток?
1) 2) ответ за 5 и 6 вопросы - 4 балла.
Обсудите результаты своей работы. Работайте вместе с классом.
Оцените свою работу. Максимальное количество баллов за УЭ-1 – 22 балла.
УЭ - 2 Цель: познакомиться с немембранными органеллами клетки – клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения и клеточными включениями.
Вставьте в текст заданий 1-4 пропущенные слова:
1.В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют …. Прочитайте параграф 2.6,
стр.56. Работайте в парах.
Правильный ответ – 1 балл.
2.Цитоскелет состоит из ….., полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами Правильный ответ – 1 балл.
3.Микротрубочки служат для: 1) 2) Правильный ответ – 2 балла.
4.Из микротрубочек состоят: А) Б) В) Правильный ответ – 3 балла.
Ответьте на вопросы:
1. Какой органоид изображен на рисунке? Каковы его функции?
См. учебник, параграф 2.6,
стр.56.
Правильный ответ – 2 балла
2.Рассмотрите рисунок и определите, какой органоид на нем представлен? Из каких органических веществ построено его тело? Где в клетке находятся эти органоиды? С какими клеточными структурами связана их деятельность?
Каковы функции этих органоидов? См. учебник, параграф 2.4
Стр. 50, рис.22,23.
Правильный ответ – 5 баллов
Вставьте в текст пропущенные слова:
Помимо постоянных органоидов в клетках могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации …….. Они могут быть представлены ………, …….. в виде капель, гранул или зерен различной величины. См. учебник, параграф 2.6,
стр.57-58
Работайте индивидуально.
Правильный ответ – 4 балла
Обсудите результаты работы. Работайте вместе с классом.
Оцените свою работу. Максимальное количество баллов за УЭ-2 – 18 баллов.
УЭ-3 Подведение итогов работы.
Прочитайте цели урока.
Достигли ли вы поставленной цели? В какой степени?
Оцените свою работу на уроках.
Если по итогам работы вы набрали:
От 35 до 40 баллов – оценка «5»;
От 28 до 34 баллов – оценка «4»;
От 21 до 27 баллов – оценка «3»;
Менее 21 баллов – оценка «2». Самостоятельно
Работайте вместе с классом.
Ваша оценка:________.
Сдайте тетради учителю ( в индивидуальном порядке).
Домашнее задание.
Если вы получили оценку «5» - получите творческое задание.
1.Биологическая задача №1
Аппарат Гольджи наиболее развит в железистых клетках ( поджелудочная железа, гипофиз, слюнные железы). Объясните этот факт с точки зрения функции, выполняемой этим органоидом.
Биологическая задача №2
Все органоиды и части клетки взаимосвязаны. В чем проявляются взаимосвязи следующих структур: ЭПС – рибосомы – лизосомы; рибосомы – лизосомы – цитоплазма; ЭПС – АГ – лизосомы.
2.Клеточный центр считают загадочным компонентом клетки. В чем необычность этого органоида? Подготовьте сообщение по этой теме. Приложение №1.
Единую вакуолярную систему клетки, отдельные элементы которой могут переходить друг в друга при перестройке и изменении функции мембран, образуют – эндоплазматическая сеть (ЭПС) – это система соединенных между собой канальцев и полостей различной формы и величины. Их стенки представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. Шероховатая ЭПС выглядит как система плоских слоев, наружная сторона которых покрыта рибосомами.
Рибосомы – это немембранные органоиды, на которых осуществляется синтез белков. Белки, синтезируясь на связанных с ЭПС рибосомах, проходят через мембрану внутрь полостей и по каналам ЭПС транспортируются к различным клеточным органоидам. Часть ЭПС, не содержащая прикрепленных рибосом, называется гладкой эндоплазматической сетью. В мембранах гладкой ЭПС находятся ферменты синтеза и расщепления углеводов и липидов. Таким образом, ЭПС представляет собой структурно – функциональную систему, осуществляющую обмен и перемещение веществ внутри клетки.
Часть образуемых в клетке белков, углеводов и липидов по каналам ЭПС поступают в специализированный органоид, называемый аппаратом Гольджи (АГ). АГ состоит из окруженных мембранами полостей, уложенных в стопку, в которых происходит сортировка и упаковка поступивших макромолекул. Вещества, необходимые клетке для внутреннего потребления, накапливаются в мелких мембранных пузырьках (50нм), отпочковывающихся от полостей АГ, и разносятся по цитоплазме. Вещества, произведенные клеткой «на экспорт», получают в АГ «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и в таком виде выводятся из клетки. Еще одна функция АГ – участие в образовании лизосом, самых мелких из мембранных органоидов клетки. Они представляют собой пузырьки диаметром 0,5 мкм., содержащие ферменты, способные расщеплять белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Лизосомы участвуют в расщеплении «старых» частей клетки, целых клеток и отдельных органов. В лизосомах существуют системы защиты их от самопереваривания.
При фагоцитозе лизосомы сливаются с мембраной фагоцитарного пузырька, и ферменты переваривают поступившую в клетку пищу. Пиноцитарные пузырьки доставляют капли жидкости к вакуолям – мембранным органоидам, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней соединений. В растительных клетках на долю вакуолей приходится до 90% объема. Они поддерживают тургорное давление и поставляют молекулы воды, необходимых для фотосинтеза. Животные клетки имеют временные вакуоли, занимающие не более 5% их объема.