Эпиграфы к урокам ИЗО и МХК

Дидактический материал к урокам изобразительного искусства и
мировой художественной культуры

Эпиграфы к урокам ИЗО и МХК

Роль искусства в жизни человека
Страна, в которой учили бы рисовать, как учат читать, превзошла бы скоро все остальные страны во всех искусствах и ремеслах.
                                                       Д. Дидро
Искусство должно обладать силой гармонично настраивать человека.
                                                    И.Н. Крамской
Искусство - океан, открывающий ищущему взору волшебные глубины.
                                                     А.П. Платонов
Чем больше люди окружены искусством, тем ценнее становится жизнь.
                                                      К.Ф. Юон
Искусство помогает каждому войти в мир изящной фантазии и мечты.
                                                    В.П. Вахтеров
Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.
                                                  Дени Дидро
Чтобы быть художником, надо пить из всех родников культуры.
                                                Аветик Исаакян
Увидивший прекрасное - соучастник его создания.
                                                 Боуви
Задача искусства - волновать сердца.
                                                  У. Гельвеций
Искусство не роскошь. Это великая радость жизни, ее вкус, ее краски, ее аромат...
                                                А.Н. Бенуа
  "Лишь то, что прекрасно во все времена, бывает радостно, вечно, ценно"                                          О.Уайльд
Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, это скука.                                         Бертольт Брехт Все виды искусств служат величайшему из искусств искусству жить на земле.                                         Бертольт Брехт Искусство должно быть средством воспитания, но цель его- удовольствие.                                         Бертольт Брехт Искусство требует знаний.                                        Бертольт Брехт Искусство перестает быть искусством, как только наше сознание начинает воспринимать его как искусство.                                        Р. Вагнер
Искусство это нектар души, собранный в трудах и муках.                                        Теодор Драйзер
Искусство диалог, в котором собеседник молчит.                                         Григорий Ландау Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.                                       Леонардо да Винчи
Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве.                                        К. Станиславский
Без творческих поисков нет подлинного искусства.                                        Дмитрий Шостакович Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.                                        Роберт Шуман
Всякое искусство есть подражание природе.                                       Сенека Луций Анней (Младший)
Выдающийся художник часто не может судить ни о своих, ни о чужих произведениях.
                                     Гёте Высшая похвала художнику - это когда перед его произведением забываешь о похвалах.
Лессинг Искусство живописи
Живопись - это поэзия в красках.
Живопись - это поэзия, которую мы видим, а поэзия - это живопись, которую мы слышим.
                                         Леонардо да Винчи
Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют.
                                            И.В. Гете
Чище правды свежего холста
Вряд ли где отыщется основа.
                                                О. Мандельштам
Шедевры существуют не для того, чтобы ослеплять. Они призваны уговаривать, убеждать, проникать через все поры.
                                               Ж. Энгр
Искусство- это не только работа рук, глаз, нервов, это постоянная бессонница мозга, вечный голод души и редкое счастливое утоление.
Рафаэль Сойер 
Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чувство перспективы.
                                                          Дидро Дело художника - восстанавливать связь, расчищать горизонты от той беспорядочной груды ничтожных фактов, которые, как бурелом, загораживают все исторические перспективы.
                                                      А. Блок Дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем своим талантом. Дело художника - рождать радость.
                                                       Константин Паустовский
"Через красивое - к человечному..."
                                                        В. Сухомлинский
"Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на Земле".
Б.Брехт
"Брать в руки кисть, склоняться на подрамник,
Весь мир вместить в дыхание одно,
Одним мазком весь этот мир и камни
Живыми положить на полотно".
                                                                              Н.Майоров
"Тот, кому природа начинает открывать свои тайны, чувствует неодолимое влечение к наиболее достойному толкователю - к искусству."
                                                                                              И.В Гёте
О музыке
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Фридрих Ницше
Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
Иван Сергеевич Тургенев
Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств.
Людвиг ван Бетховен
Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.
Рихард Вагнер
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём. Эдвард Григ
Музыка должна высекать огонь из людских сердец.
Людвиг ван Бетховен
Музыка - источник радости мудрых людей.
Сюнь-Цзы
Писать о музыке - это всё равно что танцевать об архитектуре.
Фрэнк Заппа
Писать музыку не трудно, труднее всего - зачёркивать лишние ноты. Иоганнес Брамс
“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”.
                                                                                         А. Луначарский
“Музыка – откровение более высокое, чем мудрость”.
                                                                                            Р.Роллан
“Музыка есть предмет, доставляющий человеку удовольствие, наслаждение”.
                                                                                        Я.А.Коменский
“Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей”.     
                                                                                           Р.Роллан
“Музыка – высшее из искусств”.
                                                                                           Гете
“музыка, когда она совершенна - дает, несомненно, самое яркое счастье”.
                                                                                          Стендаль
“Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение”.
                                                                                        П.И.Чайковский
“Я не знаю, существует ли хоть один великий музыкант, о котором можно было бы сказать, что он устарел. Самая простая песня, идущая из глубины тысячелетий, жива”.
                                                                                         А.В.Луначарский
“Музыка – то же, что вздох, излетевший внезапно из сердца. Многое чувствуешь в нем, но понятного мало рассудку”.
                                                                                           С.Ф.Дуров
“Музыка – универсальный язык. Она существует для всех – для бедных и богатых, несчастных и счастливых”.
                                                                                              Л.А.Стоковский
“Музыка побуждает нас красноречиво мыслить”.
                                                                                   Ральф Уолдо Эмерсон
 
“Музыка – могучий источник мысли”.
                                                                                          В.А.Сухомлинский
“Музыка, как и любое искусство, передает мысли того, кто ее создал, мысли и чувства тех, кого она изображает”.
“Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь”.
                                                                                           В.А.Сухомлинский
“Не существует никаких родов музыки, кроме двух – хорошей и дурной”.
                                                                                            Ж.Бизе
“Что представляет собой музыка, как не звуки, которые меняются и движутся во времени”.
                                                                                                    Л.Бернстайн
“Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света”.
                                                                                                 К.Дебюсси
“Какой обширный, богатый мир – искусство, если целью взят человек”.
                                                                                          М.П.Мусоргский
“Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражаний, я ненавижу избитые приемы”.
                                                                                             С.С.Прокофьев
“Первые в жизни минуты вдохновения - я испытал именно во время пения в хоре”.
                                                                                                 Р.Щедрин
“Я не выношу трагической атмосферы современности. Мне хочется создавать веселое. Это моя потребность”.
                                                                                               Штраус
“Только постигнув форму, можно постигнуть дух”.
                                                                                                Р.Шуман
“От всей глубины души моей я ненавижу односторонность, которая многих заставляет думать, что только то, чем они занимаются, является лучшим”.
                                                                                                Ф.Шуберт
“Искренняя, чистая и светлая музыка Грига создана пробуждать в людях “чувства добрые”.
                                                                                                 А.С.Пушкин
“Я разумею народ как великую личность”.
                                                                                               М.П.Мусоргский
“Скрябин учит не бояться страданий, не бояться смерти, но верить в победную жизнь духа”.
                                                                                                 А.В.Луначарский
“Я любил все, что бы ни делал в данный момент, и с каждой новой вещью я чувствую, что наконец-то нашел путь и только сейчас начал сочинять”.
                                                                                             И.Ф.Стравинский
“Шапки долой, господа, перед вами гений!”
                                                                                         Р.Шуман (о Шопене)
“Чистый, великодушный, добрый, соболезнующий, он исполнен был одним чувством, самым благородным из земных чувств, - любовью к родине”.
                                                                                        Ф.Лист (о Шопене)
“Шопен – это бард, рапсод, дух, душа фортепиано”.
                                                                                          А.Рубинштейн
“Шуберт обладал редкой способностью “ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта””.
                                                                                             Б.В.Асафьев
Опера - это зрелище... для чувств, для воображения, ума и вкуса.
                                                         П. Гонзага
Постараться понять чувства, которые выразил композитор, разделить их - вот путь к пониманию музыки.
                                          Кара Караев
Композитор тоже поэт. Музыка - народная потребность.
                                          Бетховен
Мне дорог Бах Ну, как бы вам сказать, Не то, чтоб нынче музыки не стало, Но вот такого чистого кристалла Еще нам не являла благодать. Какое равновесие страстей, Какая всеобъемлющая совесть, Какая удивительная повесть О брошенной в века душе моей!
                                                                 Н.Ушаков
 
Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким
выражением души, гармоничным отзвуком ее радостей и скорбей.
                                          Р. Роллан
...Когда я пою Баха, мне видятся фрески Микеланджело.
                                           Е.В. Образцова
Шопен в любой из наших дней
Легко вальсирует над бездной
И гордо властвует над ней.
                                         Л.Озеров.
Шопен беседует с тобою
В часы раздумья и унынья,
В часы тревоги, немоты,
Растерянности и покоя.
                                         Л.Озеров
Великие художники о вечном
Я хочу, чтобы усталый, надорванный, изнуренный человек перед моей живописью вкусил покой и отдых.
Анри Матисс
Живопись - размышление с кистью в руках.
                                                        П. Сезанн
Наблюдать, углубляться, подмечать законы высшей премудрости, есть наслаждение для души.
                                          П.А. Федотов
Архитектура
Архитектура- та же летопись мира: она говорит, когда уже молчат и песни, и предания и когда ничего не говорит о погибшем народе.
Николай Гоголь
Страницы каменной летописи оживают, если их населяют наше воображение и наше знание
                                                                                   Стендаль








2. Стихотворения
Русская изба
В низенькой светёлке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонёчек то совсем замрёт, То дрожащим светом стены обольёт. Новая светёлка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашенные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом резным.
Л. Мей
Портрет
Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом. Есть лица – подобие жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг. Иные холодные мертвые лица Закрыты решетками, словно темницы. Иные, как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Но малую хижину знал я когда-то, Была неказиста она, небогата, Зато из окошек ее на меня Струилось дыханье весеннего дня. Поистине мир и велик и чудесен! Есть лица – подобья ликующих песен, Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот!
Заболоцкий
Декоративно-прикладное творчество
ГЖЕЛЬ
Ай да вазы, что за диво, хороши
и та, и та,
Все нарядны и красивы, расписные,
все в цветах!
Здесь и роза и ромашка, одуванчик,
васильки,
С синей сеточкой по краю,
просто глаз не отвести.
Сотворили это чудо не за тридевять
земель
Расписали ту посуду на Руси,
в местечке Гжель.
Край фарфорового чуда, а кругом
него леса.
Синеглазая посуда, как весною небеса.
Вазы, чайники и блюда
Так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды
Есть вкусней и веселей.
******************************
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, Животные и птицы невиданной красы. Деревня в Подмосковье прославилась теперь. Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся наши жители
Небесной синевой, Не встретите на свете вы Красоты такой! Голубизну небесную, Что сердцу так мила, Кисть мастера на чашечку Легко перенесла.

Хохлома
Птицы и петли, круженья, разводы Листья и стебли, колосья и злаки, Редкие, мудрые формы природы Сердце влюбленного тайные знаки. Это придумали русские люди Те, что молились пенькам и березе.
На деревянном языческом блюде Травы, цветы, легендарные розы. Как я люблю хохломское искусство! Ложки и те у меня хохломские К ним у меня постоянное чувство, С детства они мне родные, родные.
Я разложу их, и гости довольны И никаких замечаний и жалоб. Слышно одно в разговоре застольном: Щец бы горячих, борща не мешало. Кисть хохломская! – Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни. Ты, как душа у народа красива, Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Виктор Набоков
Дымковская игрушка

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

Жостовская роспись

Кто смел раскинуть на подносе Такие яркие цветы? В своем бесхитростном вопросе Едва ль ответ не спрячешь ты.
Смел смелый, смелая сумела, Из-под руки, как ветерки, Как стая ласточек, взлетела, Разбрасывая лепестки

Городецкая роспись

Городецкая роспись - Как ее нам не знать. Здесь и жаркие кони Молодецкая стать.
Посмотрите на роспись – Сочность красок манит, Городецкая роспись Душу нам веселит.

Лаковые миниатюры Палеха

Зацветает Палех чудным садом.
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!
Он никем так чутко не отгадан
И с такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если б в красках, линиях и слове
Мы себя не отдавали ей.
В. Боков
Искусство златоустовской гравюры на стали
Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки, сосны босые Сбегают с заснеженных скал. В лугах, на ковровых просторах, Среди плодоносных полей Лежат голубые озёра Осколками древних морей. Богаче, чем краски рассвета, Светлее, чем звёздный узор, Резные огни самоцветов В торжественном сумраке гор. Я сердцем всё это вбирала, Свой край полюбив навсегда. Но главная сила Урала- В чудесном искусстве труда. Люблю я огонь созиданья В суровой его красоте, Мартенов и домен дыханье, И вихри больших скоростей. Мне дороги лица простые И руки, что плавят металл Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал.
Л. Татьяничева

Матрёшка
- Кто Матрёшку создал, я не знаю, Но известно мне, уже сто лет Вместе с Ванькой – Встанькой, как живая Покоряет кукла белый свет.
- Где он краски брал, искусный мастер, В нивах шумных, в сказочном лесу? Создал образ неуемности страсти, Истинную, русскую красу!
- На щеках навел её румянец, Неба синь блеснул в её глаза, И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал:
- Ну, иди, гуляй теперь по свету, Весели себя, честной народ И Матрёшка через всю планету До сих пор уверенно идёт.
- Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице, И летит за ней по миру слава, О безвестном мастере – творце.
******************************
Погляди скорее - Щечки розовеют, Пестренький платочек, Платьице в цветочек, Пухленькие крошки Русские матрешки. Чуть лишь испугаются, Все в кружок сбегаются, Прячутся друг в дружке Шустрые подружки. Т. Лисенкова














Библейские сюжеты в искусстве
Мадонна
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. Исполнились мои желанья. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образ.
А.С.Пушкин
Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова Выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме, А и к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град. Да и подъехал он ко славному ко городу к Чернигову. У того ли города Чернигова Нагнано-то силушки черным-черно, А и черным-черно, как черна ворона. Так пехотою никто тут не прохаживат, На добром коне никто тут не проезживат, Птица черный ворон не пролётыват, Серый зверь да не прорыскиват. А подъехал как ко силушке великоей, Он как стал-то эту силушку великую, Стал конем топтать да стал копьем колоть, А и побил он эту силу всю великую.
Пейзаж в живописи
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья,
положил.
Он понял масла густоту –
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст, как спичка,
тухнет, -
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом солнечном развале
Уже хозяйничает шмель.
Осип Мандельштам

Художественный символ России- берёза
Без березы не мыслю России, - так светла по-славянски она, что, быть может, в столетья иные от березы – вся Русь рождена. Под березами пели, женили, выбирали коней на торгах; дорогих матерей хоронили так, чтоб были березы в ногах. Поэтому, знать, березы весною человеческой жизнью живут: то смеются зеленой листвою, то сережками слезы прольют. Олег Шестинский
******************************
 Люблю березу русскую, То светлую, то грустную, В беленом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застежками, С зелеными сережками. Люблю ее нарядную, То ясную, кипучую, То грустную, плакучую. Люблю березу русскую. Под ветром низко клонится И гнется, но не ломится! А. Прокофьев.
Музеи
Стихотворение «Эрмитаж».
Воскресное утро. Осенний пейзаж.
А небо - прозрачно и чисто.
Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!
Ложатся нам под ноги листья.
Мы слышали столько про этот музей
от наших знакомых, родных и друзей!
И стало неловко нам даже,
что не были мы в Эрмитаже.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
опавшей листвою мы дружно шуршим,
и вот мы под аркой проходим,
и вот мы на площадь выходим.
А вот перед нами и Зимний дворец!
Огромный зеленый фигурный ларец!
Гордятся им все ленинградцы.
И мы загордились, признаться.
Еще он красивее там, где Нева
Его отражает, качая едва...
А если такой он снаружи,
То что же внутри обнаружим?
В душе впечатлений у нас уже масса,
А мы еще только добрались до кассы!
Суем мы в окошко монеты и просим:
- Два школьных билета!
Из книги Олега Тарутина "Что я видел в Эрмитаже"






Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.

 
Микеланджело Буонаротти 

     Искусство имеет своей задачей раскрывать истину в чувственной форме.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Во всяком произведении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Кто стал в искусстве мастером, тот без всякого для себя ущерба может забыть о правилах.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Большинство искусств требуют длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств - искусство нравиться - требует только одного - желания.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Я не приверженец искусства для искусства и не шевельну пальцем, чтобы написать художественное произведение, в котором нет ничего, кроме художественных достоинств.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист - это я.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Не надо особенно бояться приписывать художникам прошлого тот идеал, которого они никогда не имели. Восхищение невозможно без примеси иллюзии, и понимать совершенное произведение искусства - значит в общем заново создавать его в своем внутреннем мире. Одни и те же произведения по-разному отражаются в душе созерцающих. Каждое поколение ищет в созданиях старых мастеров новые эмоции. Самый одаренный зритель - тот, который находит, ценой нескольких удачных лжетолкований, самую нежную и самую сильную эмоцию. Поэтому человечество испытывает страстную привязанность главным образом к таким произведениям искусства и поэзии, в которых содержаться темные места, допускающие возможность различного понимания.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 



Высказывания на латыни
Carpe diem: лови день сегодняшний и как можно меньше надежд возлагай на день завтрашний.

 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Хороша земля, да народ плох (Bona Terra. Mala Gens).

 Латинская пословица
Народная мудрость 

     Hoc est vivere bis, vita posse priore frui (Уметь наслаждаться прожитой жизнью - значит жить дважды)

 Эпиграммы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Amor non est medicabilis herbis (Любовь травами не лечится)

 Героиды
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Leve fit, quod bene fertus onus (Груз становится легким, когда несешь его с покорностью)

 Любовные элегии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Nitinur in vetitum semper, cupimusque negata (Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного)

 Любовные элегии
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Tempus edax rerum (Всепожирающее время)

 Метаморфозы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Tranquillas etiam naufragus horret aquas (Потерпевший кораблекрушение и тихой воды страшится)

 Послания с Понта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Homo homini lupus est (Человек человеку - волк)

 Ослы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 

     Etiam innocentes cogit mentiri dolor (Боль заставляет лгать даже невинных)











Цитаты и афоризмы об искусстве
Альбер Камю Величие искусства и состоит в этой вечной напряженной раздвоенности между красотой и страданием, любовью к людям и страстью к творчеству, мукой одиночества и раздражением от толпы, бунтом и согласием.
В. Качалов Творчество высокий подвиг, а подвиг требует жертв.
Р. Кент Высшая цель, которой может служить искусство,- способность тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили.
Пауль Клее Искусство не изображает видимое, но делает его видимым.
Василий Ключевский Искусство любят те, кому не удалась жизнь.
Жан Кокто Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.
С. Т. Коненков С. Г. Коненкова спросили: - В чем вы видели и видите источник вдохновения художника? Он ответил: - В жизни. Только в ней одной - великой и многообразной, славной делами рук человеческих. Она всегда была и будет первоосновой искусства .
Григорий Ландау Искусство диалог, в котором собеседник молчит.
Леонардо да Винчи Где дух не водит рукой художника, там нет искусства.
Леонардо да Винчи Жалок тот мастер, произведение которого опережает его суждение; тот мастер продвигается к совершенству искусства, произведения которого превзойдены суждением.
Леонардо да Винчи Живописец, смотри, чтобы алчность к заработку не преодолела в тебе чести искусства, ибо заработок чести куда значительнее, чем честь богатства.
Станислав Ежи Лец Иногда произведение стоит перед выбором стать произведением автора или произведением искусства.
Лопе де Вега Важнейшее правило исскуства гласит, что оно не может подражать ничему иному, кроме правдоподобного.
Т. Манн ...искусство - это важнейшая и серьезнейшая область жизни, высокая миссия человеческой культуры... В сознании людей оно занимает такое жеe почетное место, как наука... Короче говоря, оно приравнивается к высшим духовным интересам человечества.
Ян Матейко Нельзя отделять искусство от любви к родине; кто поступает так, тот лишь наполовину служит отчизне... Искусство сейчас для нас является своего рода оружием.
Микеланджело Искусство ревниво: оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Г. Мопассан Выдающимся является лишь такое произведение искусства, которое одновременно представляет собою и символ и точное выражение действительности.
Гюстав Моро "Обратитесь к великим мастерам. Они учат нас не создавать бедного искусства..."
Андре Моруа Искусство - это упорядоченная художником действительность, несущая на себе печать его темперамента, который проявляется в стиле.
Андре Моруа ...Лишь произведения искусства остаются неизменными. Произведения искусства вне течения жизни, и вот почему они отрываются от художника. Каждое из них лишь миг существования творца, миг непреходящий, в то время, как сам художник уже далек от своего детища. Искусство - это стремление запечатлеть одну из наших ролей в ее неизменности.
Андре Моруа Для художника, если только он не отличается исключительной добросовестностью, склонность к мотовству опасна, ибо тогда он не в силах противиться соблазну и борется за любые поделки, лишь бы за них хорошо платили.
Андре Моруа Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный мир.
С. Моэм Подлинно великим и значительным искусством могут наслаждаться все. Искусство касты - это просто игрушка.
С. Моэм Нелепейшее заблуждение - почитать искусство за ремесло, до конца понятное только ремесленнику. Искусство - это манифестация чувств, а чувство говорит общепонятным языком.
В. И. Немирович-Данченко Искусство тем и драгоценно для человечества, что сосредоточивает в себе самые обаятельные черты нации.
А. Н. Новиков Без правды нет искусства.
Овидий Искусство это умение скрыть искусство.
Овидий Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно.






















Словарь художественных терминов
 
 
абрис(от нем. abriЯ - чертеж, контур) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.
акцент- прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.
аэрограф- прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.
багет(от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.
валёр(от франц. valeur - ценность, достоинство) - оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.
вариант- авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями, внесенными в: композиционное или цветовое решение, жесты и позы изображенных людей, расстановку предметов.
вернисаж(от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.
граттаж(от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
грунт(от нем. grund - основа) - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.
деформация- художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.
декоративность- совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.
диптих(от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.
детализация- тщательная проработка деталей изображения.
дублирование- в реставрации - укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.
жанр(от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.
жухлость  - изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.
карнация- живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.
колорит(от итал. colorito, от латинского color - цвет, окраска) - система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.
коллаж(от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.
композиция(от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.
контрапост (от итал. contrapposto - противоположность ) - прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.
корпусное письмо- технический прием в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.
коропластика- изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.
кракелюр(от франц. craquelure - мелкая трещина) - трещина красочного слоя в произведениях живописи.
кракле(от франц. craquele) - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.
лессировка(от нем. lasierung - покрытие глазурью) - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.
люстр- тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.
мастихин(с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.
миниатюра- произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.
моделировка(от франц. modeler - лепить) - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.
мольберт(от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.
монохромия(от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
монументальная живопись- живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи - фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Ляско и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.
муштабель(от нем. MaЯstab) - деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.
набросок - произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.
нюанс (от франц. nuance - оттенок) - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.
обскура(от лат. obscurans - темный) - известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.
основа- холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.
палитра(от франц. palette) - 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.
панно(от фр. panneau - плоскость, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).
панорама (от греч. pan - всё и horama - зрелище) - 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.
паспарту(от франц. passe-partout) - картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии, акварели или гравюры.
пастозность(от итал. pastoso - тестообразный) - качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.
перспектива(от франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.
пинакотека(от греч. pinax - картина и theke - вместилище) - собрание произведений живописи, картинная галерея.
пинакс(от греч. pinax - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) - древнегреческая станковая живопись на досках.
пластические искусства- виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.
пластичность(от греч. plastikos - податливый, пластичный) - качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.
пленэр(от франц. plein air, буквально - открытый воздух) - 1) передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.
подмалевок- подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.
подрамник- деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.
полихромия(от греч. поли - много и chroa - цвет) - многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.
полутень- элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.
поновления- неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.
прием- отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.
профиль(от франц. profil, от итал. profile - очертание) - вид лица или предмета сбоку.
размывка- техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.
ракурс(от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.
растушевка- растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем.
растушка- короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.
реплика(от фр. replique - отпечаток, повторение) - авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.
ретушь(от франц. retouche, от retoucher - подрисовывать, подправлять) - исправление изображений.
рефлекс(от лат. reflexus - обращенный, повёрнутый назад, отражённый) - в живописи (реже в графике) - отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).
ритм- особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.
розетка(от франц. rosette, буквально - розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).
 
сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguinelis - кроваво-красный) - карандаши (без оправы) различных красно-коричневых тонов.
светосила - в живописи - степень насыщенности цвета светом; сравнительная степень светлоты цвета по отношению к другим соседним цветовым тонам; в графике - степень светлоты одного тона по отношению к другому, находящемуся рядом с ним.
светотень - градации светлого и темного, позволяющее воспринимать объем фигуры или предмета и окружающую их световоздушную среду. Градациями светотени являются: свет, тень, полутень, рефлекс, блик. Светотень является одним из средств композиционного построения и выражения замысла произведения.
связующее вещество - растительное масло, клей, яйцо, воск, смола и другое вещество, входящее в состав краски и определяющее все ее специальные свойства, за исключением цветового тона, обусловленного пигментом.
сеанс (от фр. seance, букв. - время, проводимое за к.-л. занятием) - время работы художника в пределах одного дня, без длительного перерыва и без перемены модели и задания.
сепия (от лат. sepia, от греч. sepia - каракатица) - 1) прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером; 2) название одной из коричневых красок на основе коричневого пигмента, добытого из черной жидкости каракатицы.
синопия (от итал. sinopia - темно красный кварц, красная охра) - вспомогательный рисунок, нанесенный под фреску на первый слой штукатурки красно-коричневым минеральным красителем, который в 14-15 веках добывался из глины близ г.Синопа на южном берегу Черного моря.
cлепок - точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства и других видов искусства.
соус - приготовленная из графита или сланца с водой застывшая масса, употребляемая для рисования кистью. Соус - один из видов пастели.
стаффаж (от нем. staffage, от staffieren - украшать картины фигурами) - фигуры людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение.
станковая живопись - вид живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Буквально - живопись, созданная на станке (мольберте). В отличие от монументальной, произведение станковой живописи создаётся на нестационарном основании: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], картоне, доске, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
стилизация - подчинение художественного изображения условным, орнаментальным формам. Стилизация выражается в декоративном обобщении изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов, упрощения рисунка и формы, цвета и объема.
стиратор (от ит. stirare - разглаживать, растягивать) - приспособление для работы акварелью. Состоит из двух рамок, меньшая из которых входит в другую. Зажимая края увлажненной бумаги, стиратор натягивает ее по высыхании между рамками. Нередко вместо внутренней рамки употребляют деревянную доску.
сфумато (от итал. sfumato - затуманенный) - прием в живописи, заключающийся в смягчении очертаний предметов, фигур и светотеневой моделировки в целом, позволяющем передать окутывающий воздух. Прием сфумато был теоретически обоснован и применен Леонардо да Винчи.
сухая кисть - технический прием, граничащий с живописью и графикой - работа жесткими кистями, слабо насыщенными масляными красками на незагрунтованной ткани или бумаге.
сухая игла - вид техники гравирования, рисунок процарапывается иглой на металлической доске.
темпера (от итал. temperare - смешивать краски) - живопись красками, в которых связующим веществом являются эмульсии. Распространены эмульсии из: 1) воды и яичного желтка; 2) разведенного на воде растительного или животного клея, смешанного с маслом или масляным лаком.
терракота (от ит. terracotta, букв. - обожженная глина) - вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной глины с пористым черепком.
тон - основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета картины и придающий единство колориту.
тональность (от франц. tonalite - тон) - особенность художественного произведения, определяемая соотношением его цветов или тонов.
тонировка - подцветка поверхности художественного произведения (или придание определенного цвета его материалам). В отличие от раскраски тонировка сохраняет естественную фактуру произведения, несколько меняет естественный цвет, зачастую служит защитным покрытием.
тондо (от итал. tondo, буквально - круглый) - произведение живописи или рельеф, имеющие круглую форму.
трафарет (от итал. traforo - продырявливание, прокалывание) - приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива.
триптих (от греч. triptychos - тройной, сложенный втрое) - произведение живописи, состоящее из трех самостоятельных частей на общую тему. Обычно средняя часть триптиха выделяется большей значительностью содержания и размерами.
условность - одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от воспроизводимой в них реальности.
фактура (от лат. factura - обработка, строение) - осязаемые свойства поверхности художественного произведения, использованные как средство правдивого изображения действительности.
фальсификация (от лат falsificare - подделывать) - изготовление произведений, выдаваемых за работы знаменитости с корыстной целью.
фигуративное искусство (от лат. figura - внешний вид) - произведения живописи, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и графики, в которых присутствует изобразительное начало.
фиксатив (от лат. fixus - закрепленный) - раствор бесцветной смолы в эфире, спирте или бензине, предназначенные для нанесения защитного покрытия на рисунки, исполненные углем, пастелью и пр.
флейц (от нем. floz - слой) - круглая кисть из мягкого волоса с коротко обрезанным концом: предназначенная для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов, а также служащая для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок.
фрагмент (от лат. fragmentum - обломок, кусок) - часть произведения искусства.
художественная техника - совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение.
художественная форма - композиционная построенность; единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.
цветовой контраст - сопоставление дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Контрасты дополнительных, холодных и теплых цветов являются неотъемлемым элементом цветового решения картин.
цикл (греч. kyklos - круг) - серия или группа живописных, скульптурных или графических произведений, задуманных как единое целое и объединенных сюжетным повествованием.
шедевр (от фр. chef d oeuvre, букв. - главное творение) - высшее достижение искусства, мастерства.
экспрессия - выразительность, особенно в отношении произведений живописи и пластики.
экспликация (от лат. explicatio - объяснение) - в практике художественных музеев и выставок краткий текст (обычно не более страницы), знакомящий зрителей с характером экспозиции в зале, с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений, с биографией и творческим обликом представленного художника.
энкаустика (от греч. enkaustike, от encaio - жгу, выжигаю) - восковая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], выполненная горячим способом. Техника энкаустики, выработанная в 5 в. до н. э. в Древней Греции, стала одной из наиболее прочных и долговечных.
эскиз (от франц. esquisse) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения или отдельной его части.
эскизность - беглость, суммарность, непосредственность в выполнении художественного произведения или его деталей.
эстамп (от франц. estampe или от итал. stampa - печать, оттиск) - литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художественной графики.
этикетаж (от фр. etiquettage, от etiquette - этикетка) - в практике художественных музеев и выставок подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними (автор, название произведения и его частей, материал, год исполнения, иногда указываются владелец произведения, его цена и т. д.).
этюд ( от франц. etude, буквально - изучение) - произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой и т.д.
этюдник - небольшой (деревянный) ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда.
ярусная композиция - тип композиции в живописи и графике, где пространственные отношения передаются расположением фигур и предметов ярусами - одних над другими.






Заголовок 1 Заголовок 315