Фрагмент урока русского языка Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах


-Доброе утро, дорогие гости. Вы присутствуете на фрагменте урока русского языка в 4-А классе.
-А какую тему мы изучаем, ребята. («Правописание безударных окончаний имён существительных»).
-Какую цель мы поставили перед собой? (Научиться, правильно писать безударные окончания прилагательных.)
-В зависимости от падежных окончаний имена существительные можно разделить на группы. Сколько их? И как они называются? (3 склонения)
-На что мы опираемся, при определении склонения? (род и окончание).
1. Работа по таблице: ( спрашиваю детей 3 ряда)
-Существительные женского рода с нулевым окончанием в начальной форме, определите склонение. (3 склонение ) – снять снежинку
-Какие существительные определим к 1 склонению? Ко второму? – снять снежинку
-В каких падежах существует большая вероятность допустить ошибку в безударном окончании существительных? Отгадайте эти падежи по их признакам.
-Существительное в этом падеже в предложении является второстепенным членом. ( ? ) Предлог К. Правильно, расскажите всё об этом падеже. ( дать, К, ПО, КОМУ? ЧЕМУ?, существительное в Д.п. – второстепенный член предложения ) - снять снежинку.
- В древнеславянском языке он назывался воспитательным, а затем местным.
( Это предложный падеж.) Кто ему дал это название? ( М.В.Ломоносов) Почему? ( Без предлогов не употребляется). Расскажите о падеже. ( Думаю, О, ОБ, В, ВО, НА, ПРИ, О КОМ ?, О ЧЁМ?, существительное в П.п. – второстепенный член предложения ) снять снежинку.
- Кого же нет?
Я очень беспокоюсь,
Чего же нет?
Отправлюсь я на поиск.
Прошу, друзья, скорее помогите!
И как зовут меня, скажите. (Родительный падеж) снять снежинку
-Расскажите, что вы знаете о родительном падеже? ( Нет, БЕЗ, У, ОТ, ДО, ИЗ, ДЛЯ, ОКОЛО, существительное в Р.п. – второстепенный член предложения.- В каком склонении существительные в Р., Д., П. падежах имеют окончание И?
( В 3 склонении) снять 3 снежинки
-Существительные какого склонения и в каких падежах имеют окончание Е?( В 1 склонении Д.п. и П.п. и во 2 склонении П.п.) снять 2 снежинки
-А какое окончание И или Е в Р.п. 1 склонения? ( И ).
-Ребята, достаточно этих знаний, чтобы правильно писать безударные окончания существительных? (Нет, надо вспомнить алгоритм) Подул сильный ветер и разбросал всё, восстановите. ( спрашиваю детей 3 ряда)
2.Алгоритм:
1. - ударение
2. - орфограмма
3. - склонение
4. - падеж
5. - вспоминаю окончание
6* -слово-ключик
-А какие слова-ключи вы знаете? (вспомнить слова-ключи и прикрепить в таблицу)
3. Работа по деформированному тексту:
а) Чтение текста хором (текст написан на доске)
Лыжная прогулка.
1часть (ряд у дверей)
Ребята скользят на лыжах узкой дорожке/и. Красота вокруг! Лес стоит в снежном уборе/и. На скатерти/е снегов видны звериные и птичьи следы.
2часть (средний ряд)
Лёгкий ветерок гонит по тропинке/и снежную пыль. От ёли/е к ели/е прыгает шустрая белочка.
3часть ( ряд у окна)
Посыпался с макушки/е снег. От алмазной пыли/е заиграл солнечный луч.
С чувством бодрости/е ребята вернулись с прогулки/е.
-Как вы догадались, писал Незнайка. Почему ему не удалось правильно написать текст. О какой орфограмме забыл? (Не знает орфограмму безударное окончание существительных). А мы справимся?
-Проверим, работает ли наш алгоритм.
4.Задание по рядам:
-Выписать словосочетания, по алгоритму и таблице записать правильно окончание.
Скользят по дорожке/и
стоит в уборе/и,
видны на скатерти/егонит по тропинке/и
прыгает от ёли/е
прыгает к ели/е
посыпался с макушки/е
заиграл от пыли/е
с чувством бодрости/е
вернулись с прогулки/е
5. Взаимопроверка (работа в парах)
Один учащийся проговаривает алгоритм, а второй проверяет словом-ключом.
6. Работа с интерактивной доской.
Взаимопроверка по рядам.
7.Рефлексия.
-Поднимите руку, кто понял тему и может помочь другим.
-Поднимите руку, кто испытывал затруднения в выполнении задания, но в итоге справился.