Урок русского языка в 5 классе на тему «Буквы з — с на конце приставок»

Тема урока: «Буквы з - с на конце приставок»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные: усваивают правило написания букв з-с на конце приставок, пользуются правилом, определяющим выбор буквы в приставке, находят орфограмму в морфеме, списывают, обозначают приставки и условия выбора в них согласной, подбирают к данным словам однокоренные с приставками.
Метапредметные: создают алгоритм и работают, пользуясь им; распределяют слова по группам, организовывают совместную деятельность в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (карточки с заданиями)
Ход урока:
1.Оргмомент.   1)Актуализация знаний, создание проблемной ситуации. (Слайд № 1)  "Найди лишнее": объясните принцип подбора слов в одну группу, найдите лишнее. (познавательные УУД) 1.Улица, дорога, свет, переход  2.Загорится, перекресток, сигнал, подземный  3.Безопасный, размышление , исполнять, предполагать 
1. Лишнее слово- переход, в его составе есть неизменяемая приставка пере- остальные слова приставки не имеют.  2. Лишнее слово- сигнал, в остальных словах есть неизменяемые приставки  3.Лишнее слово - предполагать, мы знакомы с приставкой пред-, с другими приставками мы не знакомы  - Какие неизменяемые приставки мы знаем?
- В чем их особенность?
-Какова разница между произношением и написанием приставок? (познавательные УУД)
2)Этап целеполагания.
- Вы верно отметили, что в последней строке нам встретились слова с ещё не изученными приставками. Назовите их.
- Как вы думаете, что вы сегодня узнаете, чему научитесь?
(регулятивные УУД)
Тема нашего урока – «Буквы з - с на конце приставок» (Слайд 2)

3. Изучение нового материала.  1)анализ языковых закономерностей:
Проанализируйте данные пары примеров (слайд 3).
Бессонный  Безрадостный  Исполнить  Извинить  Воскликнуть  Вознести  Растолкать Разрезать
- Почему слова записаны в два столбика?
-От каких условий зависит написание –з, -с? Сделайте вывод 
(регулятивные, познавательные УУД) Вывод (слайд 4): В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ -, ИЗ -, РАЗ - ) перед звонкими согласными пишется З, перед глухими – С). 
2) работа над созданием алгоритма:
-Приставки этой группы меняются беспрерывно, капризничают: то им звонкие звуки подавай, то глухие. Они любят ставить пишущего в страшное положение.
- Подумайте, как не ошибиться в написании слов с приставками на з-с?
Перед вами элементы алгоритма. (слайд №5)
ЕСЛИ ЭТО ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ
ПОСМОТРИ НА БУКВУ СОГЛАСНОГО ЗВУКА ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ
ВЫДЕЛИ В СЛОВЕ ПРИСТАВКУ
ЕСЛИ ЭТО ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

Расставьте его шаги в нужном порядке, добавьте примеры. Можете пользоваться правилом на странице 30 учебника и словами из упражнения 437 (Работа в паре – составление шагов алгоритма)
(коммуникативные, познавательные УУД)
После того, как учащиеся представили алгоритмы, обсудили их роль при работе с орфограммой на своих примерах, на слайде (№6) высвечивается образец алгоритма.
1.ВЫДЕЛИ В СЛОВЕ ПРИСТАВКУ

2.ПОСМОТРИ НА БУКВУ СОГЛАСНОГО ЗВУКА ПОСЛЕ ПРИСТАВКИ


3.ЕСЛИ ЭТО ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ 3.ЕСЛИ ЭТО ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ

С З
4. Первичное закрепление. Применение новых знаний.
1) выполнение упражнения 442 (работа выполняется в тетрадях и у доски, куда ребята выходят по цепочке, комментируя написанное ими слово)
Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки. (познавательные УУД)
Бить, пустить, давать, пилить, грузить, жечь, грести, делать, чистить.
5. Дальнейшая работа по отработке знаний и умений.
1) Работа в парах с раздаточным материалом.
Работает весь класс по карточкам в парах: один учащийся на парте выписывает слова с приставками на з, второй – на с. После выполнения работы – взаимопроверка (ребята с первой парты, работавшие по карточке №1 меняются тетрадями со второй партой, работавшей по карточке № 2 и т.д.) (коммуникативные, познавательные УУД)
Карточка № 1
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)
Бебрежный, бевестный, бесменный, бевкусный, бесмертный, бесмысленный, беснежный, беграмотный, беграничный, бесвязный, бесердечный, бепредельный, бедоказательный, бежалостный, бесильный, беславный, безаботный, безаветный, беконечный, безвучный, безлобный.
Карточка № 2
Задание: выписать слова с приставками. (один учащийся с приставками на з, второй – на с)
Вовышать, водействовать, ипортить, истрелять, вохвалить, воходить, возвание, восоединиться, востановить, исохнуть, ибегать, иследовать, исушить, ивестие, ививаться, итаять, итолковать, востание, илечиться, ниринуть, нипадать.
2)Индивидуальная работа - выполнение разноуровневых заданий.
На слайде (№7) вам представлены три вида заданий. Ознакомьтесь с ними и самостоятельно сделайте выбор: какое задание вы будете выполнять. А, может быть, кто-то успеет сделать все три задания? Не забудьте графически обозначить орфограмму.

1)Выпишите из текста слова с приставкой на з-с, обозначьте графически орфограмму .
Друзья, мы бездумно пользуемся бесценным богатством – лесом. Вам бесконечно долго жить на этой прекрасной Земле. Защищайте зеленого друга!

2)От данных существительных образуйте однокоренные прилагательные, включив их в состав словосочетаний. Обозначьте графически орфограмму.
Без заботы –
Без края –
Без цели –

3)Найдите в словах приставки на з-с, обозначьте графически орфограмму .
Неисчерпаемые, происшествие, водоразборный.
6. Подведение итогов урока:
- А теперь объединитесь в группы по виду выбранных и выполненных индивидуальных заданий, обсудите полученный результат, найдите и исправьте ошибки, если они есть. Еще раз проговорите алгоритм, по которому вы работали. (регулятивные , коммуникативные УУД)
7. Рефлексия.
-Было ли вам интересно на уроке?
-Вы были активны?
-Было ли вам трудно?
-Сумели ли вы показать свои знания?
-Как оцените свою работу?
(личностные УУД) 8. Домашнее задание.
Два задания на выбор: 1) Составьте 3-5 предложений на тему «Зимние каникулы», включая в текст слова с изученной орфограммой;
2) Выполните упражнение 441 на стр.31 (составьте предложения с данными словами и словосочетаниями).
(познавательные УУД)
- Понятны ли вам задания?
- Как вы будете выполнять упражнение 441: это будут отдельные предложения или текст?
- С чего вы начнете составление текста?

Используемые источники:

Вялкова Г.М. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского) – М.: Планета, 2013.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч. Ч.2- М.: Просвещение, 2013.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]








13PAGE 15


13PAGE 14215




15