рабочая программа Русский язык 7 класс по учебнику С.И. Львовой

Муниципальное образовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА
Протокол заседания приказом МОУ ПСОШ № 69
методического совета №1 от 02.09.2014
от 02.09. 2014









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ ЯЗЫК

7 класс
2014-2015 учебный год




Составил: учитель русского
языка и литературы
высшей категории
Н.В. Алекаева










г. Первомайск
2014 год





1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса на 2014 - 2015 учебный год разработана в соответствии со следующими документами:
-федеральным базисным учебным планом (приказ от 09.03.2004 №1312, от 03.06.2011 №1994);
-базисным учебным планом общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года (приказ министерства образования Нижегородской области от 31.07.2013 № 1830);
- федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-авторской программы: Львова С.И. « Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы/ -3-е изд., стер., - М.: Мнемозина, 2009.)

-приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012№1068 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014уч. год;
-учебного плана МОУ ПСОШ на 2014-2015уч. год;
Уровень базовый

Основные образовательные технологии:
технология проблемного обучения, технология интегрированного обучения, групповая технология, игровая технология, информационные технологии.



2. Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи:
- всестороннее развитие личности средствами предмета
- развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления;
-формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка;
-формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенции, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Главной особенностью программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Данная программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции определяют и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это, прежде всего, в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников (особенно 5-х и 6-х классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует. Именно поэтому в ряде случаев в программе предлагается знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но при этом не требовать от них запоминания соответствующего термина (например, оглушение, озвончение, бессуффиксный способ словообразования и т. п.).
Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект в обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом, формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.
Наилучший результат обучения достигается лишь при комплексном применении различных методов и других дидактических средств.
Наиболее приемлемыми для учащихся данного класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:

- информационная переработка устного и письменного текста в рубриках «Теоретические сведения», «Знайте и применяйте», «Обратите внимание»:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста с использованием цитат;
продолжение текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа);
- сочинения-рассуждения,
- изложения – миниатюры;
- сравнение текстов;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде)

При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи
3. Место учебного предмета в учебном плане.
Образовательная область – филология, 4 часа в неделю, 136 часов в год.


4. Результаты освоения учебного предмета.
Речевая деятельность
Аудирование.
Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; осознавать коммуникативную цель аудирования и в соответствии с ней организовывать свою работу; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ (устный или письменный); обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника.
Чтение.
Осознавать коммуникативную цель чтения и в соответствии с ней организовывать свою работу; дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста; выделять информацию иллюстрирующую, аргументирующую; находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение; проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т. п.); составлять тезисный план исходного текста; владеть ознакомительным, изучающим, просмотровым и поисковым видами чтения; прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух.
Говорение.
Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана; формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведенного языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.; размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные); уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с Учетом речевой ситуации.
Письмо.
Сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства; создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные); уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии.
Текстоведение.
Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учетом требований к построению связного текста; устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением; определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые наречия и служебные части речи; анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование
По типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов; определять способы образования слов разных частей речи; анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря; составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов (простые случаи); с помощью школьного этимологического словарика комментировать исторические изменения в морфемной структуре слов.
Лексикология и фразеология
Соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами лексических словарей; находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре; использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении.
Морфология
Различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
Орфография
Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания; аргументировать тезис о системном характере русской орфографии.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи; различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи. Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.





5. Содержание учебного предмета.
Программа рассчитана на 136 часов учебного времени, в том числе количество часов для проведения контрольных. В связи с тем, что программой курса не определены сроки проведения контрольных работ, считаем, что в данном классе целесообразно провести их таким образом:

Формы контроля
Кол-во
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть

тест
2

1(декабрь)
1 (март)


сочинение
2
1(октябрь)
1(декабрь)



изложение
2
1(октябрь)

1(март)


диктант
3
1(сентябрь)

1(февраль)
1 (май) Диктант в рамках промежуточной аттестации

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на этапе основного общего образования в объёме 735 часов, в том числе в 7 классе – 136 часов. Авторская программа С.И. Львовой рассчитана на 170 часов. В связи с этим произойдет перераспределение программного материала:

Название раздела, темы
Количество часов


По программе
Изменения
Итого

Язык как развивающееся явление
2
-1
1

Разделы лингвистики (повторение изученного в 5 – 6 классах)
39
-
39

Текстоведение
18
-
18

Морфология
86

66

Наречие
40
-13
27

Служебные части речи. Междометие.
46
-7
39

Самостоятельные и служебные части речи
1
-1
-

Предлог
9
-1
8

Союз
15
-
15

Частица
18
-4
14

Междометие
3
-1
2

Омонимия слов разных частей речи
10
-8
2

Повторение изученного
6
-
2

Всего
170
34
136

6. Календарно – тематическое планирование уроков русского языка
в 7 классе
136 часов (4 часа в неделю)
№ п/п
Тема урока
Дата
Фактическая дата
Примеча-
ние
ЭОР

1
Наш язык


Эпиграф. Правила оформления эпиграфа



Разделы лингвистики (повторение изученного в 5 – 6 классах) 45ч

2
Исторические изменения русского языка





3
Звуки и буквы


Фонетический разбор


4
Орфоэпия как раздел лингвистики


Основные способы словообразования


5
Основные способы словообразования


Основные способы словообразования


6
Словообразование имён существительных


Основные способы словообразования


7
Словообразование существительных и прилагательных


Основные способы словообразования


8
Словообразование наречий.


Неизменяемые части речи


9
Словообразование наречий.


Основные способы словообразования


10
Словообразование наречий.


Основные способы словообразования


11
Неморфологические способы образования слов


Происхождение слов
синонимы антонимы
омонимы


12
Контрольный №1 диктант с языковым анализом по теме «Лексика» (повторение за 6 класс)


Происхождение слов
синонимы антонимы
омонимы


13
Лексикология. Однозначные и многозначные слова





14
Фразеологизмы


Алгоритм определения частей речи


15
Морфология. Склоняемые части речи.


Алгоритм определения частей речи


16
Склоняемые части речи.





17
Глагол.


Алгоритм определения частей речи


18
Причастие.


Морфологические признаки глагола


19
Деепричастие.


Морфологические признаки глагола


20
Урок-закрепление «Особые формы глагола»





21
Р.Р.Контрольное сочинение №1 по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»





22
Р.Р.Сочинение «Гимн русской зиме»





23
Виды предложений


Сравнительный оборот
Однородные члены предложения


24
Простое осложнённое предложение.


Обращение


25
Простое осложнённое предложение.


Второстепенные члены предложения


26
Контрольное сжатое изложение (на материале упражнения № 200





27
Разделы русской орфографии.



Правила написания собственных имён


28
Правописание морфем.


Словообразовательные гнёзда однокоренных слов


29
Орфограммы в приставках.



Правописание приставок и
суффиксов


30
Орфограммы в суффиксах.



Правописание приставок и
суффиксов


31
Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.


Правописание суффиксов


32
Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий.


Правописание суффиксов


33
Слитные, дефисные, раздельные написания. Разученный диктант по упражнению 261


Правописание наречий, сложных прилагательных, существительных


34
Слитные, дефисные, раздельные написания.


Правописание наречий, сложных прилагательных, существительных




35
Проверочная работа по разделу «Орфография»






36
Пунктуация.





37
Предложения с обособленными членами







38
Постановка знаков
препинания перед союзом И






39
Р.Р.Изложение с творческим заданием





40
Р.Р.Написание изложения (по упр284)





41
Правильное употребление имён существительных.


Тавтология, лексическая норма, паронимы


42
Правильное употребление имён прилагательных.


Тавтология, лексическая норма, паронимы


43
Правильное употребление имён числительных.


Тавтология, лексическая норма, паронимы


44
Правильное употребление местоимений.




Тавтология, лексическая норма, паронимы


45
Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий.


Тавтология, лексическая норма, паронимы


46
Правильное употребление глаголов, причастий, деепричастий.


Тавтология, лексическая норма, паронимы



Текстоведение 18ч

47
Текст как произведение речи.


Тема, основная мысль


48
Текст как произведение речи.


Тема, основная мысль


49
Точность и логичность речи.


Тема текста


50
Точность и логичность речи.


Тема текста



51
Виды связей предложений в тексте





52
Языковые средства выразительности





53
Контрольное сочинение № 2 по картине
А.А. Пластова «Первый снег».





54
Контрольное сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».





55
Фонетические средства выразительности.


Звукопись, аллитерация,
Ассонанс, диссонанс


56
Словообразовательные средства выразительности.


Эпитеты, метафоры,
Олицетворения, сравнения


57
Лексические средства выразительности.


Эпитеты, метафоры,
Олицетворения, сравнения


58
Морфологические
средства выразительности.



Синонимы


59
Синтаксические средства выразительности.




Синонимы


60
Контрольный тест по теме «Текстоведение»


Однородные члены предложения


61
Синтаксические средства выразительности.




Однородные члены предложения


62
Рассуждение как тип речи.


Правописание вводных слов


63
Сочетание разных типов речи в тексте.





64
Обобщение по теме «Текстоведение»






Морфология 66ч


Наречие 27ч

65
Наречие. Общее значение наречий и их употребление в речи.


Неизменяемые части речи


66
Общее значение наречий и их употребление в речи.


Неизменяемые части речи


67
Разряды наречий по значению.


Словосочетания с наречиями


68
Разряды наречий по значению.


Словосочетания с наречиями


69
Разряды наречий по значению.


Словосочетания с наречиями


70
Разряды наречий по значению












71
Слова категории состояния



Степени сравнения прилагательных


73
Образование степеней сравнения наречий


Степени сравнения прилагательных


74
Образование степеней сравнения наречий


Степени сравнения прилагательных


75
Р.Р.Подготовка к изложению по упр 526


Степени сравнения прилагательных


76
Р.Р.Обучающее изложение по упражнению 526




Типы речи


77
Правописание наречий


Правописание приставок и предлогов


78
Слитное и раздельное написание наречий


Правописание приставок и предлогов


79
Слитное и раздельное написание Не и НИ с наречиями.


Способы образования слов в русском языке


80
Слитное и раздельное написание Не и НИ с наречиями


Способы образования слов в русском языке


81
Различение наречий и сходных по звучанию форм


Правописание Н-НН в разных частях речи


82
Дефисное написание наречий


Правописание Н-НН в разных частях речи


83
Слитное и раздельное написание. НЕ и НИ в наречиях


Правописание О и Е(Ё) после шипящих в именных и отглагольных частях речи


84
Слитное и раздельное написание. НЕ и НИ в наречиях.





85
Н и НН в наречиях





86
Суффиксы –о и-а на конце наречий





87
Буквы о-ё после шипящих



Правописание О и Е(Ё) после шипящих в именных и отглагольных частях речи


88
Употребление ь в наречиях.



Правописание Ь в разных частях речи


89
Урок-обобщение по теме «Наречие»





90
Контрольный диктант по теме «Наречие»





91
Наречие в словосочетании и в предложении


Виды словосочетаний


92
Наречие в словосочетании и в предложении


Фразеологизмы




Служебные части речи. Междометие 39ч


Предлог 8ч



93
Предлог как служебная часть речи.


Правописание приставок и предлогов


94
Предлог как служебная часть речи.


Правописание приставок и предлогов


95
Грамматическое значение предлогов


Правописание приставок и предлогов


96
Разряды предлогов.


Правописание приставок и предлогов


97
Разряды предлогов.


Правописание приставок и предлогов


98
Правописание производных предлогов.





99
Р.Р.Изложение по упр. 695.


Правописание приставок и предлогов


100
Предлог в предложении и тексте.


Правописание приставок и предлогов



Союз 15ч

101
Союз как служебная часть речи.


Знаки препинания в СП


102
Разряды союзов.


Знаки препинания в СП


103
Разряды союзов по значению.


Знаки препинания в СП


104
Разряды союзов по составу.





105
Подготовка к написанию сочинения по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»





106
Написание сочинения по картине
П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»





107
Правописание союзов.


Знаки препинания в СП


108
Правописание сочинительных союзов.


Однородные члены предложения


109
Правописание подчинительных союзов.




Однородные члены предложения


110
Правописание подчинительных союзов.




Знаки препинания в СП


111
Союз в предложении.


Знаки препинания в СП


112
Союз в тексте.


Знаки препинания в СПП


113
Союз в предложении и тексте.


Знаки препинания в СПП


114
Повторение и обобщение по теме «Союз».


Знаки препинания в СПП


115
Проверочная работа (диктант с языковым анализом) по теме «Союз»






Частица14ч


116
Частица как служебная часть речи


Разговорный и книжный стили речи


117
Разряды частиц.


Разговорный и книжный стили речи


118
Разряды частиц.


Разговорный и книжный стили речи


119
Раздельное и дефисное написание частиц.


Условное наклонение


120
Раздельное и дефисное написание частиц.


Условное наклонение


121
Различение частиц НЕ и НИ.


Предлог, приставка


122
Правописание частиц НЕ и НИ.


Предлог, приставка


123
Правописание частицы НЕ с разными частями речи


Синтаксический разбор предложения


125
Правописание частицы НЕ с разными частями речи


Синтаксический разбор предложения


126
Контрольное изложение на промежуточной аттестации







127
Контрольное изложение на промежуточной аттестации







128
Частица в предложении и тексте.


Противопоставление и сопоставление


129
Правильное употребление служебных частей речи.


Правописание Н, НН в словах разных частей речи


130
Проверочная работа по теме «Служебные части речи» (тест)


Правописание Н, НН в словах разных частей речи



Междометие 2ч


131
Междометие.


Признаки разговорной речи


132
Звукоподражательные слова.


Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи



Омонимия слов разных частей речи 2ч


133
Омонимия слов разных частей речи.


Разные виды омонимов


134
Омонимия слов разных частей речи.


Разные виды омонимов



Повторение изученного 2ч


135
Наречие. Трудности правописания


Правописание гласных, согласных в корне слов


136
Служебные части речи. Правописание


Правописание гласных, согласных в корне слов






























Содержание программы курса

Основные сведения о языке и речи
Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности, совершенствование видов речевой деятельности

Язык как развивающееся явление

Понятие о языке как развивающемся явлении. Элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка.
Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов.



Работа с учебным этимологическим словарем.

Разделы лингвистики (на основе изученного в 5-6-м классах)

Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики.
Фонетика. Орфоэпия.
Основные средства звучащей речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.

Основные выразительные средства фонетики.
Словообразование самостоятельных частей речи.
Морфологические способы образования слов (обобщение). *Неморфологические способы образования слов: переход слова из одной части речи в другую, сращение частей словосочетания в одно слово.
Словообразование наречий. Типичные морфемные модели наречий.
Приставочный способ образования наречий.
Суффиксальный способ образования наречий от прилагательных (горячо, творчески), числительных (дважды), глаголов (кувырком, дрожмя) и др.
Лексикология и фразеология.
Деление лексического состава русского языка на группы, которые отражают:
1) особенности лексического значения слова (слова однозначные, многозначные);
2) смысловую связь разных слов в языке (синонимы, антонимы, омонимы);
3) особенности употребления слов в речи (общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы; нейтральные, книжные, разговорные слова; неологизмы, устаревшая лексика);
4) происхождение слов (исконно русские слова, заимствованная лексика).
Грамматика: морфология и синтаксис.
Морфология.
Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль слов каждой части речи. Глагол и его формы (деепричастие и причастие). Трудные случаи образования деепричастий и причастий.
Синтаксис.
Основные виды словосочетаний по морфологическому способу выражения главного слова: именные, глагольные, наречные.
Причастие и деепричастие в роли главного и зависимого слова в словосочетании.

Фонетический и орфоэпический разборы слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Применение знаний и умений по фонетике, морфемике, грамматике в практике правописания.

Морфемно-словообразовательный разбор слова. Определение морфологических и неморфологических способов образования слов самостоятельных частей речи.


Определение основных способов образования наречий: приставочного, суффиксального, приставочно-суффиксального, сложения разных видов.


Лексический разбор слова. Подбор синонимов, антонимов учетом многозначности слова.
Использование синонимов для предупреждения ненужных повторов слов, точной передачи разных оттенков мыслей и чувств, создания стилистического единства текста. Употребление слова в переносном значении.
Определение исконно русских и заимствованных слов на основе учебного этимологического словаря.




Распознавание слов самостоятельных частей речи, в том числе и наречий. Морфологический разбор имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов и глагольных форм (деепричастий и причастий). Различение деепричастий и причастий. Овладение основными морфологическими нормами русского литературного языка.


Распознавание наиболее типичных моделей словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний.



текстоведение

Текст как произведение речи. Основные этапы создания текста: определение темы и основной мысли текста; обдумывание содержания текста и подготовка рабочих материалов (плана, некоторых формулировок, списка слов, словосочетаний и т. п.); создание текста; редактирование текста.
Основные требования к связному высказыванию: точность, логичность, правильность, выразительность и уместность.
Точность и логичность речи. Ключевые слова текста. Структурные особенности текста.
Разные способы развития основной мысли текста: последовательное или параллельное раскрытие темы. *Одинаковое построение предложений при параллельной связи (синтаксический параллелизм).
Правильность связного высказывания как соответствие его литературным нормам современного русского языка.


Выразительность речевого высказывания как одно из требований к тексту. Истоки богатства и выразительности родной речи: фонетическая и интонационная система русского языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слов и т. д.
Определение основных ков текста. Поэтапное создание текста.
Соблюдение требований к построению текста: соответствие теме; четкое выражение и логическое развитие основной мысли; строгая последовательность в изложении фактов; использование языковых средств связи предложений и смысловых частей устного и письменного высказывания. Рецензирование чужих текстов и редактирование собственных с учетом требований к построению связного текста.

Соблюдение основных лексических и грамматических норм современного русского литературного языка.
Грамматические нормы языка и соблюдение их в устной речи. Обнаружение грамматических ошибок в устной и письменной речи. Точное употребление в речи слова, фразеологического сочетания.

* Использование лексических средств создания языковых каламбуров, художественных тропов (многозначность, переносное значение слова), экспрессивное использование омонимов, синонимов, антонимов.


Морфология
наречие

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Разряды наречий по значению: образа и способа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели. Семантические особенности местоименных наречий (не называют признаки действия, а указывают на них). Группы местоименных наречий: указательные, неопределенные, отрицательные, вопросительно-относительные.
Образование степеней сравнения наречий.

*Вопрос о словах категории состояния в системе частей

Правописание наречий.
Основные группы правил, связанных с написанием наречий: слитное, дефисное и раздельное написание наречий; слитное или раздельное написание не с наречиями; правописание суффиксов наречий; употребление ъ в наречиях.



Распознавание наречий на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов.
Морфологический разбор наречия.
Различение наречий и созвучных слов других частей речи (грамматических омонимов): красиво написать платье красиво, вернуться днём - с каждым днём становиться лучше.



Правильное образование степеней сравнения наречий и употребление их в речи.
*Различение наречий и слов категории состояния (*предикативных наречий, *безлично-предикативных слов).
Использование орфографического словаря для определения слитного или раздельного написания наречий. Различение на письме наречий и созвучных предложно-падежных сочетаний (вовремя проснуться во время работы).
лексических, грамматических, стилистических). Правильное употребление наречий сравнительной степени.

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ И МЕЖДОМЕТИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Служебные слова и их отличия от самостоятельных частей речи.
Основная роль каждой служебной части речи.
Различение предлога, союза и частицы как служебных частей речи.

Предлог

Предлог как служебная часть речи.
Предлог как средство связи слов в словосочетании и предложении.
Предлог и падежная форма имен; употребление предлога с одним или несколькими падежами.
*Предложное и беспредложное Управление как вид подчинительной связи в словосочетании.
*Основные грамматические знания предлогов (значение дополнения, обстоятельства, определения). Пространственные значения предлогов.
Разряды предлогов: по происхождению (производные и непроизводные), по составу (простые, сложные, составные).
Предлоги, производные от наречий, имен существительных, деепричастий.


Культура речи. Правильное употребление предлогов.

Опознавание предлога в составе словосочетания и предложения.
Определение падежной формы имени существительного и местоимения в составе предложного словосочетания.

*Определение основных грамматических значений предлога (в ясных и простых случаях).
Различение предлогов разных разрядов. Правописание производны предлогов. Различение на письме производных предлогов и созвучных словосочетаний (вследствие в следствии) Морфологический разбор предлога.

Наблюдение за экспрессивным использованием предлогов в художественных текстах.

Правильное и точное употребление предлогов в, на, с и из и др.
Правильное употребление существительных с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки и др.

СОЮЗ

Союз как служебная часть речи.
Союз как средство связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Разряды союзов по значению: сочинительные (соединительные, противительные, разделительные), подчинительные (изъяснительные, обстоятельственные: времени, цели, сравнения, причины, условия, следствия, уступки).
Разряды союзов по строению: простые и составные.
*Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении.
Союз как средство связи предложений в тексте.
*Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные. Попарное соединение союзом однородных членов предложения.
Культура речи. Правильное употребление союзов.

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях с сочинительными союзами.
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато» и др. в отличие от созвучных сочетаний слов (то же, же, что бы, за то и т. п.,).



Морфологический разбор союза.

Конструирование простых и сложных предложений по заданной схеме с использованием указанных союзов.
*Наблюдение за экспрессивным использованием союзов в художественных текстах.

Орфоэпические нормы произношения союзов что, чтобы. Употребление союзов с учетом их стилистической окраски.

частица

Частица как служебная часть речи.
Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола. Разряды частиц по значению и роли в предложении: формообразующие и выражающие различные значения
·