Презентация к уроку физика-литература «В его поэзии мы можем наблюдать и жизни ход, и физики явленья….»


интегрированный урокфизика-литература Учитель высшей категории Марченко В.А. (физика)Учитель второй категории Рогожникова Е.В. (русский язык и литература) * ЦЕЛИ УРОКА: Предметные: -- по изученным стихотворениям А.С. Пушкина проследить, какие художественные приёмы использует автор, воздействуя на читателя; подвести итог изучения лирики поэта и романа «Евгений Онегин». -- определить широту познания поэта на основе физических процессов, описанных в его произведениях.Метапредметные: -- определять цель, проблему деятельности, оценивать степень достижения цели; научиться находить полезную информацию, учиться анализировать, классифицировать, сравнивать её, обобщать, доказывать, делать выводы; излагать своё мнение, организовывать работу в паре, группе. -- уметь определять взаимосвязь литературы с другими видами искусства. Личностные: -- формировать познавательный интерес у учащихся, приви­вать любовь к литературе и физике; осознавать свои эмоции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к себе и окружающим * О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты закон звезды и формула цветка. М.И. Цветаева * О, сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья духИ опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг, И случай, бог изобретатель. А.С.Пушкин * А.С. Пушкин – не только поэт 1800 год. А. Вольт конструирует первый источник электрического тока.1820 год. X. Эрстед открыл магнитное действие электрического тока.1822 год. А. Ампер обнаружил магнитный эффект катушки с током.1824 год. С. Карно исследовал принцип получения движения из тепла применительно к паровым машинам.1826 год. Г. Ом открыл закон «закон Ома» которому подчиняется действия электрического тока. * Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет.Он бежит себе в волнахНа раздутых парусах … * * За счёт чего возникает ощущения простоты и уюта в описании?На какие предметы обращает внимание автор?Какие приёмы использованы в тексте?Что происходит с Татьяной? Почему вы так решили? * Объясните, какие физические процессы позволили Татьяне выписывать вензель О и Е? На отуманенном стекле Заветный вензель О и Е. * Работа в парах. 1. С какими физическими явлениями можно связать эти строчки: «шипел вечерний самовар», «чайник нагревая», «клубился лёгкий пар»?2. За счет какой энергии нагревался чайник? Откуда поступала эта энергия? 3.Подберите формулу к описываемым процессам: «чайник нагревая», «клубился лёгкий пар», «шипел вечерний самовар».4. Начертить график зависимости температуры от времени, используя строчки: «Китайский чайник нагревая, Под ним клубился легкий пар». . * * * Какие художественные приёмы использует автор для передачи описания дерева?Как в стихотворении подчёркнута особая значимость ключевого образа – анчара? Укажите средства создания этого образа. Каков, на ваш взгляд, иносказательный смысл этого образа? С кем сравнивается «Анчар» в первом четверостишье? * Отрывок из стихотворения «АНЧАР». В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскалённой, Анчар, как грозный часовой, Стоит- один во всей Вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила, И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.К нему и птица не летит,И тигр нейдёт: лишь вихорь черныйНа древо смерти набежит-И мчится прочь, уже тлетворный   И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий. Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою. * * РЕФЛЕКСИЯ Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я понял, что…У меня получилось…Я смог…Мне захотелось… * Мир вокруг нас многолик и разнообразен. Одно и то же явление поэт может изобразить в своём стихотворении, художник на своём полотне, музыкант в своей увертюре, а физик и химик будут смотреть на него с точки зрения каких - то естественных законов. Каждый будет отражать свой взгляд на мир. Главное, чтобы у человека не исчезало желание понимать и осмысливать происходящее. Мы увидели, как литература уводила нас от простых, обыденных вещей к высотам чувственного восприятия, а физика помогала осмыслить изображаемые явления, исходя из уже изученных вами физических явлений. А ведь разбираться в них - это тоже творчество. * « Мнение, будто наука и поэзия противоположны друг другу - чистое заблуждение. Напротив того, наука открывает целое царство там, где для ума ненаучного всё туго » . Герберт Спенсер *