Учебная исследовательская работа Экологическая тропа


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Старогольчихинская основная общеобразовательная школа»
155308 Ивановская область Вичугский район д. Старая Гольчиха д.70
Телефон/факс 8 (49354) 9-44-88 электронная почта: golubka-59@mail.ruИсследовательская работа
Тема:
«Учебная экологическая тропа»
Руководитель:
Горохова Светлана Владимировна,
учитель химии и биологии
Пояснительная записка.
Данная исследовательская работа посвящена экологическому воспитанию детей школьного возраста. Сегодня в России детские учреждения играют важнейшую роль в обеспечении здоровья, полноценного физического, психического и духовного развития школьников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В исследовательской работе предлагается творческое решение задачи подготовки учащихся к пониманию экологических проблем на основе духовно-нравственного отношения к природе через экологическую тропу.
Практическое использование ее позволит сформировать у учащихся чувство ответственности за судьбу природы - обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного села, но и всей страны в целом.
Любовь к природе у детей не приходит сама собой – ее нужно пробудить.
Дети школьного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания. Особенность экологического обучения и воспитания на экологических тропах природы состоит в том, что она строится на основе не сухого дидактически назидательного изложения, а непринужденного усвоения информации, норм поведения в природном окружении в процессе непосредственного соприкосновения ученика с природой. Достигается это путем сочетания отдыха и процесса познания во время движения по маршруту тропы.
Что касается связи воспитания с отдыхом, то где, как не на природе, можно показать ее красоту и убедить ребенка в том, что природа, по выражению Е. Евтушенко, сама ― «просит нашей помощи, защиты и любви».
Экологическая тропа расширяет у школьников элементарные сведения об объектах, процессах и явлениях окружающей природной среды. Проходя по ней, дети учатся замечать различные проявления антропогенного фактора, комплексно оценивать результаты воздействия деятельности человека на окружающую среду, прогнозировать изменения, которые могут произойти в природе под влиянием человеческой деятельности, предлагать свои пути решения экологических проблем.
Создание тропы – это одна из творческих форм работы в системе экологического образования и воспитания подрастающего поколения. Если ее правильно организовать, она позволит раскрыть детям свои творческие способности, сочетать умственный и физический труд, применить на практике знания, почерпнутые из школьных курсов биологии, химии, экологии, географии. А самостоятельная исследовательская работа учащихся укрепит взаимосвязь интеллектуального и эмоционального начал, сделает ученический коллектив сплоченнее. Итог – выход на важнейшее свойство личности – убежденность в необходимости беречь природу и приумножать ее богатства.
В процессе общения с природой у ребенка вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.
Учебные экологические тропы – это специализированные образовательные маршруты, создаваемые, в первую очередь, для непосредственного обучения в природе. Их протяженность редко превышает 2 – 3 км. Они должны быть легкодоступны и находиться в зеленых зонах вблизи населенных пунктов недалеко от учебного заведения.
Основные посетители тропы – организованные учебные группы учащихся, родителей, педагогов.
Цели создания экологической тропы:
Расширение элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы.
Акцентирование внимания учащихся на различных проявлениях антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы.
Развитие навыков комплексной оценки состояния окружающей среды.
Освоение простейших методик по изучению состояния тех или иных природных объектов.
Воспитание экологической культуры поведения в природе как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом, так и отношений человека и природы.
Задачи:
Экологическое обучение и воспитание.
Изучение материала по предметам естественнонаучного цикла непосредственно в живой природе.
Отдых посетителей тропы на природе.
Сохранение природных объектов в районе экологической тропы.
Основные требования к выбору маршрута экологической тропы:
Привлекательность.
Доступность
Информативность.
Принципы, которые положены в основу работы:
- принцип краеведения;
- принцип природосообразности;
- принцип научности и доступности понятий;
- принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Правила поведения на экологической тропе.
Каждый участник экскурсии на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
Категорически запрещается срывать любые наземные и водные растения.
С тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни,интересные коряги - только знания, впечатления и фотографии;
В зоне тропы категорически запрещена любая охота, рыбалка.
В качестве топлива можно использовать только сухостой и валежник, а на растопку – мелкие сухие ветки или сухую бересту.
Курить и разводить костры можно только в специально отведенных для этих целей местах.
Двигаясь по тропе, нельзя шуметь, чтобы не вызывать беспокойства у животных, категорически запрещается брать с собой на экскурсию радиоприемники и магнитофоны.
Ни в коем случае нельзя брать с собой на экскурсию собак.
Нельзя оставлять после себя мусор.
Нужно бережно относиться к оборудованным местам отдыха.
Наибольшей популярностью у школьников пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные. Целесообразно, чтобы вдоль маршрута учащиеся создавали микрозаказники для насекомых, площадки с искусственными гнездами и кормушками для птиц, огородили муравейники.
Краткое описание маршрутов экологической тропы.
Экологический маршрут действует в нашей школе с июня 2009 года. Возник он не на пустом месте: после участия в районных и областных экологических конкурсах у нас появилось желание создать тропу с этапами нашей исследовательской работы. Кроме того, преподавание курсов экологии, биологии, географии и химии нуждалось в экскурсиях и практических занятиях в живой природе.
В условиях сельской местности создание тропы не является таким уж трудным делом, как говорится, было бы желание… Тропа находится в нескольких минутах ходьбы от школы, что особенно важно при проведении экскурсии во время
Формы и методы работы на экологической тропе:
экологические беседы;
экологические экскурсии;
экологические конкурсы;
экологические акции;
трудовой десант;
коллекционирование;
экологические праздники и фестивали;
экологические игры.
Какие же конкретно этапы включает наша тропа. Рядом со школой расположен парк деревни Старая Гольчиха, с которого и начинается маршрут.
Название первого этапа - «Парк деревни Старая ГольчихаВторой этап - «Колония грачей».
Третий этап – «Плотина бобров».

.
Четвертый этап – «Березовая роща».
Выводы, рекомендации.
Вот такие этапы есть на нашей экологической тропе. Планируется расширение маршрута за счет введения новых этапов, но уже сегодня тропа помогает в лучшем усвоении учениками материала по биологии и экологии, является важнейшим инструментом процесса социализации учеников. Выход на важнейшее свойство личности – убежденность в необходимости беречь природу и приумножать ее богатства. В процессе общения с природой у школьников вырабатываются навыки правильного поведения, разумного, сознательного отношения к природе.
Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства. Экологическая культура – одна из составляющих культуры человека, обязательное условие обеспечения экологической безопасности не только нашего родного села и прилегающей территории, но и всей страны в целом.
Практическое использование завершенной работы социально значимого проекта « Учебная экологическая тропа» позволит вести работу по формированию у учащихся чувства ответственности за судьбу уникальной природы Вичугского района – маленькой частицы великой России.
Список используемой литературы.
Я познаю мир: Растения: Энцикл./ Авт. – сост.Л.А. Багрова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.
Я познаю мир: Экология: Энцикл./ Авт. – сост. А.Е. Чижовский. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1997
Википедия – энциклопедия.
Сайт: http://neobionika.ru/ekolognapravlenieСайт: http://kineziolog.bodhy.ru/content/kriterii-vilkoksona.
Реферат по курсу «Экологический мониторинг» «Лихеноиндикация качества воздуха», Челябинск, 2006

Кедр.

Тополь
1558290top
Береза

Ива

Липа


Грачи.

Плотина бобров.