Урок по биологии на тему Экологическая тропа


МКОУ «Гороховская СОШ» Верхнемамонского муниципального района Воронежской области
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
Учитель биологии и химии
Турбина Наталья Ивановна
2013 – 2014 учебный год
Экологическая тропа – уникальный класс под открытым небом. Задания, которые учащиеся выполняют на тропе во время экскурсий и практикумов разрабатываются на междисциплинарной основе. Такой подход способствует повышению научного уровня школьного экологического образования, служит эффективным способом интеграции обучения и воспитания.
Учебно – познавательная экологическая тропа создана в нашей школе в 2010 году. Ее основное назначение – создать условия для разумного сочетания непосредственного изучения ближайшего природного окружения школьников, практической природоохранной деятельности и активного отдыха. Экскурсии по тропе в равной степени необходимы и полезны и школьникам и педагогам. Педагоги приобретают опыт работы с детьми в природных условиях. Школьники знакомятся с различными природными объектами и явлениями, осваивают элементы работы в полевых условиях, совершенствуют навыки проведения наблюдений, изучают различные виды природопользования, характерные для данной местности, приобретают опыт оценки влияния деятельности человека на природу, а также навыки экологически грамотного поведения в природной среде.
Наша экологическая тропа создавалась для школьников при их активном участии. Подготовить экскурсию сложно. Выбрав какой – то природный объект, его необходимо исследовать, собрать о нем интересные сведения. Для проведения экскурсии необходимо подготовить интересный рассказ, дополнив его информативными схемами, рисунками, фотографиями. Экскурсовод должен обладать коммуникабельностью – умением наладить диалог со слушателем. Еще одно качество, необходимое экскурсоводу, работающему на экологической тропе, - умение видеть не только интересующий его природный объект, но и быть внимательным ко всему, происходящему вокруг. И, конечно, рассказ должен быть эмоциональным, запоминающимся. С этой целью в своем рассказе можно использовать стихи, пословицы, поговорки.
Таким образом, экологическая тропа служит для учащихся и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел, и «трибуной» для выступлений. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время занятий на тропе, направлены на решение одной из самых главных задач – воспитание экологической культуры и экологического сознания. Пари этом особенно важна та внутренняя работа, которая происходит в душе ребенка и формирует в нем чувство гражданина, патриота, хозяина своей земли, своей малой Родины.
Назовем основные направления исследовательской деятельности на экологической тропе:
Комплексное исследование участка леса;
Комплексное исследование водоема;
Изучение видового состава птиц;
Изучение и охрана насекомых-опылителей;
Определение многообразия видов растений на различных остановках тропы;
Выявление загрязнений окружающей среды химическими веществами и меры по ее защите;
Фенологические наблюдения.
В соответствии с этими направлениями строится самостоятельная работа школьников. Исследовательская деятельность учащихся по изучению живой природы проводится индивидуально (например, изучение поведения той или иной птицы), в парах (наблюдение за муравьиными тропами, проведение фенологических наблюдений) или в малых группах (описание многообразия видов растений и животных, подсчет гнездовий ласточки-береговушки и т. д.). Как правило, школьники занимаются своей темой не один год. Благодаря этому в школе накоплены очень интересные многолетние данные о различных природных объектах.
Ниже приведены названия стоянок и темы бесед на каждой из них:
«Природа – наш дом»: вводная беседа о природе нашего края, климатические особенности местности.
«Экологическое неблагополучие»: о влиянии деятельности человека на окружающую среду.
«Река – зеленые берега»: об особенностях реки Дон.
«Жизнь водоема»: об обитателях водоема, операции «Живое серебро».
«Тритоны и не только»: о жабах, лягушках, змеях; за что многие люди их не любят, об их роли в экосистеме и многом другом.
«Зеленая аптека»: о лекарственных растениях нашего края.
«Ласточкин берег»: о видовом разнообразии и значении птиц, их охране.
«Лес, почва, урожай»: о взаимосвязях в экосистемах.
«Стоянка «дикого» человека»: об ущербе, который наносят природе туристы и отдыхающие, о правилах экологически грамотного поведения в природе.
«Лесная опушка»: о значении леса в жизни человека.
Тексты и знаки на тропе. Создание экологической тропы позволило нам вовлечь ребят в научно обоснованную практическую деятельность по охране природы. На тропе представлены основные экосистемы края: степные, лесные и водные. Один из способов повышения информативности тропы – установка аншлагов и стендов, которые на нашей тропе представлены в трех видах: инструктивные, познавательные, эмоциональные. Инструктивные тексты информируют о правилах поведения на тропе, познавательные – об окружающих природных объектах, эмоциональные – содержат стихи и афоризмы на природоохранную деятельность.
Есть несколько способов изготовления аншлагов и стендов. Мы выбрали такой: на листе железа масляной краской делается надпись. Большое значение при этом имеет характер текста. Так например, вместо традиционного «Запрещается!» наши инструктивные тексты имели следующее содержание:
«Благодарим Вас за то, что Вы не рвали цветы, не жгли костры, не разоряли гнездовья птиц.
«Собирайте прекрасные воспоминания, но не рвите цветы».
«Не шуми. Послушай голос леса».
«Не оставляй на тропе ничего, кроме следов Ваших ног»,
«Друзья, будьте щедры и великодушны, оставляйте Земле ее цветы. Они будут радовать многих людей, которые придут после Вас».
«От тебя зависит, увидят ли твои дети Землю такой, какой ее видишь ты».
А вот примеры познавательных текстов на стендах:
«Лесной воздух содержит в 40 – 70 раз меньше болезнетворных микробов, чем городской».
«Этот милый лес – старинный поставщик сырья, кормилец и хранитель урожая, символ достатка и могущества русской природы». (Л. Леонов)
Нами подготовлен методический комплект «Путешествие по экологической тропе», который позволяет проводить интересные занятия на учебно-познавательном маршруте. Предлагаем познакомиться с некоторыми материалами комплекта.
Паспорт на учебную экологическую тропу.
Местонахождение: село Гороховка Верхнемамонский район Воронежская область.
Землепользователь: администрация Гороховского сельского поселения.
Значение экологической тропы: формирование экологической культуры, опытническая и экскурсионная работа, учебно-исследовательская деятельность, экологический мониторинг, трудовая практика.
Краткое описание границ маршрута: начало тропы – МКОУ Гороховская СОШ, далее вдоль левого берега реки Дон.
Протяженность маршрута: 3,2 км.
Исторические сведения о выбранной территории: нет.
Описание экологической тропы на маршруте, экскурсионные объекты: экологическая тропа имеет следующие остановки: «Природа – наш дом», «Экологическое неблагополучие», «Река – зеленые берега», «Жизнь водоема», «Тритоны и не только», «Зеленая аптека», «Ласточкин берег», «Лес, почва, урожай», «Стоянка «дикого» человека», «Лесная опушка». Режим использования: проведение экскурсий, уроков, учебно-исследовательская деятельность, экологический мониторинг.
Необходимые мероприятия: укрепление берегов р. Дон.
Охрана маршрута: Голубой патруль ДЭО «Зеленая волна».
Шефствующие учреждения: нет.
Далее приведены примеры текстов бесед на остановках экологической тропы.
Дорогие друзья!
Мы, учащиеся МКОУ Гороховская СОШ, хотим познакомить Вас с учебной экологической тропой. Мы хотим, чтобы, пройдя по ней, Вы увидели и узнали, как живет и чувствует себя окружающая нас природа. Мы хотим, чтобы у каждого укрепилось желание сохранить и защитить природу нашего края от бездумного и неразумного обращения с ней.
Остановка № 1. «Природа - наш дом».
Территория изучаемого участка находится в районе села Гороховка Верхнемамонского района.
Верхнемамонский район расположен в юго-западной части России, на юге Воронежской области на территории Калачской возвышенности, в степной зоне. Центр района село Верхний Мамон имеет географические координаты 50о 10/ с.ш. и 40о 20/ в.д. Площадь района 1345 км. Село Гороховка находится в его западной части.
Климатические условия Верхнемамонского района являются одним из факторов почвообразования и определяют такие свойства почв как влагосодержание, засоленность, биологическую активность. Располагаясь в умеренном поясе, район получает большое количество тепла. В среднем на каждый километр поверхности приходится 1600 мега джоулей. По данным метеостанций средняя температура воздуха в июле +21о С, а января - 8,4 о С. Хотя средняя многолетняя температура равна 6,6о С, периодически проявляются признаки резкой континентальности. Возможны резкие потепления и похолодания, особенно, когда температура достигает зарегистрированных здесь абсолютных величин: максимума +41,5о С и минимума – 38о С.
По климатическим условиям Верхнемамонский район относится к зоне рискованного земледелия. Территория изучаемого участка относится к III агроклиматическому району (по данным атласа Воронежской области), которые характеризуются показателями метеостанции Павловска.
Этот агроклиматический район характеризуется суммой средних суточных температур за период с температурой выше + 10 С 2800-2900, сумма осадков за этот период 215-245 мм, 196-198 дней с температурой выше + 5 С , 159- 162 дня с температурой выше + 10 С, ГТК- около 0,9. Самый холодный месяц года - январь, а самый тёплый - июль. В среднем с последней декады марта до последней декады ноября держатся положительные температуры. Продолжительность вегетационного периода (с > +5C), период активной вегетации (> + 10 C) определяют длительность интенсивного сезонного почвообразования. Для изучаемого участка он составляет 233-237 дней. При отрицательных температурах почвообразование если полностью не останавливается, то протекает крайне слабо. При низких температурах происходит необратимое свертывание перегнойных кислот с возникновением нерастворимых веществ, то же наблюдается с некоторыми другими органическими соединениями, органо-минеральными и минеральными коллоидами почвы. Периодическое влияние положительных и отрицательных температур сопровождается замерзанием, размерзанием и оттаиванием почвы. В связи с выкристаллизованием воды в порах почвы в ней появляются трещины и непрочные отдельности в виде мерзлотной структуры.
Важным климотообразующим фактором является циркуляция атмосферы. Территория участка находится под влиянием воздушных потоков Атлантического океана, Евро-Азиатского материка и Арктики. Воздушные массы с океана приходят сюда в значительной степени изменёнными, потеряв влагу. В зимнее время проникают воздушные массы из Монголии и Ледовитого океана. Летом со стороны Средиземного моря и южных районов страны иногда проникает тропический воздух. Весной юго-восточные ветры пустынь средней Азии часто имеют характер суховеев. На территории района зимой и осенью преобладают ветры западного и юго-западного направления; весной - восточного и юго-восточного, летом - западного. На почвообразование может влиять ветер, вызывая дефляцию. При скорости у поверхности почвы >5 м/сек он отрывает мелкие почвенные частицы и переносит их по воздуху, частицы средних размеров перемещаются скачкообразно, а более крупные катятся по поверхности. Характерной климатической особенностью территории являются суховейные песчаные бури. Они перемещают массы песка на плодородные земли, поймы рек и озёр. Там, где ветер не встречает лесной защиты, он буквально сдирает верхний гумусный слой почвы. По данным метеостанции Богучара с апреля по сентябрь со слабыми суховеями в среднем составляют 42,9 дней, средней интенсивности – 18.4, интенсивными – 5,3. Число дней с сильным ветром (более 15 м/с) составляет 8,5.
Количество осадков по данным невелико, учитывая существующую теплообеспеченность, это приводит к дефициту влаги в воздухе и почве. Исходя из этого, необходимо делать всё возможное для накопления и сохранения влаги в почве; при необходимости применять орошение; при подборе культур учитывать засухоустойчивость.
Всем элементам рельефа присущи свои условия почвообразования и почвы. Формирование почв связано с макро-, мезо- и микрорельефом. Рельеф Верхнемамонского района неоднороден. Южная правобережная часть района относится к Донскому Белогорью, затем следует долина Дона, переходящая в Калачскую возвышенность. Водораздельное плато Калачской возвышенности на территории района представлена слабоволнистой равниной сильно расчленённой балками, оврагами, долинами мелких рек. На 1 км площади Калачской возвышенности приходится от 0,5 до 1,2 км овражно-балочной сети. Долина реки Дон на данном отрезке характеризуется значительной шириной и правобережной асимметрией. Изучаемый участок находится в левобережной части долины, где лучше выражена пойма, ширина которой местами достигает нескольких километров. На её территории расположены заливные луга, государственные леса и огороды вблизи населённых пунктов.
Склоновый характер рельефа и овражно-балочная система негативны для землепользования. Рельеф Верхнемамонского района не препятствует механизированной обработке земель, но затрудняет её.
Изучение показало, что почвенный покров характеризуется высоким естественным плодородием. Умеренно-континентальный климат способствовал формированию чернозёмов. На изучаемой территории распространены черноземы обыкновенные. Средняя мощность гумусного горизонта в них 65 см. Они богаты питательными веществами, но недостаточность увлажнения влияет на почвообразовательные процессы. Содержание гумуса в пахотном слое колеблется от 6,4 до 7,2, а на глубине 80 см составляет 1,5- 1,9%. Природные запасы гумуса в обыкновенных черноземах составляют 375- 400т/га . Среди них в силу изменений местных условий, встречаются пятнами почвы солонцеватые перегнойно-карбонатные, аллювиальные, лугово-болотные. Наибольшее распространение получили почвы глинистого механического состава. В западной части района находятся почвы средне- и легко суглинистые. В пойме реки Дон – супесчаные и песчаные .Около половины земель сельскохозяйственного назначения подвержены в различной степени ветровой и водной эрозии. Частые суховеи сносят огромное количество частиц, что ведёт к засорению атмосферы, заиливанию рек и гибели посевов. Чрезмерная распаханность сельскохозяйственных угодий, нарушение правил агротехники на пахотных землях, неправильное использование естественных пастбищ и сенокосов на склонах усиливает эрозионные процессы. Из-за длительной распашки чернозёмов и нарушения севооборотов произошло снижение плодородия почв. Поэтому возникает необходимость внесения всё большего количества минеральных и органических удобрений. А это повышает себестоимость сельскохозяйственной продукции. В заключение анализа почвенного покрова Верхнемамонского района, можно сделать вывод о том, что в зависимости от учёта степени эродированности почв, должна выстраиваться система дифференцированного землепользования, в том числе и ведении сельского хозяйства. В связи с этим в структуре посевных площадей могут быть внесены изменения, способные приостановить развитие эрозии. Например, современные учёные аграрники считают, что в связи с развитием эрозионных процессов, целесообразно площади под пашней, подвергшихся воздействию эрозии, переводить в разряд кормовых угодий. Это позволит не только сохранить их естественное плодородие, но и остановить развитие эрозионных процессов.
Вместе с тем, не смотря на возникшую на современном этапе хозяйствования проблему сохранения естественного плодородия почв, почвенный покров района благоприятствует развитию сельскохозяйственного производства.
Остановка № 2. «Экологическое неблагополучие».
Вряд ли на земле найдется человек, который скажет себе: «Я не люблю природу». На словах ее любят все. Однако любовь проявляется, прежде всего, в реальных делах и поступках, в желании защитить и сохранить природу. Почему же многие люди, оказавшись наедине с природой, считают, что она ничья; относятся к ней потребительски? Почему не знают и не стремятся узнать, как грамотно вести себя в природе, чтобы не причинить ей вреда? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца, помыть машину в реке. А это совсем не так. Мы должны вести разъяснительную работу, для того, чтобы становилось как можно больше экологически грамотных людей. Необходимо действовать!
Здесь на берегу реки, не далеко от автотрассы М – 4 «Дон» находится наша вторая остановка. Некогда живописный берег теперь выглядит весьма уныло: кучи мусора, река, зарастающая камышом, который, как известно, способен расти далеко не по самым чистым берегам водоемов; водители, с особым рвение отмывающие свои автомобили в речной воде, по которой кругами расходятся масляные пятна… Рыбы не видно совсем, не идут сюда местные мальчишки со своими не хитрыми снастями, да и утки все чаще предпочитают другие места. Наша задача состоит в том, чтобы препятствовать дальнейшему загрязнению реки. Только все вместе мы можем вернуть нашей реке и ее берегам первоначальный вид.
Остановка № 3. «Река – зеленые берега».
На этой остановке, которая расположилась прямо у воды, учащиеся знакомятся с характеристикой реки Дон. Учащиеся из отряда «Голубой меридиан» здесь знакомят ребят с состоянием воды в реке Дон, с результатами своих исследований.
Воронежская область отличается малой водообеспеченностью. Это относится как к поверхностным, так и к подземным водам. Поверхностные воды – это естественные водоемы: реки, озера, искусственные водоемы: пруды и водохранилища.
Объем поверхностных ресурсов составляет 3,64 млн кб. м., по территории области он распределяется крайне неравномерно: от максимального – в Семилукском раойне до минимального – в Верхнемамонском, Поворинском, Петропавловском, Ольховатском, Каменском, Воробьевском, Кантемировском, Богучарском.
Значительное место в гидрологии района занимает р. Дон. Он во многом определяет хозяйство и культуру района, с ним связана история края. Дон – третья по протяженности русла река в Европейской части России после Волги и Камы. Ее длина 1967 км, в пределах Воронежской области – 530км, в пределах Верхнемамонского района – 64 км.
Дон – равнинная река с медленным , спокойным течением. Падение русла не превышает 10 см на 1 км, средняя скорость течения – 0,4 м/сек, поэтому в народе получил название Тихий Дон.
В своем течении к морю Дон четыре раза меняет направление. Его длина в 2,5 раза превышает кратчайшее расстояние между источником и устьем. Одна из таких излучин – Малая излучина, находится на территории Верхнемамонского района.
У Верхнего Мамона ширина реки около 100 м, глубина – до 2 м, речная долина местами достигает 3 км. В период половодья уровень воды поднимается до 6-9 м, в отдельные годы – более 10 м.
Нам еще наши бабушки передавали воспоминания своих предков о переселенцах в эти места с Украины. Казаки подошли к Дону напоить лошадей, но рыбы там оказалось столько, что тяжело было сунуть морду в воду. Люди разгоняли рыбу кнутами. Да и после войны за полчаса можно было наловить целое ведро рыбы. А этим летом не только рыба дохла, но даже раки стали выползать на берег. Что- то не понравилось им в воде.
Стоило подойти к воде, как в нос бросался сильный запах. В воде зловонная масса непонятного происхождения, весь берег устлан ракушками.
Именно этим летом с Доном творилось что – то неладное. Весь июль с 6 до 9 часов утра в воду невозможно было войти – по всей поверхности реки плыла пена и зловонная консистенция какой – то биомассы. Такие выбросы могут производить очистные сооружения и перерабатывающие заводы. Россошанские «Минудобрения» исключаются, потому что на этом предприятии стоят мощные очистные сооружения и действует полностью замкнутый цикл очистки. Во всяком случае выше Павловска в районе Белогорья, Дон совершенно чистый. Сброс идет ночью, потому что именно с раннего утра река несет в наш район всю эту гадость, а к обеду вода по -немногу расчищается. По этому поводу были даны неофициальные комментарии первым заместителем руководителя управления по экологии и природопользованию Воронежской области Владимиром Гейтеровым. По его словам, предположительно, произошел сброс в Тихую Сосну с МУП «Водоканал» города Алексеевка Белгородской области. Именно поэтому идет массовая гибель рыбы. Из – за сильного загрязнения дна стали гибнуть раки. Очистные сооружения Алексеевки вышли из строя и стали ежесуточно сбрасывать в Тихую Сосну более 10000 кубометров стоков городской и промышленной канализации еще в июне. Даже если взять половину уничтоженной реки Тихая Сосна с ее общей площадью бассейна 4350 кв. м, то в реке погибло около триллиона рыб, при официально зарегистрированных более 200 штук погибших особей на один кв.метр. Не считая раков, планктона, жучков, лягушек и другой водной живности. Анализы проб воды показали, что в ней содержание сероводорода, цинка, марганца и других вредных веществ превышает норму в десятки раз. Миллионы рыб, тысячи домашних гусей и уток накопили в себе «прелести» этой гадости и идут на прилавки городских и сельских рынков. А в начале июля рыба к верху брюхом поплыла к Дону вместе с нечистотами, при наибольшем расходе воды в реке Дон – 590 кубометров в секунду. В результате Дон потерял одно из своих ценнейших нерестилищ. Для его восстановления потребуется не одно десятилетие.
В Воронежской области озер не много. Большинство их приурочено к поймам рек Дон, Хопер, Битюг, Икорец, Воронеж. Их часто называют озерами – старицами, так как в основном они являются старыми руслами рек. Есть такие озера и в Гороховке. Это Зуй, Кривое, Большое Гороховское и Малое Гороховское.
Остановка № 4. «Жизнь водоема».
Вода – колыбель жизни. На этой остановке мы расскажем об особенностях водных растений и насекомых, о жизни обитателей пресных водоемов, о необходимости их охраны.
У реки можно найти множество объектов для изучения. Заслуживает внимания даже тина, которая так часто покрывает дно водоемов. Если внимательно ее рассмотреть, то можно увидеть, что она состоит из тончайших шелковистых нитей. Это многоклеточная водоросль спирогира.
На этой остановке ребятам сообщаются интересные сведения о ряске, частухе, рогозе, череде, осоках; о водомерках и вертячках, жуках-плавунцах и многих других обитателях водоемов.
Члены «Голубого патруля» следят так же за санитарным состоянием водоемов, укрепляют берега реки саженцами ивы. Ведь от человека зависит, будут ли на берегах водоемов гнездиться птицы, летать над головой быстрокрылые бабочки, мелькать в прибрежных зарослях стрекозы. От человека зависят чистота и полноводность рек и озер, судьба их обитателей.
Остановка № 5. «Тритоны и не только».
На этой остановке ребята знакомятся с позвоночными животными. Обитающими в реке: земноводными, пресмыкающимися, рыбами и млекопитающими, узнают особенности их строения и жизнедеятельности, значение в природе и жизни человека, меры охраны и защиты.
Из всех видов земноводных особенно многочисленна у нас озерная лягушка. Она предпочитает водоемы, где нет сильного течения. Всю свою жизнь лягушка проводит в воде и на пологих сырых берегах водоемов. Весной, летом и в начале осени лягушки активны в любое время суток. В жаркие летние дни они мало активны и погружены в воду, при этом на поверхности видны только их глаза. Весной же, в период размножения, лягушки, особенно самцы, держатся на поверхности воды и очень подвижны. Самцы интенсивно квакают, раздувая серые резонаторы в углах рта. Вот тогда-то мы и заслушиваемся лягушачьими концертами.
Часто у водоема можно встретить представителя пресмыкающихся – ужа обыкновенного. Эта змея не ядовитая, безопасная для человека, но часто от него страдающая. Узнать ужа обыкновенного легко – по бокам головы, позади висков, расположены два желтых, оранжевых или беловатых пятна.
Передвигается уж волнообразно, изгибая тело. Он хорошо плавает, держа голову над водой, ныряет и может плавать под водой. Ведет дневной образ жизни. На ночь прячется под корнями деревьев, в обрывистых берегах, в норах зверей. Рано утром ужи выползают из нор и греются на солнце, а за тем приступают к поискам пищи. Основу питания этих животных составляют различные земноводные, крупные насекомые, мыши. Заглатывает уж свою добычу живьем.
Далее учащиеся знакомятся с видовым составом рыб и млекопитающих. Особый интерес вызывает рассказ о бобрах, строящих на реке плотины, и ловкой охотнице ондатре.
Остановка № 6. «Зеленая аптека».
Издавна человек стремился избавиться от недугов с помощью природных средств. Вот и сейчас в моде лечение травами. К сожалению, многие люди не заботятся о том, чтобы сбор лекарственных растений не привел к исчезновению этих видов в природе. Мы хотим сберечь эти растения и поэтому создали «Зеленую аптеку». Целая поляна замечательных цветов, которые распускаются ранней весной. Узнали? Это мать-и-мачеха. Ее мелкие, ярко-желтые соцветия, называемые корзинками, напоминают одуванчик. Мать-и-мачеху легко узнать по листьям. Верхняя сторона листьев, гладкая и прохладная, - «мачеха», а нижняя, бархатистая и теплая, - конечно, «мать». Да вот только ранней весной вы этих листьев не увидите. В пору цветения их не бывает. Настоящие листья отрастут позже, когда цветки превратятся в пушки с легкими семенами. Корзинка мать-и-мачехи «следит» за солнцем, поворачивается в след за ним, а в плохую погоду закрывается.
А еще в нашей «Зеленой аптеке» есть череда, у которой семена имеют специальные крючочки-зацепки. В народной медицине отвар из этого растения издавна применяли как средство от кожных заболеваний.
Остановка № 7. «Ласточкин берег».
Обрывистый берег реки густо усыпан норками. Кто же здесь живет? Оказывается это самая маленькая ласточка в своем семействе – ласточка-береговушка. Птица красиво окрашена: сплошная бурая спинка, светло-серый низ, хорошо заметная темная перевязь на груди, хвост без «косиц». Береговушки поселяются порой многочисленными колониями в норах по обрывистым берегам рек, оврагов, карьеров, но обязательно вблизи водоемов. Во время наблюдения мы насчитали более 300 норок.
Самец и самка береговушки роют горизонтальную нору длиной до 1 метра, с узким полукруглым входным отверстием и гнездовой пещеркой на конце. Сложенный из мягких травинок плоский лоток выстилается перьями. В году у береговушки одна кладка яиц. Во многом береговушки похожи на своих «сестер» - городскую и деревенскую ласточек, но вот на юг улетают значительно позже. Иногда их можно встретить у нас в начале октября.
Мы взяли «Ласточкин берег» под свою опеку, чтобы защитить этих интересных птиц, их гнездовья и больше узнать о них.
Еще один интересный объект на этой остановке – почва. Обрывистый берег отчетливо обнажает почвенные горизонты. Хорошо видны чередующиеся полосы разного цвета и толщины. Ребята проводят исследования почвы, собирают коллекцию почвенных образцов.
Остановка № 8. «Лес, почва, урожай».
Ребята! Мы сейчас подошли к остановке на маршруте экологической тропы, которая находится в лесу.
В борьбе за урожай лес – фактор могучий. Когда-то площадь лесов в лесостепной и степной зонах была значительно больше. В Южной России к концу 19-го столетия она уменьшилась в 3-5 раз, а местами и более. Лес оказался «оттесненным» к Северу. Причины, которые привели к этому, различны: жадность лесопромышленников, крестьянская нужда, потребность в пахотных землях. Дорого приходится платить за ошибки прошлого в степном краю.
Не защищенные лесом поля во время весенних паводков и ливней разливаются бурными потоками. Ежегодно смывается более 500млн тонн плодороднейшего почвенного горизонта. Вся эта огромная масса земли оседает в реках, прудах, озерах, засоряя их.
Гуляет по безлесным полянам ветер и, набрав силу на огромных степных равнинах, подхватывает с пашни землю и несет ее черной тучей на поселки, засыпая посевы, водоемы, дороги. В некоторые годы пыльные бури превращаются в страшные стихийные бедствия.
Лес и степь… На фоне выжженной солнцем земли лесная разнообразит ландшафт, повышает урожаи полей, доставляет эстетическое наслаждение людям. На этой остановке ребята знакомятся с различными породами деревьев, узнают их особенности.
Остановка № 9. «Стоянка «дикого» человека».
На этой остановке учащиеся рассказывают о различных на рушениях в природе, так как не все люди знают и соблюдают правила поведения в природе. Очень часто на этой остановке приходится потрудиться не только на словах, но и на деле: очистить территорию от мелкого сухостоя, собрать мусор после нерадивых туристов.
Ребята узнают на этой остановке о том, как правильно вести себя в природе. Именно здесь ребят встречают «лесные хозяева»: Леший, Баба-Яга, кикиморы и прочая «нечисть». Они проводят викторины и конкурсы, внося веселые нотки в серьезную и ответственную работу.
Остановка № 10. «Лесная опушка».
Усталые и счастливые, мы, наконец, добрались до конечной остановки. Облюбованная и обжитая нами поляна гостеприимно встречает ребят. Вскоре на этой поляне появится платочный городок, и мы уверены, что ни кто из ребят не навредит природе.
Лес восстанавливает силы человека, помогает сохранить его здоровье. Ионизация воздуха здесь в 5-10 раз выше, чем в населенном пункте, а огромное количество выделяемых растениями фитонцидов подавляет активность болезнетворных микроорганизмов. Шум листьев ласкает слух. А разнообразие форм и красок дает отдых глазам. Все это благотворно действует на нашу нервную систему, быстро снимает усталость и напряжение. В лесу внимание ребят обращается на разнообразную палитру красок леса, множество тонов и полутонов, которые на листе бумаги представляют прекрасную картину, нов живой природе для новичка не очень-то различимы. Разнообразные оттенки коры деревьев, листьев, побегов, меняющихся в зависимости от времени суток, погодных условий, от соседства различных растений, кустарников, трав – все это удивительное богатство остается с человеком на всю жизнь, если его вовремя научить любоваться природой.