Интегрированный урок. Литературно — математический турнир.

математический турнир
с использованием информационных технологий
(5 – Б класс)



Тема: литературно – математический турнир.
Цели турнира:
пробудить у учащихся интерес к изучению русского фольклора, а также к решению логических задач по математике;
научить пользоваться мультимедийной доской;
развивать творческие способности учащихся, логическое мышление, память;
формировать умения и навыки работы в коллективе;
воспитывать дружелюбие и терпимость.
Вид мероприятия: литературно – математический турнир.
Задачи турнира:
создать ситуацию, способствующую поиску решений логических задач;
создать на турнире атмосферу сотворчества и взаимодействия;
расширить литературную эрудицию школьников, способствовать расширению их кругозора;
развивать логическое мышление, память учащихся с помощью дидактических игр;
формировать умения работать в группе, воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: мультимедийная доска, маркеры, раздаточный материал, поощрительные фишки для болельщиков и игроков.
Условия турнира: сформировать две команды участников, выбрать капитанов команд, придумать эмблему и девиз, подготовить форму для выступления.


Организационный момент
Знакомство с командами, жюри, ходом мероприятия.


Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя.
Добрый день, старательные дети!
Есть много необычного на свете:
Литература с математикой сдружились,
Нас поиграть сегодня пригласили.
В дорогу знаний, в трудный путь
Сегодня мы отправимся.
Соревнования нас ждут,
Надеюсь, Вам понравится сегодня тут!
Приветствие команд

Команда «Квадрат»
Квадрат – объект геометрический,
Равносторонний, гармонический.
И у квадрата все углы прямые,
А нервы наши, как стальные.
Хоть есть углы, но мы не угловатые.
Медали подавайте нам квадратные.
В команде – сила! Каждый рад,
Что называемся «Квадрат»!
Команда «Круг»
Круг – фигура точно необычная,
Не имеет ни начала, ни конца.
И команда наша симпатичная
не теряет круглого лица.
Круглые глаза не делайте -
К победе мы стремимся круглый год.
Мы ловкие, активные, умелые,
И на турнире совершим переворот!
(Слово предоставляется капитанам команд)
Капитан команды «Квадрат»
Желаю нынче воспитать
Такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать,
Прочитать и узнать,
Измерить и исчислить!
Ещё решили мы показать,
что в квадрате все стороны равны.
Мы квадратные пироги вам испекли – угощайтесь от души.
( угощает жюри и зрителей пирогом квадратной формы)
Капитан команды «Круг»
Чтоб умным гражданином стать
Надо твердо, на двенадцать
литературу, русский язык и математику знать!
Пусть вопросы непросты,
Мы ответим от души.
А ещё решили мы всем испечь вкуснейшие блины.
Круг заветный – он же блин.
Мы блинов вам напекли – угощайтесь от души!
(угощает жюри и зрителей блинами)
Выполнение заданий.








Задание № 1.
Учитель:
Итак, турнир я начинаю, всем успехов я желаю!
В первом задании мы узнаем, кто лучше вычисляет.
Я задачки прочитаю. Кто быстрее сосчитает?
Задача № 1. Чему равно произведение всех цифр? (0)
Задача № 2. Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (100)
Задача № 3.
Десять солдат строились в ряд,
Десять солдат шли на парад.
Девять солдат было усатых.
Сколько там было безусых солдат? (1)
Задание № 2.
Учитель:
Задание второе мы начинаем,
Много интересного узнаем.
Здесь отличные загадки.
За разгадку вам – плюс балл.
Шла Василиса к Ивану в Москву, и навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву. (Одна Василиса)
Что легче: килограмм тетрадей по русскому языку или килограмм тетрадей по математике? (Одинаково)
К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»? (двенадцать)
Баба-Яга костяная нога и Чудо-Юдо читали сказки 4 часа. Сколько времени читал каждый? (4 часа).
Задание № 3.
Учитель:
Заданье третье начинаем.
Мы теперь определяем,
как пословицы, загадки, сказки знаем.
Мысль закончить нужно вам –
За разгадку вам – плюс балл
(На мультимедийной доске появляется задание)






Меткое выражение поучительного характера – это.(пословица).
Устное народное творчество – это .(фольклор) от англ. – народная мудрость, народное знание).
Самыми древними являются сказки . (о животных). Они создавались ещё в те времена, когда человек жил в тесной связи с миром природы и приписывал животным качества и поступки человека.
Бытовая сказка отличается от волшебной тем., что в ней ... (герои - обычные люди): крестьяне, мастеровые, солдаты. Им не приходится рассчитывать на помощь волшебных сил, они сами добиваются успеха благодаря своим лучшим качествам: уму, смелости, находчивости, выдержке, доброте, щедрости.
Сказки чаще всего начинаются с (зачина): ( «Жили – были старик со старухой», «В некотором царстве, в некотором государстве»).
Задание № 4.
Учитель:
Заданье четвёртое мы начинаем,
Знанье поговорок русских проверяем.
Вставь пропущенное слово – поговорка и готова.
За разгадку вам – плюс балл.
Используя маркеры, ответ запишите на мультимедийной доске.
(На мультимедийной доске появляется задание)
Мели, , твоя неделя (Емеля)
А. просто открывался (ларчик)
Лиха беда (начало)
Слышал , да не знает, где он (звон)
рыбака видит издалека (рыбак)
Перемелется, ... будет (мука)
Нашла коса на. (камень)
На ловца и бежит (зверь)
Один в поле не (воин)
Не плюй в , пригодится воды напиться (колодец)
Дорога к обеду (ложка)
.не без добрых людей (свет)
Задание № 5.
Учитель:
Заданье пятое мы начинаем,
Знанье русских сказок проверяем.
Волю ты узнай мою – сказку в книжку вставь свою.
Вставь названье снова – книжка и готова.
За разгадку вам – плюс балл.
(На мультимедийной доске появляется задание)
Найдите каждой сказке свою книгу.
(Названия сказок учащиеся «перетаскивают» в нужный столбик - книгу)

Волшебные Сказки о животных Бытовые



Иван – крестьянский Журавль и цапля Один заработанный рубль
Василиса Прекрасная Лиса и журавль Госпожа Метелица
Сказка о Синдбаде –мореходе Волшебное кольцо
Задание № 6.
Учитель:
Заданье шестое мы начинаем,
Капитанов приглашаем.
Будут трудные задачи,
Пожелаем им удачи.
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
Синдбад, стоя на одной ноге, весит 65 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги? (65 кг)
Чудо–Юдо варит одно яйцо 4 минуты. Сколько нужно минут, чтобы Чудо–Юдо сварил 5 яиц? (4 мин)
Лиса и рак пробежали 30 км. Сколько км пробежал каждый из них? (30 км)
Задание № 7.
Учитель:
Вы, ребята, все устали?
Много думали, считали.
Отдохнуть уже пора!
Вам задание седьмое – весёлая игра!
«Каждой руке – свое дело». Правая рука чертит круг, левая –квадрат, а потом наоборот.
Нарисуйте из цифр человечка.
Физкультминутка.

Учитель:
Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем её вместе. Солнце глянуло в наш класс, Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать. Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.
(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова)
Задание № 8.
Учитель:
А теперь вниманье снова –
Вам задание готово.
Отгадайте шифр в строке –
И пословица у вас в руке.
К каждой букве алфавита
Подбери ты цифру быстро.
И получишь ты отгадку
К нашей непростой загадке.
Расшифруйте текст пословицы или поговорки (каждой букве алфавита соответствует цифра) :
Ответы:
Аппетит приходит во время еды.
Беда на селе, коль лебеда на столе.
Бедность не порок.
А воз и ныне там.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
В ногах правды нет.
Задание № 9.
Учитель:
Задание восьмое мы начинаем,
Кроссворд все вместе мы решаем.
Вставь пропущенное слово – и решение готово.
За разгадку вам – плюс балл.
(На мультимедийной доске появляется кроссворд. Используя маркеры, учащиеся пишут ответ)
По горизонтали:
2. Результат вычитания.
4. Равенство, содержащее неизвестное.
6. Решение уравнения.
8. – это наука.
9. Сказка «Госпожа .».
По вертикали:
1. Искусство слова, предназначенное для чтения.
3. Звуковое совпадение, созвучия в конце строк.
5. Загадка «Сложишь – клин, разложишь – блин».
7. Сказка «Журавль и ».
10. Компонент вычитания.
(Ответы: 1. литература, 2. разность, 3. рифма, 4. уравнение, 5. зонт, 6. корень, 7. цапля, 8. математика, 9. Метелица, 10. уменьшаемое).
Подведение итогов. Награждение победителей
Учитель:
Что сегодня закрепляли, прочитали и узнали?
Где сегодня побывали, что решали, разгадали?
Дайте мне на всё ответ: дружный класс вы или нет?
(Учащиеся делятся своими впечатлениями о турнире, высказывают пожелания)
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился
И в турнире отличился?
(Пауза. Слово жюри)
А победила – дружба!!! Ура, ребята!!!
(После подведения итогов – чаепитие с пирогами и блинами)












Як говорив В.Сухомлинський "Далеко не кожен стане вченим. Письменником, артистом, далеко не кожному судилося винайти порох або велосипед, але майстром своєї справи має стати кожен".
Якість навчально-виховного процесу школи, його результати певною мірою залежать від учителя, його теоретичної підготовки, педагогічної та методичної майстерності.
З метою поліпшення фахової підготовки педагогічних кадрів у школах проводять спеціальну методичну роботу, яка спонукає кожного вчителя до підвищення свого фахового рівня; сприяє взаємному збагаченню членів педагогічного колективу педагогічними знахідками, дає змогу молодим учителям вчитися педагогічної майстерності у старших і досвідченіших колег, забезпечує підтримання в педагогічному колективі духу творчості, прагнення до пошуку.
У процесі методичної роботи здійснюються підвищення наукового рівня вчителя, його підготовка до засвоєння змісту нових програм і технологій їх реалізації, постійне ознайомлення з досягненнями психолого-педагогічних дисциплін і методик викладання, вивчення і впровадження у шкільну практику передового педагогічного досвіду, творче виконання перевірених рекомендацій, збагачення новими, прогресивними й досконалими методами і засобами навчання, вдосконалення навичок самоосвітньої роботи вчителя, надання йому кваліфікованої допомоги з теорії та практичної діяльності.
Методична робота в сучасній школі передбачає такі напрями:
1) поглиблення філософсько-педагогічних знань;
2) вивчення діалектики і принципів розвитку української національної школи; збагачення педагогічних кадрів надбаннями української педагогіки, науки, культури; вивчення теорії та досягнень науки з питань викладання предметів, володіння сучасними науковими методами; глибоке вивчення й практична реалізація оновлених програм і підручників, розуміння їх особливостей і виконання з позиції формування національної школи;
3) освоєння методики викладання додаткових предметів; випереджувальний розгляд питань методики вивчення складних розділів навчальних програм з проведенням відкритих уроків, використанням наочних посібників, ТЗН, дидактичних матеріалів;
4) освоєння і практичне застосування теоретичних положень загальної дидактики, методики та принципів активізації навчальної діяльності учнів і формування у них наукового світогляду, виходячи з вимог етнопедагогіки;
5) систематичне інформування про нові методичні рекомендації, публікації щодо змісту й методики навчально-виховної роботи, глибоке вивчення відповідних державних нормативних документів;
6) упровадження досягнень етнопедагогіки, психології та окремих методик і передового педагогічного досвіду.
Основні форми методичної роботи в школі
Методичну роботу в школі проводять в індивідуальній і колективній формах.
Індивідуальна форма – це форма методичної роботи вчителів, яка є складовою їх самоосвіти.
Зміст індивідуальної самоосвіти педагога охоплює систематичне вивчення політичної, психолого-педагогічної, наукової літератури, безпосередню участь у роботі шкільних, міжшкільних та районних методичних об'єднань, семінарів, конференцій, педагогічних читань; розробку окремих проблем, пов'язаних з удосконаленням навчально-виховної роботи; проведення експериментальних досліджень; підготовку доповідей, виступів по радіо, телебаченню, огляд і реферування педагогічних та методичних журналів, збірників та ін.
Організація самоосвіти передбачає зв'язок самоосвіти з практичною діяльністю педагога; систематичність і послідовність самоосвіти, постійне ускладнення її змісту і форм; багатоплановий (комплексний) підхід до організації вивчення обраної теми з самоосвіти; індивідуальний характер самоосвіти як найбільш гнучкої форми набуття педагогом знань; гласність і наочність результатів самоосвіти в педагогічному колективі; створення в школі умов для звернення педагогів до нових досягнень науки і передового педагогічного досвіду; завершеність самоосвітньої роботи на кожному її етапі (доповіді, участь у семінарі, підготовка виступу, написання реферату, підготовка доповіді, участь у засіданні педагогічної ради, науково-практичній конференції та ін.).
Колективні форми
Відкриті уроки одна з колективних форм методичної роботи, їх мета підвищення майстерності всіх учителів. Основні завдання відкритих уроків: упровадження в практику вчителів передового педагогічного досвіду і результатів досліджень педагогічної науки, спрямованих на розв'язання завдань, що стоять перед національною школою.
Взаємовідвідування вчителями уроків має істотне значення у підвищенні педагогічної майстерності вчителів.
Предметні методичні об'єднання вчителів або предметні комісії центр методичної роботи, вивчення і втілення досягнень теорії та передового досвіду в практику навчання конкретних навчальних дисциплін. Методичні об'єднання можуть заслуховувати й обговорювати доповіді з найактуальніших питань навчання і виховання, нову фахову літературу, організовувати взаємовідвідування уроків, проведення і обговорення відкритих уроків, виготовлення наочності, застосування технічних засобів навчання. У їх компетенції організація консультацій для молодих учителів, заслуховування звітів учителів про виконання індивідуальних планів самоосвіти.
У системі шкільних і міжшкільних предметних методичних об'єднань можуть створюватися творчі (проблемні) групи у складі 810 добре теоретично підготовлених учителів, які працюють над вирішенням актуальних проблем навчально-виховного процесу (наприклад, використання комп'ютера у навчальному процесі, формування світогляду учнів у процесі вивчення навчальної дисципліни, диференційоване навчання та ін.). Тривалість роботи творчої групи залежить від складності проблеми, над якою вона працює (один-два роки). Завершальним етапом роботи групи є підготовка методичних рекомендацій щодо ефективного вирішення досліджуваної проблеми.
Методичні кабінети створюють у великих основних і середніх школах для надання вчителям і вихователям методичної допомоги. Вони знайомлять учителів з досягненнями педагогічної науки і передового педагогічного досвіду. В методичних кабінетах збирають кращі зразки тематичних та поурочних планів, методичні розробки класних годин, розробки складних тем навчальних програм, зразки художньої й технічної творчості учнів, саморобні прилади, матеріали з узагальнення досвіду навчально-виховної роботи кращих педагогів та ін.
Одним із шляхів підвищення методичного рівня вчителів є залучення їх до розробки актуальної для педагогіки і школи проблеми. Наукову проблему обирають з таким розрахунком, щоб до її розробки можна було залучити всіх педагогів школи.
Семінар-практикум продуктивна форма методичної роботи. Цінність його в тому, що вчителі самостійно опрацьовують педагогічну літературу з обговорюваної проблеми, аналізують власний досвід. Опрацьовані матеріали учасники семінару-практикуму оформляють у вигляді рефератів або доповідей.
Педагогічні читання сприяють підвищенню педагогічної майстерності вчителів. Мають на меті узагальнення і поширення передового педагогічного досвіду і проводяться з актуальної педагогічної тематики, їх можна організувати у школі, районі, області, країні.
Учителі школи впродовж певного періоду працюють над окремими темами проблеми і на шкільних педагогічних читаннях доповідають про результати свого дослідження. Районні педагогічні читання організовують на базі кращих доповідей, відібраних на шкільних педагогічних читаннях.
Науково-практична конференція (районна, обласна чи республіканська) ефективна форма методичної роботи. З темою конференції педагогічну громадськість ознайомлюють заздалегідь. На пленарному засіданні розглядають основні питання проблеми, яка виноситься на обговорення, а під час роботи секцій обговорюють конкретніші питання навчально-виховної роботи, відвідують і обговорюють уроки та виховні заходи у кращих школах. На підсумковому пленарному засіданні заслуховують звіти керівників секцій, обговорюють і приймають рекомендації науково-практичної конференції з даної проблеми.
Діяльність шкіл передового досвіду спрямована на вивчення та поширення передового педагогічного досвіду. Такі школи безпосередньо демонструють зразки навчально-виховної роботи відвідувачам, організовують розповіді керівників або кращих учителів про систему своєї роботи, забезпечують відвідування та обговорення уроків або виховних заходів зі слухачами, оформляють спеціальні буклети з описом передового досвіду та ін.
Опорні школи важлива ланка методичної роботи. Вони мають належну навчально-матеріальну базу, творчий педагогічний колектив і відповідні результати в навчально-виховній роботі. На базі опорної школи проводять індивідуальні та групові консультації, стажування, науково-практичні конференції, педагогічні читання, семінари-практикуми тощо.
Творчі звіти вчителів використовують перед атестацією педагогічних працівників. Звітуючи на педагогічній раді, вчитель ділиться своїми знахідками, методичними доробками, знайомить інших учителів з технологією власного досвіду.
Серед групових форм методичної роботи методичні об'єднання вчителів-предметників; школи молодого керівника, вчителя, вихователя; семінари-практикуми для досвідчених керівників, вихователів, учителів; цільові та проблемні семінари; творчі групи, школи педагогічної майстерності під керівництвом творчих учителів, учителів-методистів; консультаційні пункти; опорні школи; авторські школи; клуби для працівників дошкільних дитячих закладів. Ефективно використовують і такі масові форми методичної роботи, як науково-практичні конференції; педагогічні читання; тижні педагогічної майстерності (дні відкритих дверей педагогів-майстрів, учителів-методистів, старших учителів, відмінників народної освіти); конференції педагогічних працівників; методичні тижні, місячники. Серед індивідуальних форм методичної роботи тут поширені стажування та наставництво; індивідуальні й групові консультації; конкурси «Учитель року», «Класний керівник року», «Вихователь року»; післяатестаційна робота; докурсова і післякурсова робота з керівниками та вчителями; робота з творчими вчителями; робота з учителями-заочниками; творчі звіти вчителів, що атестуються на присвоєння звання, тощо.
У підвищенні фахового, методичного і психолого-педагогічного рівнів учителя вагому роль відіграють обласні інститути удосконалення вчителів (ОІУВ). Останніми роками в цих установах створено кафедри, що відповідають за підвищення кваліфікації учителів.














Великая цель образования – это не знания, а действия.
Г. Спенсер
Чтобы выжить, надо быстро изменяться. Л. Кэрролл.
         Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и разводы на доске. Скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета могут уйти в небытие. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих стран мира, в том числе и в Украине.
Если исходить из того, что урок – деловая игра, то математик играет символами, гуманитарий – словами, а правила, по которым они так делают, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к её раскрытию. И именно здесь интерактивная доска становится тем игровым полем, на котором делать это легко и комфортно, на котором можно совершать многочисленные разнообразные ходы.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Она реализует один из важнейших принципов в обучении – наглядность.
Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все тоже, что и на обычном компьютере. Она удобна в обращении и интересна учащимся. Освоить технологию работы с ней несложно. Этот виртуальный экран способен дать более яркое, более обширное представление об изучаемом объекте. На ней можно размещать большое количество разноплановой информации, плотность которой намного выше, чем на обычной доске. Специальное программное обеспечение позволяет преподавателю создавать авторские уроки.
Преимущества работы с интерактивными досками
Она совместима с программами для всех лет обучения;
Облегчает подачу материала;
предоставляет возможность создавать динамичные уроки, которые захватывают внимание учеников;
Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе
Делает занятия интересными;
Экономит затраты на наглядные пособия и дидактический материал.
Преимущества для преподавателей
Позволяет преподавателям объяснять новый материал с визуальным сопровождением;
Позволяет рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов;
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;
Дает возможность делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
Удобна при работе в большой аудитории
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
С появлением интерактивной доски ученики стали более активными и увлеченными на уроке, проявляя смелость и уверенность в решении математических задач. Можно отметить, что те из них, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя.
Преимущества для учащихся
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;
Однако есть и недостатки:
Необходимо много времени на подготовку;
Привязанность к технике. Т.е. если будут технические неполадки – урок не получится провести.
Яркость иллюстраций может отвлекать от содержания.
Ежедневное использование может вызвать низкую активность учащихся на обычном уроке.
Дороговизна оборудования.
Но несмотря на это все новое быстро входит в нашу жизнь, и не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет информационное пространство.
Автор статьи учитель математики и информатики
Макеевской общеобразовательной школы
I – III ступеней № 57
Шклярик Валентина Владимировна

Использование ИКТ на уроках математики
Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случай
делать его немного занимательным!
Блез Паскаль
Интересный урок – половина успеха учителя математики. Однако использование занимательного материала не должно стать причиной неэффективной траты времени учебного процесса. Математика – это сложный предмет, требующий от учащихся усиленного внимания, кропотливой умственной работы, творческого поиска решения задач
Повышенная умственная нагрузка на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Конечно же, компьютерные технологии – вот современное инновационное средство, которое может стать помошником в разрешении противоречия между недостатком времени на уроке и необходимостью сделать его интересным для ученика.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся, предполагает повышение качества образования.[1;1]
Необходимо выбрать из всего многообразия методов, форм, технологий такие, которые приведут учащихся к усвоению понятийных компонентов программы обучения, позволят развивать познавательные способности учащихся, их активность на уроке.
На сегодняшний день актуален вопрос: «Как использовать возможности ИКТ в учебном процессе?».
Работая учителем математики и нформатики, ставлю следующие задачи:
Установить межпредметные связи между математикой и информатикой.
Формировать компьютерную грамотность; информационную культуру, творческий стиль деятельности.
Организовать самостоятельную работу учащихся на уроке.
Обеспечить качественную математическую подготовку.
Особое место в учебном процессе занимают интерактивные доски. В отличие от обычного проектора, интерактивная доска позволяет не только демонстрировать изображение, но и рисовать, чертить, вносить любые изменения, захватывать видео с экрана, использовать всё разнообразие инструментария доски. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Все можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу. В нашей школе к мультимедийной доске прилагается специальное программное обеспечение Smart Note Book. Используя данную программу, имеем коллекцию, в которой более тысячи математических объектов: многогранники, координатные прямые, окружность, треугольники и т.д.
Применение на уроках математики возможностей интерактивной доски, проектора, персональных компьютеров позволяет:
- сделать урок интересным и эмоционально насыщенным за счет новизны и необычности новых форм работы;
- использовать большой объём наглядного материала с минимальными материальными и временными затратами, делая материал более понятным и доступным для учащихся;
- предоставить учащимся индивидуальные и разноуровневые задания, что является составляющей личностно-ориентированого подхода;
- сопоставлять, анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
- вовлечь в активную работу пассивных учащихся.
Компьютер может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, обобщении, контроле.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении материала с использованием ИКТ повышают эффективность обучения:
- графика и мультипликация помогают ученикам понимать сложные логические математические построения, устанавливать причинно-следственные связи;
- возможности, предоставляемые ученикам, манипулировать (исследовать) различными объектами на экране дисплея, изменять скорость их движения, размер, цвет и т. д. позволяют детям усваивать учебный материал с наиболее полным использованием органом чувств. [2;1]
Внедрение в жизнь современного человека ИКТ ставит учителя перед вопросом: либо ты идёшь в ногу со временем, учишь детей по-современному, с использованием современных обучающих технологий, либо отстаёшь. [3;1]
Для того, чтобы быть современным педагогом , необходимо найти время для посещения компьютерного класса, посмотреть его оснащение для планирования групповой работы, познакомиться с современными электронными математическими программами, сотрудничать с учителями информатики и выяснить возможности интегрирования тем уроков математики и информатики, познакомиться с возможностями и программным обеспечением интерактивной доски и т.д.[4;1]
Многообразие возможностей использования информационных технологий для обучения велико:
дистанционное обучение;
различные конкурсы;
библиотека, ресурсы Интернет;
творческое взаимодействие с педагогами и т.д.
Нами опробированы разнообразные формы работы с ИКТ:
- разработка мультимедийных сценариев уроков;
- создание учебных презентаций;
- создание таблиц, графиков, алгоритмов для проверки домашних заданий;
- подбор тестового материала для проверки знаний учащихся;
- подготовка устных упражнений (устный счет);
- разработка урока повторения и обобщения пройденного материала;
- подготовка и проведение внеклассных мероприятий;
- подготовка анимированных музыкальных физкультминуток.
Мультимедийные уроки позволяют развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые интересные задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний.
Рекомендую своим ученикам использовать Интернет, электронные книги, энциклопедии, справочники для пополнения своего багажа знаний и при подготовке к различным олимпиадам и конкурсам, с обязательным указанием конкретного источника.
Применяя информационные технологии, мне удалось:
- индивидуализировать учебный процесс;
- создать условия для развития самостоятельности учащихся, при этом повышается их интерес к предмету, уверенность в своих силах;
- увеличить количество и качество наглядных пособий в учебном процессе.
Конечно же, использование интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней на каждом уроке. Но её использование делает урок увлекательным, динамичным и эмоционально насыщенным.
Литература:
Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики
Иванова А. В. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Ломакин А.В. Использование на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕTimes New RomanРисунок 234D:\РАБОТА\ФОТО\Литературно-математический турнир -Фото\DSC00721.JPGРисунок 229Методична робота вчителяКРУГЛИЙ СТІЛ
"Роль методичної роботи
в підвищенні рівня професійної підготовки вчителя"
Times New RomanСЕМІНАР
для вчителів інформатики
на тему "Використання мультимедійної дошки
в навчально - виховному процесі"Times New Roman Заголовок 315