Дидактический проект урока литературы на тему Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого Война и мир.

Дидактический проект урока русской литературы.

Тема: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Количество часов – 2
Тип урока – урок-блок, презентация семей Ростовых, Болконский, Курагиных, Безуховых.
Субкомпетенции:
Знать:
-содержание романа «Война и мир»;
-основные факты биографии Л.Н.Толстого;
-исторические события, описанные в романе;

Уметь:
-комментировать прочитанное;
-анализировать произведение с учетом особенностей стиля писателя;
-характеризовать героев;
-находить фрагменты, необходимые для характеристики героев;
-готовить сообщения, устные выступления;
-составлять тезисы и конспекты;
-писать сочинения, отвечать на вопросы.

Быть способным:
-аргументированно высказывать свое мнение;
-согласовывать его с мнением других учащихся;
-соотносить исторические события с событиями, описанными в романе;
-объективно оценивать собственную учебную деятельность и деятельность одноклассников.

Межпредметные компетенции: умение проследить и соотнести исторические события, описанные в романе с реальными
фактами истории.

Виды обучающей и оценочной деятельности: брейнсторминг, групповая дискуссия, исследование текста, анализ, синтез,
презентация, фронтальный опрос, творческая работа.

Эпиграфы:
«Семья – нравственный оплот нации»
Л.Н.Толстой
«Семья – источник духовных и физических сил,
Нравственный фундамент человеческой личности».
Л.Н.Толстой

Содержание
Этапы урока. Учебные действия.
Наглядные пособия
Методы и приёмы
Оценива-ние

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»
«Мысль семейная» в романе.





















I том I часть гл.1-4
гл.1, ч II
гл.6, ч I,
том II







гл.22-25 ч I, том I



7-11 гл.,
14-17 гл.
ч I, том I
гл.1, ч I
том II





I Концентрация внимания.
-Над каким произведением начали работу на прошлом уроке?
-Какое впечатление у вас сложилось о романе?
-Как вы можете доказать, что это роман-эпопея?
-С кем знакомимся в I части I тома?/с представителями высшего общества/
-Назовите их.
Слово учителя. В русской литературе много сквозных тем. Такой является тема – семьи, так как во все времена семья была основой общества.

II Объявление темы урока.
«Мысль семейная» в романе «Война и мир».

Задачи урока:
-познакомиться с семьями, представленными в романе;
-выделить характерные черты каждой семьи;
-выяснить, какие формы жизни Толстой утверждает, а какие отрицает.

III Работа по теме урока.
Толстой утверждает, что «Семья – нравственный оплот нации»
и именно в ней находится «источник духовных и нравственных сил»

Сегодня мы поближе познакомимся с семьями Ростовых, Болконский, Курагиных, Безуховых.

У нас 4 группы. Каждая должна представить 1 семью на основе знания текста (1 ч. 1 т.) и материала учебника стр.70-71

I группа – семья Курагиных.
-Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных?
-Существуют, ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть»?...
II группа – семья Безуховых.
-Как связаны Безуховы и Курагины?
-Какой вопрос волнует их больше всего?
-Кто выделяется среди них и почему?

III группа – семья Болконских.
-Что связывает членов этой семьи?
-Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского?
-С помощью каких деталей автору удается показывать духовное родство отца и сына?

IV группа – семья Ростовых.
-Какая атмосфера царит в доме Ростовых?
-Как относятся друг к другу и к окружающим члены этой семьи?
-Чем эта семья отличается от семей Курагиных и Болконских?

-Что выделяет Толстой во внешности всех героев? /Глаза/ Почему?
«Глаза – зеркало души»

IV Обобщение полученной информации.
Задание: выделите и запишите характерные черты каждой из семей.

V Сочинение-рассуждение.
-Внимательно перечитайте, что характерно для каждой из семей и ответьте на вопрос:
В какой из семей вы хотели бы жить и почему?
Приведите 3 аргумента.

VI Чтение написанных работ учащимися.

VII Обобщение.
-Какие семьи привлекают ваше внимание?
-Какую из семей вы бы назвали «нравственным оплотом нации», «источником духовных и физических сил, нравственным фундаментом человеческой личности»?


Задача всех последующих уроков: проследить их судьбу и роль в романе.

VIII Домашнее задание: продолжить чтение романа I том, II и III части.
Ответить на вопрос:
Почему войну 1805-1807 гг. назвали эпохой неудач и поражений?

IХ Комментирование оценок.
Портрет Л.Н.Толстого. Планшет с названием романа.










Запись на доске






Эпиграфы записаны на доске.






Презентация в иллюстрациях; портреты Пьера Безухова, Элен Курагиной.
Иллюстрация: момент соборования старого графа.


Портрет Андрея Болконского.




Портреты членов семьи Ростовых.






Работают маркерами на постерах.



Брейн-
сторминг











Ознакомле-ние с задачами урока



Обращение к эпиграфам.





Работа в малых группах

групповая дискуссия

Закрепление на доске иллюстрации с портретами представляемых героев.

исследование текста, анализ

Комментарий прочитанных глав.





Вывешиваются на доске под портретами представителей семей.

Творческая работа - написание сочинения- рассуждения.


Фронтальный опрос.




Задача на следующие уроки.

Запись домашнего задания.

Старшие групп оценивают членов своей группы.
Наблюде-ние за деятель-ность
уч-ся.






















Оценивают-ся ответы уч-ся: умения пользо-ваться
текстом;
подобран-ный иллюстра-тивный материал; правиль-ность и полнота ответов.










Оценивается умение выделять главное.


Оцениваются лучшие ответы.


Оценивают-ся рассужде-ния участников.







Самооценка + результаты работы на уроке.


Использованная литература:

1. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». – М.: «Художественная литература», 1978.
2. Большая литературная энциклопедия / под ред. Красовского В.Е. – М.: Слово, Эксмо, 2006.
3. Капитонова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. – М.: «Русское слово», 2006.














Дидактический проект урока русской литературы
в 11 классе на тему
«Мысль семейная» в романе
Л.Н. Толстого «Война и мир»

Выполнила:
Маркоч Елена



Бельцы, 2012