Урок истории в 6 классе на тему:«Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке»


Открытый урок
в 6 классе по истории России на тему:"Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке"
Цели урока:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о борьбе Киевской Руси с иноземными врагами.
Активизация познавательного интереса учащихся к изучению истории России.
Продолжить развитие умения учащихся сопоставлять исторические явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.
Оборудование:  тестовые задания, иллюстративный материал, листочки, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, карточки с заданиями.
Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока:  объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,  здоровьесберегающие технологии.
Тип урока: : повторительно-обобщающий урок
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать важнейшие даты в завоевании Руси монголами, шведами,
- учащиеся должны понимать причины поражения русского войска на реке Калке против монголо-татар,
- получить целостное представление об этапах завоевания Руси монголами,
- учащиеся должны понимать причины победы в битве на реке Неве, на Чудском озере против шведов, немецких и датских
рыцарей,
- учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла.
Время проведения: 1 академический час (45 минут).
На доске записи: "Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII в."
Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её.
Ход урока
Организационный момент
Вступительное слово учителя:
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок-игра по теме "Нашествие иноземных захватчиков на Русь в XIII веке". Законы говорят: "Люби Россию, ибо она твоя мать, и ничто в мире не заменит тебе её." Любить Россию – это значит знать и уважать историю своей Родины.
И сегодня наша цель: обобщить знания, полученные на предыдущих уроках, и выяснить, знаете ли вы историю нашего государства.
История X-XIII веков на Руси была связана со славными страницами военных подвигов.
(звучит музыка "Богатырская наша сила")
-Посмотрите на карту, с кем пришлось воевать Руси в то время?
-А каким образом жители Древней Руси узнавали о наиболее важных событиях?
(Звучит колокол.)
-На этот раз колокол созывает на состязание знатоков истории.
Разделимся на 2 команды и придумаем себе название, выберем капитана.
II. Актуализация знаний учащихся:
     1) - Прежде чем начать игру,
       Проведем  разминку.
       Взяли в руки ручки,
       А затем листочки.
       1, 2, 3, 4, 5 – эстафету начать.
       На старт – марш – листочки взять,
       Немедленно их подписать,
      И исторические тесты начать.
Тестовые вопросы (получает каждый учащийся для выполнения):
1. В каком веке на Руси началась феодальная раздробленность:
а) в конце XI века;
б) в начале XII века;
в) в середине XIII века;
г) в конце XII века.
2. Где была произнесена фраза "каждый да держит вотчину свою":
а) в Киеве в 989 году;
б) во Владимире в 1132 году;
в) в Любече в 1097 году;
г) в Новгороде в 1095 году.
3. Образование самостоятельных княжеств на территории Киевской Руси:
а)ослабило её обороноспособность;
б) положило конец борьбе за власть между князьми;
в) повлекло за собой упадок ремесла, торговли и культуры;
г) усилило конфликты между князьми и местными боярами.
4. В начале XII века боярская феодальная республика утвердилась в городе:
а) Смоленске;
б) Киеве;
в) Ростове;
г) Новгороде.
5. В его обязанности (в Новгороде) входило хранение казны, руководство внешней политикой:
а) посадник;
б) владыка;
в) тысяцкий;
г) князь.
6. Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город:
а)Суздаль;
б)Новгород;
в)Владимир;
г)Москва.
7. В каком году была основана Москва:
а) в 1147 году;
б) в 1213 году;
в) в 1037 году;
г) в 1188 году.
8. Основные занятия новгородцев:
а) земледелие;
б) торговля;
в) ремесло;
г) верно и б), и в).
9. В каком русском княжестве власть поровну принадлежала поровну и боярам и князьям:
а) Владимиро-Суздальское княжество;
б) Галицко-Волынское княжество;
в) Новгородская земля;
г) Киевское княжество.
10. В XI-XII вв. главную опасность для Руси представляли:
а) половцы;
б)печенеги;
в) хазары;
г) авары.

III.Обобщение и закрепление знаний учащихся по изученным темам.
Игра
1-й этап: "Кто быстрее?"
Задание: продолжить ряды словами, данными в скобках.
Зависимые люди – монголо-татары – кочевники –
(барщина, оброк, десятина, закуп, смерд, холоп, боярин, князь, хан, баскак, половцы, печенеги, ярлык, дань, хазары.)
(Оценивается быстрота и правильность, результаты фиксируются на листочке.)
2-й этап.
Задание: объяснить значение исторических терминов.
(Играет вся команда, отвечает тот, кто первым поднимает руку.)
Баскак – представитель монголо-татар на Руси, сборщик дани,ярлык – ханская грамота на княжение,иго – господство одного народа над другим,дань– подарки ханам от русских князей,натуральное хозяйство – хозяйство, в котором продукты и вещи изготовляли не для продажи, а для собственного
потребления,вече – народное собрание,полюдье – сбор дани
3-й этап. "Поймай дату"
Задание: читается отрывок из стихотворения, узнать событие, о котором здесь идёт речь, определить, когда оно произошло.
Москва-река, тебе хвала!В веках ты видела немало.Когда б ты говорить могла,Ты многое бы рассказала.Ты рассказала нам о том,Как люди начали селиться,За тыном тын, за домом домРосло на берегу твоемНачало будущей столицы. (основание Москвы, 1147 г.)Был страшный год, когда все страныБоялись больше, чем огня,Батыя-внука Чингисхана,Своё соседство с ним кляня...Был страшный век, когда монголыНа Русь лавиною пошлиВ осенний день, по степи голой,Топча сухие ковыли.Так шла чудовищным потокомНа Русь монгольская ордаВ одном стремлении жестоком:Сжигать и грабить города.(1237 г., монголо-татарское иго)Шла в поход большая рать...Позади остался домИ тепло людское.Впереди сверкало льдомОзеро Чудское.(1242 г., Ледовое побоище)Как мне о битве на Дону Рассказ продолжить мой? Читатель, я не обману, Сказав о битве той, Что не было ещё такой.И хоть кого спроси, – "Мамаево побоище" – Все знают на Руси. А князя Дмитрия Донским С тех пор прозвал народ,И слава добрая за ним До наших дней живёт. (1380 г., Куликовская битва)
4-й этап.
Задание: описать вооружение воина. Доспехи и оружие
1 команда: русский ( шлем, латы, кольчуга, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры.)2 команда: рыцарь (меч, копьё, топор, палица, щит, кольчуга-латы, шлем-забрало.)(Команда советуется, отвечает один. Подведение итогов.)
5-й этап: «Вопрос-ответ»
Задание: быстро ответить на поставленный вопрос.
О ком говорится в стихотворении? (Нестор )В монастырской келье узкой,В четырёх глухих стенахО земле, о древнерусскойБыль записывал монах.Он писал зимой и летом...Он писал из года в годПро великий наш народ.
О каком древнерусском городе идёт речь в стихотворении? (Новгород)Старовечный и вечно новыйнад рекой поднимался город...А по стенам ходит дозоромБольше сотни сильных и рослых.Иноземец пытливым взоромНе сочтёт их кафтанов пёстрых...Горд он колоколом недрёмнымМедь гремит его гулко и веще,Часто скопищем светлым и тёмнымВкруг него собирается вече.
О каком периоде русской истории идет речь? (Феодальная раздробленность, 1237 г., 1240 г.)"...Два всадника – с востока и запада – устремились на неё: один на приземистой лошади со щитом из бычьей кожи, с натянутым луком и калёной стрелой, другой – с тяжёлым копьём, одетый в доспехи."
Когда "свинья" представляла военную угрозу для Руси? (1242 г., Ледовое побоище)
В годину лихих испытаний новгородцы на своём вече принимают решение: "Настал час послать к Ярославичу. Бить челом, звать в Великий Новгород." Что такое чело? (Лоб)
Это нужно грибнику и ягоднику, это используют турист и охотник, сельские домохозяйки, и это рассказало нам немало о жизни древнего Новгорода? (Береста)
(Подводятся итоги всех этапов конкурса.)
6-й этап
– Конкурс для капитанов и называется он «Самый внимательный».
- Капитаны, возьмите ручку и листочки. Подпишите их. Послушайте задание, я называю Вам события, а Вы записываете его дату:
1) Битва на Чудском озере;
2) Битва на реке Сити;
3)Поход Батыя на г.Киев;
4) Битва на реке Неве;
5) Походы Батыя на Запад;
6) Захват Волжской Булгарии войсками монголо- татар.
7-й этап – Следующий конкурс называется «Шерлок Холмс»
Вы должны будете угадать, что находиться в этом ящике, а я Вам немного подскажу.
1. ЭТОТ напиток пили в древности, ведь чая тогда они не знали. Происходит от слова кысати, что означает «киснуть». Первоначально считался «кислым напитком». Напиток похожий на него, впервые был приготовлен 8 тыс. лет назад в Древнем Египте. Впервые этот напиток упоминается в русских летописях, а с XIV в. он становится распространенным напитком. Этот напиток приготавливается на воде из хлеба с  солодом, а также из ягод, фруктов.  (квас)
2.ЭТО может быть в рыболовной сети, ЭТО нужно грибнику, ЭТО использует турист т охотник, сельские домохозяйки и ЭТО немало рассказало нам о жизни древнего Новгорода. Что скрывается в этом ящике?   (береста, из неё делают поплавки, используют для разжигания костра, берестяные грамоты рассказали о Новгороде)
8-й этап.
А теперь конкурс "Своя игра". Перед Вами текст, в котором пропущены слова. Вставьте слова на место и скажите, о чем идёт речь:
"В результате битв на реке _________ и ____________ озере
было отбито нападение на _____ её северных соседей_________________
и _______________ феодалов и рыцарей.
III. Подведение итогов урока.
Мы сегодня посмотрели ещё раз, что было с нашей страной в древности. В годы феодальной раздробленности ослабела Русь, и на неё напали враги. Не раз пришлось русскому народу отстаивать свою независимость в кровавых битвах. Поэтому мы должны помнить уроки прошлого и не допускать повторения ошибок.
IV. Домашнее задание. 
Конкурс наш ещё продолжается. Заключительный этап-это домашнее задание.
Вам необходимо самостоятельно разгадать кроссворд "Русь в X-XIII вв."