Рабочая программа по литературе Литературная Брянщина



Японские хокку (трёхстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним – двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Литературная Брянщина (35 часов)
Введение (1 ч)
Знакомство с изучаемым курсом. Знакомство с понятием содержание и форма художественного произведения. Знакомство со словесностью писателей Брянщины.
Глава 1. «Святая вера в отчий дом».
Произведения брянских писателей о малой родине. Подчёркивается, что эта тема раскрывается последовательно и многогранно. В творчестве наших земляков есть много произведений, проникнутых пафосом любви к родине, беспокойством о её судьбе.
Произведения А. К. Толстого, Н. М. Грибачёва, И. А. Швеца, лирика В. С. Козырева, А. К. Якушенко, М. М. Атаманенко и др. авторов убедительно представляют в современной поэзии и прозе тему малой родины.
А. К. Толстой. «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Курган», «И у меня был край родной когда-то», «Когда природа вся трепещет и сияет». Н. М. Грибачёв. «Эта земля», Как тот мужик». И. А. Швец. «Нашим городом можно гордиться», «Меня тропинка увела». В. С. Козырев. «Отчей земле». Н. Н. Денисов. «Кузьмич», «У русской печки». А. К. Якушенко. «Этот домик стоит на окраине». М. М. Атаманенко. «Живу посредине России». К. В. Асеева. «Зачем ты ругаешь провинцию», «Я, кажется, стала чужою». И. В. Пенюкова. «Постоять у родного порога». А. Е. Екимцев. «Лесная арфа».
С. П. Кузькин. «В сердце хлынут былины», «Я чувствовал, что ты мне позвонишь», «Алёна», «Деревня», «Травы горькие», «Настенный календарь». А. Г. Мехедов. «Курганье», «В лугах», «Плотники», «Люблю», «Круче росами стали рассветы», «Здесь мир голубой, бирюзовый, зелёный», «Сгорело лето в синем дыме», «Не тоскую как будто».
П. Л. Проскурин. «Порог любви». Г. В. Метельский. «Путешествие в школьные годы». В. К. Соколов. «Лебединое утро».
Глава 2. «Листает ветер летопись веков».
Историческая тема в брянской литературе представлена произведениями А. П. Шкроба и В. К. Соколова «Рождение славы», Юрия Фатнева «Вщиж», Г. В Карташовой «Вщиж»; исторической балладой А. К. Толстого «Песня о походе Владимира на Корсунь», поэмой Н. Поснова «Роман Брянский», поэмой В. Д. Динабургского «Александр Пересвет», отрывком из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный» (глава 20. «Весёлые люди»).
Глава 3. «Давайте жить светло и честно».
Нравственные проблемы в произведениях брянских писателей.
В произведениях многих современных писателей Брянщины прослеживается продолжение лучших традиций нашей классической литературы. И в поэзии, и в прозе есть произведения, авторы которых пытаются донести до нас мысль о том, что только добро, любовь к людям, природе и Отечеству составляют основу нашей жизни. Лучшие образцы словесного искусства убеждают нас, как важно быть честным, бескорыстным, отзывчивым, смелым, искренним, щедрым человеком. Произведения брянских авторов, помещённые в этой главе, отражают непростой мир человеческих отношений.
Н. И. Родичев. «Алимушкины полушубки». Д. В. Стахорский. «Роднички». Л. С. Ашеко. «Спас яблочный». Ю. И. Кравцов. «Зов света», «Материнский крест», «Колодец», «Среди людей», «Насущный», «Сад». В. Е. Сорочкин. «Пылающий камень» (поэма). Н. М. Грибачёв. «В ответе сам». А. Г. Мехедов. «Костёр». В. Д. Динабургский. «Я счастлив, если нужен муравью». К. В. Асеева. «Два великана». Я. Д. Соколов. «Старый колодец». С. И. Непша. «Нестандартный подход». Е. А. Ларичева. «Гудок»
Глава 4. «Живу в объятии природы».
Родная природа в брянской литературе.
Знакомство с картинами природы, созданными брянскими поэтами и прозаиками в художественных произведениях. Произведения, представленные в этой главе, дают возможность разглядеть знакомые пейзажи, по-новому взглянуть на уже знакомое явление и удивиться его неповторимости и красоте.
Ф. И. Тютчев. «Конь морской», «Обвеян вещею дремотой», «Осень», «Декабрьское утро», «Как неожиданно и ярко», «Поток сгустился и темнеет». К. Г. Паустовский. Главы из книги «Далёкие годы» («Брянские леса», «Липовый цвет»). Параграф «Все богатства русского пейзажа» (времена года в лирике брянских поэтов). Стихотворения из книги П. Л. Проскурина «Порог любви» («Январь», «Поля», «Черёмуха», «Кольцо»), его рассказ «На изгибе».
Глава 5. «Любовь к мудрости».
Философские проблемы в творчестве брянских писателей.
Достоинство человека в способности мыслить. Поэты - философы помогают мысль пробудить. Знакомство с творчеством брянских авторов – философов. Актуальность представленных в главе произведений.
Ф. И. Тютчев. «»Певучесть есть в морских волнах», «По дороге во Вщиж», «Фонтан», «Святая ночь на небосклон взошла», «Как океан объемлет шар земной». М. В. Денисова. «Время, текущее в песочных часах». В. Е. Сорочкин. «Капля», «Безмолвно в комнате», «Молния», «Блики», «У костра». А. Т. Нестик.»Ветка», «Для чего лес шумит», «Не-очь».
Глава 6. «Когда полыхала планета».
Тема Великой Отечественной войны в произведениях брянских писателей.
Тема войны и мира стала одной из основных тем русской словесности с первых моментов её существования. Во многих произведениях звучит призыв к миру и единению. Произведения брянских писателей о Великой Отечественной войне.
Н. И. Рыленков. «Русская земля», «В суровый час раздумья нас не троньте». П. А. Быков. «Горсть земли», «Вечный снег». С. И. Петрунин. «Возвращение». В. С. Козырев. «Бомбёжка», «Кинохроника 1942 года». В. И. Селезнёв. «Речечка». В. В. Володин. «Время», С. П. Прилепский «Надевали шинели». Н. М. Грибачёв. «Здравствуй, комбат!». В. Д. Динабургский. «Пуля Дантеса», военная лирика В. Д. Динабургского. А. Н. Савин. «Сильнее смерти». В. К. Соколов. «След на земле».























№п/п
Наименование
раздела программы
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Дата
плани-
руемая
Дата
факти-
ческая

Литературная Брянщина

69
Введение
Знакомство с курсом «Литературная Брянщина»
Знать цели и задачи курса. Уметь строить связное высказывание по теме.



70
«Святая вера в отчий край и дом» (произведения брянских писателей о малой родине).
А. К. Толстой. «Ты знаешь край, где всё обильем дышит». А. К. Толстой о малой родине.
Знать прозаические и лирические произведения автора. Уметь анализировать произведения, видеть в них замечательную природу родного края.



71

Н. М. Грибачёв. «Эта земля». И. А. Швец. «Нашим городом можно гордиться». Родная земля в творчестве брянских поэтов.
Знать план анализа лирического произведения.
Уметь анализировать лирические произведения.



72

М. М. Атаманенко. «Живу посреди России». А. Г. Мехедов. «Плотники», «Люблю». Родная земля в творчестве брянских поэтов.
Знать план анализа лирического произведения.
Уметь анализировать лирические произведения.



73

П. Л. Проскурин. «Порог любви» (отрывки из повести).
Тема малой родины.
Знать содержание произведения.
Уметь понимать нравственные проблемы произведения, уметь анализировать рассказ.



74

Г. В. Метельский. «Путешествие в школьные годы». Тема малой родины.
Знать содержание произведения.
Уметь понимать нравственные проблемы рассказа, анализировать произведение.



75

В.К. Соколов. «Лебединое утро». Тема малой родины.
Знать содержание произведения. Уметь понимать нравственные проблемы рассказа, анализировать произведение.



76
«Листает ветер летопись веков». Историческая тема в брянской литературе.
А. Шкроб, В. Соколов. «Рождение славы (Легенда о Вщиже)».
Знать содержание произведения.
Уметь сопереживать, сочувствовать героям произведения, понимать авторскую позицию.



77

«Сколь веков протекло тихой Свенью той». Богатый на события монастырь.




78

А. К. Толстой. «Песнь о походе Владимира на Корсунь». Крещение Руси и роль князя Владимира в этом событии.
Знать литературоведческие термины.
Уметь сравнивать изображаемое в балладе с историческим источником.



79

Н. И. Поснов. Поэма «Роман Брянский».
Знать содержание произведения. Уметь анализировать поэму, давать характеристику герою.



80

Образ Романа Брянского в произведениях писателей – земляков.
Знать авторов, названия произведений; понятие эпический герой. Уметь анализировать произведения, работать со словарём и справочной литературой.



81

В. Д. Динабургский. «Александр Пересвет». Куликовская битва в произведениях брянских поэтов.
Знать содержание произведения, изобразительно-выразительные средства языка произведения.
Уметь анализировать поэму, находить в тексте тропы.



82

А. К. Толстой. «Князь серебряный» (глава 20 «Весёлые люди»)
Знать содержание главы, исторический материал об эпохе Ивана Грозного. Уметь анализировать произведение, сравнивать изображаемое в романе с реальными историческими фактами.



83
«Давайте жить светло и честно» (нравственные проблемы в произведениях брянских писателей).
Н. И. Родичев. «Алимушкины полушубки». Любовь к человеку в произведении.
Знать содержание произведения. Уметь анализировать произведение, давать характеристику героя, определять стиль произведения, тип героя и идею рассказа, уметь делать выводы, укрепляющие желание стать лучше.



84

Д. В. Стахорский. Миниатюра «Роднички». Отношения взрослых и детей.
Знать содержание отрывков из миниатюры, понятие жанр миниатюры. Уметь анализировать произведение, характеризовать героев, понимать замысел автора.



85

Л. С. Ашеко. «Спас яблочный». «Цените мир своей души». Добрые дела в жизни человека.
Знать содержание произведения.
Уметь определять нравственные проблемы рассказа, видеть авторскую позицию.



86

В. Е. Сорочкин. Поэма «Пылающий камень». Вечное противоборство добра и зла.
Знать содержание произведения, историю его создания. Уметь анализировать произведение, растолковывать символику поэмы, определять её нравственные проблемы, находить фольклорные художественные средства.



87

С. И. Непша. «Нестандартный подход». Е. А. Ларичева. «Гудок». Ситуация нравственного выбора в рассказе.
Знать содержание произведений.
Уметь аргументировано высказывать свою точку зрения, видеть позицию автора, давать характеристику герою литературного произведения.



88
«Живу в объятии природы» (родная природа в брянской литературе).
Ф. И. Тютчев. «Конь морской», «Декабрьское утро», «Осень». Своеобразие пейзажной лирики Тютчева.
Знать биографию поэта, творческую историю стихотворений.
Уметь анализировать стихи, называть излюбленные художественные приёмы поэта.



89

К. Г. Паустовский. «Брянские леса». Любовь к Средней России.
Знать биографию писателя и содержание прочитанных глав из книги К. Г. Паустовского «Далёкие годы».
Уметь решать проблемные вопросы, формулировать их, находить ответы в текстах произведений. Работать с цитатами.



90

К. Г. Паустовский. «Липовый цвет». Трепетное отношение к природе в рассказе.




91

П. Л. Проскурин. Произведения о природе. Природа и человек в поэзии и прозе П. Л. Проскурина.
Знать роль сравнений и метафор в художественном мире поэта.
Уметь анализировать пейзажную лирику.



92
Любовь к мудрости (философские проблемы в творчестве брянских писателей)
М. В. Денисова. «Время, текущее в песочных часах». Рассказ об отношении человека и Времени.
Знать биографию и творчество М. В. Денисовой.
Уметь работать с текстом произведения, находить его главную мысль, выявлять философские вопросы, поднятые в рассказе, давать им свою оценку.



93

В. Е. Сорочкин. Стихи. Проблема соотношения света и тьмы.
Знать, в чём состоит философичность творчества В. Е. Сорочкина. Уметь вчитываться в стихи, думать над ними, понимать их.



94

А. Т. Нестик. «Ветка», «Для чего лес шумит», «Не-очь». Философские размышления автора.
Знать содержание миниатюр. Уметь прослеживать в них развитие мысли, видеть авторскую позицию, владеть понятием «язык рассказа».



95
«Когда полыхала планета» (тема Великой Отечественной войны в произведениях брянских писателей).
Партизанская тема в творчестве И. М. Радченко, М. П. Рубеко, Л. А. Мирошина.
Знать жанры произведений поэтов.
Уметь описывать героев стихов и окружающую их обстановку, описывать чувства и переживания лирических героев.



96

Н. И. Рыленков. «Русская земля». С. И. Петрунин. «Возвращение». В. С. Козырев. «Бомбёжка». Живая память о войне.
Знать имена поэтов, факты их жизни.
Уметь формулировать проблемные вопросы, решать их, находить ответы в текстах произведений, рисовать словесные картины на заданную тему.



97

В. И. Селезнёв «Речечка». Скорбь по погибшим. С. П. Кузькин». «Память солдатки». Детские впечатления о войне.
Знать реальные события, описанные в стихотворениях, факты из жизни поэтов. Уметь анализировать стихи, передавать свои впечатления от прочитанных стихов.



98

Н. М. Грибачёв. «Здравствуй, комбат». Главный герой рассказа. Суровая правда войны.
Знать биографию Н. М. Грибачёва, жанр прочитанного произведения. Уметь описывать изображённые события, характеризовать героя, аргументированно представлять свою точку зрения.



99

«Пуля Дантеса». Военная тема в творчестве В. Д. Динабургского.
Знать автобиографические черты рассказа «Пуля Дантеса». Уметь анализировать рассказ, связывать его с именем и подробностями гибели А. С. Пушкина, объяснять смысл названия рассказа.



100

Вн. чт. «Гуляй бабка в гостях у дятьковских партизан». Н. Бораненков.
Знать содержание рассказа .Уметь пересказывать и анализировать произведение.



101

А. Н. Савин. «Сильнее смерти». Тема памяти о военном прошлом.
Знать содержание рассказа, план анализа прозаического произведения. Уметь строить связное высказывание на заданную тему, видеть композиционные особенности рассказа.



102

В. К. Соколов. «След на земле». Тема памяти о военном прошлом.
Знать содержание рассказа. Уметь видеть композиционные особенности рассказа, строить связное высказывание по теме.



103

Р/р Сочинение на тему: «История Брянщины в произведениях писателей – земляков».
Знать изученный материал. Уметь строить письменное высказывание по изученному в курсе материалу.



104 - 105
Уроки итогового контроля (2 ч)
Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето.
Знать / понимать, как литература влияет на формирование в человеке нравственного и эстетического чувств. Уметь обобщать прочитанное и изученное.





Заголовок 2 Заголовок 315