Урок музыки «Образ Кармен»


Разработка урока музыки в 7 классе на тему:
Опера «Кармен» Ж. Бизе – самая популярная опера в мире. Образ Кармен.
Цели:
Знакомство школьников с оперой Ж. Бизе «Кармен».
Разработка учебного мини-проекта «Образ Кармен».
Задачи:
Образовательные: представить учащимся творчество гениального музыканта и помочь понять и почувствовать, что музыка Ж. Бизе разнообразна, разнохарактерна и многогранна. Обратить внимание на особенности музыкального стиля Ж. Бизе, работая в группах выполнить творческие задания - разучить и исполнить на музыкальных инструментах «Хабанеру из оперы Ж.Бизе Кармен»; выполнить афишу к опере Ж.Бизе «Кармен», составить словесный портрет Кармен.
Развивающая: способствовать развитию самовыражения обучающихся через миропонимание и мироощущение музыкального произведения, через разные формы деятельности.
Воспитывающие: способствовать воспитанию культуры мышления и языковой культуры обучающихся; личной заинтересованности участия в творческом процессе, формирование устойчивого интереса к музыке, воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Коррекционные задачи:
Развитие психологической базы речи: слухового внимания, зрительной памяти.
Развитие навыков ансамблевого и сольного пения.
Развитие диалогической формы речи (вопрос-ответ).
Обогащение словаря существительных в практической деятельности.
Предметные компетенции:
Дать представление об особенностях музыкальных терминов: речитатив, меццо-сопрано;
Развивать слушательскую и исполнительскую культуру;
Научить понимать метапредметные связи в музыкальном искусстве;
Воспитывать культуру речи и языковую культуру, приблизить учеников к пониманию специфического языка музыки.
Социальные компетенции:
Умение слушать, слышать и понимать мнения других
Развивать культуру мышления и ощущения
Коммуникативная компетенция:
Культура монолога, диалога и полилога.
Личностные компетенции:
Освоение разных форм художественной деятельности в направлении духовного самовыражения, саморазвития.
Выбор самостоятельного маршрута в общении с искусством.
Регулятивные УУД: обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки цели, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Познавательные УУД:
Школьник учится познавать и исследовать окружающий мир. Ученик овладевает не только общеучебными действиями (умение ставить цель, работать с информацией, моделировать ситуацию), а также логическими операциями.
Коммуникативные УУД:
Обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, умение договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Личностные УУД:
Осваивая личностные универсальные умения, обучающийся более успешно принимает нормы поведения в коллективе, обществе, учится правильно оценивать себя и свои поступки. Школьник начинает осознавать свою сопричастность к стране, в которой он живет, и как следствие у него воспитывается чувство патриотизма, возникает потребность в изучении истории своего государства. В этом заключен нравственный аспект: умение сопереживать, оказывать взаимопомощь, проявлять отзывчивость к своим близким.
Тип урока: урок мини-проект.
Оборудование урока:
Учебник «Музыка» для 7 класса под ред. Е.Д. Критской, творческая тетрадь к учебнику «Музыка» для 7 класса, заготовка к афише, заготовка к словесному портрету, увертюра к опере «Кармен», Хабанера, Сцена гадания из оперы, минус песни «Вместе мы большая сила», мультимедиа, синтезатор. Форма работы:
Работа в творческих группах (тип групп: музыканты, художники, литераторы)
Методы обучения: слово учителя, проблемные вопросы, работа в группах, изготовление продукта, презентация продукта.
Педагогические технологии: личностно-ориентировочные, проектная деятельность, проект познавательно-творческий, ИКТ-технологии, элементы игровой технологии, здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому)
Ход урока
Организационный момент
Приветствие в форме вокализации учителя и учеников;
Определение отсутствующих;
Проверка готовности учащихся к уроку
Эмоциональный настрой
Звенит, заливается школьный звонок,
Нас ждёт интересный, полезный урок.
Пусть будет хорошим у вас настроенье.
И с радостью вам даётся ученье.
А чтобы настроение было радостным, улыбнитесь друг другу, подарите улыбки нашим гостям и подарите улыбку мне. На такой радостной ноте начинаем наш урок.
Мотивация и актуализация знаний
Давайте закроем глаза, мы представим себя в музыкальном театре. Театр – это мир сказок, удивительных приключений и превращений. Мы будем слушать оперу. Это слово в переводе с итальянского, как вы уже знаете, означает «труд», «дело», «сочинение». Каждый оперный спектакль – это вдохновенный труд… кого? (Композитора, певцов, хора и оркестра, дирижера).
Опера это музыкальный спектакль, в нем действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Вводная информация учителя и формирование цели урока:
Наш урок пройдет в форме урока – проекта. Такой урок даст вам возможность сделать что-то интересное. Для этого мы разделимся на группы, а что у нас получится – увидим в конце урока.
Эпиграф к нашему уроку звучит так: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель)
Как вы это понимаете? ( знать что-то и никому не говорить – это плохо, надо делиться с другими своими знаниями).
Мы ещё вернёмся к этому эпиграфу, и вы сами сможете объяснить, почему именно его я выбрала для нашего урока.
Сегодня мы с вами отправимся во Францию, где в конце 19 века жил и творил свои музыкальные произведения Ж. Бизе, а его опера «Кармен» одна из самых популярных в мире. Какая опера популярная? ( известная, самая лучшая, любимая опера).
Как вы поняли, тема урока…Может кто уже догадался?( Опера Ж. Бизе «Кармен»).
Тема нашего урока: «Кармен» - самая популярная опера в мире. А тема сегодняшнего мини-проекта «Образ Кармен».
Итак, давайте сформулируем вместе цель нашего урока - проекта:
(Познакомиться с оперой Ж.Бизе «Кармен» и образом Кармен.)
Погружение в проект
Первое исполнение оперы «Кармен» в Париже успеха не имело, автора обвинили в безнравственности. Свободные проявления чувств героев – простых людей из народа – были запрещены в то время. Одним из первых среди великих современников Бизе музыку «Кармен» оценил П.И. Чайковский.
«Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире» - писал русский композитор. Что же сделало оперу Бизе такой любимой и известной? В ней было все, что нужно, чтобы произведение стало истинно народным – правда жизни, сильные чувства, музыка, полная увлекательности, выразительности, красоты.
Так о чем же говориться в этой опере?
В основу сюжета положена повесть французского писателя Проспера Мериме. В ней рассказывается история любви и трагической гибели её главных героев. Это люди из народа: солдат Хозе и цыганка Кармен. Хозе из-за любви к Кармен забыл свой долг и стал разбойником. От ревности и горя он убил Кармен, когда она предала его любовь и полюбила тореадора. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо получил яркую характеристику. Ребята, а кто такой тореадор? (Это смелый, сильный человек, он сражается с быками на арене).
События в опере развиваются на фоне испанской жизни, полной ярких красок, на улицах и площадях, заполненных народом. Оркестр в опере не только усиливает красоту вокальных партий, но часто говорит за действующих лиц.
Знакомство с новым музыкальным материалом
В опере 4 действия. Открывается она увертюрой. Вы же знаете что это такое? ( Это открытие, начало. По её характеру мы получаем представление об опере в целом)В увертюре сопоставлены образы солнечной Испании, ликующего народного празднества и трагичной судьбы Кармен. Давайте внимательно послушаем увертюру.
*Слушание увертюры к опере Ж.Бизе «Кармен»*
Красивая музыка? Как вы думаете, сколько тем прозвучало в увертюре, вернее сколько тем услышали вы? (2 темы. 1 тема: мощная, яркая, темпераментная, танцевальная, 2 тема: песенно- маршевая).
Это правильно, две эти темы составляют ликующую часть увертюры, но мы с вами слышали музыку и другого характера, какую? ( трагическую, сумрачную, грустную, тревожную).
Две темы – это красочный мир жизни, праздника и света. Ему противостоит другой мир, тёмных страстей, трагической судьбы Кармен, мотив «роковой страсти», который преследует Кармен словно тень на протяжении всей оперы.
Вы уже умеете пользоваться музыкальными терминами. Давайте грамотно порассуждаем о средствах музыкальной выразительности. (1 тема: мелодия взлетает, непостоянная, характер её меняется, лад – мажорный, жизнеутверждающая музыка, эмоциональная. Регистр – средний и высокий, ритм – и ровный, и прерывист, темп– быстрый, динамика – меняется (громко – тихо).
(2 тема: характер решительный, смелый. Мелодия – ровная, без взлётов и снижения звука).Лад – мажорный, регистр – средний, ритм – ровный, чёткий, темп – средний, динамика – не громко.Мелодия постоянно менялась, менялись громкость, темп и ритм, что держало нас в напряжении, то есть музыка была непредсказуемой. Музыка увертюры создала образ свободной цыганки и ликующего шествия народа.
А теперь поговорим о главной героине.
Кармен – цыганка, работница сигарной фабрики. Какой вам она показалась, слушая увертюру?(Она красивая, страстная, любит свободу). Кармен в опере – воплощение женской красоты и обаяния, страсти и смелости. Ж.Бизе мастерски передаёт огненный темперамент цыганки, её неукротимый нрав, красоту и задор. Вокальная партия Кармен насыщена интонациями и ритмами народных испанских песен и танцев. Партию Кармен в опере исполняет меццо-сопрано (невысокий женский голос).
Выходу Кармен предшествует звучание оркестра. Музыкальная характеристика свободолюбивой Кармен – хабанера, содержит ритмы этого народного танца.
*Слушание «Хабанеры» из оперы Ж.Бизе «Кармен»*
Хабанера – песня свободной любви, звучит как вызов Хозе. В конце сцены Кармен бросает цветок Хозе, молодому солдату, тем самым признавая его своим избранником, и обещает любовь.
В 3 действии появляется ещё одна характеристика Кармен. Слишком велико различие между Хозе и Кармен. Хозе мечтает о спокойной жизни крестьянина, а Кармен больше его не любит. Разрыв между ними не избежен. Она с подругами гадает на картах. Что они ей скажут? Только Кармен судьба не обещает ничего хорошего, она увидела в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем.
В речитативе Кармен большое значение приобретает мотив «роковой страсти».
Речитатив – это род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях, он строится свободно, приближен к речи.
*Слушание Сцены гадания из оперы Ж.Бизе «Кармен»*
(«Уж если карты мне ответ неверный дали»)
Мы с вами познакомились с увертюрой к опере «Кармен» и образом главной героини, слушая её выход с Хабанерой и Сцену гадания с мотивом «роковой страсти».
Работа над мини-проектом «Образ Кармен».
Давайте разделимся на три творческие группы (по желанию).
Музыканты: Боброва М., Харькин Д., Воронцов В., Овчинников А.
Художники: Хасанов Р., Гурчёнок Д., Кузнецова Т.
Литераторы: Кузнецова М., Колодочкин В., Поздняков Р., Басагин А.
Сейчас вы начнете работать в творческих группах, используя те материалы, которые я раздам каждой группе. Вы должны работать быстро, чтобы успеть продемонстрировать продукты своего творчества. Если у вас возникнут вопросы или затруднения, то я вам буду помогать.
Далее презентация творческих групп.
Начнут литераторы, они составляют словесный портрет Кармен. Ребята прочитают нам стихотворение А. Блока, которое он посвятил сцене выхода Кармен. Сравните ваши впечатления с мнением поэта.
Как океан меняет цвет,
Когда в нагроможденной туче
Вдруг полыхнет мигнувший свет, -
Так сердце под грозой певучей
Меняет строй, боясь вздохнуть,
И кровь бросается в ланиты,
И слезы счастья душат грудь
Перед явленьем Карменситы.
Какова ваша характеристика Кармен? (Кармен очень красивая, гордая, вольная, страстная цыганка). Совпадают ваши впечатления с мнением А. Блока?( Да, понять это нам помогла музыка Бизе).
Художники выполняют афишу к опере.
Музыканты разучивают мелодию Хабанеры и исполняют её.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали в группах и показали нам результаты своего творчества.
На следующий урок мы продолжим знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен».
А сейчас давайте займемся вокально-хоровой работой.
Выполним упражнения:
На развитие дыхания (вдох-выдох). Вдох носом, выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю вдох носом, на слабую – выдох ртом.На развитие голоса: поем нараспев ма – мэ – ми – мо – му, да – да – да.
Поем по нотам до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-доВот иду я вверх
Вот иду я вниз
В нашей школе дружно живут дети, а учителя их верные друзья. Вместе мы большая сила, об этом сейчас с вами и споём.
Исполнение песни «Вместе мы большая сила»
Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в музыкальный театр и познакомились с оперой Ж. Бизе «Кармен»: послушали увертюру, Хабанеру, Сцену гадания из оперы «Кармен», выполнили мини- проект «Образ Кармен».
Рефлексия.
Давайте вспомним цель, которую мы ставили перед собой в начале занятия? (Познакомиться с оперой Ж. Бизе «Кармен» и образом Кармен).
Ответьте на вопросы:
Достигли мы этой цели? (Да)
Что вы считаете значимым, интересным при выполнении проекта? (То, что мы разделились и работали по группам)
Ваши ощущения, впечатления от участия в проекте? (Было интересно слушать ребят из других групп и самому выступать)
Какой приобрели опыт? (Опыт работы в группе, умения слушать классическую музыку)
Где пригодятся вам полученные знания? (На других уроках, в жизни)
Полученные знания расширят наше представление о мировой музыкальной культуре, пригодятся нам в будущей жизни. Обратимся к нашему эпиграфу, который выражает мысль, что знания нужно уметь применять на практике. И сегодняшний наш проект этому подтверждение. Ведь правда, ребята? (Да)
Оценка работы учащихся на уроке.
Домашнее задание:
Я вам раздаю листы с домашним заданием по теме сегодняшнего урока. Попробуйте дома его выполнить. Если что-либо не получится, сделаем вместе в классе.
Музыкальная попевка:
- До свидания, дети!
- До свидания!