Конспект урока по самопознанию «Дорогою добра»

Самопознание
Тема: Дорогою добра

Цель: раскрыть сущность понятия «доброжелательность», углубить знания учащихся о таких понятиях как «доброжелательность», «человечность», «милосердие», «доброта», «порядочность», «чуткость»; снять внутреннее напряжение с помощью упражнения «песочная арт-терапия».
Задачи:
Образовательная - учить учащихся рассуждать, задавать вопросы, умению слушать и слышать друг друга, обоснованно строить свои ответы.
Развивающая -  развивать умения учащихся контролировать свои поступки, учить применять нравственные понятия в жизни, развивать навыки общения, аудирования, приобщить к искусству слова; развивать доброжелательное отношение к людям, друг к другу.
Воспитательная - воспитание высокой нравственности, человечности, стремление совершать добрые дела.
Оборудование: презентация «Доброта», видеоролик «Доброе сердце», материал для выполнения упражнения «песочная арт-терапия», шкатулка, «Корзина добра», ромашки

Ход урока.
Приветствие
Учитель:
- Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости, пожалуйста, поприветствуйте их.
2. Круг радости
- Ребята, встанем в наш дружный добрый круг, поприветствуем друг друга и пожелаем радости, счастья, всего хорошего. Желаю счастья и добра  Всем детям с самого утра! 
(ребята передают друг другу сердце и говорят добрые пожелания)
3. Упражнение «Шкатулка с сюрпризом» (музыка для души)  Я приготовила для вас неожиданный сюрприз.  Загляните в неё, и вы увидите, что является самым ценным. (Каждый ребёнок заглядывает в шкатулку и видит своё отражение.)  Так, что вы увидели? (зеркало)  А в зеркале вы увидели? (своё отражение, себя)  Кто удивлён тем, что увидел? Почему? (ответы детей)  Пока мы не научимся любить себя такими, какими мы есть, нам не суждено любить других людей. А значит, не сможем дарить счастье, доброту другим людям.
Введение в тему.
Ученик:
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта она от века
Украшенье человека



Сегодня у нас необычный урок – урок доброты, любви, дружбы.  Мы поговорим о доброте и доброжелательности. То есть мы будем рассуждать о том, как человек относится к человеку, к животному, к природе.
Тема нашего урока «Дорогою добра» Слайд 1
Что это за понятие "доброта"? ( ответы детей) Слайд 2
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление  делать добро другим. 
- Первый шаг к доброте – это доброе слово. Вспомним волшебные слова.
5. Игра «Доскажи словечко» Слайд 3 Растает даже ледяная глыба  От слова теплого.(спасибо)  Зазеленеет старый пень,  Когда услышит.. (добрый день)  Мальчик, вежливый и развитый  Говорит, встречаясь. (здравствуйте)  Когда нас бранят за шалости,  Говорим (извините, пожалуйста)  И во Франции, и в Дании  На прощанье говорят (до свидания)  - Волшебные слова вы знаете. А как вы думаете – от чего зависит их сила?  - Сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть волшебными.  6. Доброжелательность
- Как вы понимаете слово ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ?
Доброжелательность – это стремление человека быть открытым другим людям, желание другим добра слайд 4
Да, ребята, вы все правильно сказали, что это понятие состоит из двух слов: желание и добро.
- А какого человека можно назвать доброжелательным? (Человека, который к другим относится с любовью. Нужно верить, что вокруг в большинстве своем люди добрые, искренние, не желают вам боли и зла)
7. Цитата урока слайд 5 «Доброе намерение – половина счастья». Народная мудрость
- Как вы понимаете эти слова?
Ученик:
А как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убедились сами, А может не слова дела важны? Дела делами, а слова словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы.

8. Просмотр видеоролика «Доброе сердце»
- Ребята, которые были в «Доме престарелых и инвалидов» поделятся своими впечатлениями.
- Мы все совершили доброе дело – подарили птицу счастья, сделанную своими руками.
- Когда человек совершает добрые поступки для других людей, ему самому становится хорошо и радостно.
9 . Работа по учебнику. С.59 Чтение рассказа
- Почему подружки говорили, что они во всём одинаковые?
- Почему мама осудила Соню? - Можно ли поведение Сони по отношению к подруге назвать недоброжелательным?
- А как бы вы поступили в такой ситуации?
10. Творческая деятельность  «Пусть всегда будет солнце!».
     Давайте изготовим подарок друг другу «Доброе солнышко».
- Мы будет выполнять упражнение, которое называется «песочная арт-терапия», т.е. мы будем рисовать песком. У каждого на парте вы видите пластиковую поверхность и песок. Подумайте, какой рисунок вы хотите выполнить. Затем берём песок в кулак, сыпем его медленно и пальчиками делаем изображение. (звучит музыка)

Подарите свою работу товарищу по парте, при этом произносите добрые пожелания.
-Какое чувство вы испытывали, делая прекрасное дело? 
11. Упражнение «Корзина добра»
- А сейчас мы с вами соберём в корзину добро. Я вам предлагаю написать на ромашках одно доброе слово и отнести в корзину.
12. Круг «От сердца к сердцу»
- Давайте улыбнемся друг другу, постараемся быть добрыми.  Ведь делать добро – это здорово и все вместе споём песню

Исполнение песни  «Дорогою добра».

Учитель:
Как бы жизнь не летела-  Дней своих не жалей,  Делай доброе дело  Ради счастья людей.  Чтобы сердце горело,  А не тлело во мгле  Делай доброе дело-  Тем живём на земле.