ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО (передовой педагогический опыт)


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО (передовой педагогический опыт)
Параметры Содержание
Автор опыта Никитина Вера Витальевна
Широта опыта (предмет, область применения) Химия
Элемент урока, обобщающий урок по теме, внеклассные занятия.
Тема опыта Обучающие игры на уроках химии
Решение каких актуальных задач решается в опыте Я считаю, что обучающие игры позволяют эффективно реализовывать все ведущие функции обучения и воспитания, то есть познавательная активность обучающихся в процессе обучения, которая стимулируется с введением в учебный процесс игровой деятельности; повышение качества знаний обучающихся; появление интереса к предмету химия и получаемой профессии («сварщик» и «повар; кондитер»); активизация процесса мышления и прочности, осознанности усвоенных понятий; налаживание отношения между хорошо успевающими и слабоуспевающими обучающимися; помочь учащимся преодолеть болезненную реакцию на неудачные ответы; формирование учебного коллектива и активизация его деятельность.
Краткое описание содержания опыта В начале урока (на этапе актуализации знаний) вместе с обучающимися мы «катаемся» на поездах. Я предлагаю ребятам воспользоваться услугами «Химической железной дороги» и предлагаю им два вида поездов – скорый и пассажирский. В зависимости от уверенности в своих знаниях по пройденным темам, обучающиеся выбирают удобный для себя вид транспорта. Задания поездов различаются степенью сложности: задания «Скорого поезда» – сложнее, «Пассажирского поезда» – легче. Эта игра позволяет вспомнить обучающимся классификацию неорганических веществ, чтобы в дальнейшем проще было определять типы реакций и составлять химические уравнения. Эта игра не оценивается.
Игру «Шифровка» использую для проверки знаний и умений учащихся правильно расставлять коэффициенты в ОВР при написании УХР и находить суммы коэффициентов. Для проведения игры готовятся листы – шифровки.
НАПРИМЕР:
Шифровка № 1. (Ответ: N)
Ba + O2 → BaOFe(OH)3 + HCl → FeCl3 + H2O
Al + HCl → AlCl3 + H2
Li + O2 → Li2O
Na + S → Na2S
Fe + O2 → Fe3O4
Шифровка № 2. (Ответ: Р)
Fe + Cl2 → FeCl3
Al + O2 → Al2O3
CH4 → C2H2 + H2
Ca + HCl → CaCl2 + H2
Al2O3 + HNO3 → Al(NO3)3 + H2O
K + S → K2S
Игру «Угадай слово» провожу для формирования умений сравнивать между собой типы химических реакций.
Задание: к какому типу химических реакций нужно отнести уравнения, приведенные в таблице.
Уравнения реакций Типы химических реакций
соединения разложения замещения обмена
Mg + 2HCl → MgCl2 + H2 Б В М З2Fe(OH)3 → Fe2O3 + 3H2O Г О И М
2Ca + O2 → 2CaO Л Ж С Ф
K3PO4 + 3AgNO3 → Ag3PO4↓ + 3KNO3 Н У Т Е
2HgO → 2Hg + O2 А К РПBr2 + 2KI → 2KBr + I2 В ЗУ H
Cu(OH)2 + 2HCl → CuCl2 + 2H2O ЦЯ Х Л
S + O2 → SO2 А ШЧ РОбучающимся необходимо правильно определить тип химической реакции, найти соответствующую букву, из букв сложить слово. (Ответ: МОЛЕКУЛА).Игра «Крестики-нолики» подходит для формирования умений сравнивать между собой различные химические реакции по признаку их классификации. Общая идея игры заключается в зачеркивании трех клеточек на основании одинаковых обозначений (или крестики, или нолики).
Fe2O3 + H2 → H2O + Fe NO2 + H2O + O2 → HNO3 AgNO3 → Ag + NO2 + O2
Cl2 + KI → KCl + I2 Na2SO4 + BaCl2 → BaSO4↓ + NaClZn + O2 → ZnOAl + HCl → AlCl3 + H2↑ Cu(OH)2 → CuO + H2O HCl + Zn → ZnCl2 + H2
Сходства и различия.
Игра тренирует умение давать сравнительную характеристику. Я предлагаю обучающимся два химических объекта: два вещества, два элемента, физическое и химическое явления, два химических явления, смесь и соединение и т.д. Обучающиеся должны найти и выписать в две колонки как можно больше общих признаков и отличий этих объектов. Затем объединяются в пары или четвёрки и составляют общий список. Вслух зачитывают самый длинный перечень, его дополняют признаками, которые не были отмечены, из списков других групп. Дальнейшая работа со списком может быть различной. Можно предложить выделить наиболее существенные признаки и аргументировать свой выбор либо выбрать признаки, которые помогут:
а) различить объекты; б) разделить объекты; в) классифицировать объекты.
НАПРИМЕР: сравнить свойства этилового спирта, муравьиного спирта; глицерина и этиленгликоля; этилена и ацетилена.
При изучении темы «Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева использую игру под названием «Восстанови пропущенное» или «Продолжи ряд», «Убери лишнее»
В клетках игрового поля записаны знаки химических элементов, некоторые из них отсутствуют. Известно, что:
по периметру квадрата находятся символы элементов только главных подгрупп и только металлов;
в верхнем и нижнем рядах закономерно изменяется число электронов на внешнем энергетическом уровне атомов элементов;
в среднем ряду - знаки элементов II группы;
по диагонали слева направо записаны знаки элементов, образующих амфотерные оксиды и гидроксиды.
Восстановите пропущенные символы, ответ мотивируйте.
Al ? Na
? Zn Ca
K Sr?
Вариант ответа:
Al Mg Na
Ba Zn Ca
K SrGa
Продолжи ряд.
Заданы несколько членов ряда. Нужно обнаружить закономерность чередования объектов и продолжить ряд:
Li, Al, As, …
F-, : , Na+, S2-, Ar,:
Варианты ответов:
Li, Al, As,TsF-,Ne , Na+, S2-, Ar, As3-, Kr, In3+
Убери «лишнее».
В предложенных ниже рядах присутствуют "лишние" формулы. Найдите их:
а)NaCl; AgN03; КС1; KN03;
б)H2S; CaS04; HI; (NH4)2S.
Варианты ответов: a) KNO3 или AgNO3; 6) CaS04.
Можно придумать множество таких игр-тренажеров, вот, например, другой вариант:
а)CaO, CuO, S02;
б)HN03j H2S, Н20;
в)Na2S04, H2S04, ВаС12;
г)NaOH, А1(ОН)3, A1(N03)3.
В каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, принадлежащего не тому классу, к которому относятся два других. Объясните, почему?
Игровые карточки-задания "Заполни поле"
Игровые карточки-задания по теме "Основные классы органических соединений" Заполните нижнее игровое поле названиями соответствующих веществ.
СН3 - СН3 ССL4 СН3 - СН - СН3
СН3 - СН2 - СН3 СН2 = СН2 СН3 - СН2 – СН = СН3
СН3 - (СН2)3 - СН3 СН - СL3 СН3 - СН - СН3

СН3
СН3 - СН2 -СНОН НОСН2 = СН2ОН СН3 - СООН
СН2 = СН2 СН3 - СН2 - С СН3 СН2= СН – СН = СН2
СН3 - СН - СН3

СН3 СН3 - ОН СН3 – СН2 - СН3
Игра «Цепочка»
Первый вопрос по теме урока задает обуч-ся преподаватель. Он отвечает и дальше сам задает вопрос своему товарищу. И так далее по цепочке. По характеру вопросов и ответов можно оценить знания учащихся.
"Крестики-нолики"
Вычеркните правильный ряд алканов.
СН3 - СН3 ССL4 СН3 – СН2 - СН3
СН3 - СН2 - СН3 СН2 = СН2 СН3 - СН2 - СН = СН3
СН3 - (СН2)3 - СН3 СН-СL3 СН3 - СН - СН3

СН3
Варианты ответов:

СН3 - СН3
СН3 - СН2 - СН3
СН3 - (СН2)3 - СН3
«Химическая разминка»
а)краткие вопросы с еще более краткими ответами;
б) показываем карточки с формулами, обуч-ся дают названия и наоборот;
в) карточки с формулами или названиями показывают друг другу команды, на которые делится класс.
Давайте поиграем
Задание: Необходимо как можно быстрее соединить линией прямоугольники (название элемента) с соответствующими квадратами (химический знак). Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
Чтобы обеспечить многоразовое использование карточек, можно проводить линии на полиэтиленовой пленке соответствующего размера, накладывая ее на карточки.
4889590805Ответ: «Человек не может обойтись без металлов. Если бы не было металлов, люди влачили бы самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей».
«Химический» бой
На игровом поле, составленном из осколков молекул, находятся спрятанные формулы органических соединений (цели), которые вам необходимо найти.
Ваша задача — с помощью прямых или ломаных линий под углом 90° «запеленговать» цели, то есть составить из осколков молекул формулы углеводородов и назвать обнаруженные соединения.
СН3 СН3 СН2СН2СН2СН2СН3 СН
СН СН3 С СН3
СН3 СН СН3 СН2Игра-упражнение «Химический цветок»
(при изучении тем: гидролиз, типы химических реакций и др.) НАПРИМЕР:
Соедините линиями «лепестки цветка», на котором изображены символы ионов элементов, которые не могут одновременно существовать в растворе.
Напишите возможные уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

Игра-упражнение «Химические лепестки» (при изучении тем: гидролиз, типы химических реакций и др.)
НАПРИМЕР:
Соедините линиями «лепестки цветка», на которых изображены формулы химических соединений, между которыми возможны реакции ионного обмена.
Напишите уравнения соответствующих химических реакции в молекулярном виде.
308800533020
Химическая сказка
Удивительное превращение
Шел по улице Метан. II вдруг среди бела дня на него набросился грабитель по кличке Хлор. Между ними завязалась драка, в результате которой оторвали они друг у друга по одному атому. Увидел драку проходивший мимо почтенный Натрий и сгоряча схватил потерпевшего, да так крепко, что у того в глазах раздвоилось. А грабителя и след исчез.
Спросил Натрий имя у потерпевшего, а тот ответил: «Этан». Почему изменил имя потерпевший? Дайте ответ с помощью уравнений химических реакций.

Ролевые игры
Так мною были разработаны и проведены такие ролевые игры как урок – игра суд «Природные источники углеводородов», «Суд над сигаретой», «Что, где, когда?» (два варианта: с использованием и без использования ИКТ), «Кто хочет стать вундеркиндом?», «Наркомания – миф или реальность», «Овощи и здоровье», «Алкоголь: добро или зло?», «Счастливый случай в химии»
(см. Приложение)
Условия применения опыта Организация учебно-воспитательного процесса: на уроке и внеурочной деятельности.
Обучающие игры применяю в начале урока; для проверки знаний и умений; для формирования умений сравнивать какие-либо вещества или формулы веществ; давать сравнительную характеристику веществам или каким-либо соединениям; обнаружить какую-либо закономерность.