Урок литературы Цветы — любимому писателю


Урок по теме
«Цветы - любимому писателю»
(Урок - отповедь сомневающемуся в целесообразности изучения литературы)
-Класс украсить портретами писателей, цветами, плакатами с высказываниями:
Благодарность к великим отошедшим именам должна быть присуща молодому поколению.
Ф. Достоевский
В душе каждого человека есть клапан, отворяющейся только поэзией.
А.Блок
Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку.
М.Шолохов
-заранее приготовлены грамзаписи, выставка книг любимых писателей.
Ход урока:
Играет музыка. Учитель читает слова:
Я знаю: книги не кривят душой,
И много смысла в правде их большой.
Они – мои советчики, друзья,
Попутчики в далёкие края.
Мне лишний груз в дороге ни к чему,
Но книги – обязательно возьму.
Учитель: Так сказал ваш сверстник, Игорь Тихонов, оканчивая школу и выходя на самостоятельную дорогу жизни. Вот почему эти слова мы взяли эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку, который проведём под девизом: «Цветы - любимому писателю» (записано на доске).
В чём значение нашей литературы? Ответить на это можно высказыванием Максима Горького: «Русская литература – лучшее, что создано нами как нацией». Давайте начнём урок с вопроса о целесообразности изучения литературы в школе. (Зачитываю строки из письма в газету и прошу учеников высказать своё мнение)
Ученица: Я не согласна с автором этого письма. Ведь знание литературы помогает нам лучше разобраться в жизни, понять людей, отделить породу от шлака, определить мотивы деятельности человека. Ведь это, согласитесь, и взрослому не под силу и не всегда, а нам ведь всего по 17.
Ученик: Считаю, что литература формирует отношение человека к действительности, помогает самому разобраться в вопросах жизни, окружающей обстановке. Иногда читаешь книгу и удивляешься: да ведь это же написано про тебя, дан ответ на самые важные вопросы, и кажется – это твои собственные мысли, для которых ты просто ещё не нашёл слов. Теперь эти слова есть. И уже нельзя забыть произведения; оно стало частью твоего «я» и твоей жизни, оно «сделало» тебя.
Учитель: Конечно, чтение не является панацеей от личных и социальных бед, залогом того, что хапуги, захребетники, циники, исчезнут, канут в прошлое. Читать можно по-разному. Встречаются ещё, к сожалению, и начитанные люди – хапуги и негодяи. Всё зависит от того, как читать книгу, что искать в ней. Помните, Б. Пастернак называл книгу куском горячей дымящейся совести.
Добро сильнее не само по себе, а силой каждого из нас. Сила же каждого не в том, чтобы урвать побольше для себя, а дать побольше всем: людям, стране, миру. Конечно, это азбука, но без её знаний не научишься ни писать книги, ни читать их. У каждого из вас есть, ребята, есть любимый писатель или поэт, свой поэт, который сыграл определённую роль в вашей жизни, дал ответы на вопросы:
-Что такое красота и почему её обожествляют люди?
-Правда ли, что счастье бывает разного роста: от кочки до Казбека, в зависимости от человека?
-Что сделаю я для людей?
-Как нужно прожить жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы?
- С кого делать жизнь свою?
-Что значит любить, ревнуя к Копернику?
Знаю вы думали над этими вопросами, готовились к ответу на них.
Итак, кто первый?
-Ученики зачитывают посвящения любимому писателю:
Александру Блока:
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее – увековечить,
Безличное – очеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Кого из нас не волновали эти знаменитые строки Александра Блока? Особенно, когда тебе 17! Блок был одним из поэтов, воспитывающих красоту любви. В поэтическом ощущении мира у Блока не было разрыва между личным и общим, а в эпоху бурь и тревог важнейшие струны души поэта звучат грозно и тревожно.
Представить себе Блока старым так же трудно, как Льва Толстого молодым. В нашем представлении Блок навсегда останется молодым, поэтом романтиком, поэтом большого сердца и страстных исканий, твёрдо верящим в завтрашний день.
Александру Блоку я преподнёс бы красные тюльпаны. Эти весенние цветы выражают общую мажорную направленность лирики А.Блока:
О, весна без конца и без краю-
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Блок горячо, всем сердцем принял Октябрьскую революцию. Красный цвет тюльпанов очень точно выражает революционную лирику поэта. Внутри тюльпана словно горит огонь. Это огонь жизни, огонь любви, который никогда не погаснет, мы видим и в сердце поэта. Блок учит нас бороться с трудностями и преодолевать их: как бы ни велики были трудности и беды, а жизнь, в сущности, прекрасно: Сотри случайные черты –
И ты увидишь : Мир прекрасен.
Сергею Есенину.
По-моему, нет человека, который был бы равнодушен к поэзии Сергея Есенина. Читая стихи Есенина, я вспоминаю душистый запах сена, тихие заводи с белыми лилиями и жёлтыми кувшинками. Но особенно дорога Есенину была белая берёза. Этот образ неотделим от русского пейзажа, русской песни.
В ранних стихах поэта берёзы лишь часть пейзажа: они стоят, как большие свечки, отражаясь в воде, в «лунных перьях серебра». В стихотворении «С добрым утром» Есенин создал новый образ берёзки – девушки, юной, прекрасной, целомудренной.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
В поэзии Есенина мы видим берёзу во все времена года: зимой в пушистом серебряном убранстве; весной и летом «в зелёной причёске», осенью в золоте опадающих листьев.
Как символ жизни, красоты, девичьей чистоты и непорочности останется в в нашей памяти берёзка в стихотворении «Ты запой мне ту песню, что прежде», посвящённом сестре Шуре. Образы сестры и берёзы сливаются в нём:
Я навек за туманы и росы
Полюбил у берёзки стан
И её золотистые косы,
И холщовый её сарафан.
С этими строчками пересекаются строчки стихотворения «Берёза»:
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились листья
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
Такие стихи учат видеть прекрасное, доставляют эстетическое наслаждение, пробуждают чувство любви к Родине.
Вот почему я приношу С.Есенину веточку русской берёзки, перевитую луговыми цветами, которые так любил поэт.
Николаю Островскому.
У меня в руках алые маки. Выбор их не случаен. Я приношу их своему любимому писателю, а впрочем я расскажу легенду Е.Носова, а вы сами догадаетесь, кому они предназначены. «-Цветом он бывает всего два дня, - замечает Ольга Петровна. Для клумбы это никак не подходит: пыхнул и сразу сгорел. Но я всё-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую среднюю клумбу. Через несколько дней она зазеленела. А ещё через несколько дней она стала неузнаваемой. В центре клумбы поднялись маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжёлых бутона.
Распустились они на другой день. Издали маки походили на зажженные факелы живыми, весело полыхающими на ветру языками пламенем. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки от чего маки то вспыхивали то трепетно- ярким огнём, то наливались густым багрянцем.
Казалось, что стоит только прикоснуться – сразу опалят!
Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.
Два дня будто пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли ещё свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони
-Вот и всё, -сказал я громко, с чувством ещё не остывшего восхищения.
-Да, сгорел…-вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля.
-А я как-то раньше без внимания к маку – то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает..»Я думаю, вы догадались. Да, мои маки-Николаю Островскому, гражданину, писателю, который учит нас «прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно за бесценно прожитые годы, и чтобы, умирая, мог сказать вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире-борьбе за освобождение человечества»
Михаилу Зощенко.
Мой любимый писатель-Михаил Зощенко. С его творчеством я познакомилась сравнительно недавно.
Он полюбился мне за свой добрый ненавязчивый юмор, за острую, скрывающую недостатки своего времени сатиру. Около четырёх десятков лет отдал Михаил Зощенко литературе. Он по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящей свет сатиры галерею персонажей, порадевших нарицательные понятия «зощенковский герой»
Михаилу Шолохову
Этот колосок озимой пшеницы и нежной ромашки я дарю Михаилу Шолохову и героям его романа «поднятая целина».
Поколение 21 века будет учиться у них, как жить, бороться, любить. Как и в тридцатые, всякий, в ком гражданская чувство, трудолюбие выражены такой же мерой зрелости и сознательности, как в Давыдове Нагульнове, ощущает себя ответственным за землю. И это не только веление времени – древний зов земли, того изначального, родного и общего, что живет в каждом.
Даже нас, городских и сельских жителей, привыкших к шумной асфальтовой жизни, тревожит «пшеница», опутанная розовой повителью,»теплые, словно брызги парного молока, дождевые капли»,»запахи свежеобмолоченной соломы» и легкий , парящий дух степного полынного сена. Спасибо, Михаилу Александровичу!
Евгению Евтушенко.
Весною пробуждается жизнь и происходит любовь. Тюльпаны вестники весны. Вот почему именно этими цветами я решила выразить свою любовь к Евгению Евтушенко, с творчеством которого я познакомилась в 11 классе. В его поэзии меня больше всего привлекает чувство гражданственности. Без любви к Родине нет ни поэта, ни гражданина.
К сожалению, еще встречаются люди, у которых громкие слова о патриотизме и обязанностях гражданина расходятся с их делами: Поэт против такой «шпаргалочной» любви. Он- за большое сыновнее чувство:
… Но говорить о чувстве Родины бесчувственно –
Нам права Родины такого не дала.
У нас такие за спиной встают пожарища,
Такие страшные руины за спиной,
Что стыдно Родину любить шпаргалочно,
Как будто Родина нам стала неродной.
Нет чувство Родины без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности ,Как ветер вечности, коснувшийся волос.
Любите Родину, как вашу нареченную,
Чтобы за все ей не почувствовать стыда.
Любите Родину, но только нерасчетливо,
Любите Родину, и только навсегда!
Константину Симонову
Я очень люблю Симонова. Впервые с его творчеством я познакомился в 5 классе. Это был сверстник и друг. Затем было много других: Родина,» «Суркову,» «Жди меня».
На языках многих народов эти два коротких слова «жди меня» стали солдатским паролем, а парень из нашего города» получил постоянную во многих городах России.
Главными героями произведений К. Симонова были русские солдаты, те «живые и мертвые»,которые приближали победу. Вот почему к памятному камню на Могилевском поле, где был развязан прах писателя, я бы принес гладиолусы , как символ воинского мужества и отваги.
У крылечка нашей школы
Клумбу свежую стеречь
Встал на стражу гладиолус ( по латыни – это «меч»).
И как будто строгий воин
В светлых латах лепестков
Поднимается спокоен,
Неприступен и суров.
Веронике ТушиновойЯ очень люблю русскую поэтессу Веронику Тушинову. Меня восхищает ее умение радоваться жизни, любви, солнцу, зеленому росточку дерева, хорошему человеку, и от этого умения, от доброты и сердечной любви ко всему живому всё прекрасное в природе и в человеческой жизни воспринимается, как чудо.
Я живу в постоянном предчувствии чуда и со мной происходят многие чудеса.
Вероника Тушинова учит нас заметить то, что кажется нам естественным и простым. Кажется, что удивительного в простой шишке? Мы часто видим их в лесу и не обращаем внимание. Вероника Тушинова говорит про нее с любовью и нежностью:
Я в снегу, подтаявшимОколо ствола,
Гладенькую, мокрую
Шишку подняла,
А теперь в кармане
Я ее ношу
Выну, полюбуюсь, лесом подышу.
Поэтесса очень любит природу, лес, животных, птиц. Я тоже очень люблю все живое. И когда я читаю ее стихи, я чувствую большую радость, вспоминаю прогулки по лесу и по полю.
Я с детства зверей любила,
Котов за хвосты не таскала
И если синицу ловила,
Так вскорости отпускала.
В её стихах чувствуется доброта, искренность. Эта доброта не только к животным, эта доброта к людям.
Мне очень нравятся стихи этой поэтессы, и в подарок я бы преподнесла ей еловую ветку с шишками, как символ справедливости и добра.
Учитель: Ребята , вы с большой любовью говорили о «своих» писателях и поэтах. Их, конечно, больше. Просто рамки даже двух уроков тесны для того чтобы сполна выразить нашу признательность всем. Мне бы хотелось, чтобы свои слова о любви вы закрепили делами- знанием их произведений.
В классе работает Бюро литературных находок
На столе – забытые вещи героев многих хорошо известных вам книг.
Вернем их хозяевам:
Какой литературный герой ни одного дня не мог обойтись без этих вещей? ( зонтик, железные очки, галоши.) Как же они оказались здесь? ( Беликов, «Человек в футляре «).
2. А кому принадлежит этот сверток?( пакет перевязан розовой ленточкой). Как сам хозяин называл его?( Манилов, «Мертвые души», «мужички»).
Кому принадлежит этот предмет?(буденовка). Кто из героев мог бы ее потерять? Кто обменял бы на шапку?( ср. Майданников носит, а Титок «донашивает»- «поднятая целина»).
Кто проел имение на леденцах? (коробка леденцов- Гаев, «Вишневый сад»).
Ключи. Кому они могли принадлежать? (Давыдов, Катерина, Тимофеевна, Матрена). Кто из них не мог потерять?
Гармошка. (Павел Власов, Павел Корчагин, Василий Теркин). Кто добровольно отказался от этого предмета? Почему?
Фотография девушки со следами от сапог.(Мечик, «Разгром»).
Топор. Какую роль сыграл предмет в жизни героев?( Раскольников, «Преступление и наказание»: Чернышевский –«Зовите Русь к топору»)
Задание: Походите, поищите, может быть, еще какие-нибудь забытые вещи вы отыщите.
Учитель: Вы оканчиваете школу. Многие из вас больше не соприкоснуться с литературой как с учебным предметом. Но мне хочется, чтобы вы всегда помнили своих духовных учителей-писателей и поэтов, и всегда с любовью читали их, учили наизусть полюбившиеся строки, постигали и совершенствовали азбуку прозы и поэзии. Помните слова Блока : «В душе каждого человека есть клапан, открывающийся только поэзией».
В заключении, я хочу снова вернуться к началу нашего урока – к письму Максима. Не знаю, как вам, а мне приятен этот юноша. И не потому, что я согласна с ним. Нет, совсем наоборот. Просто он умеет думать, пусть даже ошибаясь. Помните, как у Льва Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться… начинать и опять бросать и вечно бороться. А спокойствие – душевная подлость».
Помните об этом ребята! Пусть книга побуждает вас к серьёзной и глубокой душевной работе, к стремлению стать выше и чище, добрее. В этом её непреходящее значение.
-В заключении я прошу учеников высказать своё мнение об уроке.
Т. Д. СадченкоУчитель русского языка и литературыМКОУ «СОШ №22»,с. Обильное, Георгиевский район,Ставропольский край