Синквейн как средство формирования аналитических и творческих компетенция учащихся


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
МКУ «Управление образования Среднеколымского улуса»
МБОУ «Ойусардахская средняя общеобразовательная школа имени
С. Н. Горохова»
III Региональная научно-практическая конференция
«Колымский исследователь имени В.А. Роббек»
Работа на тему:
«Синквейн как средство формирования аналитических и творческих компетенций учащихся»
Выполнил: Бандеров Андриан
Республика Саха (Якутия)
Среднеколымский улус, с. Ойусардах
МБОУ «Ойусардахская средняя
общеобразовательная школа имени С. Н. Горохова»
5 класс
Руководитель: Тарасова О. В.
учитель русского языка и литературы
с. Ойусардах , 2015 г.
Содержание
Введение ...………………………………………...………………………....…...3
Глава 1 Теоретическая интерпретация опыта………………………...........
1.1 Теоретическая база…………………………………………………………..
1.2 Виды синквейна………………………………………………………............
Глава 2 Практическая значимость использования синквейна на уроках русского языка и литературы………………………………………………….
2.1 Сущность опыта……………………………………………………………….
2.2 Использование синквейна на уроках русского языка и литературы………
2.3Технологический алгоритм (технологические этапы) урока знакомства учащихся с синквейном…………………………………………
Заключение ..……………………………………………………………………63
Библиографический список …………………………………………….........66
Приложения ………………………………………………..…………………...70

Введение
«Если вы мне расскажете, я быстро забуду, если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».
Жан Жак Руссо
В последнее время много говорят и пишут о модернизации российской системы народного образования, цель которой – формирование личности гармонично развитой, социально адаптированной. Это сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их содержания в школьной практике. Но не следует забывать, что реформирование образования – это не только новые программы, но и обновление методики преподавания, внедрение новых педагогических технологий.
Предлагаемая форма организации познавательного процесса помогает решить многие актуальные проблемы сегодняшней школы: отсутствие у ребят интереса к познавательной деятельности, низкая школьная мотивация. Требования современного общества к школе очень сильно изменились. От нас требуют, чтобы мы стали не столько обладающим багажом знаний личность, сколько уметь самостоятельно добывать ответы на те вопросы, которые ставит жизнь, учить анализировать, сравнивать, прогнозировать результат. Уметь так обработать имеющуюся информацию, чтобы сделать ее доступной максимальному числу желающих. Только тот, кто умеет применить полученные знания, востребован сегодня обществом.
Предложенная интегративная модель развития аналитического и художественного мышления и речи учащихся создаёт условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, даже в ежедневной обстановке, лаконичной, сухой, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера. Художественная культура может быть помощницей в сложной работе по развитию мышления и речи школьников, а РКМЧП не затмевает собой при этом традиционные средства обучения.
В современном уроке нет скуки, принуждения и лени, нет пассивности и страха ожидания «палки» -двойки, нет «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее ; зато есть радость от преодоленной трудности учения. Ученик открывает мир для себя и себя в этом мире, а педагог ведет ребенка по пути субъективного открытия, он управляет проблемно -поисковой или исследовательской деятельность учащегося.
Всего этого добиться нам помогает – синквейн, который мы активно используем на уроках русского языка и литературы.

Актуальность моей работы состоит в том, что в сегодняшней школе у ребят отсутствует интерес к познавательной деятельности, у них низкая школьная мотивация, и я думаю, что его можно повысить с помощью современных образовательных технологий в развитии критического мышления, в данном случае, синквейна.
Цель: выяснить, что такое синквейн, познакомиться с видами синквейна, способами их составления.

Задачи:

Расширить знания о синквейне.
Изучить виды синквейна.
Изучить практическую значимость использования синквейна на уроках русского языка и литературы.
Объект исследования: Синквейн.
Предмет исследования:.Методы исследования: - изучение литературы
- сравнительно-аналитическая
Гипотеза: синевейн помогает формированию аналитических и творческих компетенций учащихся.
Практическая значимость: Разработанные материалы будут использованы в школьном курсе русского языка и литературы, , что поможет мотивировать интерес учащихся к учебной деятельности, развить речь и их аналитические способности.
Глава 1 Теоретическая интерпретация опыта
1.1 Теоретическая база
left130810
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси, опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка.
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма
В дальнейшем данная форма стала использоваться в дидактических целях. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Синквейн развился в практике американской школы как один из элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо.
Технология РКМЧП ( развитие критического мышления через чтение и письмо) разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит), но и сейчас остаётся актуальной, востребованной, потому что в ней синтезированы идеи и методы нескольких технологий: коллективного обучения, развивающего обучения, а также сотрудничества. По существу она является общепедагогической, надпредметной, применима в любых программах и предметах, направлена на формирование у школьников базовых навыков – умения воспринимать и осмысливать информацию. В последнее время, технология развития критического мышления через чтение и письмо находит многих сторонников и в России.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамических парах и группах.
Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Синквейн - это форма свободного творчества. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно.
1.2 Виды синквейна
Как и у любого другого поэтического произведения у синквейна есть свои правила составления.
В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.
Правила составления:
Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура — 2—4—6—8—2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка — 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:
Обратный синквейн (Reverse cinquain) — с обратной последовательностью стихов (2—8—6—4—2);
Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) — форма из двух пятистрочных строф, где первая — это традиционный, а вторая — обратный синквейны;
Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) — девятистрочная форма со слоговой структурой 2—4—6—8—2—8—6—4—2;
Корона синквейнов (Crown cinquain) — 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;
Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) — аналог венка сонетов, корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна, вторая строка из второго, и т. д.
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.
2 Практическая значимость использования синквейна на уроках русского языка и литературы.
2.1 Сущность опыта
Сущность опыта заключается в развитии таких базовых качеств личности учащихся, как критическое мышление, формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
В конечном итоге стимулируется самостоятельная поисковая творческая деятельность учащихся, запускаются механизмы самообразования и самоорганизации.
Новизна опыта заключается
- в создании технологического алгоритма урока с использованием синквейна на стадии обучения данному жанру;
- в апробации данного дидактического приёма на разных этапах урока, а также на разных типах уроков русского языка и литературы.
Новизна опыта заключается в признании
- способности ученка к успешному саморазвитию и его права на самовыражение;
- в смене позиции педагога на координирующую (по отношению к деятельности школьника);
- в приоритете активного, диалогического способа обучения перед репродуктивным.
2.2 Использование синквейна на уроках русского языка и литературы
Данный опыт может быть использован всеми учителями-предметниками на уроках различных типов, а также во внеурочной деятельности школьников. Эффективность применения синквейна зависит от мастерства педагога, его желания творить, искать новые формы и методы преподавания.
Создавая синквейн, мы выступаем в качестве исследователя, интерпретатора художественного текста. В ходе такой работы мы овладеваем не только новыми знаниями, но и новыми способами познавательной деятельности, уясняем логику познавательных шагов, потому что наряду с информацией мы усваиваем и тот путь, следуя которым эту информацию можно получить.
Продуктивность опыта заключается в том, что в процессе создания синквейнов учащиеся приобретают
навыки самостоятельной работы с различными источниками информации (справочной, научной, художественной литературой, периодической печатью);
навыки самоконтроля и регулирования своих действий;
навыки работы в группе (в паре): вести диалог, умение слушать и слышать собеседника, с уважением относиться к чужой точке зрения; аргументированно отстаивать своё мнение.
Составление синквейнов способствует появлению умений
анализировать, обобщать изучаемые явления;
сравнивать, классифицировать;
творчески переосмысливать учебную информацию.
При использовании синквейна на уроках русского языка и литературы необходимо учитывать познавательные способности и потребности, уровень подготовки школьников. Использование данного методического приёма не требует от учителя больших усилий или очень высокой степени профессиональной компетентности. Но нужны определённые аналитические, прогностические умения на этапе подготовки урока и организационные на этапе его педагогической реализации.
Система работы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлена на приобщение всех нас (способных и не очень, увлечённых и не совсем) к творческой аналитической деятельности и строится с учётом следующих принципов:
- Системности. Проектируемый урок с использованием элементов технологии развития критического мышления через чтение и письмо должен рассматриваться как шаг в общей системе обучения.
- Непрерывности образования. Приобщение к культуре чтения строится на основе поэтапного формирования компетенций учащихся, включающих в себя: мыслительные умения и навыки, умения и навыки работать с источниками информации, умения адекватно выражать свои мысли и чувства, а также умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
- Развития. С учётом принципа развития в проектируемый урок должна закладываться возможность постоянного расширения и обновления его системы задач (развивающих, обучающих, воспитательных).
- Индивидуализации. Принцип индивидуализации базируется на педагогической закономерности, согласно которой в образовательном процессе достигается тем большая эффективность в развитии личности, чем более эффективно осуществляется индивидуализация деятельности учащихся в процессе обучения.
2.3 Технологический алгоритм (технологические этапы) урока знакомства учащихся с синквейном.
Мы познакомились с синквейном в 5 классе на уроках развития речи. Синквейн (в переводе с фр. «пять») – пятистишие. Стихотворение, состоящее из пяти строк.
СТРУКТУРА СИНКВЕЙНА
1 строка – одно существительное (тема).
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строке.
5 строка – одно слово – ассоциация, слово-резюме, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.
Программа по развитию речи в 5 классе начинается с цикла уроков, вводящих речеведческие понятия «текст», «тема текста», «основная мысль текста». На таких уроках много работаем со связными текстами, помещёнными в учебнике. Синквейн помогает оживить уроки, вносит элемент новизны. Кого-то привлекает звучное иностранное слово, кого-то - возможность стать поэтом, ведь получаются «почти стихи». («Почти», потому что «столбиком, но нескладно»). Воодушевляет нас и внешняя простота стихотворения: «Существительные, прилагательные и глаголы мы знаем!»
Жёсткая структура синквейна не сковывает полёта фантазии, но помогла чётко сформулировать задачи.
1. Найдём в тексте существительное (существительные), называющее предмет речи. О ком или о чём рассказывается? Какое существительное употребляется чаще всего?
2. Давайте подберём из текста два прилагательных, которые относятся к данному существительному и наиболее точно характеризуют предмет, обозначенный существительным.
3. Какими глаголами обозначены действия предмета (лица)? В какой последовательности запишем глаголы?
Мы работали с текстами-описаниями и повествованиями коллективно. Каждый, предлагая своё слово, должен был убедительно обосновать выбор. «Без мотивировки никакие, даже очень уместные, предложения приниматься не должны, так как мотивация и есть главная развивающая атмосфера этих занятий». Слова только звучат, но ни одно из них не записывается на доске, не навязывается. Окончательный выбор за учеником: из общей копилки предложенных вариантов в свои тетради ребята записывают наиболее, на их взгляд, подходящие.
Так постепенно картина, нарисованная автором, уточнялась, конкретизировалась. Мы подходили к самому сложному и важному: выяснению авторского замысла, анализу собственных ощущений и переживаний.
4. Какие чувства испытывает автор? Зачем он рассказал нам эту историю? Нарисовал эту картину?
5. Ваше отношение к предмету речи? Определите свои ощущения, впечатления. Что привлекло ваше внимание, удивило, поразило?
В разработке урока вопросы, побуждающие нас осознать свои и чужие чувства, объяснить их, становятся ключевыми.
Заключение
Думаю, что синквейн – интересный методический приём. Позволяет отработать навыки анализа текста, развивает внимание учащихся к слову, побуждает ребят анализировать свои ощущения, помогает учителю организовать диалог. Синквейн – средство создания не только обучающей, но и развивающей речевой среды, способствующей индивидуализации обучения и речевого развития учащихся. Как показывает практика, данный методический приём помог вовлечь в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Таким образом, написание синквейна требует от ученика реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Кроме того, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
Библиографический список
1. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1995. С.128.
2. Русский язык: Учебник для 5-го класса / Ладыженская Т.А. и др. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2008. С.116.
3. Там же, с.226.
4. Русский язык: Учебник для 6-го класса / Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008. С.96.
5. Там же, с.97.
6. Там же, с.114.
7. Там же, с.146.
8. Там же, с.168.
Приложение
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Гирлянда синквейнов
Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.
Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,
Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.
Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ
Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой
Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“
Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.
Корона синквейнов
Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…
Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.
Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…
Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.
Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…
Синквейн-бабочка
Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:
В диком
Странном танцеКак протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом
Обратный
Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.
Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.