Урок Вершина жанра симфонии


«Вершина жанра симфонии»
Урок музыки, проведенный в 7б классе учителем музыки Петергофской гимназии императора Александра II Твердохлебовой В.П. 13.04.2017г.
Тема блока уроков: « Мир музыкальных образов симфонии»
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Цель урока: раскрытие основных идей бетховенского творчества – героику борьбы и победы на примере его великого творения Симфонии №5.
Задачи
Образовательные:
Расширить знания о жанре симфонии, знать особенности ее строения, 4 части, воплощающие разные стороны жизни человека.
Научиться проводить интонационно-образный и сравнительный анализ
Определять тембры музыкальных инструментов и групп симфонического оркестра
Воспитательные: Формировать навыки оценочной деятельности с духовно-нравственной и эстетической позициий. Воспитание музыкально-эстетического вкуса у учащихся. Способствовать воспитанию у учащихся личностных качеств на достойных примерах из жизни Бетховена и героев его произведений.
Развивающие: Учиться определять приемы музыкального развития и жанры. Развивать образно-творческое мышление в процессе интеграции изобразительного и музыкального искусства,
Методы обучения:
Метод моделирования художественно-творческого процесса;
Метод ретроспективы (повторение знаний);
Метод проблемной ситуации;
Метод размышления и обобщения музыки.
Оборудование урока и методическое обеспечение:
Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки
Презентация с использованием видео- и аудиоряда.
Музыкальный центр, аудиозаписи.
Нотные таблицы.
Портрет композитора
Фортепьяно
Учебник для 7 класса.
1.
Ход урока
1 Вход: под звучание лирической музыки Бетховена ( 1 часть «Лунной сонаты» или «К Элизе», возможно 2 часть «Патетической» сонаты)
Слово о нежном лиризме и романтической направленности в произведениях Бетховена.
2 Вокальная работа: а) распевка в унисон, выстраивание интервалов, аккордов.
б) песня А.Морозова «Горница» - образ родины нежный, ранимый, задушевный.
Вокальная работа над образом, разбираем двухголосие, соединяем , закрепляем, целостное исполнение.-оценка: у вас получилась акварель, зарисовка, ЭСКИЗ.
3 Рождение симфонии - эскиз, этюд, набросок – с этими словами мы встречаемся во всех видах искусства. Создание произведения всегда связано с поиском, с поиском единства формы и содержания. Жанр симфонии нилучшим образом отвечает этому единству.
Сл.1
Что мы помним о жанре симфонии? – Крупное 4х частное произведение для симфонического оркестра, глубокого содержания и большого развития на всем звучании.
Сл.2
В какую культурную эпоху симфония достигла вершин своего развития? – В период венского классицизма. Назовите представителей Венской школы – Й.Гайдн, В.Моцарт и Л.ван Бетховен
Сл.3
Во всем мире известна Симфония №5 Людвига ван Бетховена. Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества.
В годы написания симфонии частичная потеря слуха композитора завершилась полной глухотой.
Однако Бетховен преодолевает удары судьбы, он не сломлен, В ответ на ее вызов композитор бросается в битву со всей силой своего могучего духа, создает одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры.
Сл.4
Как работал Бетховен?- находки, поисковая работа ребят.

4.Драматургия симфонии -
Сл.5
1часть симфонии Allegro con brio – в форме сонатного аллегро.
Вслушайтесь в лейтмотив – тему судьбы, проследите за ее развитием.
Слушание – впечатления ребят. Принцип контраста и конфликта.
Сл.6
На этом принципе рождается 2 часть симфонии - Andante con moto
Образ, характер, драматургическая роль части, (сравнить с первой частью)
Новый круг тем и образов предвещает новое звучание – находки, поиск ребят.
Сл.7
2.
3 часть симфонии - Скерцо – новый подступ к вершине, стремление.
Сл.8
На первый план в творчестве выходит героико-эпическая гражданская тема –
(находки ребят)

4 часть симфонии – вновь в форме Сонатного аллегро
Сл.9
Слушание 4 части. Анализ образов, прочесть на экране.
Величайший симфонист – (находки, поисковая работа ребят).
Сл.10, 11, 12,13
Имя Юлиуса Фучика – чешского писателя, журналиста вашему поколению мало знакомо. В годы Великой Отечественной войны он был брошен фашистами в гестапо, тюрьму Панкраце. В своей книге «Репортаж с петлей на шее», которая увидела свет уже после его гибели, он рассказал о значении бетховенской «темы судьбы» для заключенных погибающих, но не сломленных, о единстве и героизме.
Сл.14,15,16.
5.Итог урока и оценки ребятам.
Прошу завершить наш урок музыкальным примеров образа стойкости и единства. Исполняется хором песня «Атланты» А.Городницкого
3.