Урок по литературе 7 класс Поэма Песнь о Роланде — вершина французского эпоса.


Урок 7. «Песнь о Роланде» – вершина французского эпоса.
Цели: дать представление о средневековом французском военном эпосе; раскрыть особенности, образы героев (систему образов), композицию, художественное мастерство автора; помочь учащимся понять основы историко-литературного анализа, описать исторические события, о которых сочинена песнь, почувствовать и осознать героику эпохи и ее отражение в героическом эпосе франков «Песнь о Роланде», великие идеи средневекового эпоса.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с произведением средневекового французского военного эпоса.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
 познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
 регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
 коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа.
Методические приемы: выразительное чтение, аргументирование цитатами из текста, рассказ о героях, эвристическая беседа.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– «Песнь о Роланде» – одно из первых произведений на французском языке, записанное в Англии в XII веке и широко известное по всей Европе. Н. Томашевский заметил: «Из всех национальных эпосов феодального средневековья наиболее цветущим и разнообразным является эпос французский. Он дошел до нас в виде поэм, именуемых «жестами». «Песнь о Роланде» – самая знаменитая из поэм французского средневековья». Нас этот памятник письменности влечет тем, что с его помощью мы сможем рассмотреть главные свойства средневекового мышления и сознания; сможем увидеть условия появления новой культуры и литературы в частности.
2. Работа в тетради («Особенности эпохи формирования литературы средневековья. Эпос и его жанровые особенности»).
– Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах: 1) на латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.
Таблица представлена на доске.
Раннее средневековье Расцвет средневековья Позднее средневековье
Эпос
(устная форма)

Ирландские саги Литература
(устная и письменная формы)

«Песнь о Нибелунгах»,
«Песнь о Роланде» Лирика,
рыцарские романы
(письменная форма)

«Тристан и Изольда»
Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь.
– Как можно объяснить тот факт, что «Песнь о Роланде» доходит до нас в рукописях XII века, а мы относим это произведение к раннему средневековью?
Чтение статьи В. И. Коровина «Песнь о Роланде» и предисловия Н. Томашевского «Песнь о Роланде» в учебнике (с. 46–48) с последующим обсуждением.
Выполнения задания 1 из раздела «Размышляем о прочитанном» (с. 59).
Словарная работа.
– Что означает термин «эпос»?
Эпос – с древнегреческого «слово», «повествование»: 1) род литературы, выделяемый наряду с лирикой и драмой, повествование, в котором обязательно есть повествователь; 2) жанр (в более узком и специфическом смысле), героический эпос.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.
– Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени, фону, стилю.)
3. Рассказ учителя о возникновении «Песни о Роланде».
– «Песнь о Роланде» – ярчайший памятник эпохи Каролингов, сформировавшийся в рыцарской среде, отражающий идею построения всемирной христианской империи и военного мессианства. Складывалась на протяжении IX–XII веков. Время возникновения поэмы, ее происхождение, возможное авторство – вопросы, которые до сих пор вызывают разногласия. Возможно, что до письменного варианта «Песнь о Роланде» существовала в устной форме. Жонглер-исполнитель не нуждался в рукописях, в IX–X веках сказание о Роланде охотно слушали и распевали! Небольшое по объему сказание не могло удовлетворить слушателей, поэтому возникали новые поэмы, содержащие ряд подробностей и дополнений. По свидетельству английского летописца Вильгельма Мальмсберийского, во времена нормандского вторжения 1066 года в Англию рыцари Вильгельма Завоевателя пели «кантилены Роланда», чтобы пример этого мужа воодушевил воинов.
Автор «Песни» неизвестен. Возможно, что это некий Турольд, нормандец по происхождению, живший в Англии во второй половине XII века, но о нем ничего не известно, авторство не доказано. «Песнь о Роланде» – один из множества существовавших вариантов поэмы. Наибольшую популярность этот эпос приобрел в эпоху крестовых походов. Но в XV веке с наступлением Возрождения «Песнь о Роланде» постепенно забыли. И лишь в начале XIX века, в эпоху романтизма, о ней вспомнили вновь. Франциск Мишель, нашедший рукопись, опубликовал ее, «Песнь» снова оказалась близкой народу, ее создавшему. С тех пор «Песнь о Роланде» стала настоящим национальным эпосом Франции.
4. Выразительное чтение поэмы.
5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения.
– «Песнь о Роланде» – образец героического эпоса, а задача эпоса – показать величие эпохи, событий, героев. Как же создается это величие? Чтобы это понять, мы должны четко увидеть историческую основу песни и поэтическое ее воплощение.
Историческая реальность Поэтическое воплощение
Какому событию посвящена «Песнь»?
Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате Как говорится об этом событиив поэме?
7 лет войны в Испании
Кто был главным противником франков?
Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами Как называет поэма врагов франков?
Сарацины, нехристи, мавры...
Кто в центре повествования?
Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император.
В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет) Каким предстает Карл в поэме?
Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет.
Почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим:
«Наш Карл!»
Каковы итоги похода в Испанию?
Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка Как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
Как зовут главного героя битвы?
Эйнхард среди знаменитых рыцарей Карла упоминает Хруодланда, префекта Бретонской марки, который был убит, «как и многие другие». Подробных сведений нет, идут споры о реальности этой личности Почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
Возможно, Роланд – образ собирательный
Исход событий.
Военное поражение в Испании Исход событий.
Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости
– Почему в «Песне о Роланде» происходит такая трансформация (изменение) исторической реальности?
6. Анализ особенностей сознания средневекового человека.
Рассказ учителя истории.
– Автора «Песни» сложно упрекнуть в незнании. Анналы Карла Великого оставили свидетельство об этих событиях. То, о чем пишет автор, для него цельно и логично. Мы видим в этой трансформации реальности проявление особенностей сознания средневекового человека.
Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека:
 коллективное мифологическое сознание;
 полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол;
 религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
 символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом;
 дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Рассказ учителя литературы. Беседа.
– Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (Нарисовать идеал народного героя.)
– Для создания системы образов в «Песне о Роланде» используется принцип парности:
 Царь Марсилий – король Карл;
 Бланкандрин – Ганелон;
 Балигант – Роланд;
 Аэрольт – Оливье;
 Халиф – Турпен;
 Альда – Брамимонда.
– Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев? (Высказывания учащихся.)
– Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.)
– На что указывает парная система образов? (Высказывания учащихся.)
– Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.)
Инсценировка фрагмента «Песни о Роланде».
– Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (Эпический фон, эпические герои, эпический стиль.)
7. Работа над композицией произведения.
– На какие части можно поделить «Песнь о Роланде»? Сколько их будет? (Можно выделить три части. 1. Переговоры с маврами. 2. Битвы. 3. Возмездие.)
– Композиция строится по принципу симметрии.
Описание двух посольств.
Мавры (Бланкандрин) – христиане (Ганелон)
Описание двух сражений.
Победное – гибельное
Описание возмездия.
Мусульманам – Ганелону
II. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?
– Как в народном эпосе создается образ величия?
– В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?
Вывод. Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.
Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.
Индивидуальное задание: пересказ-диалог (2 учащихся) статьи В. П. Аникина «Мудрость народов», с. 62–63.