Конспект урока на тему «Фауст» — вершина философской литературы. Идейный смысл произведения» (9 класс)


Конспект урокаАлтуховой А. М.
«Фауст» - вершина философской литературы. Идейный смысл произведения»
Цели: 1. Определить идею произведения И. В. Гёте «Фауст».
2. Воспитать любовь и уважение к зарубежной литературе.
3. Развить логику, внимание, память.
Класс: 9Тип урока: анализ лиро-эпического произведения.
Методы: репродуктивный, исследовательский, эвристический.
Виды деятельности учащихся: запись основных положений в тетради, ответы на вопросы учителя, анализ эпизодов произведения.
Приёмы: слово учителя, цитирование, вопросы.
Оборудование: текст произведения «Фауст».
План урока: 1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
3. Анализ произведения.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
2. Запишите тему нашего урока и эпиграф:
Но разум суть мне высветил умело –
Так напишу: «В начале было Дело!»
(Фауст, сцена 3)
Фауст — персонаж исторический, живший в протестантской Германии XVI века, — то ли ловкий шарлатан, морочивший народ на ярмарках своими фокусами, то ли действительно выдающийся ученый. Первое упоминание о нем относится к 1507 году. По легенде, Фауст учился в Кракове, где заключил договор с дьяволом, который сопровождал его в скитаниях по всей Германии в виде собаки или лошади. В конце своей разгульной жизни Фауст раскаялся и обратился к Богу, но это не спасло его душу. В первой «народной книге» о Фаусте (1587) он осужден. В следующей, появившейся 12 лет спустя, добавлен ряд новых эпизодов. Первая пьеса о Фаусте была написана выдающимся английским драматургом второй половины XVI века Кристофером Марло, наделившим своего героя великой жаждой знаний. Она стала источником всех последующих театральных обработок, в том числе бесчисленных ярмарочных представлений. Крупнейший деятель немецкого Просвещения Лессинг впервые задумал закончить свою драму спасением Фауста, прославляемого на небесах, но не успел завершить этот замысел.
3. – Вы прочитали «труд всей жизни» И. В. Гёте, какие чувства, мысли оно в вас пробудило?
Когда Гёте писал своё произведение, а писал он его очень долго, он чётко представлял себе идею, образы, языковые средства, которые станут строительным материалом для великого произведения. В полной мере трагедия понятна только автору, только он знает, что кроется за каждым словом, каждым действием. Нам же остаётся лишь надеется на более или менее полное погружение в мир Гёте. Мы как будто с вами археологи, которые по останкам скелета динозавра должны составить полное представление о древнем животном: как оно выглядело, чем питалось, кого опасалось.
Итак, начнём нашу работу с каркаса произведения, его основы. Из каких частей состоит литературное произведение?
Пролог – краткий рассказ о событиях, предшествующих экспозиции.
«Пролог на небесах» - первая завязка.
Экспозиция – исходная ситуация; главная черта – равновесие (прямая/задержанная)
Часть 1. сцена 1) Ночь, сцена 2)У городских ворот, сцена 3)Кабинет Фауста.
Завязка – нарушение исходного равновесия.
Сцена 4) Кабинет Фауста – заключение договора.
- Скажите до встречи с Мефистофелем, что собирался делать Фауст, какой путь он бы себе избрал?
Фауст, обогащённый опытом и разочарованиями, сомнением и познанием, решает жить и бороться во имя истины, ещё не ведая о Мефистофеле, о представляющихся ему возможностях и испытаниях. Это важно: искус Фауста предрешён на небесах, но герой планирует свою жизнь, не имея об этом ни малейшего понятия. Потому и встреча с Мефистофелем только грандиозно расширяет сферу вторжения Фауста в действительность, но не составляет принципиально нового отношения к себе и к миру. Сцена 3. Кабинет Фауста.
Ряд перипетий – переход от хорошего к плохому и наоборот; динамика произведения.
Часть 1. Сцена 5) – Часть 2 Полночь.
Кульминация – одна из перипетий, после которой действие поворачивается к развязке (момент наивысшего напряжения).
Большой двор перед дворцом, последние слова Фауста.
Развязка – восстановление равновесия (мотив развязки симметричен мотиву завязки)
Положение во гроб, вознесение души Фауста к небу.
Эпилог – краткий рассказ о событиях после развязки, передача информации.
Отсутствует.
Литература не существует без конфликта. Что такое конфликт?
Конфликт - воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей. Существует понятие Внутренний конфликт (столкновение противоположностей внутри героя).
В этом произведении мы сталкиваемся, с каким конфликтом?
Фауст
Услад не жду я, - можешь ты понять?
Я брошусь в вихрь мучительной отрады,
Влюблённой злобы, сладостной досады;
Мой дух от жажды знанья исцелён,
Всем горестям откроется, всей боли:
Что людям предназначено судьбою,
Всё испытать, изведать должен он!
Хочу объять в своём духовном взоре
Всю высоту, а также глубину;
Всё счастье человечества, всё горе –
Вобрать сумею в грудь свою одну,
Сколь хватит сил, свой кругозор раздвину
И с тем однажды разобьюсь и сгину! Сцена 4. Кабинет.
Мефистофель
Ответ Мефистофеля.
Он в мир гудящий погрузится;
Его ничтожеством томим,
Он станет рваться, жаждать, биться,
И призрак пищи перед ним,
Не насыщая будет виться;
Ему покоя не видать.
Струхни он душу мне продать, -
И это не спасло б спесивца!
- Почему Мефистофель так уверен в своей победе?
1. Он полагает, что Фауст затеял безнадёжное предприятие, так отчего же ему не помочь ему усугубить разочарования героя?!
2. уверенность в низости человеческой природы (Пролог).
Самое интересное, что у же в начале Мефистофель говорит Фаусту о непостижимости мира и даже указывает ему верный путь: Сцена 6. 102стр. но делает это насмешливо, гримасничая. Фауст отказывается от работы – «я не привычен к плугу и лопате». Это очень важная проблема для человека и всего человечества: праведный путь известен, но чтобы на него вступить мало о нём знать, нужно пройти множество испытаний, встретиться с горем и отчаянием, чтобы душа сама встала на путь истинный. Это внутренний конфликт Фауста, механизм перипетий запущен уже с первых строк, когда мы понимаем, что душа доктора не спокойна, Мефистофель – это только средство.
Почему Гёте так много места в произведении отдал Мефистофелю и так мало упомянул Господа?
В этом находят отзвуки негативного отношения к церкви – Пролог на небесах.
Зло привлекательно – молодость Фауста, дорогой ларчик Гретхен.
Шут, балагур, циник; оттеняет трагическую линию произведения, делает её пёстрой.
Образ народа (традиция Шекспира)
Отношение к юриспруденции, медицине (Мефистофель и ученик), религии, схоластике (Вагнер), политике, науке, природе (Вагнер).В «Фаусте» выделяется две части: первая – тяга к «личным наслаждениям, которые черпаются извне»: вторая – «наслаждение от деятельности, направленной вовне». Момент счастья – это не миг исполнения желаний, а момент обретения героем (и автором) уверенности в достижимости и неизбежности всеобщего счастья, в будущем.
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь. (Марк Твен)
Дело разумного человека - в том, чтобы приложить свои мысли к делу сообразно с законами природы. Держаться истины, отстранять заблуждение и не рассуждать о том, что неизвестно. ( Артур Шопенгауэр)
4. Подведём итоги. Фауст произнёс роковые слова, почему его не забрал Мефистофель? Почему над душою Гретхен было провозглашено: «Спасена!»?
5. На дом: найти и записать в тетрадь значения имён Фауст, Гретхен, Маргарита, Мефистофель, Вагнер. Разделить листок на две колонки и записать цитаты в одну отношение к жизни, истине и народу Фауста и отношение к жизни, истине и народу Вагнера.