Урок на тему «Угол. Вершина и стороны угла»

Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»



Факультет начальных классов

Образовательная программа Л. В. Занкова

Конспект контрольного урока по математике в 1 «Б» классе :

по теме: «Угол. Вершина и стороны угла»

















Выполнила : студентка 41 группы
Фатеева О. А.


Проверила: Зайнетдинова И. В.


Оценка (подпись):











Красноярск 2015г. Технологическая карта урока
Ф.И.О. студента: Фатеева Оксана Александровна
Ф.И.О. учителя: Зайнетдинова Ирина Владимировна
Дидактическая система: развивающая система Л.В. Занкова.
Класс: 1 «Б»
Предмет: Математика
Авторы учебника: И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина
№ урока по расписанию: 94
Тема урока: «Угол. Вершина и стороны угла»
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Формировать понятие «угол», умения строить угол, находить его вершину и стороны
Задачи:
1)Познакомить учащихся с образованием угла, его вершиной и сторонами
2)Познакомить детей с представлениями различных видов углов – остром, прямом, тупом.
3)Закрепление понятий – прямая линия, кривая и ломаная, многоугольник, отрезок и луч.
4)Упражнять детей в классификации геометрических фигур по цвету, форме и размеру.
5)Закреплять порядковый счет, чертить отрезки с помощью линейки, умение распознавать углы.
6) Развивать внимание и логическое мышление.
7)Воспитывать умение выслушивать ответы друг друга и анализировать их.
О б о р у д о в а н и е : учебник «Математика», 1 кл., 2012 г. (авт. И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина), презентация.
Этапы:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка цели урока
Работа по теме урока.
Физ.минутка.
Рефлексия учебной деятельности
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1. Организационный момент.
- Прозвенел для нас звонок, начинается урок. Вы проверьте все в порядке: книжки, ручки и тетрадки.





Подготовка учащихся к работе на уроке.Взаимные приветствия учителя и учеников; проверка подготовленности учащихся к уроку(рабочее место, внешний вид).Психологический настрой учащихся;
Обеспечение нормальной обстановки в классе. Организация внимания всех учащихся.
Регулятивные УУД. Самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.
Сейчас я расскажу вам сказку.
Сказку про дракончиков
(Беседа и демонстрация)
Вот представьте
(На слайде семья дракончиков)
Далеко-далеко в горах живет большая-большая семья драконов: папа-дракон, мама-дракониха и много маленьких дракончиков. Когда дракончики были маленькие, они учились ползать, бегать, летать, прыгать, узнавали, что такое снег, дождь, звёзды, учились в горах ориентироваться, учились даже огнём дышать. (Дано на слайде)
Когда дракончики немножко подросли, мама решила их научить математики, в том числе геометрии. Дракончики очень удивились, они не поняли о чём идет речь.
Мама предложила им сесть на площадке перед большой скалой и смотреть, что она будет рисовать. Она начала рисовать мелом на этом плоском куске скалы различные геометрические вещи, начиная с самых простых. (Демонстрация геометрических фигур на доске) Вначале мама-дракониха нарисовала линию.
1. Как называется эта линия?
Прямая линия идет бесконечно в одну сторону и в другую сторону. Есть такое даже выражение «Летит в небе по прямой». Дракончики поняли, что такое прямая линия.
Потом мама нарисовала точку и от неё провела линию.
(Изображаю на доске)
2. Что же то такое?
Правильно! Она объяснила, что точка – это начало, от нее идет линия в бесконечность. Это называется луч. Он так называется потому, что она как луч света. У луча света всегда есть начало. Он всегда начинается либо на солнце, либо на свечки, либо в фонарике, либо на звезде далекой. Дракончики поняли, что такое луч.

Потом мама-дракониха попросила представить дракончиков, что они от прямой отрежут кусочек. (Изображаю на доске)
3. Как называется такая фигура?

Отрезок может быть длинным или коротким. (Изображаю на доске)
Дракончики сразу не поняли. Тогда мама нарисовала еще несколько отрезков: длинные и короткие. Это всё отрезки. Теперь дракончики все поняли.

Потом мама-дракониха решила нарисовать еще одну форму линии. ( Рисую на доске)
4. Как называется такая линия? Взяли фактически прямую линию и поломали ее. 5. Каждый кусочек на этой линии как называется? Ломаные линии могут быть самые разные, по разному поломанные.
6. Следом мама нарисовалаеще одну линию . (Изображаю на доске)
Таких кривых линий можно нарисовать много-много самых разных.
Устные ответы детей:

1. Эта линия называется прямая.
Прямая линия – это линия, которая совершенно бесконечна.

2. Это луч. У него всегда есть начало, но нет конца

3. Такая фигура называется отрезок.

- Отрезок- это часть прямой, которая ограничена с двух сторон.

4. Это ломаная линия.

5. Звено.

5. Это кривая линия.
Познавательные УУД.
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты.

3. Постановка цели урока.
Посмотрите на экран. Как вы видите, дракончики добираются до своих домиков разными способами.
1.какую линию вам напоминает путь дракончика Вани ?
2.С помощью чего мы можем нарисовать прямую линию?

3.А путь к домику дракончика Миши, какую линию вам напоминает?
4. Нужна нам линейка, чтобы нарисовать кривую линию?
5. Давайте посмотрим, на какую линию похож путь дракончика Паши?
6.Посмотрите на две линии.
( внимание
детей на отрезок и луч).
Что такое отрезок?
7. Чем отличается отрезок от прямой?
8. Ребята, давайте вспомним, а что это за линия? (Обращаем внимание детей на
луч).
9. Сколько точек ограничивают луч?

10. Сколько концов у отрезка?
11. А у луча?

12. Как вы думаете, можно провести из одной точки два луча?
(Возникает проблемная ситуация)

Работа с учебником:
13. Сейчас мы это и проверим. Откройте учебник на странице 56. Задание под номером 137.
(На доске изображаю)
14. Что же у нас получилось?


Устные ответы :
1. Прямую.







2. С помощью линейки.






3. Кривую линию.



4. Нет, мы ее рисуем от руки.

5.Это ломаная линия.

6.Это часть прямой линии.


7.Отрезок ограничен с двух сторон, имеет начало и конец, а прямая не имеет
начала и конца.

8.Это луч.
- Луч имеет начало, но не имеет конца.

9. Одна.

10. Два.

11. Один.


12. - Нет, мы не можем провести из одной точки, так как точка одна.
- Мы можем провести из одной точки два луча!

13. Ребята чертят луч и проводят из начала луча еще один луч
14. Получился угол!


Регулятивные УУД.
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися,
и того, что ещё неизвестно; планирование определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий

4. Работа по теме урока.
Беседа:

1.Сколько лучей образуют угол? Что есть общего у этих лучей?

Работа с текстом в учебнике:
Прочитайте текст в учебнике.
2. Что нового вы узнали.

3. Сформулируйте, что такое угол?

4.Работа в тетраде:
(Используем линейку, карандаш)
Отметьте в тетради точку М. Начертите угол с вершиной в этой точке. Обведите стороны угла синим карандашом. Вершину угла отметьте зеленым карандашом.
(Осуществляю проверку, прохожу по рядам)


5.Если мы с вами посмотрим вокруг себя, то мы можем увидеть множество
углов в окружающих нас предметах. Назовите эти предметы.

6. А как вы считаете все ли углы одинаковые?

Показываю прямой угол.
Посмотрите, если я поставлю край книги, то он ровненько войдет в этот угол. А края у книги прямые.
7. В каких еще предметах мы встречаем прямые углы?
Острым называется угол, меньший прямого
Тупым называется угол, больший прямого
(Демонстрация)
8. Давайте повторим все вместе вполголоса.
(На слайде даны герои, которые держат у руках углы) 9. Назовите, кто из героев обнаружил прямой угол?
10. Построим углы в тетради, используя линейку. Прямой угол красным карандашом. Острый угол зеленым. Тупой угол голубым.
(Осуществляю проверку, прохожу по рядам)

11. А теперь я проверю как вы меня слушали.
-Какие углы меньше прямого?
-Какие углы больше прямого?
-Что называют вершиной угла?
-Что называют сторонами угла?
-Молодцы!

Работа с учебником:
№139. Углы на чертеже имеют название.
(Показ на слайде)
12.Кто хочет прочитать название первого угла? Второго угла. Третьего угла.
13. Назовите вершину 1,2 и 3 угла.
14. Прочитаем правило в желтой рамочке. Что вы поняли?

15. Запишите в тетрадях название правого угла, используя математический знак Один ученик у доски.

(Прохожу по рядам,
осуществляю проверку)
Устные ответы детей:

1.Два луча образуют угол. Они имеют общую начальную точку!

2.Начальная точка этих лучей имеет название вершина угла.

Лучи, которые образуют угол, называются сторонами угла.

3. Угол - фигура, образованная двумя лучами, выходящими
из одной точки (вершины)

4. Ребята чертят угол по заданию.




5. Угол стола, кровати, шкафа и т. д.

6. Нет, углы бывают разные.

7. Края стола, края у картины, края у окна и т. д.

8. Острым называется угол, меньший прямого
Тупым называется угол, больший прямого.





























9. Дети: Пилюлькин.


10. Строят прямой, тупой, острый угол, используя карандаши разного цвета.






11.
-Острые.
- Тупые.
- Точка, из которой выходят лучи.
- Лучи выходящие из одной точки.


12.
-угол О
- угол МАК
-можно прочитать наоборот угол КАМ
- третий угол АЕО
или угол ОЕА

13. Вершина 1угла точка О
Вершина 2 угла- точка А
Вершина 3 угла точка Е.

14. Вместо записей «угол КАМ» и «угол О» принято писать КАМ и О

15. Записывают название угла
ОЕА
(Или наоборот)
или просто Е

Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей позиции.

Познавательные УУД.
Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания
умение анализировать; осуществлять сравнение.

Коммуникативные УУД.
Умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.


5.Физ.минутка
Мы считали и устали
Дружно все мы тихо встали.
Ручками похлопали 1,2,3.
Ножками потопали 1,2,3.
Сели, встали, встали, сели.
И друг друга не задели.
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.



6. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.
-Ребята, вы молодцы, сегодня очень хорошо поработали на уроке.
Что нового вы узнали?

-Мы узнали, что такое угол.
-Узнали, что углы бывают разные.
-Угол имеет две стороны и вершину.
-В записях обозначается математическим знаком.
-Каждый угол имеет своё имя.
-Его имя можно читать справа налево и слева направо, а можно обозначать угол одной буквой.
-Углы бывают разные : прямой, тупой, острый.
-Углы встречаются в окружающих нас предметах.
-Научились строить углы.
Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, саморегуляция.

Коммуникативные УУД . Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


































15