Сообщение на методическое объединение: «Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения».


ГБОУ с. Малый Толкай
Сообщение на методическое объединение:
«Организация и система коррекционной работы по формированию навыков культуры поведения».
Воспитатель: Чернова Т.В.

2016-17 уч. год.
Учебно-воспитательный процесс в специальной (коррекционной) школе во многом нацелен на решение задач социализации данной категории детей, развития у них навыков жизненной компетентности. Культура поведения – неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе.   
   Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура, большое место занимает культура речи. Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей.
Воспитанники с ограниченными возможностями здоровья имеют малый запас знаний об окружающем мире, у них повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость.  Для многих характерны эмоциональная холодность, отсутствие навыков общения, скованность, в результате чего при вступлении во взрослую самостоятельную жизнь они испытывают трудности в общении с людьми, у них формируется некоммуникабельность, неприятие себя как личности.
Основная задача воспитательной работы с девочками 5,7 класса была направлена на формирование культуры поведения. Не у всех детей сформирован навык культурного поведения, поэтому я ставила перед собой следующие цели: формирование у учащихся правил поведения в общественных местах, культуру поступков в разных ситуациях, положительные взаимоотношения различных видах деятельности, нравственные чувства и положительное отношение к труду.
Для реализации воспитательного плана использовала следующие методические формы работы:
беседы;
презентации;
экскурсии;
прогулки и игры;
практические занятия;
тренинги;
чтение и обсуждение художественных произведений;
сюжетные и ролевые игры;
конкурсы,
где использовались наглядности, мультимидийные презентации, что помогало детям легче усваивать материал.
В группе есть дети расторможенные, возбудимые. От того, как у Даши П., Алины Г., Софии З. и Ульяны О. начнется день, во многом зависит и все его продолжение: их самочувствие, результативность обучения, характер их участия во внеурочной деятельности и многое другое. Состояние и настроение этих детей существенно влияет и на всех остальных девочек, в связи с этим можно подчеркнуть особую важность создания спокойной, доброжелательной, деловой обстановки с самого начала дня. Диана К. эмоционально несдержанна, может начать плакать, если её попросить выполнить какое- либо действие, которое девочке не нравится.
Уровень культурного поведения в группе различен. Алина Г., Карина Г., Алсу М., Гуля Г. и Даша П. относятся к среднему уровню, София З., Роза З., Диана К., Настя Г., Ульяна О., Алия М. к низкому. Чтобы подтянуть девочек до более высокого уровня постоянно слежу за выполнением детьми правил культурного поведения. Детям задаю вопросы, направляю на беседу, добиваюсь верных ответов, девочки отвечают, дополняют друг друга, повторяют этапы выполнения действий. Систематические занятия, тренировки в определенной мере повышают скорость работы. Закладываю прилежность, деликатность, учтивость, многим девочкам прививаются хорошие манеры. А для некоторых детей этот процесс длится несколько дольше. Постепенно девочки учатся самостоятельно следить за своим поведением и внешним видом. Каждое занятия готовит детей к самостоятельной жизнедеятельности.
Любой человек, в том числе и наш воспитанник, какого возраста он бы не был, стремится к успеху, благополучию, комфорту. И наша задача помочь усвоить определенный уровень духовной культуры, научить взаимодействовать самим с собой, с социумом, с внешним миром.
Анализируя воспитательную работу, у детей заметно повысились навыки культуры поведения, достигнуты определенные выше результаты, но все же, необходимо дальше продолжать работу по выбранному направлению. В следующем учебном году ещё предстоит работать над развитием у детей навыка норм культурного поведения.