Деятельность школы-интерната по профилактике социальной дезадаптации воспитанников


Проект на тему:
Деятельность школы-интерната
по профилактике социальной дезадаптации воспитанников
Аннотация: проект посвящён изучению деятельности школы-интерната по профилактике социальной дезадаптации подростков, формированию законопослушной личности каждого воспитанника.
Цели, научная и социальная значимость исследовательского проекта.
Вопросы профилактики социальной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях школы-интерната, очень актуальны на данном этапе развития нашего общества. Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению дезадаптации и девиантного поведения.
Среди основных причин, порождающих социальную дезадаптацию воспитанников, можно выделить следующие: дефекты умственного развития; недоразвитие эмоционально-волевой сферы обучающихся, которое влечёт за собой неадекватные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение и др.); неблагоприятные взаимоотношения со сверстниками и учителями, наследственный фактор.Девиантное поведение, то есть противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, проявляется в конфликтности, агрессивности, склонности к бродяжничеству, воровству, попрошайничеству, ранней алкоголизации. Такие воспитанники часто становятся на путь совершения правонарушений или сами становятся жертвами преступлений. Они, как правило, попадают в поле зрения правоохранительных органов и требуют особого внимания со стороны всего педагогического коллектива.
Как показывает практика коррекционной школы-интерната, проблема профилактики социальной дезадаптации воспитанников с ОВЗ решается достаточно сложно, хотя ее цели являются крайне значимыми в процессе работы с данной категорией детей. Согласно сведениям Российского детского фонда, в течение одного-двух лет после выпуска из сиротских учреждений третья часть выпускников становится на путь совершения правонарушений и преступлений. Именно поэтому так необходима работа по профилактике псоциальной дезадаптации детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях школы-интерната.
Анализ работ Л. И. Беляевой, А. Г. Сапрунова, В. Д. Ермакова, Н. И. Крюковой, Э. Б. Мельниковой, рассматривающих проблемы профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних детей с ОВЗ, позволяет утверждать, что именно дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающиеся в условиях школы-интерната, часто становятся на путь совершения правонарушений и преступлений.
Отсутствие в нашем обществе грамотной среды социализации, отстранённость детей, оставшихся без попечения родителей, от основных сфер жизнедеятельности способствует появлению признаков социальной дезадаптации у всё большего количества подростков с интеллектуальными нарушениями. Поэтому указанной группе детей в первую очередь необходима социальная реабилитация, адаптации, интеграция в общество. В коррекционной школе-интернате необходимость профилактики социальной дпезадаптации постоянна по причине наличия у воспитанников огромного спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта.
Усиливающаяся склонность к проявлениям социальной дезадаптации среди воспитанников с нарушением интеллекта, ставит перед педагогическим коллективом в качестве основной задачи поиск способов, форм и технологий работы в условиях школы-интерната.
Таким образом, на современном этапе развития уровня профилактики социальной дезадаптации детей с ОВЗ, воспитывающихся в условиях школы-интерната, можно констатировать наличие противоречий между:
– необходимостью анализа проблемы профилактики социальной дезадаптации детей с ОВЗ и недостаточной разработанностью путей решения данной проблемы в условиях коррекционной школы-интерната;
– потребностями социума в формировании социализированной, интегрированной в общество, законопослушной личности ребёнка с ОВЗ и недостаточной теоретической и практической разработанностью условий становления эффективной системы, способствующей её формированию.
Представленные доводы определяют актуальность настоящего исследовательского проекта.

Методологические характеристики исследовательского проекта
Объект – процесс профилактики социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях школы-интерната.
Предмет – организационно-методические основы организации работы по профилактике социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта в условиях школы-интерната.
Целью проекта является изучение основных методик профилактики социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях школы-интерната.
Гипотеза исследовательского проекта состоит в предположении о том, что своевременная профилактика социальной дезадаптации у детей с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы интерната, позволит сформировать социализированную, законопослушную личность, способную к полноценной самостоятельно жизни.
Постановка цели исследования предопределила решение следующих задач:
1) определить, опираясь на данные обследования, причины формирования у воспитанников с интеллектуальными нарушениями признаков социальной дезадаптации;
2) доказать необходимость своевременной профилактики социальной дезадаптации среди детей с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях коррекционной школы-интерната;
3) выявить особенности работы конкретной школы-интерната по профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних воспитанников;
4) обосновать, опираясь на опыт работы конкретной школы-интерната, условия эффективной работы по профилактике социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта;
5) использовать полученные данные в разработке и реализации индивидуальных программ социализации для учащихся 8-11-х классов.
Предполагаемые результаты:
– разработка и апробация воспитательной системы школы-интерната, способствующей профилактике социальной дезадаптации детей с интеллектуальными нарушениями;
– формирование самостоятельной, социализированной личности каждого воспитанника;
– становление активной жизненной позиции воспитанников школы-интерната;
– публикации в периодических научных изданиях;
– доклады на научно-практических конференциях различного уровня.
Реализация проекта
В рамках реализации проекта нами было проведено анкетирование учащихся 8-11–х классов ОКОУ «Пенской специальной (коррекционной) школы-интерната» Курчатовского района Курской области, результаты которого позволяют оценить склонность воспитанников к совершению противоправных поступков.
В обследовании было задействовано 25 воспитанников, учащихся 8-11 классов.
Задачи обследования:
1. Определение склонности к совершению правонарушений.
2. Выявление проблем, которые воспитанники не могут решить самостоятельно.
3. Использование полученных результатов для разработки индивидуальных программ социализации.
Анкета состояла из 11 вопросов, предъявляемых каждому респонденту.
Укажи своё имя и фамилию
______________________________________________
Как бы ты мог охарактеризовать себя. Для этого в каждом пункте выбери один из вариантов ответа и обведи его номер
Учёба
Не вижу смысла в учёбе;
Какие-то предметы мне нравятся, а какие-то нет;
Учусь не хуже других;
Учусь с интересом и желанием хорошо закончить школу;
Воспитывают ли тебя в школе (да, нет, я им безразличен);
Активность
Привлекает ли тебя участие в конкурсах, смотрах, собраниях, проводимых в школе-интернате?;
Общие школьные и классные дела меня не интересуют, я в них не участвую;
В общих делах иногда участвую, но без особого желания;
Меня привлекают отдельные мероприятия, и я в них принимаю участие;
Часто бываю организатором и активным участником коллективных творческих дел;
Я и учителя
Когда меня кто-то воспитывает, я прихожу в бешенство;
Когда меня учат, как нужно жить, я делаю вид, что слушаю, на самом деле их слова для меня пустой звук;
Я прислушиваюсь только к тем людям, которых хорошо знаю и уважаю;
Я внимательно выслушаю мнение взрослых людей, даже если я с ним не согласен;
Взрослые проявляют слишком большие требования ко мне;
Моё мнение
Я всегда бываю прав, но почему-то не все взрослые так считают;
Когда меня за что-то критикуют, я с этим не соглашаюсь;
Когда меня критикуют, я прихожу в бешенство;
Когда я бываю не прав, то чувствую себя виноватым
Я прислушиваюсь к другим людям и учитываю их замечания
Отношение к обидчикам
Когда меня обижают, я всегда или даю отпор, или долго не прощаю обидчикам;
Если меня обидят при моих друзьях, тогда я вместе с ними посчитаюсь c обидчиком;
Я привык защищать себя кулаками;
Только своим друзьям и близким людям я могу простить многие вещи;
Я могу простить обиду;
Волевые качества
Я способен стать лидером группировки;
Я умею жить по «понятиям»;
Я вынужден жить по «понятиям», но не считаю это правильным;
Я боюсь потерять авторитет в кругу друзей;
Я могу противостоять влиянию криминально-ориентированных сверстников;
Интересы
Меня больше всего интересуют деньги и красивая жизнь;
Меня интересуют много разных вещей, но больше всего те, что приносят удовольствие;
Меня больше интересуют такие ценности как престижная профессия, хорошая работа;
Я хочу поддерживать отношения с родственниками и друзьями;
Я хочу помогать людям, оказавшимся в беде;
Знание прав и обязанностей
Знание прав и обязанностей является главной составляющей моей самостоятельной жизни;
Я знаю свои права;
Мне не известны мои права и обязанности;
Государством предусмотрено наказание за нарушение человеком правовых норм;
Я думаю, что государство не в состоянии защитить каждого. В сложной ситуации буду надеяться только на себя.
Планы на будущее
Попробую устроиться в жизни так, чтобы, не работая иметь много денег
Я об этом не думаю, придёт время и всё само собой сложиться
Когда окончу школу-интернат, тогда буду думать, куда поступать или пойти работать
Я уже выбрал (а) профессию и готовлюсь к ней;
Я боюсь, что не смогу устроиться на работу;
Самостоятельность
Меня пугает самостоятельная жизнь;
Я боюсь, что кто-то ограбит или обманет меня;
Я опасаюсь неизвестности;
Я смогу правильно распоряжаться своими денежными средствами;
Я чувствую уверенность в своих силах и убеждённость, что в самостоятельной жизни всё получится;
Какая пословица тебе больше всего нравится?
Чтобы у нас всё было, и чтобы нам за это ничего не было;
Хочешь жить, умей вертеться;
Работа – не волк, в лес не убежит;
Любишь кататься, люби и саночки в гору возить;
Без труда не вытащить и рыбки из пруда.
Результаты проведённого анкетирования показали, что 15 из 25 обследованных воспитанников имеют предрасположенность к совершению противоправных поступков.
Из общего количества обследованных:
– не любят и не хотят учиться – 80%;
– часто бывают агрессивно настроены – 50%;
– не воспринимают критику в свой адрес – 60%;
– боятся стать «белой вороной» в кругу сверстников – 70%;
– легкомысленно относятся к жизни – 70%
– надеются всего добиться, не прикладывая особых усилий – 60%.
Данные обследования отражены на рисунке.
Рисунок 1.

Обследование показывает, что большинство детей стремится к уединению, проявляет негативное отношение к другим, драчливы. В то же время эти дети остро испытывают чувство одиночества, не могут обойтись в своих действиях без помощи взрослого.
С целью усиления социально-реабилитационной направленности деятельности школы-интерната нами был проведён опрос педагогов для выявления их представлений о профилактике социальной дезадаптации среди воспитанников, анализа их работы в сфере социализации обучающихся, изучения предложений по улучшению этой работы. Нами было опрошено 20 педагогов. Было предложено ответить на ряд вопросов:
Каково основное назначение работы по профилактике социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта?
Какие средства профилактики социальной дезадаптации вы используете в работе с умственно отсталыми детьми?
В чем социально-психологическая значимость работы по социализации детей с нарушением интеллекта?
Какие инновационные технологии (методы, формы, приемы) целесообразно использовать в работе по социализации детей с нарушением интеллекта?
Ваши предложения по улучшению работы в сфере профилактики социальной дезадаптации детей с интеллектуальными нарушениями?
Анализ ответов выявил, что в целом педагоги верно понимают сущность профилактики социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях школы-интерната. Ответы можно разделить следующим образом:
Назначение работы по профилактике социальной дезадаптации педагоги видят в предотвращении фактов самовольных уходов, аффективных поступков, инцидентов употребления алкогольных и наркотических веществ воспитанниками школы-интерната, успешная социализация и интеграция в общество выпускников.
В качестве средств профилактики социальной дезадаптации педагоги используют:
средства учебной деятельности (правовые лектории, познавательные мероприятия);
средства внеклассной работы (классные часы: «Незнание законов не освобождает от ответственности», «Мои права и обязанности», «Алкоголь – друг или враг», «Наркотики – путь в бездну», беседы наставительного характера с настоятелем храма, экскурсии на предприятия района); Участие в спортивных мероприятиях, способствующее сплочению детей, хозяйственная работа в школе-интернате).Анализируя ответы, мы пришли к выводу о том, что большинство педагогов считают процессы воспитания и социализации родственными. Под социально-психологическим механизмом социализации они понимают:
Отношения между воспитанниками и педагогами – 13 человек
( 65%);
Психологический климат между старшими и младшими детьми в коллективе школы-интерната – 8 человек (40 %);
Соблюдение правил поведения – 10 человек (50%);
Определённые личностные качества (ответственность, серьёзность, инициативность) – 15 человек (75%);
Активность в общественных мероприятиях – 3 человека (15%).
Педагоги предложили ряд инновационных технологий, которые, по их мнению, будут способствовать социализации детей с нарушением интеллекта:
Развитие имеющихся у детей способностей – 15 человек (75%);
Включение детей в самостоятельную деятельность посредством участия в проекте «Социальная квартира» - 12 человек (60%);
Применение диагностических методов – 10 человек (50%);
Работа по расширению сети контактов с учреждениями СПО, имеющими возможность принять на обучение детей с нарушением интеллекта – 5 человек (25%).
Педагогами был предложен комплекс мер по улучшению работы в сфере профилактики социальной дезадаптации детей с интеллектуальными нарушениями:
С раннего возраста формировать у детей негативное отношение асоциальным явлениям – 17 человек (85%);
Способствовать формированию положительных привычек – 12 человек (60%);
Учить детей правильно разрешать конфликтные ситуации – 10 человек (50%);
С раннего возраста способствовать развитию самостоятельности у детей – 7 человек (35%).
Анализ результатов анкетирования педагогов и детей, беседы с администрацией школы-интерната, наблюдения на уроках, внеклассных мероприятиях позволили создать программу профилактики социальной дезадаптации детей с нарушением интеллекта, воспитывающихся в условиях школы-интерната. Нами была разработана и успешно внедрена в работу программа профилактики социальной дезадаптации воспитанников «Выбор».
Профилактическая работа – процесс сложный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Её основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики правонарушений определяется тем, что при правильной организации она более эффективна по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности воспитанников, не ставших еще устойчивыми.
Программа содержит 4 блока:
Организационно-методическая работа
Диагностическая работа
Предупредительно-профилактическая работа с воспитанниками
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением
Программа разработана социальными педагогами школы-интерната для сопровождения воспитанников, склонных к проявлениям социтальной дезадаптации. Данная программа направлена на работу со всеми воспитанниками, предполагает как первичную профилактику, так и работу с детьми, уже попавшими в «группу риска». Результативность работы с такими детьми зависит от планомерной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника.
В рамках реализации программы специалистами психолого-педагогической службы проводится диагностика личностной сферы детей с девиантным поведением, выявляются причины проявления дезадаптации. Социальными педагогами сформирован банк данных воспитанников группы «риска», на каждого разработана индивидуальная коррекционная программа, в которой отражены следующие данные: виды занятости воспитанника, проблемы развития, трудности социализации, положительные черты характера, вредные привычки, а также профилактические мероприятия.
Ранняя профилактика социальной дезадаптации заключается в создании условий для развития внутреннего потенциала каждого воспитанника, его занятости в свободное время. В школе-интернате функционирует 17 кружков и 2 спортивные секции. Воспитанники занимаются велосипедным спортом, участвуют в спортивных мероприятиях районного и областного уровней. Успешной профилактикой социальной дезадаптации становится правовая социализация, включающая беседы с сотрудниками МО МВД России «Курчатовский» о причинах и последствиях совершения правонарушений, проведение классных часов, деловых игр, круглых столов с целью правового просвещения воспитанников.
Хорошей традицией стали встречи с выпускниками школы-интерната, совершившими в самостоятельной жизни противоправные поступки, но сумевшими выйти из трудной ситуации и не повторять свои ошибки, а также беседы наставительного характера с настоятелем «Храма Пресвятой Богородицы», расположенного в посёлке.
Подростки с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в сопровождении и после окончания школы-интерната. Именно поэтому была разработана программа постинтернатного сопровождения, которая включает в себя оказание консультационной помощи выпускникам, с целью профилактики социальной дезадаптации во взрослом возрасте. Это комплекс мероприятий, реализуемых на основе взаимодействия педагогов, воспитателей, социальных педагогов, психологов и других специалистов.
Проведённое нами исследование позволяет сделать определённые выводы:
1) полноценная профилактика социальной дезадаптации детей с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната, возможна только при целенаправленной и систематической работе всего педагогического коллектива;
2) работа по профилактике социальной дезадаптации в школе-интернате должна быть направлена на формирование активной гражданской позиции каждого воспитанника, соблюдение установленных правил и норм поведения;
3) педагогический коллектив должен способствовать активному участию самого воспитанника в процессе его социализации.
Апробация результатов исследования:
Публикация в сборнике научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты современной науки ( г. Белгород, 31 января 2015 г.: в 10 ч. / Под общей редакцией М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. – часть IX. – 180 с.) на тему: «Правовая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья как компонент системы социальной работы в условиях школы-интерната».
Публикация в сборнике «Интегративные процессы в образовании и медицине – 2015. (Материалы научных трудов. Том 1. – Курск: МБУ «Издательский центр «ЮМЭКС», 2015. – 122 с.) на тему: «Правовая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья».
Участие в Международной научно-практической конференции «Теоретические и научно-практические пути решения вопросов обучения, воспитания, развития и психолого-медико-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья» (5 февраля 2015 г.)
Участие в VIII Международной научно-практической конференции молодых учёных и студентов, посвящённой памяти профессора Р.Е. Левиной «Встреча поколений…» (27-28 февраля 2015 г.).
Доклад на II Международном конкурсе научно-исследовательских проектов аспирантов и магистрантов «Принимать. Понимать. Помогать» на тему: «На пороге самостоятельной жизни: правовая социализация с ограниченными возможностями здоровья в условиях детей школы-интерната» (15-17 апреля, г. Курск).
Публикация в сборнике «Материалы II Международного конкурса студенческих научно-исследовательских проектов «Принимать. Понимать. Помогать» // Под общей ред. Е.А.Репринцевой – Курск: Изд-во «Мечта», 2015. – С.25-31. На тему: «На пороге самостоятельной жизни: правовая социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната».
Доклад на IX международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии» на тему: «Анализ деятельности образовательного учреждения в сфере профилактики социальной дездаптации подростков» (КГУ, 26.02.16).