Технологическая карта урока по теме Слитное и раздельное написание не с прилагательными (6 класс). Р.Н.Бунеев



Технологическая карта изучения темы
«Слитное и раздельное написание НЕ с именами прилагательными»,
6 класс
Цели:
Образовательные: формировать умение писать НЕ с именами прилагательными, находить изученную орфограмму в тексте, совершенствовать умение обосновывать выбор слитного или раздельного написания Не с именами прилагательными, способствовать развитию связной речи, произвольного внимания.
Способствовать воспитанию интереса к русскому языку, любви к слову.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, осознание ответственности за произнесённое и написанное слово, стремление к совершенствованию собственной речи.
- Регулятивные УУД: самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемый результат:
Предметные:
- Знать правило написания Не с именами прилагательными;
- уметь находить в предложении, тексте слова с изученной орфограммой;
- уметь объяснять написание НЕ с именами прилагательными;
- уметь правильно писать Не с именами прилагательными.
Метапредметные:
- уметь самостоятельно определять и формулировать проблему и цель урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в свою деятельность (Регулятивные УУД).
- уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её (Коммуникативные УУД).
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово, стремиться к совершенствованию собственной речи.


Этап урока
(технологии)
Цель этапа
Действия педагога
Действия обучающихся
Планируемый результат
Оценка результатов

1.Самоопределение к деятельности









Формирование и развитие умения оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)
- Проверьте свою готовность к уроку.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
К уроку готовы?
Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам.

- С каким настроением пришли на урок, готовы ли работать?
(эмоциональное состояние учащихся)
- Сегодня у нас урок открытия новых знаний.
И несмотря на то что мы с вами впервые будем сотрудничать вместе, надеюсь на успешное овладение вами новыми знаниями.


Отвечают на вопросы.
Выполняют самооценку готовности по критериям.



Предметные:
«предметная» готовность к предстоящей деятельности.
Метапредметные:
Самоконтроль, самооценка.
Личностные:
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Оценочные суждения (ОС) на умение оценивать готовность к предстоящей деятельности

2.Самостоятельное выведение темы урока.






3. Мотивация на изучение новой темы













4. Постановка учебной проблемы, формулирование целей учебной деятельности.



























5 Актуализация изученного











6. Переход к изучению новой темы . Работа в парах.





7.Пробное действие, фиксация затруднения.
(самопроверка)

















7 Составление и освоение алгоритма



























8. Сравнение алгоритма с правилом в учебнике (обращаю внимание на графическое обозначение орфограммы)
9. Первичное закрепление во внешней речи с проговариванием по алгоритму.




10. Закрепление полученных знаний и способов действий.
Самостоятельная дифференцированная работа.

























11. Результаты выполненного задания.







12. Рефлексия. Итог урока.
Формирование и развитие умения самостоятельно определять тему урока.






Цель этапа: для чего нужны именно эти знания.

































































Цель этапа: формирование и развитие умения самостоятельной практической деятельности.











Цель этапа: учебное сотрудничество с целью находить общее решение.





Цель этапа: определение границ неизвестного.



















Цель этапа: умение создавать модель для решения учебной задачи.


























Цель этапа: сравнение составленного продукта деятельности обучающимися с правилом в учебнике.
Цель этапа: Формирование и развитие умения выполнять задание по алгоритму.






Цель этапа: формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

























Цель этапа: Оценивают результаты, сравнивая их с образцом.






Цель этапа: формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.








- На слайде презентации текст Н.Сладкова. Выпишите из него все прилагательные в полной форме
- Что общего у этих прилагательных?
- Знания, связанные с какой темой, будем открывать на уроке.
На слайде презентации задание 12 ЕГЭ Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
1. (НЕ)ЯВИВШИЙСЯ на экзамен ученик был болен.
2. Актёр говорил (НЕ)ГРОМКО, а тихо.
3. Забор на нашей даче до сих пор (НЕ)ПОКРАШЕН.
4. Мы проезжали мимо (НЕ)ШИРОКОЙ, а узкой речки
5. Погода сегодня (НЕ)НАСТНАЯ.

- Обращаю внимание учащихся на 4 и 5 примеры. Значит, знание этой темы понадобится при сдаче ЕГЭ.

- Недавно я прочитала на остановке объявление : «Продаётся не дорогая квартира» , а в газете это объявление было написано в таком варианте : «Продаётся недорогая квартира».
Есть ли у вас знание о том, правильно или нет написано прилагательное с не ?
- Сформулируйте учебную проблему, которую мы должны решить на уроке. К этому примеру мы вернёмся позже.
- Запишите тему урока.
- Какие цели мы должны достигнуть на уроке.





- Какими способами мы будем достигать эти цели.





- Сгруппируйте слова по орфограммам :
Не был ; ненастье; недруг; не могу; не друг, а враг.

- Озаглавьте каждую группу по виду орфограмм. Какой общий опознавательный признак у этих орфограмм.

- Как вы считаете, с какой орфограммой будут общие принципы правописания не с прилагательным? Почему?



Обучающиеся, работая в парах ,объясняют правописание прилагательных с не и делают вывод о том, что их правописание регулируется таким же правилом, что и существительные.


(Не)лепый человек
(Не)вежливый человек
(Не)добрый , а злой человек
(Не) красивый , но добрый человек
Вовсе (не)добрый человек


После самопроверки учащиеся приходят к выводу о том, что они знают не все о правописании не с прилагательными

- Сравним 3 и 4 примеры . В каком из них прилагательные являются антонимами? Одинаковые или разные признаки они обозначают? (одинаковые – качества человека в 3, разные в 4 )
В 4 примере противопоставление не влияет на раздельное написание прилагательного с «не», так как эти слова не являются лексическими антонимами.
- О правописании прилагательных с не в случаях , когда есть слова , усиливающие отрицание (5 пример) мы поговорим на следующем уроке. А сегодня осваиваем алгоритм правописания прилагательных с не во всех остальных случаях. (алгоритмы у обучающихся на карточках).
Смотри приложение №1
- А для чего нужно сделать первый шаг именно этот ?
- Можно ли пропустить какой-либо шаг ?
- Как проверить , поняли ли вы это правило ? (Нужно потренироваться)

Приложение №2 . Физкультминутка












Выполняют упр. Учебника 325
Организует ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.
Организует выполнение задания по новому алгоритму.





1. Даёт задание.


2. Организует ситуацию понимания задания: его цели, результата и способа деятельности.

3. Включает обучающихся в практическую деятельность, направленную на достижение результата.
Наблюдает за деятельностью детей, выбирает различные варианты результатов.
Ученики, нуждающиеся в работе по алгоритму, продолжают выполнять её самостоятельно. Сильные учащиеся, освоившие работу по алгоритму, составляют текст-миниатюру «Сегодня на улице» или «Зимний день» с опорой на словосочетания: (не)настный день; (не)низкое, а высокое небо; (не)объятная даль; (не)глубокие сугробы; (не)обыкновенное настроение
В это время учитель контролирует работу учащихся по алгоритму.



Сильные учащиеся зачитывают текст-миниатюру






Задаёт вопросы:
- Какой проблемный вопрос ставили на уроке? Смогли ли его решить?
- Какие новые знания вы усвоили сегодня на уроке?
Выводы учащихся о качестве освоения новой орфограммы , о причинах ошибок ( не увидели опознавательный признак , пропустили мыслительный шаг в рассуждении , поменяли шаги местами )
-Кому вы сами на сегодняшнем уроке за работу поставите «!» ?
Самооценка по предложенным суждениям. Поставьте + или -.
Я знаю, как называется новая орфограмма.
Я вижу опознавательный признак орфограммы.
Я освоил(а) алгоритм правописания не с прилагательными.
Я научился(ась) графически обозначать условия выбора изучаемой орфограммы.
Я отличаю эту орфограмму от других и использую нужное правило.
Оцениваю знания обучающихся.
- Вернёмся к объявлению. Какой же вариант написания правильный? Почему? Что можно сказать о человеке, написавшем его с ошибкой? (Он неграмотный) Как напишем слово неграмотный? Почему?
- Как вы считаете , знание русского языка нужно писателям , учителям , журналистам или каждому человеку ? Для чего?
Домашнее задание: 1. Всем выучить правило и владеть алгоритмом. 2. сильные ученики выполняют поисковое задание: из произведения , которое они изучают по литературе, выписать до 10 примеров разных случаев правописания не с прилагательными, объяснить условия выбора орфограммы. 3. Остальные выполняют упр. 330
- Скоро Новый год. Я желаю, чтобы в следующем году на вашем пути не встречались нехорошие люди, недобрые взгляды, а было больше необыкновенных чудес! Спасибо за урок.
Читают и
Выписывают слова:
некрасивый, неуклюжий, несъедобный.


- У них есть не


- Правописание не с прилагательными.






















































- В каких случаях не с прилагательными пишется слитно, а в каких раздельно.



- Узнать правила написания не с прилагательными; научиться делать выбор между слитным и раздельным написанием не с именами прилагательными, используя алгоритм.



- Составим алгоритм по этому правилу, освоим образец действия по нему, потренируемся в самостоятельном действии по этому алгоритму.



Учащиеся группируют орфограммы, Получают планируемый результат, проверяют себя по образцу.
Не был
Нездоровится
Не могу

Ненастье
Недруг
Не друг, а враг.


Наличие не

- С существительными, так как прилагательные образованы от существительных.






1.Читают и понимают задание.
2. Представляют результат деятельности через понимание задание.




Коллективное задание. Работа с разными видами словарей (толковым, этимологическим, словообразовательным). Нахождение истории, образования и значения прилагательного «нелепый».

















Сильный ученик проговаривает шаги алгоритма, затем ученики сравнивают с теми алгоритмами, которые раздал учитель.





















Выполняют задание с проговариванием алгоритма во внешней речи.
Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи.




Выполняют задания учебника (учителя), сначала проговаривая алгоритм самостоятельно.
Осуществляют самоконтроль и самооценку своей работы.























Находят причины ошибок. Участвуют в диалоге с учителем (организованной дискуссии).
- Кто ошибся? Почему?
Анализируют и осмысливают свои достижения.






- Когда пишем слитно, а когда раздельно НЕ с именами прилагательными.
- Мы освоили алгоритм действий и проверили, как он работает.
Каждый ученик задумывается о том, что у него получилось хорошо, что не удалось сделать, над чем он планирует работать в плане самообучения.


Предметные: Понимание предметного содержания задания.
Представление о цели, результате (предметных ЗУН), который необходимо получить для успешного выполнения задания и способе его получения.
Метапредметные:
умение воспринимать задание,
умение определять результат, цель и способ деятельности,
умение целеполагать (на уровне принятия практической задачи).
Личностные:
ЦО к умению воспринимать задание, к умению самостоятельно определять цель, результат, способ деятельности.











Метапредметные:
Умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.
Целеполагание на уровне переопределения практической задачи в теоретическую.
Личностные:
ЦО к умениям самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.








Регулятивные УУД






















Познавательные УУД























Организационно-коммуникативные УУД
















Нахождение информации из разных видов источников. Познавательные УУД






































Познавательные УУД




































Предметные:
Верно выполненное задание по алгоритму.
Метапредметные:
Умение выполнять задание по алгоритму Личностные:
ЦО к умению выполнять задание по алгоритму.










Предметные:
Выполненное (или невыполненное) задание.
Метапредметные:
Умение самостоятельно применять способы действий по достижению планируемого результата, умение контролировать и оценивать.
Личностные:
ЦО к самостоятельной практической деятельности.












































Предметные:
Прочные знания и умения по изученной теме.
Метапредметные:
Учебно-познавательный интерес
Учебные действия
Самоконтроль
Самооценка
Личностные:
ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.
ОС на умение воспринимать задание, на самостоятельное определение результата, цели и способа деятельности.




























ОС на умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения и, в соответствии, предполагать свои действия.








































































































































































ОС на самостоятельную практическую деятельность.


















































ОС на умение самостоятельно анализировать и осмысливать свои достижения.






















Приложение №1.
1) Употребляется без не или нет

2) Не употребляется 3) Употребляется
Пиши слитно 4) нет 5)есть (подразумевается)
противопоставления противопоставление

пиши слитно пиши раздельно


Приложение №2 Физкультминутка
Наконец-то наступила долгожданная русская зима и выпал снег. Давайте представим себя лёгкими снежинками и покружимся. Поднимем головы вверх и полюбуемся высоким синим небом. Напоследок сыграем в снежки. Глубоко вдохнём и, довольные, бодрые и румяные, вернемся на урок русского языка.