Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными (к онспект урока ) Цели: о бразовательная : закрепление навыка правильного написания не с прилагательными; в оспит ательная : формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные каче ства личности, взгляды и убеждения ; р азвивающая : развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие. Ожидаемый результат: 1) грамотное написание не с прилагательными; 2) развитие познавательного интереса; 3) умение работать со справочной литературой; 4) развитие творческого воображения; 5) воспитание любви к русскому языку. Тип урока: закрепление полученных знаний. Техническое обеспечение: 1) индив идуальные карточки; 2) этимологические словари. ПЛАН I . Организация начала урока. II . Проверка выполнения домашнего задания. III . Всесторонняя проверка знаний. IV . Закрепление знаний, умений, навыков (работа в группах, заслушивание индивидуальных сообщени й учащихся, творческая работа с фразеологизмами) . V . Подведение итогов урока. VI . Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. Ход урока I . Организация начала урока Сегодня на уроке мы закрепим умение правильно выбирать слитн ое и раздельное написание не с прилагательными, а также вспомнить, что мы знаем о синонимах и антонимах, познакомимся с историей происхождения некоторых иностранных и русских слов. II . Проверка домашнего задания На дом было дано дифференцированное задание: I группа – упр. 311, II группа – упр. 310. Проверка упр. 310 на доске: ученик выписывает глаголы, указывает спряжение. Коллективная проверка упр. 311. Прочитайте предложение, в котором при имени прилагательном есть отрицательная частица не . В это время сильный ученик (для образцового ответа) готовится к ответу у доски по карточке: объяснить слитное и раздельное написание не с прилагательными : III . Всесторонняя проверка знаний Заслушивание ответа ученика (запись остается на доске). Работа по группам. Карточки: I группа II группа Проверка заданий по группам. IV . Закрепление знаний, умений, навыков Ребята, как вы объясните значение прилагательного неведомые (дали) ? ( незнакомые, неизвестные ) А без не ? чудесные, сказочные, у дивительные, опасные. Все названные значения слова - синонимы. Что такое синонимы ? А антонимы ? Работа по группам Проверка работы в группах. I группа Подобрать а нтонимы . Составить по одному предложению, где не писалось бы слитно и раздельно. 1. Путь предстоял (не) легкий, а трудный. 2. Перед нами открылись (не) ведомые дали. 3. (Не) верный друг что дырявая шуба. Неблагодарный з ритель – чуткий, понимающий, благодарный. Неряшливый вид – аккуратный. Незавидное положение – выгодное, блестящее, завидное. Нетактичный человек – вежливый, воспитанный. Нелепый случай – понятный, ясный. Неофициальный источник – правительственный, официаль ный. II группа Подобрать с инонимы . Составить по одному предложению, где не писалось бы слитно и раздельно. Неприглядный поступок – бессовестный, предосудительный. Непорочная душа – чистая, безгрешная. Нешуточный разговор – серьезный, значительный. Нерешите льный характер – слабый, трусливый. Неравнодушный человек – отзывчивый, милосердный, чуткий, сердечный, душевный. Неучтивое поведение – грубое. Карточки лучше дать распечатанными, и задания можно выполнять прямо в карточках. Задания на карточке написать для обеих групп, тогда дети могут участвовать в проверке работы противоположной группы. Какие слова вам кажутся иностранными. Сообщение учащихся о происхождении и значении иностранных слов тактичный и официальный . Учитель: букв а ф указывает на иностранные слова. Яркой приметой "чужих" слов является буква ф . Р усский писатель, прозаик, филолог Лев Васильевич Успенский, написавший интереснейшие книги о языке, назвал ф "самой удивительной буквой русской азбуки". Сейчас вы удивитесь. Раскройте томик стихов А.С.Пушкина на известном стихотворении "Сквозь волнистые туманы...". Возьмите листок бумаги и карандаш. Подсчитаем, сколько в четырех первых его четверостишиях содержится разных букв: сколько "а" , сколько "б" и т. д. Зачем? Увидите. Подсчитать легко. Буква "п" в этих 16 строчках появляется 9 раз, "к" – 7 раз, "в" – 7 . Другие буквы – по - разному. Буквы . нет ни одной. А что в этом интересного? Возьмите более объемистое произведение того же поэта – "Песнь о вещем Олеге". Проведите и зде сь такой подсчет. В "Песне" около 70 букв "п" , 80 с чем - то "к" , более сотни "в" ... Буква "ф" и тут не встречается ни разу. Вот как? Впрочем, вполне возможно: случайность. Проделаем тот же опыт с чудесной неоконченной сказкой Пушкина о медведе: "Как весенне ю теплою порою..." В ней также 60 букв "п" , еще больше "к" и, тем более, "в" . Но буквы "ф" и тут вы не обнаружите ни единой. Вот уж это становится странным. Что это – и впрямь случайность? Или Пушкин нарочно подбирал слова без "ф" ? Не стоит считать дальше. Я просто скажу вам: возьмите "Сказку о поп é ..."; среди множества различных букв вы "ф" не встретите, сколько бы ни искали. Перелистайте "Полтаву", и ваше удивление еще больше возрастет. В великолепной поэме этой примерно 30 000 букв. Но ни в первой, ни в третьей, ни в пятой тысяче вы не найдете буквы "ф" . Многие слова русского языка имеют солидный возраст и поэтому не всегда понятно их лексическое значение. Сегодня мы познакомимся с прилагательными: неуклюжий невзрачный нелепый Сообщения учащихся. Неуклюж ий – исконно русское, образованное от уклюжий , которое в свою очередь образовано от клюжий , что значит "красивый, статный" . Невзрачный – исконно русское, образовано от "взрачный" – "красивый, приятный" , образованное от "взрак" , что означает " зрачок, глаз " . Известно выражение: " Положить глаз на кого - либо " . Нелепый – старославянское от "лепый, красивый" , того же корня, что и лепить. Нелепый – первоначально " некрасивый, " , затем " нескладный, несуразный " . Задание классу (по рядам) составить по одному предложению , используя слова: неуклюжий невзрачный нелепый В русском языке многие фразеологизмы содержат прилагательные с приставкой не . Например, неслыханное дело, ненасытное горло, нелегкая носит, непутевая головушка, нечистый на руку . V . Подведение итогов урока 1. Что нового узнали на уроке ? 2. Что было интересным на уроке ? 3. Что было полезным на уроке ? VI . Информирование учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению Домашнее задание (на выбор): 1) рисун ок к любому фразеологизму ; 2) составить пр едложения с фразеологизмами : неслыханное дело, ненасытное горло, нелегкая носит, непутевая головушка, нечистый на руку .