Модульная программа как средство управления самостоятельной работой учащихся

Оглавление
Введение 2
Основная часть 3
Глава 1
История возникновения технологии модульного обучения 3
Отличие модульного обучения от других педагогических технологий 4
Система действий преподавателя по переходу на модульное обучение 5
Типы учебных элементов модульных программ 6
Роль учителя в учебном процессе 9
Условия для перехода на модульное обучение 10
1.7 Общие критерии формирования модуля 11
Глава 2 13
Заключение 24
Приложение 26
Список литературы 27










Введение
Каждой эпохе, каждому этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ общества, который должна выполнить школа по подготовке молодого поколения к современным условиям жизни.
Мы живем в век информации и глобализации. Скорость появления новых знаний значительно обгоняет возможности их усвоения и осмысления. А стремительный процесс глобализации, разрушая, казалось, незыблемые ценности и границы, потребовал от человека новых навыков в осмыслении информации, ее обработки, толерантных решений и действий. Реальности современного мира требуют от школы формирования у учащихся способностей самообразования и самоконтроля в процессе социализации.
Я постоянно ищу такую педагогическую технологию, которая позволила бы в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели найти оптимальные пути обучения учащихся, соответствующие требованиям концепции модернизации российского образования и условиям развивающегося мира.
В настоящее время существует множество технологий, значительно влияющих на результативность образовательного процесса. Мое внимание привлекает модульная технология, обеспечивающая высокий уровень индивидуализации обучения и формирование общеучебных умений и навыков учащихся.
Основной целью данной работы является:
Исследование возможностей применения модульной технологии в процессе изучения истории России.





Глава I
1.1. История возникновения технологии модульного обучения.
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел. В этом контексте он понимается как основное средство модульного обучения, законченный блок информации.
В своём первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х годов XX столетия и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся с небольшой помощью учителя или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога стали варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе стало осуществляться на принципиально иной основе: с помощью модулей обеспечивалось осознанное самостоятельное достижение обучающимся определённого уровня предварительной подготовленности.
Модульное обучение интегрирует в себе всё то, что накоплено в педагогической теории и практике и базируется на главном понятии теории поэтапного формирования умственных действий – ориентировочной основе деятельности. Идея активности ученика, чёткость и определённая логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности пришли в модульное обучение из программированного. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся, переходящего в самоуправление. Кроме того, используется рефлексивный подход к процессу обучения. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации, проблемности обучения – всё это интегрировано в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Модуль (по П.А.Юцевичене) – целевой многофункциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей. Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика. [7]
1.2. Отличие модульного обучения от других педагогических технологий.
В чём же отличие модульного обучения от других систем обучения?
Содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объём изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный материал и т.д.
Модульное обучение предполагает изменение форм общения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно – с каждым индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу. Отношения учителя и учащихся становятся более паритетными. [6]
Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, контролю, организации и оценке своей деятельности. И таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное сугубо целенаправленное управление.
Наличие модулей на печатной основе позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путём консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.
1.3. Система действий преподавателя по переходу на модульное обучение. Прежде всего, необходимо разработать модульную программу, которая состоит из комплексной дидактической цели и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. Чтобы составить такую программу преподавателю необходимо:
-         выделить основные научные идеи курса;
-         структурировать учебное содержание вокруг этих идей в определённые
блоки;
- затем сформулировать комплексную дидактическую цель (КДЦ).
КДЦ имеет два уровня: первый предполагает усвоение учебного содержания и его использование в практике на начальном этапе изучения, а второй требует перспективного подхода к учебному содержанию. Из КДЦ выделяются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и соответственно им формируются модули, т.е. каждый модуль имеет свою ИДЦ. Совокупность этих целей обеспечивает достижение КДЦ.
Однако в модули входят крупные блоки содержания учебного предмета. Поэтому каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент. В результате создается дерево целей: вершина дерева – КДЦ для модульной программы, средний слой – ИДЦ для построения модулей и нижний слой – ЧДЦ для построения учебных элементов. [3]
Основные принципы построения модульных программ. Преподавателю, разрабатывающему модульные программы, необходимо опираться на следующие основные принципы:
1. Принцип целевого назначения.
Модули можно разделить на 3 типа:
-         познавательные, которые используются при изучении основ наук;
-         операционные (для формирования и развития способов деятельности);
-         смешанные, которые чаще всего используются в вузе.
 2. Принцип сочетания комплексных, интегрирующих и частных дидактических целей.
Совокупность ЧДЦ обеспечивает достижение ИДЦ каждого модуля, совокупность ИДЦ всех модулей обеспечивает достижение КДЦ.
  3. Принцип обратной связи.
Никакое управление невозможно без контроля, анализа и коррекции. Причём в модульном обучении управление, осуществляемое преподавателем, сочетается с самоуправлением учением со стороны самих студентов.
Модуль любого порядка включает контроль за выполнением задания, за усвоением знаний учащихся. Модуль будет неполным, если отсутствует инструкция по контролю. В модульной технологии используются следующие формы контроля: самоконтроль; взаимный контроль учащихся; контроль преподавателя.
Самоконтроль осуществляется учеником. Он сравнивает полученные результаты с эталоном и сам оценивает уровень своего исполнения.
Взаимный контроль возможен, когда ученик задание уже проверил и исправил ошибки. Теперь он может проверить задание партнёра и выставить оценку.
Контроль преподавателя осуществляется постоянно. Обязателен входной и выходной контроль в модуле второго порядка. Кроме этого, осуществляется текущий контроль. Формы контроля могут быть самыми разными: тестирование, индивидуальное собеседование, контрольная или творческая работа и т.д.
Для успешного применения модульных программ необходимо соблюдать некоторые правила. Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.
Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (это могут быть взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.). После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку.
В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости (листе оценок), на основании которой выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить высокий балл – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Учащийся чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности. [4]
Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы преподаватель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.
1.4. Типы учебных элементов модульных программ.
Успех применения модульных программ во многом зависит от качественного содержания модулей первого порядка – учебных элементов, так как именно с этими учебными элементами ученик работает непосредственно. Первым требованием является разнообразие учебных элементов, предлагаемых к исполнению ученику на каждом модульном уроке. Существуют несколько типов учебных элементов, которые выделяются по разным свойствам. Изучение этих типов позволяет глубже понять природу модуля, составлять модульные уроки, используя широкий арсенал учебных элементов. Наиболее часто используются учебные элементы, типы которых выделяют по носителю учебной информации. [3]
Типы учебных элементов на основе особенностей и носителя учебной информации.
 
№ п.п.
Тип учебного элемента
Носитель учебной информации

1.
Текстовой
Учебник, доп. литература, журналы, газеты.

2.
Картографический
Атласы, карты, планы, картосхемы.

3.
Табличный
Таблицы, графики, блок-диаграммы.

4.
Иллюстративный
Фото, рисунки, репродукции.

5.
Словесный
Учитель, докладчик, лектор.

6.
Компьютерный
Базы данных

7.
Аудио-видео
Видеозаписи, кино, слайды, аудиозаписи, диски.

8.
Натурный
Ландшафты и его компоненты

9.
Смешанный
Носители всех типов или некоторых из них.



1.5. Общие критерии формирования содержания модуля.
Для учителя важно знать общие критерии формирования содержания модуля:
1.      Используя модули, можно успешно осуществлять внутрипредметные и межпредметные связи, интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущего учебного предмета.
2.      Другой критерий связан с необходимостью дифференциации учебного содержания. Нижний уровень соответствует обязательному минимуму содержания, высший – включает сверх того дополнительные сведения.
3.      Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний:
восприятие понимание осмысление запоминание
применение обобщение систематизация.
И здесь есть большая возможность осуществлять проблемное обучение.
Модуль должен представлять учащимся возможность для повторения основного содержания. И это реализуется через учебный элемент – резюме. Хорошо если обобщение сделано не только словесно, но и в форме сравнительных таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
Введение модулей в учебный процесс нужно осуществлять постепенно. На начальном этапе можно использовать традиционную систему обучения с элементами модульного обучения. В старших классах лекционная система может сочетаться с модульной технологией.
Для учащихся главное то, что каждый работает самостоятельно, в своём темпе, при этом есть возможность получить консультацию у учителя, использовать помощь товарищей, можно всё время себя контролировать. Учащиеся значительно глубже осознают учебное содержание. [6]
При модульном обучении ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и объёму помощи программой. Идёт индивидуализация контроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализоваться, и это способствует мотивации учения.
Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика, как самостоятельность и коллективизм.
1.6. Роль учителя в учебном процессе.
При модульном обучении роль учителя принципиально меняется. Задачи преподавателя состоят в том, чтобы:
-         мотивировать процесс обучения;
-         осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули;
-         непосредственно их консультировать.
В результате изменения деятельности учителя на уроках меняются характер и содержание подготовки к ним: теперь учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение материала, а к тому, как лучше управлять деятельностью учеников.
Поскольку управление осуществляется в основном через модули, то его задача состоит в грамотном выделении интегрирующих дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания сообразно этим целям. Это обязательно приводит учителя к анализу своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий.
Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, чёткое определение форм и методов обучения требуют от учителя хорошего знания своих учеников. В процессе овладения технологией модульного обучения учителя вырастают профессионально и поэтому процесс овладения теорией и практикой модульного обучения – это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность его самореализации.
  1.7. Условия для перехода на модульное обучение.
Для перехода на модульное обучение необходимо создать определённые условия:
1.     Развитие соответствующих мотивов у учителей. Большую роль в этом могут сыграть методические объединения, кафедры, которые должны сопоставлять уровень удовлетворённости детей и учителей образовательными услугами школы с теми потребностями, которые остаются неудовлетворёнными.
2.     Готовность школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности – сформированность минимума необходимых для этого знаний и общих учебных умений.
3.     Материальные возможности школы в размножении модулей, т.к. они только тогда сыграют свою роль, когда каждый ученик будет обеспечен этой программой действий.


























Глава II

Модульное обучение предполагает использование учебно-методических пособий комплексного типа. В состав УМК обычно включают учебник, пособие для учителя, практикум, учебную хрестоматию, словарь, «рабочую тетрадь», атлас и другие компоненты. И здесь неоценимую помощь окажут мультимедиа программы, которые соединяют в себе все это, обладая при этом разнообразным видеорядом, анимацией и музыкальным оформлением.
В соответствии с принципом модульности учебный курс предмета разделяется на определенное количество модулей. Исходя из вышеизложенной характеристики модуля, предлагаю примерную модель построения части учебного курса для 6 класса «История России с древнейших времен до конца XVI в.».
Последовательность действий построения учебного курса.
Формирование содержания учебного курса из учебных модулей.
Модуль-это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки должно соответствовать общей цели изучения этого курса и его логической структуре. [5]
Для выделения модулей и их наименования используется программа по истории России. Учебный курс «История России с древнейших времен до конца XVI в.» можно разделить на 3 модуля, каждый из которых в свою очередь разделяется на учебные элементы. Проиллюстрирую сказанное схемой (условное обозначение: М-модуль)
История России с древнейших времен до конца XVI века







М 0 М 1 М 2 М 3 МО МК
Название модулей.

М0 – Введение в курс
М1 – Русь древняя
М2 – Политическая раздробленность на Руси
М3 – Русь Московская
МО- Обобщение
МК – Итоговое повторение

Структура модуля:
Русь Московская
Название учебных элементов:
УЭ – 0. Введение в модуль. Цель изучения модуля.
УЭ – 1. Усиление Московского княжества
УЭ – 2. Куликовская битва
УЭ – 3. Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV в.
УЭ – 4. Создание единого русского государства
УЭ – 5. Московское государство в конце XV – начале XVI века
УЭ – 6. Церковь и государство в конце XV – начале XVI века
УЭ – 7. Реформы Избранной рады
УЭ – 8. Внешняя политика Ивана IV
УЭ – 9. Опричнина
УЭ – 10. Культура Руси в XIV – XVI века
УЭ – О. Обобщение по модулю
УЭ – К. Контрольная работа по модулю.
Итак, содержание курса сформировано из учебных модулей. А дальше предстоит наиболее сложная работа – построение самих учебных модулей.
Формирование каждого учебного модуля включает в себя следующие действия.
Определение дидактической цели модуля. Эта цель определяется как интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам ученика, применительно к модулю, взятом в целом.
Выделение учебных элементов (УЭ) в содержании модуля. Структура модуля включает:
1.УЭ собственно дидактического порядка –УЭ-0 (введение в модуль, включая цель его изучения), УЭ- R (резюме), УЭ-К (контроль по модулю);
2.УЭ в содержании теоретического материала модуля. В данном случае под учебными элементами имеются в виду основные понятия и положения содержания учебного материала. Структура модуля выглядит так.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415Названия учебных элементов.
УЭ-0. Введение в модуль. Цель изучения модуля.
УЭ-1.Владимиро-Суздальское княжество
УЭ-2. Новгородская земля
УЭ-3.Галицко-Волынское княжество
УЭ-R. Резюме, обобщение по модулю.
УЭ-К. Контроль (итоговый по модулю).
Определение дидактических целей учебных элементов. Они формулируются в каждом УЭ содержания как можно точнее и конкретнее с тем, чтобы можно было выявить степень их достижения в результатах обучения. В целях определяется не только объем предметных знаний, но и уровень их усвоения, умения и навыки, которыми следует овладеть. Тем самым преодолевается разрыв между содержанием и целями его усвоения, свойственный традиционному обучению.
Проектирование дидактического процесса, т.е. учебно-познавательной деятельности предполагает использование в модуле соответствующих технологий и методик обучения. Важно создать систему учебных заданий, составленную под уровни усвоения, умения и навыки, обозначенные в целях учебного элемента.
Определение организационных форм обучения и их координация осуществляется на основе каждого модуля с учетом его УЭ. Важно при этом не ограничиваться лекциями, проведением комбинированного урока, а обеспечить оптимальное сочетание разнообразных форм учебного процесса с приоритетом на интерактивные формы обучения и самостоятельную работу учащихся. И здесь неоценимую помощь окажут информационные технологии.
Разработка системы текущего, промежуточного и итогового контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся (на основе анализа выявленных ошибок и затруднений). Этим завершается изучение каждого модуля с использованием метода компьютерного тестирования в сочетании с традиционными методами контроля.
У каждого ученика имеется лист контроля, куда он заносит оценки, полученные за изучение каждого учебного элемента и модуля в целом. Здесь выполняется двойная задача- все учащиеся получают оценки за каждый УЭ, и в тоже время каждый ученик знает, что его работа будет оценена и ее результат повлияет на итоговую оценку за модуль и весь курс.
После обобщающего заключения по данному модулю и указанного контроля и коррекции осуществляется переход к следующему. Таким образом, модульное обучение происходит поэтапно.
Изучение курса в целом завершается обобщающим резюме и проведением итогового зачета с учетом результатов текущего, промежуточного и итогового контроля по каждому модулю.
Проиллюстрирую изложенное по модулю «Политическая раздробленность на Руси». На изучение модуля (М-2) отводится десять уроков, на которых создается целостное представление по теме. На первом уроке изучаются УЭ-0, УЭ-1. На втором -УЭ-2, на третьем уроке - УЭ-3. На четвертом уроке – УЭ-4, на пятом – УЭ-5, на шестом – УЭ-6, на седьмом уроке – УЭ-7, на восьмом – УЭ-8, далее обобщение по модулю и контроль (УЭ-R ,УЭ-К). По каждому модулю составляется технологическая карта, которая включает в себя названия УЭ, комплекс заданий и методическое руководство по обучению. Использование модульного обучения предполагает работу индивидуально, в парах.
Технологические карты ученики получают в начале урока. Достоинством данного режима является возможность работать в удобном для ученика темпе. На большой экран с помощью мультимедийного проектора можно вывести правильные ответы к заданиям, чтобы учащиеся могли проверить свои знания и оценить их. Кроме технологической карты у ученика имеется лист контроля, в который он вписывает количество баллов за выполненное задание и соответственно оценку.
Учитель по ходу урока наблюдает, как ученики справляются с заданиями, у него есть возможность проследить работу каждого, проконсультировать, оказать помощь и направить поиск в необходимое русло.



Ниже представлен один из модулей раздела “Главные политические центры Руси”, изучаемого в курсе истории России в 6 классе. Это урок по теме “Политическая раздробленность на Руси“.
Каждому учащемуся выдается технологическая карта с перечнем заданий. Самостоятельной работе учащихся предшествует краткий инструктаж, занимающий не более 1 минуты, так как необходимая информация содержится в раздаточном материале. Технологическая карта приводится ниже.
Технологическая карта изучения темы “Владимиро-Суздальская Русь”
Учебный элемент (УЭ-О).
В результате работы ты должен узнать:
Как природно-географические условия повлияли на экономическое развитие Северо-Восточной Руси и ее становление как центра русской государственности.
Как и почему возвышалась Северо-Восточная Русь в ХII–XIII веках при князьях Мономаховичах.
В ходе работы над заданиями ты должен уметь:
анализировать исторические факты;
составлять тесты и план к тексту;
сравнивать политическую деятельность князей;
определять исторические даты на основании известной информации;
обобщать материал и делать выводы;
оценивать ответ товарища;
отвечать на поставленные вопросы.
Источники изучения темы:
Учебник А.А. Данилов, Л.Г.Косулина “История России с древнейших времен до конца ХVI в.” М.,2002.
Т. Голубева “От Руси к России. Царские династии ” М.,Росмэн 2001 г.
Атлас. Карта “Русские земли в ХII–нач. ХIII века ”
Рабочая тетрадь
Учебный элемент – 1(УЭ-1)
Владимиро-Суздальское княжество: географическое положение и природные условия.
На контурной карте в рабочей тетради обведи границу княжества, определи его географическое положение. Отметь крупные города..
Используя материал учебника, составь два вопроса к тексту (с. 84–85), которые начались бы со слов “Кто” и “Как”.
Работа в паре. Познакомь товарища со своими вопросами. Попытайся ответить на вопросы товарища.
Составь в тетради план “Влияние природно-географического фактора на развитие Владимиро-Суздальского княжества”. Сделай вывод. Запиши его.
Учебный элемент – 2(УЭ-2)
Возвышаться Северо-Восточная Русь стала при Владимире Мономахе. Его столицей был город Ростов. Сын Владимира Юрий наследовал “отчину” и перенес столицу в Суздаль.
Используя материалы учебника (с. 85–86), ответь на вопросы тестов:
1. В каком году Северо-Восточная Русь вошла в состав “отчины” Мономаховичей?
а) 1065 г. б) 1073 г. в) 1113 г.
2. Почему сына Владимира Мономаха Юрия назвали Долгоруким?
а) У него были длинные руки; б) он характеризовался жаждой власти и подчинения Киева; в) при его правлении наметилось экономическое и политическое возвышение и обособление края.
3. Определи и запиши в тетрадь годы правления Юрия Долгорукого в Ростово-Суздальском княжестве.
4. Установи соответствие городов и устройства политической власти в них:
1. Владимир 2. Ростов 3. Ярославль 4. Суздаль

а) сильная княжеская власть б) ведущая роль боярских группировок
 
 
5. Выдели основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого.
Внутренняя политика
а) _________________________ б) _________________________
Внешняя политика
а) _________________________ б) _________________________ в)__________________________

6. Составь два теста относительно рождения Москвы. Обменяйся тестами с товарищем. Реши их.
7. Сделай вывод о правлении Юрия Долгорукого, запиши его в тетрадь.
Учебный элемент – 3 (УЭ-3).
После смерти Юрия Долгорукого князем земель Северо-Восточной Руси стал его сын Андрей Юрьевич (Боголюбский) (1157–1174 гг.). Его столицей был город Владимир. Со времен князя Андрея Боголюбского княжество называли Владимиро-Суздальским.
1. Используя материалы учебника (с.86–88) и текст пособия Т.Голубевой “Царские династии. От Руси к России ” (Глава 7), сравни политические цели и социальную опору деятельности князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского
Вопросы
Юрий Долгорукий
Андрей Боголюбский

1. Политические цели деятельности.
2. Социальная опора
 
 

2. Подумай, почему взяв в 1169 г. Киев, Андрей Боголюбский не остался в нем править? Обсуди этот вопрос с товарищем.
3. Выдели и запиши в тетради причины краха самовластной политики Андрея Боголюбского.
Учебный элемент – 4 (УЭ-4)
1. Используя материалы учебника (с.88–89), определи шаги князей Михаила Юрьевича и Всеволода Юрьевича по централизации власти во Владимиро-Суздальской Руси.
__________________________________________________
__________________________________________________
2. Дай определение понятию “дворяне”. Запиши его в тетрадь.
3.Сравни систему наследования великокняжеского престола, установленную Ярославом Мудрым в XI веке и Всеволодом Большое Гнездо в XIII веке.
Ярослав Мудрый
Всеволод Большое гнездо




Сделай вывод. Запиши его.
Самоконтроль
1. Проведите в схеме «Владимиро-суздальские князья» соединительные линии между именами князей и их делами
1. Юрий Долгорукий А. Присвоил себе титул великого князя
Владимирского
2. Андрей Боголюбский Б. Увез в Суздальскую землю киевскую
святыню – икону Божьей Матери
3. Всеволод Большое Гнездо В. Основатель ростово-суздальской
династии, с его именем связано первое
летописное упоминание о Москве
Г. Разграбил и сжег Киев, посадив на
киевский престол своего брата

2. Напишите, в каком княжестве или земле могли быть сказаны следующие слова.
1) «Ведь вы, братья, вольны в князьях»
2) «Приди ко мне, брате, в Москов»
3) «Не гоже, княже, боярам перечить»

Самооценка и коррекция учебной деятельности
Вернитесь к учебным целям, и оцени свою работу: насколько вы их достигли
а) все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)
б) я все понял, но объяснить другому не берусь (4 балла)
в) для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла)
г) я ничего не понял

Домашнее задание:
Прочитать п. 10- 11
Заполнить сравнительную таблицу «Крупнейшие политические центры Руси»
Линия сравнения
Владимиро-Суздальское княжество
Новгородская земля
Галицко-Волынское княжество

Географическое положение




Природно-климатические условия




Основные городские центры




Занятия населения




Политические особенности
















Заключение
В заключение отмечу некоторые особенности организации учебно-познавательной деятельности в модульной системе обучения.
Во-первых, при работе в режиме модульного обучения можно использовать приемы и методы традиционной методики. Например, изучение УЭ-1,УЭ-2 вышеприведенного модуля можно провести в форме урока - практикума на основе учебника, обычной рабочей тетради, листа контроля и комплекта заданий.
Во-вторых, оптимальным, на мой взгляд, представляется сочетание информационных и традиционных методик. Это отвечает требованиям санитарно-гигиенических норм для учащихся, а также отсутствием возможности проводить каждый урок в компьютерном классе из-за его загруженности. Например, изучение УЭ, связанных с внешнеполитической деятельностью, желательно проводить с использованием информационных технологий, так как мультимедийную лекцию, сопровождающуюся дикторским текстом, музыкой, видеофрагментами, сменяющимися картами, схемами сражений, моделирующими при помощи анимации военные действия, учителю трудно заменить. Или изучение модулей, посвященных русской культуре, так как учитель просто не в состоянии обеспечить уроки необходимыми средствами обучения: портретами деятелей науки и культуры, архитектурными и скульптурными памятниками, картинами, предметами быта, художественными миниатюрами, музыкальными произведениями, фрагментами художественных и документальных фильмов. Урок обобщения и контроля УЭ-R и УЭ-К можно провести в форме пресс-конференции или семинара, завершив его организацией компьютерного контроля знаний, включающего в себя ряд разноуровневых заданий.
В- третьих, хочу предостеречь учителей, желающих работать в режиме модульного обучения и информационных технологий от распространенной ошибки, связанной с недостаточной проработкой технологий применительно к общеобразовательной школе. При использовании данных технологий ученики чаще всего оказываются простыми исполнителями заданий, которые составляет учитель, а не творцами. Поэтому необходимо использовать творческие задания, исторические задачи, направленные на активное изучение материала с обязательным включением взаимоконтроля.
В результате использования модульной технологии в учебном процессе ученик начинает обладать основополагающими характеристиками, отличающими его как субъекта обучения: осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; накапливает все больший запас жизненного опыта; мотивация, готовность к обучению определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; стремится к безотлагательной реализации полученных знаний; учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Итак, я представила примерную модель построения учебного курса по принципу модульного обучения и методику использования информационных технологий при изучении учебного элемента модуля. Внедряемая система ЕГЭ требует формирования у учащихся умений и навыков тестирования, работы с заданиями повышенной сложности, связанных с применением знаний, оценкой и обобщением полученной информации, анализа исторических источников и документов, и неоценимую помощь в этом окажут информационные технологии и модульное обучение.









Приложение №1

Лист контроля
Тема
Входной контроль
УЭ-1
УЭ-2
УЭ-3
Самоконтроль
Рефлексия























































Список литературы
Доманова С.Р. Новые информационные технологии в образовании.- Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 1995.
Казакова А. Г. Модульное обучение. М.: ИПК СК, 1997. – С. 3-35.
3. Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы.
// География в школе. 1998, № 2.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995.
5. Спасская Н.П., Галеева Н.Л. Опыт использования педагогической технологии модульного планирования с уровневой дифференциацией в обучении истории учащихся классов КРО.// Опыт работы учреждений системы образования г. Москвы. Серия: “Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве”. // отв. ред. Курнешова Л.Е. - М.: Центр инноваций в педагогике,1998г.
6. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М: Новая школа, 2001













13PAGE 15


13PAGE 14115







УЭ-К

УЭ-О


УЭ-3

УЭ-2

УЭ-1

УЭ-0

Главные политические центры Руси




Заголовок 315