Управление ростом профессиональной компетентности учителя коррекционной школы

Управление ростом профессиональной компетентности
учителя коррекционной школы

Школа № 10 - единственная в Рязани школа, в которой обучаются дети с проблемами устной и письменной речи. Успешность социальной адаптации наших учеников определяется уровнем овладения ими базовыми компетентностями. Поэтому перед педагогами стоит непростая задача – создать условия, для того чтобы развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Претворение в жизнь этих целей позволяет каждому ребенку сформироваться как личности, разовьет в нем желание правильно оценивать свои поступки, выработает стремление в преодолении жизненных трудностей.
Ни для кого не секрет, что образование для школьников будет по-настоящему значимым лишь в том случае, если оно станет таковым и для педагога. Ключ к этому – творчески свободная, исследовательская позиция учителя по отношению к самому себе, его мотивация на самосовершенствование через систему повышения профессиональных компетентностей.
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Профессиональные компетентности педагога

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
1. Предметно-методологическая компетентность – знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета
2. Психолого-педагогическая компетентность - теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика
3. Компетентность в области здоровьесберегающих технологий - теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду; владение навыками использования здоровьесберегающих технологий; теоретические знания
и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи
4. Компетентность в сфере медиа-технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса - практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета; умение проектировать и реализовать программу индивидуальной траектории обучения ученика. Владение методиками и технологиями медиа-образования
5. Коммуникативная компетентность - практическое владение приемами общения, позволяющими осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»
6. Компетентность в области управления системой «учитель-ученик» - владение управленческими технологиями (педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты, учебного и воспитательного процесса)
7. Компетентность в сфере трансляции собственного опыта - способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество (статьи, выступления, участие в конкурсах)
8. Исследовательская компетентность - умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций
9. Акмеологическая компетентность - способность к постоянному профессиональному совершенствованию; умение выбрать необходимое направление и формы деятельности для профессионального роста
В настоящее время эффективное управление образовательным процессом должно зависеть не от исключительных способностей небольшого числа талантливых личностей, а от уровня подготовки каждого специалиста как управленца на своем рабочем месте и, следовательно, может быть массовым.
Методическая работа, организованная в нашей школе, - это четко выстроенная система целенаправленной работы по инициации и становлению профессиональной компетентности учителя.
Цель и задачи методической работы
Цель методической работы нашего образовательного учреждения – обеспечить развитие профессиональной компетентности всех педагогов как средства качественной реализации образовательных услуг.
Задачи методической деятельности:
осуществить анализ информации, характеризующий уровень профессиональной и
предметной компетентности каждого педагога;
способствовать развитию мотивации педагогов на личностно профессиональное
саморазвитие;
определить конкретные проблемы и направления развития профессиональной
компетентности каждого педагога;
разработать и реализовать систему вариативных организационных форм методической деятельности, соответствующих ее цели;
обеспечить систему диагностики результатов профессиональной деятельности
Управленческая деятельность по развитию и совершенствованию профессиональной компетентности педагогов коррекционной школы состоит из следующих этапов:
диагностики уровней профессиональной компетентности педагогов (на основе анализа деятельности школы)
прогнозирования (отдаленные и близкие цели)
проектирования (предвидения будущих потребностей, тенденций развития вероятных проблем, возможных последствий)
конструирования (разработки направлений развития конкретного содержания деятельности)
педагогической коммуникации (общение, отношения, устранение противоречий, разрешение конфликтов)
организации (мотивация, распределение ролей, стимулирование деятельности)
результата (сравнение с первоначальным и прогнозируемым)
диагностики (контроль, оценка)

Управление ростом профессиональной компетентности учителя



Организационные формы повышения
профессиональной компетентности педагогов

Методическая работа учителя должна быть индивидуализирована, то есть должно осуществляться эффективное управления ростом профессионализма каждого учителя
·. Поэтому в нашей школе используются различные организационные формы повышения компетентности педагогов, реализуемые как в рамках всего педагогического коллектива, так в рамках отдельных групп и объединений.






Организационные формы
повышения компетентности педагогов





К коллективным и групповым формам повышения компетентности педагогов относятся тематические педагогические советы, конференция, семинары, лекции, практикумы, консультации, работа над единой методической темой и т. д. С их помощью осуществляется реализация образовательных программ и базисного учебного плана школы, обновление качества образования через использование актуальных педагогических технологий.
Однако наиболее эффективными являются индивидуальные формы работы, потому что именно они обеспечивают реализацию принципа свободы и права выбора, а также способствуют формированию личностных мотивов педагога.
Методическая работа в нашей школе построена таким образом, чтобы каждый учитель был обеспечен достаточным разнообразием форм методической работы, которое гарантирует ему необходимую вариативность для конструирования индивидуальной траектории профессионального развития.
Формы индивидуальной методической работы учителя
в методической системе школы:
прикрепление к учителю–наставнику (или работа в качестве учителя–наставника)
курсы повышения квалификации
годовая тема самообразования, с обобщением на МО, НМС, педсоветах
работа в проблемно-творческой группе
участие в тренингах, деловых играх, организованных в школе
разработка нового дидактического обеспечения уроков и внеурочной учебно-познавательной работы, в том числе с компьютерной поддержкой
обобщение статей периодики с выступлением на МО, НМС, педсоветах
описание собственного опыта, обобщение на НМС, МО, предметных конференциях
разработка программ экскурсионного сопровождения образовательного процесса, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций
разработка и реализация программы краеведческой деятельности в рамках урочной и внеурочной работы с классом, анализ результативности, оформление в виде рекомендаций
участие в профессиональных конкурсах
Система мотивации и стимулирования педагогов
к профессиональному развитию
Однако наличие разнообразных организационных форм повышения профессиональной компетентности учителя само по себе еще не является гарантией активности педагогов. Заинтересовать людей работой - значит реализовать планы, заинтересовать учителей в профессиональном развитии - значить надолго обеспечить успех в развитии школы.
Для формирования устойчивой внутренней мотивации педагогов необходимо дифференцированное, гибкое и оперативное стимулирование.






















Результаты мониторинга профессиональных компетенций
и организационных ресурсов учителя
Динамика совершенствования методической работы учителей основывается на информации, полученной в результате диагностики и педагогического мониторинга.
Анализ уровня компетенций учителя проводится двумя способами:
способом самооценки;
способом экспертной оценки путем прямого наблюдения за работой учителей.
Результативность методической работы в школе оценивается не по количественным показателям, то есть не по числу проведённых методических мероприятий: открытых уроков, семинаров, тематических педсоветов, заседаний МО, фестивалей. Результаты методической работы должны быть непосредственно связаны с задачами и функциями выполняемой работы, поэтому оценивать результативность нужно по следующим показателям:
росту профессионализма учителей и готовности решать задачи, поставленные перед
школой;
владению учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями;
качеству методического обеспечения образовательного процесса; освоению учителями
школы наиболее ценного опыта своих коллег в решении задач, стоящих перед школой;
способности учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего
времени работы в школе;
уровню адаптации новых работников в школе;
росту удовлетворенности педагогов собственной деятельностью;
положительному психолого-педагогический климату;
высокой заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях;
положительной динамике качества образования;
своевременному распространению передового педагогического опыта;
постоянному вниманию администрации к деятельности педагогов, наличию системы
стимулирования педагогической деятельности.









Мотив личного развития, приобретения новой информации (курсы)
(направление на курсы)


Реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности (участие в проектах)


Основные мотивы
повышения компетентности педагогов


Индивидуальные

Коллективные
и групповые

Повторная диагностика
1) Рефлексия
2)Коррекция

Система мотивации и стимулирования педагогов

Коллективные, групповые и индивидуальные организационные формы повышения компетентности педагогов

Цель: повышение профессиональной компетентности

Диагностика уровней профессиональной компетентности педагога








Комплекс мероприятий для повышения профессиональной компетенции педагога

Педагоги школы




























В сфере трансляции собственного опыта


В сфере медиа-технологий
и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса



Исследовательская

В области управления системой «учитель-ученик»

Акмеологическая

Психолого-педагогическая компетентность

В области здоровьесберегаю-щих технологий

Учитель

Коммуникативная

Предметно-методологическаяая компетентность

Мотив самоутверждения, достижения социального успеха (представление опыта за пределами школы)
(представление опыта за пределами школы)


Возможность вхождения в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы



Мотив состязательности
(участие в профессиональных конкурсах)