Статья Управление развитием профессиональной компетенции педагогов


Управление развитием профессиональной компетенции педагогов
О.И. Пинжина,
Мысковский городской округ, Кемеровская обл.
Развитие профессиональной компетентности педагога дополнительного образования – проблема, оказывающая непосредственное влияние на успешное функционирование образовательной организации. Поэтому в настоящее время требуется педагог с личностно-гуманистической ориентацией, креативностью мышления, с основами рефлексивной культуры, способный к интеграции с современным отечественным инновационным опытом, владеющий современными педагогическими технологиями, хорошо ориентирующийся в предметной области. В связи с этим изменяются функции управления развитием профессиональной компетенции педагогов, обеспечивающие деятельность педагога дополнительного образования.
Поэтому с целью раскрыть некоторые аспекты исследования проблемы повышения квалификации педагогов, познакомиться с ключевыми качествами педагога-профессионала и с технологией управления педагогическим коллективом, мы разработали проект «Управление развитием профессиональной компетенции педагогов».
Современная структура образования, новое содержание в условиях вариативности программ и технологий выдвигают определенные требования к уровню профессиональной компетентности педагогов в условиях реформирования образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в гл. 5 ст. 48 записано: «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне».
Одной из задач образования в соответствии с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» является задача: «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий». «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» является концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в России на период до 2025 г. Именно в сфере образования подготавливаются и воспитываются те люди, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в новой среде.
Поэтому в образовательных учреждениях важно создать условия для становления педагога–профессионала, способного к исследованию и управлению педагогической деятельностью, владеющего инструментарием диагностики процесса и результатов собственного труда, способами обоснования путей и средств его коррекции и дальнейшего совершенствования.
Многие наблюдения показывают, что качество образования, прежде всего, зависит от качеств и компетенций преподавателя. «Педагог – это энциклопедист, человек широкой культуры и мировоззрения, выполняющий в одном лице функции лектора, экспериментатора, ученого, философа, специалиста, творца, учителя, воспитателя, управляющего».В педагогической отечественной и зарубежной науке накоплен обширный научный фонд по проблеме развития профессионализма педагогов: К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, М.М. Поташник, Г.П. Скамницкая, С.Я. Батышев, Л.А. Беляева, Б.С. Гершунский, В.П. Беспалько, А. Маслоу.
Однако, специальных исследований, характеризующих профессионализм педагогов, как целостную систему и управление ею, в педагогической науке не так много, что обусловило выбор темы исследования.
Субъектами педагогического процесса в организации дополнительного образования являются: дети, родители, педагоги дополнительного образования, различные специалисты – социальный педагог, педагог-организатор. Современный педагог должен знать и уметь выстраивать типы взаимодействия в русле гуманистической педагогики – сотрудничество, сотворчество, соучастие, диалог, партнерство.
К сожалению, во время наблюдений за совместной работой различных специалистов, мы сделали вывод, что не все наши педагоги обладают достаточным опытом межличностного коммуникативного общения. Это выражается:
в отсутствии навыков совместного обсуждения проблем педагогического процесса;
в недостатке умений по выработке единой позиции по обнаруженной проблеме;
в отсутствии умений по формированию диагностических целей и задач и определению путей их достижений.
Возникающие противоречия между тем, что все это они должны уметь применять и реальным состоянием их выполнения, непонимание целесообразности этих видов компетенций педагогов, уровень их сформированности, отражаются на результатах работы с детьми. В этом заключается проблема исследования: способы организации взаимодействия между специалистами в педагогическом процессе.
В связи с этим объектом исследования является: процесс взаимодействия педагогов МБО ДО Станция туристов в воспитательно-образовательной работе.
Предмет исследования: формы и методы развития профессионального взаимодействия педагогов в образовательной организации.
Целью исследования является: разработка системы управления взаимодействием и обучением педагогов, обеспечивающей непрерывный рост профессиональной компетентности.
Исходя из цели исследования, сформулированы задачи:
Изучить методологию исследования проблемы развития профессиональной компетентности педагогов.
Определить концептуальные основы управления развитием профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации.
Выявить результаты взаимодействия педагогов в различных видах деятельности.
Подобрать инновационные приемы и методы, активизирующие у педагогов творческую и поисковую деятельность.
Разработать систему управления развитием профессиональной компетентности педагогов через преобразование традиционной методической службы, разработку и внедрение Модели интерактивного обучения в системе взаимодействия педагогов.
Преобразование традиционной методической службы, разработка и апробация «Модели интерактивного обучения в системе взаимодействия педагогов» призвана оказать практическую помощь педагогам:
в вопросах специфики выбора форм и методов совместной работы в соответствии с современными научными подходами;
в формировании установок на доверительное общение, на осознание педагогами ошибок и трудностей в процессе организации взаимодействия;
на развитие организационных, коммуникативных и диагностических компетентностей.
Научно-практический характер проекта позволил раскрыть некоторые аспекты исследования проблемы повышения квалификации педагогов, познакомиться с ключевыми качествами педагога-профессионала и познакомиться с технологией управления педагогическим коллективом.
Существуют различные технологии управления: управление через изменение условий; управление через усовершенствование технологий учебно-воспитательного процесса; управление через обеспечение условий профессионального роста и самореализации каждого члена педагогического коллектива; управлении путем стимулирования деятельности педагогов.
В процессе исследования была рассмотрена организация методической работы в образовательной организации и выявлены факторы, не способствующие развитию профессиональной компетенции педагогов:
низкая организация научно-инновационной деятельности;
преимущественное использование традиционных методов обучения;
низкая психологическая мотивация к повышению профессиональной компетентности у педагогов.
В ходе исследования было выявлено, что в образовательной организации недостаточно внимания уделяется созданию условий для профессионального взаимодействия педагогов.
Так как «в современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование», была разработана Модель интерактивного обучения педагогов в процессе взаимодействия.
Модель представляет собой блочную структуру, реализуемую поэтапно.
1 этап – постановочный, направлен на определение созданных условий для интерактивного обучения через взаимодействие и на определение готовности педагогов к инновационной работе (срок реализации: 2016 – 2017 учебный год).
БЛОК 1: «Анализ методико-образовательной среды»
БЛОК 2: «Готовность педагогов к инновационной деятельности»
2 этап – исследовательский, направлен на повышение качества профессиональной деятельности педагога через интерактивные формы методической работы и на обеспечение освоение опыта по коммуникативному взаимодействию педагогов через различные виды деятельности (блоки 3-8, срок реализации: 2017 – 2019 учебные года)
БЛОК 3: «Формирование внутренней позиции успешного педагога»
БЛОК 4: «Совершенствование педагогического мастерства»
БЛОК 5: «Творческая лаборатория»
БЛОК 6: «Азбука взаимодействия»
БЛОК 7: «Сотрудничество – путь к развитию»
БЛОК 8: «Рефлексия в системе интерактива»
3 этап – заключительный, направлен на определение уровня профессионального мастерства педагогов и уровня сформированности коммуникативных умений для организации совместной деятельности (блок 9, срок реализации: 2019 – 2020 учебный год).
БЛОК 9: «Аналитико-прогностическая деятельность»
В процессе апробации данной модели вся методическая работа направляется на повышение научно-теоретической, методической, психолого-педагогической подготовки педагогов, достижения оптимальных результатов. Новое направление в методической работе заключается в том, что в процессе использования интерактивных методов обучения, происходит становление педагога-исследователя, способного управлять собственной деятельностью и деятельностью учащихся, создавать условия для развития учащихся, осуществлять целенаправленное самообразование, преобразование собственной профессиональной деятельности.
Научно-практический характер работы позволил не только рассмотреть объект исследования: процесс взаимодействия педагогов МБО ДО Станция туристов в воспитательно-образовательной работе, но и многоаспектно и целостно разработать систему управления повышением профессиональной компетентности педагогов.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь» (В. Ключевский).