О создании психологического комфорта на уроке

О психологическом комфорте на уроке

Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.

Задачи:
Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.
Определить и проанализировать способы разрешения конфликтных ситуаций на уроках.
Продемонстрировать эффективные способы влияния на ребенка.
Сформировать представления о позитивных и негативных вербальных и невербальных проявлениях педагога на уроке.



Психологический настрой
Нашу встречу мне хотелось бы начать с психологической разминки.
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на весь день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  продуктивного рабочего дня и новых профессиональных открытий
Я не зря начала игру с психологической разминки. Ведь создание положительного настроения перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе. Виктор Федорович Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное - создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?
Тема нашей встречи «Создание психологического комфорта на уроке»
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Тот самый рассол, о котором говорил Шаталов)
Планируя свою деятельность, педагог должен помнить о том, что, от того, насколько комфортно чувствует себя ребенок на уроке, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит педагогическим методикам и личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися.
Источником психологической комфортности является:
положительное эмоциональное состояние, как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, позиция равенства, а не превосходства.
Заинтересованность учителя в каждом ученике класса, дети не прощают равнодушия.

. Основная часть
«Часто мы слышим рекомендации по поводу создания психологического комфорта на уроке. Типа: «Выстраивать отношения с учащимися на уровне сотрудничества», «Мотивируйте учащихся», «Учитывайте психологические особенности детей "ивируйте учащихсятелемОМщимися на уровне сотрудничнства комфорта на уроке. » и т.д.
Зачастую педагоги не всегда знают, как данные рекомендации применять на практике. Мы условно разделим урок на 3 части:
организационный момент,
основная
и заключительная часть.
Выделим основные педагогические ошибки, а также методы и приемы, которые будут способствовать созданию психологического комфорта».

«Рассмотрим организационную часть урока»
Начало нашей деятельности на уроке – это оргпсихологический момент. Организационный момент позволяет положительно настроить обучающихся, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение мобилизовать, внутренне организовать себя, сосредоточиться.
Здравствуйте! Этим словом («здравствуйте») принять приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. А как можно по-другому поприветствовать друг друга.
Покажите. Например: «Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе». Перед знаком обращения непременно должна быть доброжелательная улыбка.
С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки.
Чтобы убедиться с каким настроением обучающиеся пришли на занятия, психологи предлагают использовать цветные полоски бумаги.
Давайте проведем с вами эксперимент с целью выяснения вашего эмоционального настроения. Выбираем ту, которая соответствует вашему эмоциональному настроению:

«Рассмотрим основную часть урока»

Выполнение специальных упражнений на уроках.
«Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Перечень упражнений
Цель

Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение.
Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.




Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.
Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.

Окно. Учитель каждой группе дает, какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.
Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.

Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т.д.)
Формирует чувство принадлежности к группе.


«Новые требования к аттестации педагогов предполагают умение педагога конструктивно решать конфликтные педагогические ситуации».
На уроках часто возникают проблемные ситуации, из которых учителю нужно быстро, не нарушая позитивного настроя, найти выход. Например:
«Ты и я сообщение»
«Немаловажным для создания психологического комфорта является умение учителя правильно выразить своё отношение к ситуации и к ученику.
Психологи выделяют две формы общения с людьми: «ты» и « я» сообщение.
«Ты» - сообщение часто нарушает коммуникацию, так как вызывает у учащегося чувство обиды и горечи, создает впечатление, что прав всегда учитель (Ты всегда оставляешь грязь в тетради, ты никогда не делаешь домашнее задание, прекрати это делать, ты срываешь мне урок).
«Я»-сообщение является более эффективным способом влияния на ребенка с целью изменения его поведения. В то же время они сохраняют благоприятные отношения между учеником и учителем (Мне хотелось бы, чтобы мы договорились, я был бы рад, если начал выполнять домашнее задание)»

Практическое задание: переформулируйте ты-сообщение в я-сообщение.
Ты-сообщение: Ты сегодня опять забыл тетрадь?; Ты всегда плохо выполняешь задания; Тебе не надоело весь урок болтать? Ответы: « Я огорчена, что ты опять забыл тетрадь», « Я надеюсь, ты понимаешь, что разговорами мешаешь остальным ученикам»
«Переходим к рассмотрению заключительной части урока»
(С педагогами рассматриваются приёмы, которые могут использоваться в заключительной части урока.)
Особо важное значение имеет конец урока. Очень важно, с каким настроением ученики уйдут из класса. И здесь особую роль играет как оценка учителя работы и настроя на урок учащихся, так и самооценка своей деятельности самих учащихся.

Закончить сегодняшний разговор хотелось бы словами:


Ученику нужно отдавать не только некую сумму знания, но и частичку своей души. Любите то - что преподаете, и тех - кому преподаете.









13PAGE 15


13PAGE 14415