Исследовательская работа по творчеству Евгения Маркина Я открываю новое имя


МБОУ Кирицкая СОШ
Исследовательская работа на районный конкурс
«Слово доброе посеять…»
«Я открываю новое имя…»
Знакомый незнакомец.
(По творчеству Евгения Маркина)

Выполнил ученик 9 класса
Дербенев Даниил.
Домашний адрес:
Рязанская область,
Спасский район,
с Сушки .,ул. Березовая
Руководитель
Мещерякова Раиса Федоровна
2014 год
\Оглавление
\\. Введение
1. Формулировка темы.
2. Проблема.
3. Актуальность.
4. Определение предмета и объекта исследования.
5. Цель.
6. Задачи.
\\\. Основная часть
7. Моё понимание поэзии
8. Особенности творческого пути поэта.
9. Анализ стихотворений автора
IV. Заключение.
\/ Вывод
V!. Список используемой литературы
VI!. Приложения
Фотографии
Введение
Евгения Маркина называют вторым по значимости после Есенина «рязанским классиком» в русской поэзии XX века.
В своей работе я попробую ответить на вопросы:
Каковы истоки творчества Маркина?
Что им написано и о чём? Каковы основные темы его творчества?
Каким писателем и человеком он является?
Изучая сборники его стихотворений, материал энциклопедий, воспоминания людей, знавших его, я понял, что это неординарная личность , человек с нелегкой и интересной судьбой. Я открыл для себя это имя и хочу рассказать о нем другим.
Мне хотелось бы вызвать интерес к его творчеству, помочь более вдумчиво и с любовью вслушиваться, вчитываться, а, может быть, стать собеседником.
1. Формулировка темы.
Тема моей исследовательской работы: ««Я открываю новое имя…».Знакомый (его называют вторым «рязанским классиком») незнакомец (для меня)
2. Выявление проблемы.
Так как я мало знаю о своих земляках, поэтах и писателях рязанского края, и в школьной программе по литературе их творчеству уделено мало внимания, поэтому я решил начать знакомство с ними с исследования жизни и творчества поэта Евгения Маркина.
3. Актуальность.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что изучение жизни и творчества местных писателей, поэтов помогут лучше понять рязанскую культуру, узнать мировоззрение рязанского народа, способствовать развитию грамотности и культуры в обществе .4. Определение предмета и объекта исследования.
Объектом исследования является творческий путь писателя. Предметом – поэзия писателя.
5. Цель моей работы – исследовать творческий путь поэта – земляка Евгения Маркина, так как считаю, что поэзия – это наше бесценное достояние, это то, чем может гордиться наш народ .7. Задачи.
1. Изучить теоретические сведения о месте поэзии в нашей жизни.
2. Познакомиться с основной тематикой стихов автора, с его жизненной позицией.
3. Вызвать интерес к личности поэта – земляка, вовлечь одноклассников в размышление.
4. Подобрать материал по теме и связано излагать мысли .
5. Приобрести умение исследовательской деятельности.
Основная часть
Е.Маркин: творчество и судьба.
Интересна судьба Евгения Маркина — второго по значимости после Есенина «рязанского классика» в русской поэзии XX века, но , к сожалению, мало кто из земляков может рассказать что-либо о творчестве этого человека. Для меня это имя тоже новое. И я поставил перед собой цель – узнать о нём как можно больше.
Его незаурядная биография - уже готовый сюжет, уже роман, сочиненный жизнью. В его судьбе было все, творческие взлеты и озарения, шумная слава, раннее признание его таланта, триумф в столице— и годы скитаний и тяжких невзгод, опала и немилость властей, предательство и отверженность. Верность малой родине, отпустившей его когда-то в большой мир и на исходе трагически краткого пути принявшей его вновь для вечного покоя. А за всем этим — большая, пронесенная сквозь всю жизнь любовь, в которой переплелись воедино его счастье и боль. Но такова, наверное, природа поэтического творчества: великие стихи рождаются только тогда, когда они выстраданы болью души, кровью сердца. Единственное, что противопоказано настоящему поэту, — тяга к обывательскому благополучию.
Евгений Маркин интуитивно ощущал это всегда. Не случайно символом единственно достойного человека существования является у него дорога:
Лишь ветер да всполохи розовые,
да легкий топот коня...
И снова рязанские розвальни
укачивают
меня.
И снова прочерчена строго
тень верстового столба..Дорога моя,
дорога,
мечта моя и судьба!
ш(«Лишь ветер да всполохи розовые...»)
Евгений Маркин — из тех русских писателей- самородков, неудобных
для властей, непредсказуемых, упрямо идущих своей дорогой.
Есенин, Шукшин, Рубцов, Высоцкий... Маркин — из их числа.
Но талант Евгения Маркина имеет и иное, историческое измерение: в нем отчетливо слышен пульс эпохи. Он один из духовных лидеров того поколения, чье детство опалено войной и ранним сиротством, чья молодость счастливо согрета эпохой «оттепели» и чей смелый, набиравший силу талант так и не реализовался до конца.Но хоть сдери с меня три кожи,
хоть истязай,
а хоть казни —
я все такой же,
все такой же!
Об этом знают ли они?!
(«Темнота»)
Любовь к родной земле.
Всегда, в самые трудные минуты жизни, поэт черпал силу и стойкость духа
в родной земле, в своей любви к рязанской Мещере:
Недаром еще с колыбели
постиг я отгадку одну:
за что ж нарекли
корабельной
мещерскую нашу сосну!

<.. .>
И если не выдержат звенья,
я знаю,
на том и стою:
ничто
никогда не изменит
сосновую душу мою!
(«Мещерские сосны»)
Певец русской провинции и глубинки, Евгений Маркин — поэт далеко не провинциального масштаба. всегда и неизменно ощущал в себе неразрывную связь с родиной большой и малой
Обраставший друзьями —
отнюдь не вещами,
изумляясь полярной иль
южной красе,
я не клялся в любви,
не давал обещаний,
я по местному времени
жил, как и все.
(«Местное время» )Чутко откликаясь на «злобу дня», Маркин сторонился поэзии парадной. Понятия гражданственности, совестливости, чести и правды в искусстве были для него понятиями одного смыслового ряда. Удивительная цельность его художнической позиции, нравственный максимализм и бескомпромиссность, верность своему глубинному народному корню и гордому званию поэта не изменяли ему никогда:
Двадцать лет
я славлю земляка.
Двадцать лет с чиновниками лаюсь.
Если бьют меня исподтишка,
Подлости я тоже изумляюсь.
Знаю: равнодушье — не к добру.
Жажду ненавидеть и влюбляться!
...Я, наверно,
тотчас же умру,
если перестану изумляться.
(«Изумление-» )
Глубокое знание народной жизни — основа поэзии Евгения Маркина. Поэтому так органично соседствуют рядом с его исповедальной лирикой произведения публицистического характера. Часть его произведений можно смело назвать лирической публицистикой. «Станция «Белый бакен», «Дед мой Мишка» и «Прощание с гвардии капитаном», запечатлевшие трагические отголоски знаменитой солженицынской эпопеи в его собственной поэтической судьбе.
Последнее из названных стихотворений, написанное им во время пребывания в «зоне», и сегодня потрясает читателей:
Предавшим ратника изгнанью,
неужто совесть вам не жгут
ни предков черные деянья,
ни русский стих
«Есть Божий суд!»?
Иль нет креста на вас и вправду?
Иль в склеротической поре
вам жадно снятся
лишь награды,
как погремушки детворе?
А я,
к колючке прикасаясь,
через запретную черту
ему кричу:
- Прости,
Исаич!
Твое мне имя —
угль во рту!
Как ты, тоскуя по Рязани,
бреду один в подлунный мир. ...
И ястребиными глазами
мне в спину
Смотрит
конвоир.
(«Прощание с гвардии капитаном»)
Самой своей судьбой Евгений Маркин олицетворял единство слова и дела,
поэзии и поступка.
Мотив преодоления — любых барьеров, границ
Отсюда так важен в его поэзии мотив преодоления — любых барьеров, границ,
пут и ограничений, запертых «дверей» и низких «косяков», сковывавших его неукротимую жажду духовной свободы, правды и справедливости.
...И сколько раз в кромешной темени,
забыв о низком косяке,
я получал
удар по темени,
а то и шишку на виске.
<. . >
Покуда сила есть и воля,
покуда пыл мой не иссяк, —
ходить мне с гордой головою,
мне вышибать дверной косяк.
(«Баллада о дверном косяке»)
Любовная лирика Евгения Маркина
«Мой лучший стих, конечно, о любви!..» Любовная лирика Евгения Маркина —
это не только поэзия больших чувств, но и драма двух сильных, независимых
характеров, диалог и поединок сердец,
Любовь… В ней есть и свои гармонические страницы, согретые идиллией
теплого домашнего рая:
Там на окне, в бутылке из-под вермута.
Сиреневая веточка цвела.
И жил на стеллаже
поручик Лермонтов,
И сказочка — любовь жила-была.
(«Старый адрес»)
И история драматических «уходов» и «возвращений», душевного «бездомья» и сердечной тоски об утраченном очаге:
...А мне б вернуться.
Выплакаться жалостно.
Мне б в эту дверь чужую постучать:
— Дозвольте мне,
хорошие,
пожалуйста,
погреться.
Покурить.
И помолчать.
Любовь — сквозной сюжет его лирики,, ведь и в разлуке, и в разрыве двух прежде близких людей живет неизбывная память сердца и высшее, ни от чего не
зависящее, родство душ, дающее силы жить и верить в лучшее даже в самые
трудные минуты жизни:
Чуть с бравадой,
в современном стиле,
разойдясь картинно, как в кино,
мы давно друг другу все простили
и душой — как прежде — заодно.
(«Поверка» )Такой любви подвластно пережить всё, подняться над жизнью и победить саму смерть:
Одолею!
И даже погибну!
И — воскресну
во имя
самой трудной на свете любви.
(«Лебеда» )Духовные истоки поэзии Евгения Маркина коренятся в глубинах русской поэтической традиции — от Пушкина до Николая Рубцова.
Легкость и гармоничность поэтической фразы, осязаемость и динамизм жизненных картин блестяще проявились, например, в его стихотворении «Бал», написанном
в жанре исторической фантазии:: Сегодня — бал!
Сегодня — третий бал
дает старик Онегин в барском раже.
Съезжаются к подъездам экипажи,
и модницы теснятся у зеркал.
Как изваянья — слуги у дверей.
Настраивают скрипки музыканты.
Мамаши наставляют дочерей,
гусары поправляют аксельбанты.
Сегодня каждый гость — неотразим!

И все беспечны! Молоды! Богаты!
И каждый волен
в выборе стези!
Приверженец русской классической школы стиха, Маркин многому учился у своих великих предшественников Это и державинская неприязнь к «властителям и судиям», и рылеевская ненависть к «временщикам», и щедринская ярость против «помпадуров» всех мастей, и некрасовский идеал поэта-гражданина.
Евгению Маркину был близок и творческий опыт классиков XX века — дерзкое новаторство Владимира Маяковского с его даром непобедимого жизнелюбия («Ненавижу всяческую мертвечину, обожаю всяческую жизнь!»), есенинская суть — «разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ своей души»..С Есениным его роднит не только общность лирической тематики, верность малой родине, любовь к деревенскому очагу, отчему дому, земле детства. Как и Есенин, Евгений Маркин — поистине народный поэт, по-своему воплотивший русский национальный характер с его мятежным духом и вечной неприкаянностью ищущей правды души.
Сближает двух поэтов и автобиографизм их поэзии. Творчество того и другого напоминает лирический роман в стихах, где главным героем является сам поэт, а главным сюжетом — его судьба на фоне эпохи. Поэтому диалог с читателем
звучит столь выстраданно, исповедально, покаянно.
Особенно много щемящих созвучий в их «итоговых» стихах:
Сергей Есенин:
Все успокоились, все там будем,
Как в этом мире радей не радей, —
Вот почему так тянусь я к людям,
Вот почему так люблю людей.
(«Синий туман.Снеговое раздолье...»)Евгений Маркин:
Годы — как шрамы,
А счастье — дым.
Все перепуталось: робость и удаль.
Был невоздержан.
Был нелюдим.
Не был занудой.
Не был Иудой.
(«Без оправданий, без укоризн...»)
Сдобренная народным юмором, народным метким словцом, его поэзия сходна с поэзией А. Твардовского: он буквально купается в живой разговорной стихии, легко впитывая все богатство ее интонаций, любуясь выразительностью бытового
народного просторечия:
Сколько баек о Рязани!
Остряки давно галдят,
что у нас грибы с глазами:
их едят — они глядят.
(«Рязанские грибы»)
При этом за кажущейся легкостью и прозрачностью стиля стихи его таят в себе значительные смысловые глубины, содержат серьезные нравственные уроки, способные запечатлеться в сознании читателя на всю жизнь. Уже их названия заключают в себе то метафорическое зерно, из которого прорастает сюжет- притча: «Карусели!», «Темнота», «Паводок», «Объезжание рысаков», «Перепутье», «Половодье», «Ветер странствий», «Крещенские морозы».Своими произведениями Евгений Маркин утверждал страстное неприятие любых форм лицемерия, трусости и мещанства, воспринимая всякое спокойствие
и равнодушие как душевную подлость:
Ненавижу,
люди,
ваши души,
Коли души
счастливы вполне!
Ваше равнодушье,
как удушье,
горло все больней сжимает мне!
(«Счастье»)
Романтический максимализм, рыцарски-жертвенное служение высшим целям поэзии, гражданское мужество были его спутниками до самого конца — невзирая на ранние седины и преждевременные шрамы на сердце, горький опыт предатель-
ства друзей и утраты близких.
Не случайно, даже оказавшись в «зоне», он не утратил чувство внутренней свободы; он и там, «взаперти», ощущал себя свободнее своих живущих на воле сограждан, сохранял высокое человеческое достоинство.
В полный рост поднявшись пред грозою,
от родных раздолий взаперти,
не тропой иду я, а стезею,
я иду по Млечному пути.
(«Поверка»)
Мотив отцовства
Есть в его творчестве один особенно щемящий мотив. Это мотив отцовства - отцовского счастья, отцовской вины, отцовской ответственности и веры. Сам слишком рано лишившись отца, погибшего на войне, зная его лишь по фотографиям и воспоминаниям близких и знакомых, поэт сделал все, чтобы не потерять духовной связи с сыном. Диалог с ним — сначала малышом, затем подростком, юношей — Евгений Маркин вел в своих стихах на протяжении всей жизни («Свистульки», «Сказки», «Баркарола», «Колыбельная сыну издалека», «Доброта», «Молитва» и др.):Да простится мне
странная эта игра:
с черной силой,
сынище,
мы все-таки сладим!
Лишь бы с детства ты верил
в победу добра.
И сжимал кулаки.
И сочувствовал слабым.
(«Сказки»)
Читая книги «Серебряный вальс» и «Отава», подготовленные к печати сыном поэта Романом Маркиным, ныне талантливым режиссером, кандидатом искусствоведения, невольно видишь в них символическое продолжение этого диалога, знак того, что стихи, посланные отцом в будущее, — другому, уже взрослому сыну, услышаны, поняты им и восприняты как самое драгоценное отцовское наследство и завещание:
И если планам вопреки назад дорога мне заказана,
найди мои черновики —
там все поймешь, что недосказано!
(«Колыбельная сыну издалека»)
Заключение
Евгений Маркин сполна отдал свой долг Рязанщине. Настало время и
нам выполнять свой долг перед памятью выдающегося земляка, который
своей судьбой и творчеством показал нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком, не следуя сомнительным веяниям времени, оставляя за собой право сомневаться.
Необходимо сделать все, чтобы Маркина знали и любили и мы, рязанцы, и наши соотечественники в других российских землях. Ведь Евгений Маркин — не только наша рязанская «местночтимая» святыня, он поэт «всея Руси».
Выводы:
Данная исследовательская работа стала для меня интересной и полезной, потому что я познакомился с поэтом – земляком, изучила его творчество, выявил темы, которые волнуют и близки поэту. Это и трепетное отношение к малой своей родине, и любование родной природой, и, конечно же, любовь.
Его творчество заставила задуматься о поэзии в современном мире и о том влиянии, которое она может оказывать на формирование эстетических взглядов читателя.
Своим творчеством, своей жизнью поэт показал нам, читателям, как прожить жизнь честно, достойно, всегда и везде оставаясь человеком.
Я научился анализировать поэтический текст, приобрел навыки исследовательской деятельности, а также опыт выступления перед аудиторией.
Литература
КНИГИ ЕВГЕНИЯ МАРКИНА
«Личное дело», Рязанское книжное изд-во, 1961.
«Звездный камень», Рязанское книжное изд-во, 1963.
«Лесной ручей», М.: Московский рабочий, 1965. «
тремнина», М.: Советский писатель, 1967.
«Самородок», М.: Московский рабочий, 1970.
«Моя провинция», М.: Советский писатель, 1977.
«Разница во времени», М.: Молодая гвардия, 1981
«Мещерские сосны», М.: Современник, 1981.
«Второе рождение», М.: Советская Россия, 1988.
«Серебряный вальс», Рязань: Пресса, 2000.