Элективный курс Топонимы Смоленщины в художественной литературе


«Топонимы Смоленщины в художественной литературе»
календарно-тематическое планирование
34 часа


№№
пп

Тема
занятия

Содержание

Виды деятельности по развитию интеллектуальных, творческих, аналитических способностей учащихся

Формы, методы контроля

Коли-
чество
часов

1
2
3
4
5
6




1.

1. ВВЕДЕНИЕ

Топонимика как наука. Предмет и основные понятия топонимики.



История топонимики. Ее особенности. Основные понятия: ономастика: топонимия, топонимическое пространство, топонимическая система, топоним и др.



1.Лекция.

2.Запись лекции в форме тезисов.

3.Запись выводов в произвольной форме.



Ответ на вопрос: «Что такое топонимика?», «Перечислите основные понятия топонимики?» и др.



2


2.

















Методы топонимических исследований.






Описательный метод. Исторический метод. Сопоставительный метод. Ареальный метод. Статистический метод. Формантный метод. Стилистический метод.

1. Лекция

2. Запись лекции в форме тезисов.

3. Анализ методов топонимических исследований Выбор оптималь-ного.

4. Практическое занятие.

Исследование произвольного топонимического объекта. Историческая характеристика его наименования..


2

















3.

Топонимы и микротопонимы


Особенности номинации
микротопонимов, изучаемой местности.


1. Практическое занятие. Беседа с выступлениями учащихся.


Анализ микротопонимов, изучаемой местности



1


4.

Виды топонимов

Ойконимы. Гидронимы. Оронимы. Хоронимы. Урбанонимы.

1. Лекция

2. Запись лекции в форме тезисов.


Ответ на вопрос: «Приведите по 4 примера на каждый вид топонимов.»


1


5.

Топонимика и другие науки. Учебная литература по топонимике.


Взаимосвязь топонимики с историей и географией. Топонимика и литература.

Лекция

Запись лекции в форме тезисов.



Анализ учебной литературы по топонимике.(топонимических словарей и пособий)


1


6.

Поэтическая топонимика.


Поэтическая топонимика – ее особенности. Причины выделения поэтической топонимики как отдельного раздела топонимики.


1.Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.




Письменный ответ на вопрос:
«Для чего нужна поэтическая топонимика?»



1

7.
Топонимика и художественная литература. Введение.

Особенности изучения художественной литературы в рамках лингвокраеведения. Обзор классиков русской литературы, писавших о Смоленщине

1.Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.



Раскрытие тезиса: «Топонимика и художественная литература – основные пути взаимодействия»

1




8.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

А. Т. Твардовский



Биографические сведения из жизни А.Т. Твардовского. Твардовский и Смоленщина. Анализ поэзии А.Т. Твардовского. Особенности использования топонимического материала в поэзии поэта.



1.Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.

3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.




Анализ стихотворений А.Т. Твардовского
«Поездка в Загорье», «Стация Починок», «Вязьма», «За далью-даль» и др.



4


9.

М.В. Исаковский





Творческая биография М.В. Исаковского. М.В. Исаковский и Смоленщина.

1. Выступления учащихся. Анализ стихотворений М.В. Исаковского.

2. Работа с топонимическими словарями.

3. Анализ топонимов, которые использует Исаковский в своих стихотворений.

Анализ стихотворений:
«Здравствуй, Смоленск», «Враги сожгли родную хату», «Край мой Смоленский» и др.

3


10.

Н. И. Рыленков

Биография и автобиография Н.И. Рыленкова. Значение творчества Н.И. Рыленкова для Смоленщины. Особенности использования топонимического материала в произведениях Н.И. Рыленкова.






1.Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.

3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.


Анализ стихотворений:
«Всегда задумчива, скромна», «Семь холмов», «На берегу Сапшо». «Я не играл словами, помня», «Велиж», «Меж стройных сосен» и др.

3


11.

Б.Л. Васильев

Основные биографические сведения из жизни Б.Л. Васильева. Б.Л. Васильев и Смоленщина.

1.Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.

3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)
4. Практическая работа с топонимическими словарями.


Анализ произведения
«Летят мои кони»

4



















12.


М.А. Булгаков


М.А. Булгаков. Основные биографические сведения. М.А. Булгаков и Смоленщина. Медицинская деятельность М.А. Булгакова на Смоленской земле. Анализ использования Смоленских топонимов в произведениях М.А. Булгаков.


1. Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.

3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)

4. Практическая работа с топонимическими словарями.



Анализ топонимов в произведении М.А. Булгакова «Записки юного врача»


3







13.




М.М. Пришвин

М.М. Пришвин – основные биографические сведения. Творческая биография М.М. Пришвина. М.М. Пришвин на Смоленщине.

1. Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.

3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)

4. Практическая работа с топонимическими словарями.


Анализ топонимов в произведении М.М. Пришвина «Школьная робинзонада»

3


14.



И.М. Соколов-Микитов

И.М. Соколов-Микитов. Творческая биография. Топонимы в произведениях И.М. Соколова-Микитова.

1. Лекция

2.Запись лекции в форме тезисов.

3. Практическое занятие. (Анализ поэтического и топонимического материала)

4. Практическая работа с топонимическими словарями.


Анализ топонимов в рассказах И.М. Соколова-Микитова «Медовое сено» и «Глушаки» и др.

3




15.







16.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщение. Подведение итогов.






Отчетное мероприятие. Урок -конференция



Итоговый урок по курсу. Анализ занятий. Подготовка к отчетному мероприятию. Консультации по выбранным темам.



1. Обобщение и повторение рассмотренного материала.


1.Выступление учащихся с разработанными проектами.




1






1





15