Доклад Роль и значение вокальной музыки в развитии художественного воспитания учащихся.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа

Доклад
Роль и значение вокальной музыки
в развитии художественного воспитания учащихся.
Составитель:
Васянкина Эвелина Евгеньевна
учитель музыки
Р.п. Гремячево, 2015 год
Музыка сопровождает человека с ранних лет. На произведениях композиторов-классиков воспитаны многие поколения эстетически развитых людей, и нельзя допустить, чтобы вечная музыка оказалась непосильной для современной молодежи. Необходимо возрождать забытые музыкальные традиции, возвращаясь к народной музыке, хоровому пению.
Ведущим направлением музыкального воспитания считается пение, как наиболее доступная для детей форма музыкальной деятельности.
В процессе пения развивается детский организм, а также решаются воспитательные задачи, связанные с личностью школьника.
Детское пение является предметом не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, искусствоведения, медицины.
Хоровое пение – искусство уникальных возможностей как исполнительских, так и образовательных. Оно всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества. Хоровое пение остается испытанным средством музыкального воспитания.
Голос – инструмент общедоступный, именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Мало просто петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.
Любой звук в человеческом голосе есть результат работы голосового аппарата в том или ином регистровом режиме. Понимание физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах в сопоставлении с акустическим эффектом дает возможность педагогу выйти на путь произвольного управления певческим процессом.
Вокальное воспитание в школе – важнейшая часть всей хоровой работы в коллективе.
Голос ребенка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг.
Пение – яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности.
Исполнение песен вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная информация другим путем.
Основным условием правильной постановки вокального воспитания – подготовленность руководителя для занятий пения со школьниками.
Идеальным вариантом является тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся его работа строится на показах, проводимых самим педагогом.
Но и другие формы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы. В каждом хоре есть ребята с красивыми тембрами, правильно поющие от природы, с правильным звукообразованием.
Систематически применяя наряду с коллективной вокально-хоровой работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы, она приносит самые разные результаты.
Важнейший принцип во всей хоровой работе (вокальное воспитание в хоре) – индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого из них. В любой момент каждый ребенок должен быть готов спеть тот или иной отрывок из разучиваемой песни, поэтому дети внимательно следят за показом педагога и товарищей. Пению, как любому искусству, надо терпеливо учиться.
Продолжая традиции отечественной вокальной педагогики и практики, многие хормейстеры достигают ощутимых результатов в вокальном воспитании.
Большинство специалистов различными путями приходят к одной простой истине: детский голос находится в постоянном развитии, изменении, в зависимости от роста организма ребенка.
Поэтому вокальная работа в хоре имеет свою специфику, в отличие от взрослого хора. Многолетний опыт показывает, что пение в детском возрасте очень полезно. Оно способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Детскому организму вообще противопоказано громкое пение, даже в среднем и старшем возрасте, когда голосовая мышца еще не сформирована.
Учащиеся 6-7 лет. К началу обучения в общеобразовательной школе у ребенка в 6-7 летнем возрасте гортань расположена выше, чем у взрослых. Грудное резонирование практически отсутствует. Поэтому певческий звук характеризуется особой легкостью, нежностью, небольшой силой, высоким резонированием. Голосовая мышца находится, как правило, еще в зачаточном состоянии и не способна в должной мере регулировать работу голосовых связок, которые при пении колеблются в основном краями. Связки смыкаются неполно, между ними остается небольшая щель во всю их длину.
У необученных младших школьников чаще всего отсутствует дифференциация между работой мышц дыхания и голосообразования. Поэтому можно наблюдать, как при пении учащиеся делают вдох, поднимая плечи. От этой привычки их следует постепенно отучать. В процессе возрастного развития дыхание делается более глубоким и равномерным. Этому же способствует рациональное и физиологически оправданное певческое воспитание. Недаром в среде хормейстеров, работающих с детьми, все чаще употребляется понятие «приобщение к хоровой культуре», что верно отражает существо учебно-воспитательной задачи, стоящей перед руководителем детского хора.
Рабочий диапазон детей 6 - лет сравнительно невелик и колеблется между ре1 и ре2. С приближением к верхнему и нижнему отрезкам диапазона заметно ухудшается дикция, что связано с особенностями звукоизвлечения в этом возрасте. Следует с осторожностью использовать крайние звуки рабочего диапазона голоса детей этой возрастной категории, хотя известен опыт работы, когда руководитель специально разрабатывает крайние звуки певческого диапазона младших школьников, всемерно развивая у них голосовую мышцу (Ф. Лысек, Г. Перельштейнас). В опытных руках подобная работа приносит вполне положительные результаты.
Учащиеся 9-11 лет. Переход на эту стадию развития детского голоса происходит плавно, без заметных скачков и срывов. Голоса детей в процессе становления приобретают чуть большую громкость, звонкость, серебристость. Повышается упругость верхних резонаторов (область мягкого нёба, надгортанные полости). Идёт интенсивное развитие голосовой мышцы, особенно у детей обладающих низкими голосами. У альтов и вторых сопрано при пении включается в работу средняя часть голосовых связок, звук становится глубже, сочнее приобретает смешанный (микстовый) характер. В этот возрастной период у ребенка появляется реальная возможность увеличить силу звучания голоса. Однако в принципе этим не следует увлекаться, ибо именно в возрасте 10-11 лет существует опасность перетрудить самую развитую часть голосовых связок - ее середину. В результате у школьников наблюдается появление певческих «узелков», неровностей на краях связок.
Рабочий диапазон певческого голоса в этом возрасте колеблется в зоне между сим и до2 – ре2.
Учащиеся 12-13 лет. Это младшие подростки, в подавляющем большинстве обладающие более или менее сформировавшейся голосовой мышцей, что создает для руководителя хора дополнительные возможности исполнительской деятельности.
Развитие голоса на данной возрастной стадии становления проходит скачкообразно. И это естественно, так как в рассматриваемый период приближается время «глобальных» возрастных изменений в голосе - мутации: появление нестойкой хрипоты, сипоты, покраснение голосовых связок, обнаруживающееся при фониатрическом осмотре, желание откашляться. У мальчиков подростков дисгармонично происходит развитие отдельных частей организма и в частности рост отдельных частей голосового аппарата. Например, голосовые связки у мальчиков могут, увеличившись в длину, остаться прежними по ширине, так как гортань растёт больше в продольном направлении, нежели в поперечном. Рост гортанных полостей отстаёт от роста гортани, бывает, что надгортанник у подростка остается детским. Поэтому происходит дискоординация в совместной работе частей голосообразующего аппарата. У девочек отмечается рост гортани в ширину, несмыкание связок, усталость голоса, тусклый звук.
Диапазон голоса в этот период охватывает зону от до1 до ми2 – фа2. Как и на более ранних этапах певческого и возрастного развития детей, основой певческих требовании в это время остается высокое (головное) резонирование при умеренной силе звука. Если в ходе хоровых занятий не соблюдать голосовой режим, у подростков может возникнуть, "ложно-альтовое" звучание, что чаще всего приводит к потере лёгкости, свободы звука.
Следует отметить еще одну существенную черту этого возраста. Неравномерность становления физиологических систем организма обусловливает иногда ухудшение самочувствия, а иногда внезапную потерю сознания.
Учащиеся 13-16 лет. Это старший подростковый возраст. В данной возрастной зоне физическое развитие организма продолжает протекать весьма неравномерно. У одних перестройка происходит быстрее, у других - медленнее. Весьма индивидуально протекает и мутация.
Такая неравномерность в развитии подростков создает для преподавателя определенные трудности, которые заключаются в необходимости использовать все имеющиеся педагогические средства для индивидуального учёта голосовых изменений хористов. Поэтому педагог обязан знать индивидуальные голосовые особенности каждого из участников хора, своевременно советовать подростку воздерживаться от пения или петь в щадящем режиме - не брать высоких звуков, осторожно использовать динамические оттенки в зоне forte, особо бережно относится к своему голосу.
Мутация проходит в три стадии.
На первой стадии голос несколько понижается, одновременно уменьшается его рабочий диапазон. Звук делается хриплым, грубоватым. Вместо хорошо звучащих «верхов» лучше начинают проявляться звуки нижнего диапазона.
Вторая стадия характеризуется своеобразным «переломом» в голосе: звукоизвлечение при этом дается со значительным трудом, голос теряет послушность, гибкость.
Третья стадия развития голоса начинается с того момента, когда новое его звучание только что установилось. Поющие юноши и девушки приучаются использовать его возможности в пени и речи. При этом явные изменения в голосах юношей (понижение на октаву) заставляют руководителя уделять им особое внимание. Голоса же девушек, которые почти не меняются по высоте, иногда не так тщательно «отслеживаются» руководителем. Девушки несут в хоре старшеклассников большую певческую нагрузку, и это подчас негативно сказывается на развитие и охране голоса. Об этом не следует забывать.
Диапазоны голосов в этот период весьма индивидуальны, и можно наметить лишь их примерные границы. Сопрано первые: до1 – соль2; сопрано вторые: лям – ми2; юношеские голоса (по Д.Л. Локшину) тенора: дом – ми1; басы: сиб – до1.
Учащиеся 16-17 лет. Их голоса уже обладают элементами взрослого звучания. В пении выявляются индивидуальные тембровые особенности, своеобразие певческой манеры. При щадящем и рациональном певческом режиме пения в предмутационный и мутационный период голоса юношей и девушек развиваются плавно, постепенно, умения и навыки владения «взрослым» голосом приобретаются быстрее, становятся прочными. В этот период появляются большие возможности в использовании грудного резонирования. Это насыщает звучание голоса, делает его полнее, ярче.
Таковы особенности детских, подростковых и юношеских голосов в их возрастной динамике.
Развитие детского голоса процесс, который происходит в результате возрастного роста ребенка при целенаправленном обучении пению или под влиянием благоприятных воздействий в условиях, не организованных в систематический учебный процесс, или в случае сочетания того и другого пути.
Знание свойство детского голоса, особенностей строения и развития певческого аппарата у детей поможет педагогу правильно построить учебно-воспитательный процесс.
Огромную роль в звукообразовании имеет певческое дыхание. В зависимости от возраста, дыхание видоизменяется. Обучение пению способствует выработке широкого, более редкого дыхания, на боле длинные фразы. Внимание хормейстера должно быть направлено на певческое дыхание, естественное, глубокое, ровное. Важную роль играет пение по руке, умение распределять дыхание по фразам.
Именно правильное, постепенно взятое дыхание (можно ртом) способствует выработке опоры при дыхании, умению распространять дыхание на всю фразу.
В последствии в хоре практикуется смешанное дыхание, т.е. при участии рта и носа.
Момент образования звука называется атакой.
Различают 3 атаки: твердая, мягкая, предыхательная.
В практике хорового пения следует добиваться у детей смыкания связок, используя мягкую и твердую атаки.
При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую атаку как наиболее щадящую голосовой аппарат. Хотя без твердой атаки в хоровом исполнительстве не обойтись.
Своеобразной проверкой правильного дыхания служит цепное дыхание.
Звук, образующийся в гортани, в момент его образования очень слаб и его усиление, а также тембровая окраска происходит во время попадания звука в полости, называемые резонаторами.
Верхний резонатор (головной) – это полость глотки, рта, носа. Нижний резонатор (грудной) – это полости бронхов и трахеи.
В младшем хоре у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей развивается грудной, это естественный период для юного певца.
В задачу хормейстера входит умелое использование как головного, так и грудного резонаторов. У детей важно добиваться ровное звучание голоса. Использование при пении головного и грудного резонаторов довольно трудная, но посильная задача. Речь идет о детях 10-14 лет. У сопрано – девочек – головной регистр на звук фа, соль, соль диез, 2-ой октавы, у альтов на звуках ми, фа, второй октавы.
Артикуляция – важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, свободное положение языка во рту, - все это влияет на качество пения. При пении важны такие особенности как:
1) напевность гласных;
2) умение их округлять;
3) стремление к чистоте звучания неударных гласных;
4) быстрое и четкое выговаривание гласных.
Распевание в детском хоре также имеет свои особенности. В некоторых хорах как сопрано, так и альты используют одинаковый диапазон (ля-си-бемоль малой октавы – фа второй). В этом случае преследуется цель развития как микстового (смешанного), так и грудного звучания вне зависимости от принадлежности к той или иной хоровой партии.
В большинстве хоровых коллективов у сопрано внизу заканчивается на звуках до, ре первой октавы, где можно отметить у них слабое проявление грудного звучания, а у альтов – на ре, ми, второй октавы. Грудной регистр у девочек – альтов проявляется на фа первой октавы до ля малой и ниже.
У дискантов-мальчиков грудной регистр выявляется значительно слабее и тоже зависит от возраста.
В младшем хоре основная задача – это выявление головного регистра. У детей в 7-10 лет головной регистр естественен. Эти дети поют фальцетом. Дети могут петь в этот период высокие звуки: до, ре, ми, фа второй октавы. А нижний регистр таит в себе опасность «посадить голос». Поэтому в младшем школьном возрасте рекомендуется распевание с нот соль-ля первой октавы и все упражнения проводить в небольшом диапазоне. Упражнения как правило небольшие, контигенные на звуки (ле, лю, ли, лё).
Употребление гласных я, е, ю, ё способствует головному звучанию. Значительно звонче сделает звук гласная и, но ею нужно пользоваться осторожно, чтобы не появился в хоре резкий открытый тембр.
Четкая артикуляция – это один из немногих приемов активизации дыхания. Полезно пропевать скороговорки, освобождению челюсти способствуют упражнения на слоги бай, дай и другие.
В боле старшем возрасте от 10 до 14 – вся вокальная работа предусматривает развитие как микстового, так и грудного регистров. Для светлого головного звучания применяют упражнения на слоги ли, ле, лю и другие. Для развития грудного звучания выполняют упражнения с более низких нот и имеют характер восходящего звучания.
Часто вокальными упражнениями становятся отрывки из будущего репертуара.
Кроме одноголосных упражнений используются двух и многоголосные упражнения. В практике употребляются упражнения, хорошо «впетые», удобные и знакомые.
Репетиции можно проводить частично сидя, частично стоя. Важное значение отводится и акустическим условиям.
Самым наглядным показателем работы хора является концерт. Программа хора должна быть разнообразной, доступной. Должна нести в себе учебно-воспитательные, исполнительские задачи и одновременно быть высоко художественной, не теряя детской активности.
Произведения должны быть доступными, т.е. по диапазону и вокальным возможностям. Здесь необходимо думать об охране детского голоса. Правильный выбор репертуара, в сочетании с распеванием, с хоровым сольфеджио может по настоящему помочь развитию детского голоса. В то же время ошибки в подборе репертуара приводят к пагубным последствиям.
Еще один аспект доступности исполнительская и техническая.
Выбирая произведения для разучивания, руководитель хора должен думать и об их художественной ценности.
Художественный вкус руководителя подчас подсказывает ему правильный выбор произведения. Включая в репертуар классику и народную музыку – обязательное условие для творческого роста хора.
Это ряд произведений у Ц. Кюи, М. Анцева, М. Ипполитова-Иванова. Можно включать целый ряд женских хоров acappella.
Это «Ночевала тучка золотая» Р-Корсакова, хор «Улетай на крыльях ветра» А. Бородина, «Рассвет» Чайковского, «Речка» - р.н.песня, «Попутная» М. Глинки и другие. Песни, романсы М. Глинки «Ты соловушка умолкни», «Венецианская ночь», «Грезы» Р. Шумана.
Особое место в репертуаре хора должна занимать полифония, имитация. Хорошо обратить внимание на канон. «Непогода» Е. Шарковского, М. Анцев «Кукушка» и другие.
При подборе репертуара руководители должны стремиться, чтобы произведения оставляло в душах детей хороший, добрый след.
Прежде чем учить произведение, нужно думать, какие мысли, чувства они будят у детей? Важнейший участок работы – это воспитание чувства патриотизма, гражданственности и других лучших черт человека.
Песни и хоровые произведения учат по разному. Важно учить детей к свободному, осознанному пению по нотам в самых разных тональностях. У ребят, поющих в хоре, гармоническая память хорошо развита. Одним словом, разучив простую, на первый взгляд, песню, хористы получают знания, необходимые им для общей музыкальной грамотности, для развития вокально-хоровых навыков. В это входят и развитие гармонического слуха, гармонической полости, музыкального слуха, музыкальной памяти.
Из всего изложенного можно утверждать, что:
1. Теоретической основой методики вокального воспитания детей является представление о регистровой структуре их певческого голоса.
2. Путь к совершенствованию развития детского голоса в домутационном возрасте идет через разработку системы вокального воспитания детей на основе принципа целенаправленного управления их голосовыми регистрами.
3. Повышение эффективности развития вокальных способностей детей определяется рядом внешних и внутренних условий и осуществляется за счет:
- комплексного музыкально-педагогического подхода к процессу вокально-хоровой деятельности;
- ориентация учителя на общее и музыкальное развитие учащихся;
- учета общих и индивидуальных закономерностей онтогенетического развития голосовой функции детей, их голосовых возможностей;
- стимулирование мыслительной деятельности детей в учебном процессе;
- достижения подлинного единства воспитывающих, развивающих и обучающих методов в системе руководства детским певческим коллективом.
Значение занятий вокально-хоровым искусством, как и любым другим видом искусства, очень конкретно и затрагивает три важнейшие для жизни человека сферы.
1. Здоровье. В процесс пения происходит естественная реабилитация состояния человека, восстановления его работоспособности.
2. Интеллектуальное развитие. Благодаря воздействию на процесс формирования мышления стимулируется деятельность, развивается и укрепляется память.
3. Самоактуализация. Формируются метапотребности (отдаленные цели), которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Нельзя забывать, что неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиенических норм в пении, может привести к серьезным заболеваниям и порче детских голосов.
Оптимальный период для занятия искусством – детство, когда человек открыт для диалога и восприятия информации. Управление сложного процесса голосообразования зависит от нервной системы и от условно рефлекторной деятельности коры головного мозга.