Статья: СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Демченко И.Г.
г. Белгород,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным
изучением отдельных предметов» г. Белгорода
«Одаренность требует мужества».
Эрика Ландау
Каждый ребенок рождается с богатейшими творческими способностями, которые нуждаются в развитии. При отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся, а также при отсутствии грамотного управления ими, творческие порывы у ребенка исчезают. Поэтому, для поддержки талантливых детей нужна система деятельности.
Обучение в нашей школе ориентировано на обучение детей с повышенной познавательной мотивацией. При поступлении ребенка в школу, педагог проводит мониторинг одаренности для выявления и раскрытия круга интересов, увлечений и способностей обучающихся.
Кого причислить к одаренным? По каким меркам считать того или иного ребенка одаренным? Как не упустить из виду одаренность? Как выявить утаенные потенциальные возможности ребенка, как выстраивать работу с детьми, которые опережают по уровню развития своих сверстников, выделяются среди них способностью учиться, что-то придумывать необычное, находить нестандартное решение задач, рисовать, лепить, сочинять, осваивать спортивные виды деятельности? – очень важные и наиболее трудные вопросы, которые волновали и волнуют родителей и педагогов. Для этого используются различные методики диагностирования: «Карта интересов», «Карта одаренности» и другие.
На сегодняшний день родителям приходится нести значительную долю ответственности за организацию необходимых условий для развития своего одаренного ребенка. У них часто вызывает опасение и страх процедура формального разделения детей в школе по способностям. Родители бывают озадачены, даже сломлены бременем ответственности за воспитание одаренного ребенка. По этой причине в школе разрабатывается и проводится анкетирование родителей.
Затем создается банк данных, ведется анализ успехов и достижений ученика. Этот список ежегодно корректируется на основании данных, полученных в результате диагностик, на основании результатов всевозможных конкурсов и олимпиад, в которых участвуют обучающиеся, на основании данных, полученных в результате наблюдения за реальной деятельностью ребенка. Мы стараемся выявить как можно больше детей с признаками общей и частной одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности. Для раскрытия способностей и талантов ребенка ведется портфолио достижений обучающихся. У школьника появляется возможность накапливать свои собственные достижения. Следовательно, в системе работы раскрываются и потаенные способности обучающегося.
Одна из первостепенных задач поддержки и развития талантливых детей – создание ситуации успеха. Уже в начальной школе эта задача решается через проведение уроков и внеурочных занятий развивающего типа, практически стопроцентное вовлечение детей начальной школы хотя бы в один из видов творческой деятельности: занятия по прикладному искусству, театральному, хореографическому, робототехнике и конструированию и др.
У ребенка формируется чувство уверенности, если он действенно участвует в различных творческих конкурсах, интеллектуальных и предметных марафонах, олимпиадах, научно-практических конференциях. Эти занятия увеличивают пространство, в котором обучающиеся развивают свою творческую и познавательную активность, где они проявляют свои лучшие личностные качества, демонстрируют те способности, которые зачастую остаются невостребованными в системе основного образования.
Олимпиада является одной из важнейших форм поддержки талантливых детей - это и соревнование, и праздник. При организации и проведении олимпиады очень важно создать для учащихся комфортную атмосферу: четко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы с учетом возрастных психологических особенностей детей. Нужно обязательно предупредить участников олимпиады, что они вправе выполнять задания не по порядку, а в удобной для них последовательности. А самое главное - развивать в ребенке веру в себя, в свой успех. С помощью олимпиадных заданий внимательный, чуткий и проницательный педагог сможет помочь детям задуматься над вопросами, интересными и трудными, но одновременно важными для интеллектуального становления личности ребенка, у которого велика жажда открытий, огромное желание учиться творчески, активно, исследовательски.
Учитывая, что главным общим свойством одаренных детей является преобладание у них исследовательской активности, в школе организована деятельность научного общества, которое в настоящее время включает в себя секции по различным предметным областям (математике, физике, биологии, экологии, истории, краеведению и др.). Происходит развитие навыков взаимодействия детей и взрослых (педагогов, родителей) в процессе творческой и поисково- исследовательской деятельности. Ребята представляют свои труды на городских научно-практических конференциях. Лучшие работы мы отправляем на конкурсы регионального, всероссийского уровней. Научное общество не новая, но очень эффективная форма работы с одаренными детьми, поскольку является мощным средством индивидуализации и развития личности.
Мощной дополнительной поддержкой развития талантливых детей является оглашение их успехов. В школе существует система поощрения одаренных детей. Особую ценность имеет такое традиционное мероприятие как Церемония награждения обучающихся по итогам учебного года «Звёздный олимп». На сайте школы в специальных разделах публикуются успехи и достижения обучающихся по результатом конкурсов и мероприятий различных уровней.
Работа с одаренными детьми очень непростая, на пути мы встречаем много проблем и трудностей: не хватает знания методик, специальной литературы. Некоторые вопросы пока так и остались без ответа. Но мы находимся в поиске новых подходов, которые смогут позволить совершенствовать работу с одаренными детьми. Будем стремиться к четвертому уровню в пирамиде потребностей по Маслоу – «процветанию - конечной цели для одаренных детей и их родителей. В таком психологическом климате одаренный ребенок может почти всю свою энергию отдавать творческим, продуктивным занятиям».
Список литературы:
Ландау, Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка/ Эрика Ландау. – М.: Академия, 2002.
Маслоу, А. Мотивация и личность. / Абрахам Маслоу/ Перевод А.М. Татлыбаевой -  СПб.: Питер, 2007.
Пирамида потребностей Маслоу. /Психоголос. http://www.psychologos.ru/articles/view/piramida_potrebnostey_maslou