«Театрализованная деятельность как средство развития творческого воображения детей 6-7 лет»


Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №42 «Малинка» Старооскольского городского округа
«Театрализованная деятельность как средство развития
творческого воображения детей 6-7 лет»
Музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №42 «Малинка»
Старооскольского городского округа
Волошкова Эльвира Васильевна
Старый Оскол
2015 г

Содержание
Информация об опыте. Условия возникновения и становления
опыта-------------------------------------------------------------------------------- 3
Технология опыта---------------------------------------------------------------- 5
Результативность опыта ------------------------------------------------------- 14
Библиографический список ----------------------------------------------------48
Приложение к опыту------------------------------------------------------------ 23
Тема опыта: «Театрализованная деятельность как средство развития
творческого воображения детей 6-7 лет».
Информация об опыте
Условия возникновения опыта. Педагогическая деятельность осуществлялась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №42 «Малинка» Старооскольского городского округа с 2012 года. Данное учреждение расположено в северно-восточной части города Старый Оскол, в микрорайоне Олимпийский. В нем функционируют 12 групп, которые посещают 303 ребенка. Социальный состав жителей микрорайона отличается разнообразием, включая семьи интеллигенции, рабочих, служащих, переселенцев из других районов России и ближнего зарубежья.
Развитие творческого воображения детей – это кропотливый, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, в организованной образовательной деятельности особое внимание уделяется развитию творческого воображения детей 6-7 лет.
Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию в организованной образовательной деятельности, праздниках, развлечениях и других видах деятельности, обращается внимание на то, что дети с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи, и стремятся выразительно передавать их действия. Музыка в играх – драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или слушают игру на различных музыкальных инструментах. Детям нравится обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомых литературных сюжетов. Театр превращается для них в настоящий праздник. Инсценировки, музыкальные спектакли, поставленные в детском исполнении, позволяют включить дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей, параллельно проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков.
Дети, получившие  эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.
Из опыта работы видно, что нужно больше уделять внимания театрально – игровой деятельности и её роли в развитии творческого воображения детей
Ведущие ключевые идеи: импровизационность; гуманность; систематизация знаний; учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка.
Актуальность избранной темы на современном этапе очевидна:
педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, нужно придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра и поддерживать те педагогические идеи, суть которых сводится к единой концепции: развитие ребёнка может быть понято как активный процесс самосознания, деятельного творения маленьким человеком собственной личностной биографии. А помочь ему должен взрослый - педагог, в данном случае – музыкальный руководитель, связанный с ним едиными узами содействия и сотрудничества.
В ходе работы педагога были выявлены следующие противоречия:
-между распространенной тенденцией приоритетности материальных
ценностей по отношению к духовной для определенной части родителей и
воспитанников и необходимостью формирования приоритетного воспитания духовных ценностей через театральную деятельность;
-между разноуровневой подготовкой и различным отношением к творчеству
дошкольников и необходимостью формирования устойчивого интереса и позитивного отношения к театральной деятельности.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании новой, более эффективной модели развития у детей старшего возраста творческого воображение через театрализованную деятельность.
Длительность работы над опытом. Исследование рассчитано на 3 года и охватывает период с 2012 года по 2015 год.
I этап.Информационно-аналитический (сентябрь2012 –декабрь 2012 года)
Выявление проблем,возникновение идеи опыта,определение целей, задач,анализ литературы по проблеме исследования, подбор диагностических методик хода и результатов исследования.
II этап .Практический (2013-2014 год)
Анализ и корректировка работы, ,практическая работа с детьми: разработка содержательного модуля, включающего в себя психогимнастику и артикуляционную гимнастику, речевые и пальчиковые игры театрализованные игры ,музыкальные сказки ,кукольные спектакли и мини – спектакли, драматизации.
III этап. Аналитико-обобщающий (2014-2015 год).
Обобщение результатов исследования, создание системы мероприятий и разработка методических рекомендаций по развитию творческого воображения через театрализованную деятельность.
Диапазон работы. Реализуется данный опыт в системе организованной образовательной деятельности по музыке с детьми 6-7 лет по развитию творческого воображения через театрализованную деятельность.
Новизна педагогического опыта работы заключается в разработке и апробации материала, объединенного единой тематикой по театрализованной деятельности для развития творческого воображения детей.
Теоретическая база опыта. Подбирался, анализировался и составлялся музыкальный, игровой, литературный репертуар, разрабатывалась тематика каждого занятия. В процессе подготовки была использована методика развития детского творчества элементарного музицирования К. Орфа, программы Н.А.Ветлугиной, Э.П.Костиной, Е.А.Дубровской, а так же методические разработки А.И. Бурениной, Н.Сорокиной, А.В.Щеткиной, Г.П.Новиковой. Проблемой детского творческого воображения занимались отечественные ученые Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.А. Петровский, Н.Н. Поддъяков, С.Л. Рубинштейн и др.
Технология опыта
Основной идеей исследования является занятия театрализованной деятельности с целью развитие творческого воображения детей дошкольного возраста,формирование у детей представление о театре, о разных видах театрального искусства, приобщение детей к искусству, посредством театрализованной деятельности,способностям проявлять творчество в различных видах деятельности.
Основной целью педагогического опыта является развитие театрализованной деятельности и творческого воображения детей 6–7 лет.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
1.Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
2.Побуждать детей к творческому воображению с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
3.Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
4.Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
5.Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
6.Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
7.Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Методы: анализ психолого-педагогической литературы и практического опыта, текстовые задания, наблюдение, анализ продуктов детской деятельности.
Для достижения этой цели автор исследования пользуется следующими принципами:
1. Принцип целенаправленности: цели и задачи работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.2. Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.3. Принцип доступности: учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.4. Принцип наглядности обучения: продумывать дидактические цели исследования наглядности,методику показа,количество наглядности и последовательность демонстрации,сочетание определённых видов наглядности,включение детей в анализ наблюдаемых объектов,
соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.
5. Принцип интегрированного подхода:совместная работы с воспитателями, педагогом по физической культуре, с хореографом.6. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждать детей к самостоятельному поиску, импровизации.7. Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применять на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе каждого занятия.

2. Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх. Хочется обогатить их пока ещё небольшой театральный опыт: дать знания о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии. Уже начала собирать материал, иллюстрации. Родители наших детей очень активно откликаются на все предложения воспитателей и доброжелательно относятся к нашим задумкам. В группе уже проведены различные выставки поделок из природного материала, мягких игрушек, кукол для театрализованных игр из нетрадиционных материалов. Дети восторженно отзываются о поделках мам, придумывают им имена, действия. Очень хочется иметь в детском саду “Комнату сказок”, чтобы в неё могли приходить дети разных групп и помечтать – побывать в сказке. Мечтаю создать совместный с детьми родительский театр “Театр для всех”.
3. Театральная деятельность детей не ограничивается только драматизациями. Они охотно и увлеченно играют в кукольный театр, превращая самые обычные игрушки в артистов. Охотно играют в пальчиковый театр. В каждой группе имеется арсенал одежды для ряженья, дети с удовольствием одевают наряды  во время игры, и сразу же преображаются: двигаются иначе, говорят, поют. И все это без всякого нажима со стороны взрослых. Они живут в своем мире.
Уже в дошкольном возрасте нужно развивать творческую атмосферу, раскрывать возможности и особенности детей понимать свои эмоции и управлять ими, помогать детям, понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя.
Цель проекта: Теоретически обосновать и проверить педагогические условия театрализованной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
С помощью этого проекта предполагалось решить следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Выявить роль театрализованной деятельности в развитии творческого воображения.
Описать специфику методики организации театрализованной деятельности в подготовительной группе детского сада.
Мой проект разработан для детей подготовительных группы. Рассчитан он на один год.
На первом этапе я изучила педагогическую и психологическую литературу по данной теме.
Затем разработала содержательный модуль. Содержательный модуль включает в себя:
Психогимнастика и артикуляционная гимнастика
речевые и пальчиковые игры
театрализованная игра
Музыкальные сказки
Кукольные спектакли
Мини – спектакли, драматизации
По моему мнению, эта проведенная работа должна была помочь лучшему развитию творческого воображения.
Чтобы подтвердить эту гипотезу я разработала диагностические карты (Приложение №1)
С помощью этих карт я определяла уровень развития творческого воображения.
При работе с детьми , важным аспектом является поощрение участия детей в инсценировках, желания играть роль. Большое внимание я уделяла речи ребенка , правильному произношению слов, построению фраз, старалась обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняли маленькие истории, придумывали диалоги героев. Дети могли самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.
Ребятам я уделяла внимание отражению сказочных образов животных, анализировала характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю, также использовала упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча.
В танцевальном творчестве уделяла воспитанию интереса и желания двигаться в различных образах – зверюшек, снежинок, петрушек, цветов, активно использовала различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики, к изготовлению которых активно привлекались родители воспитанников. Добиваясь яркой передачи разнопланового образа использовала игры на внимание, фантазию. В танцевальном творчестве ребенок приобретает возможность получить жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.
Мои воспитанники научились исполнять небольшие монологи и более развернутые диалоги между персонажами, разыгрывать действия с применением разнообразных движений, умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, не заслоняя их, находить выразительные средства исполнения роли. Этому способствовали специальные упражнения, направленные на выработку выразительности жестов.
Для стимуляции и развития детского музыкального творчества я всегда поддерживала инициативы импровизирования на музыкальных инструментах, пении, в танцевальной и театральной деятельности , что, в свою очередь, позволило развить в детях «живой» интерес к занятиям музыкой, превратить их из скучной обязанности в веселое представление.
Занимаясь с детьми , я старалась вызвать у них положительные эмоции, Думаю, что тем самым, незаметно для себя, дети включались в театральные игры, что помогает ученикам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу.
На занятиях мы используем театральные этюды. Театральные игры-этюды развивают у детей творческое воображение , фантазию, мышление, восприятие, память. В процессе игр дети вырабатываются навыки, необходимые для отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера («трусливый заяц», «хитрая лиса»). Для развития у детей эмоций я также включала в занятии по музыкальному воспитанию соответствующие упражнения. Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка , который становится не пассивным исполнителем указаний педагога , а соучастником педагогического процесса. Уже в первый год обучения мы старались объединить театрализованные игры с элементами театрального спектакля или постановки, инсценировки песни в единое целое.
Работу по постановке мини-спектакля, музыкальной сценки мы начинаем с проектирования предметно- развивающей среды .Я выделила следующие основные составляющие: пространство, время и предметное окружение. Нами был подобран репертуар, практический материал для работы с детьми . Совместно с педагогами и родителями были изготовлены различные виды декораций, реквизит. Родители принимали активное участие в изготовлении костюмов, атрибутов и декораций к нашим постановкам.
Любимый литературный жанр дошкольника в любом возрасте – сказка. Сказка в музыке – это интереснейший вид представления. Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка , развивает его воображение , а музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей».
Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий. Продуманный подбор музыкальных произведений создаёт необходимое настроение, усиливает впечатления, вызывает эмоциональный отклик. Через музыку познаётся и красота природы, присутствующая во всех сказках. В театральных постановках дети поют, исполняют знакомые и специально выученные песни и танцы. Я стараюсь разнообразить сюжет и вовлекать в спектакль больше детей. Часто сама сочиняю небольшие песенки, попевки, музыкальные монологи героев.
Подбирая сказки для спектаклей, шла от простого к сложному. Для начала разыгрывали с детьми небольшие музыкальные сказки: «Кот, петух и лиса» ( муз. В. Герчик), «Теремок» (муз. Т. Попатенко), «Маша и медведь» (муз. Е. Тиличеевой). В этих сказках звучит инструментальная и вокальная музыка, что намного облегчает детям целостное восприятие музыкальных образов. При распределении ролей я учитывала пожелания детей быть тем или иным персонажем, одобряла выбор. Иногда, тактично направляла ребёнка на изменение роли, стараясь не обидеть его и убедить в том, что он неправ, выражая уверенность , что все юные актеры прекрасно справятся с ролью, например, зайца, потому, что хорошо представляют себе, как он выглядит, какой он трусливый, какой быстроногий (поэтому их и называют - «побегайками»). Очень часто я использовала в своей работе прием, который мастерски применял С.Я. Маршак, описывая движения кошки: «прыг», «шмыг», «кувырком», «клубком». Эти выразительные слова очень точно характеризуют каждое движение кошки. Для лучшей передачи детьми повадок животных и птиц, которые присутствовали почти во всех сказках, я применяла двигательные импровизации, которые проводила без предварительной подготовки, с элементами ритмопластики. Эти двигательные импровизации на практике оказались очень эффективными.
Кошки умываются; гоняются за мышкой; ссорятся из-за сосиски; прячутся от хозяйки, которая их хочет наказать; просят у своих хозяев чего-нибудь вкусненького.
Гуси идут к водоёму для купания; плавают и ныряют; выходят на берег и отряхиваются от воды; нападают на обидчика; зовут свою хозяйку, чтобы она их накормила.
Куры увидели корм и бегут к нему; подзывают цыплят; пьют воду; сидят на жердочке.
Двигательные импровизации, в которых участвуют все дети, положительно влияют на качество исполнительской деятельности маленьких актёров. Работая над выражением лица, постигая язык тела , дети постепенно овладевали и средствами выразительности, которые им помогали добиться успеха на подмостках детского театра, почувствовать уверенность в себе и в своих возможностях.
На выступлениях ребята проявляли творческую самостоятельность и часто вносили в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. Для достижения сценической выразительности я выбирала такой темп спектакля, который вызывал наибольший эффект у зрителей. Декорации тоже имеют большое значение для постановки спектакля, но если действия актёров не заставили зрителя поверить в происходящее, то и никакие декорации не помогут.
Анализируя усвоение детьми содержания сказок, я пришла к выводу, что стихотворный текст запоминается детьми легче, и поэтому стала предлагать им сказки для постановки в стихотворной форме. Учитывая возрастные особенности детей, я старалась не допустить их перегрузки и заранее распределяла обязанности между всеми, кто готовит постановку. Участие детей в действиях, которые происходят в сказке, расширяет их кругозор, улучшает мыслительную деятельность, развивает творческие способности. Заканчивали мы сказочный спектакль заключительной песней о дружбе, выученной на музыкальном занятии.
Артистические способности детей развивались от выступления к выступлению. Во время обсуждения и пересказа содержания сказки я каждый раз уточняла их ролевое поведение, создавала условия для театрально-игровой деятельности и старалась грамотно организовать работу как с детьми, так и со взрослыми.
В работе с детьми мы использовали различные способы организации музыкально-театральной деятельности:
- на первом этапе работы над сказкой предлагала коллективно воспроизвести текст сказки (рассказа);
- на втором этапе предлагала одному ребенку читать за всех героев сказки;
- на третьем этапе дети выполняли ряд творческих заданий (выразить страх, радость, удивление и т.п.);
- на четвертом этапе читали сказку по ролям;
- на пятом учились двигаться в своей роли.
В своей работе я стремилась:
– воспитывать у детей любовь и интерес к сказке;
– развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, которые дают возможность широко использовать воспитательное воздействие сказки;
– обогащать впечатления детей , знакомя их с разнообразными сказками и средствами их выразительной сценической трактовки;
– пополнять словарный запас детей и развивать выразительность речи, правильность произношения;
– развивать артистические способности детей и взрослых через театрализованную деятельность ;
– развивать воображение и веру в сценический вымысел;
– прививать навыки вежливого поведения;
– совершенствовать двигательные способности детей , вырабатывать гибкость и выносливость.
Работу маленьких актёров над ролью организовывала следующим образом:
Вначале они знакомились с инсценировкой (О чём она? Какие события в ней главные?).
Затем я представляла детям героев инсценировки (Где они живут? Как выглядит их дом? Внешность героев, одежда, манера поведения, их взаимоотношения друг с другом и т.п.).
Далее распределялись роли и шла работа над ролью: составлялся словесный портрет героя, описывалось его жилище, любимые блюда, игры.
Затем, проанализировав поступки сказочных персонажей, дети пересказывали отдельные фрагменты сказки.
Разработанное перспективное и календарное планирование работы театрального кружка позволило мне рационально, с наименьшими затратами сил и времени, осуществлять руководство работой в описываемой форме.
Счастливые улыбки и радостные лица детей после театрализованного представления говорят о том, что этот вид деятельности им очень нравится.
Для того чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и в жизни, научиться творить, необходимо пройти длинный путь накопления эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений. Очень важно создать условия для определенного развития эмоциональных и познавательных процессов у дошкольников, в том числе и при помощи театрализованной деятельности .


Вывод
Научить детей импровизировать - дело далеко не простое. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а занят был интересной для него деятельностью (театрализованной), был увлечен сказкой, игрой. Создать творческую атмосферу, раскрыть возможности и особенности детей, помочь им понять красоту речи, звуков, окружающих их, разнообразие красок мира, научить верить в себя - вот главная задача театрализованной деятельности в развитии творческого воображения.
Я считаю, что результат моей работы - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Для меня важно в моей деятельности не количество занятий искусством с детьми, а то, как я их провожу, творческий потенциал дошкольника, соотношение с ходом детской жизни, насколько они гармонично сочетаются с созвучием живой природы ребенка. Я не утверждаю категорично, что научить творчеству можно, но создавать условия для его проявления – в наших силах.
Проработав по этой теме, и проводя диагностику я убедилась, что этот вид деятельности помогает решить многие задачи: раскрепощение ребенка и овладение им навыков общения и коллективного творчества, совершенствование артистических навыков, активизирование мыслительного процесса, развитие чувства соучастия и сопереживания.
Современная психолого-педагогическая литература по творческому воспитанию детей помогла мне правильно организовать процесс обучения и воспитания в детском саду.
Был разработан тематический план театрализованных занятий.
В содержание работы по театрализованной деятельности включаю:
просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
упражнения для социально-эмоционального развития детей;
коррекционно-развивающие игры;
упражнения по дикции, ритмодекламация;
задания для развития речевой интонационной выразительности;
игры-превращения ("учим владеть своим телом"), образные упражнения;
упражнения на развитие детской пластики;
ритмические минутки (логоритмика);
пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукловождения;
упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
театральные этюды;
отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Успешным занятием театрализованной деятельностью в нашем детском саду способствуют:
специальное помещение со сценой и зрительным залом;
костюмы и декорации;
магнитофон, кассеты;
детские музыкальные инструменты;
различные атрибуты к занятиям;
наличие кукол для театра (наглядный материал) и ширм;
работа в кружке "Театральная карусель"
Работая над артистическими способностями детей, необходимо изучать особенности их воображения и оценивать уровень их развития. Для этого я фиксирую результаты:
диагностика (октябрь – январь – май);
постановка кукольных спектаклей;
драматизация сказок;
проведение праздников (в течение года), конкурсов, концертов.
Я считаю, что немаловажную роль в проведении занятий играет воспитатель. Он становится первым и главным моим помощником. Руководствуясь требованиями к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении о создании условий для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности, о приобщении детей к театральной культуре, воспитатель активно включается в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий.
Рекомендую воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения, просмотр диафильмов. Это помогало более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и педагога дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.
Моя работа как руководителя кружка «Театральная карусель» строится в тесном контакте с профильными специалистами: руководителем кружковой работы по изобразительной деятельности, учителем - логопедом, инструктором по физической культуре, хореографом, которые помогали детям в разучивании стихов, развитии пластики, изготовлении атрибутов к играм и сценкам.В соответствии со сказанным я выделяю следующие формы работы с педагогами:
творческая мастерская;
театральная гостиная;
основы режиссуры;
проведение праздников, досугов и развлечений на основе театрализованной деятельности.
Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях, музыкальных занятий помогает снизить нагрузку на детей, повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества.Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:
основы домашнего театра;
мастерство руководства игрой;
обучение организации самостоятельной театрализованной деятельности;
театральная гостиная;
творческая мастерская;
совместные праздники, досуги и развлечения на основе театрализованной деятельности;
консультации по вопросам творческого развития детей;
родительские собрания;
дневник достижений.
Во взаимодействии всего педагогического коллектива в сотворчестве с родителями и детьми в ходе подготовки к занятиям создавалась предметно - развивающая среда "Лаборатория удивительных вещей": "Волшебный плащ и палочка", книга сказок и зеркало, чудесные яблочки, черевички – всё это предметы, с помощью которых происходило перевоплощение в разные образы. Они помогали моим воспитанникам попасть в другую игровую ситуацию. "Говорящая шляпа" была не заменима в общении с застенчивыми детьми. Надевая её, ребенок входил в тот или иной образ. А если вдруг у него не получалось – не беда: просто шляпа ошибалась. "Мыльные пузыри" были прекрасным средством воображаемого передвижения в игровом мире и замечательным тренажером для развития дыхания. "Покрывало – невидимка" превращало всем знакомую игру "Угадай, кого не стало" в увлекательнейшее действие. Из «волшебного чемоданчика каждый раз появлялись сказочные вещи: музыкальные инструменты, картинки, грим.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Работу по театрализованной деятельности в детском саду считаю успешной, потому что в душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты, именно занятия театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Считаю важным в своей работе заниматься с детьми каждый день: это игра; и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок.
В процессе работы дети буквально на глазах преображаются, становятся свободными, раскрепощёнными, а если умело поставить вопросы – учатся думать, анализировать, предлагать свои идеи. Моя задача как педагога-практика побуждать ребёнка "увидеть, удивиться, рассказать".
Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая культура речи.
Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает мне решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Мне как педагогу, очень важно чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Совместно с воспитателями и родителями в детском саду для того, чтобы воспитание и обучение носило творческий развивающий характер, сделано много кукол разных систем, музыкально-дидактических игр, имеются театры различного вида. Накоплено много методической и нотной литературы; имеются комплекты аудиокассет "Народная музыка", "Классическая музыка"; музыка из детских мультфильмов: использую в работе различные слайды.
Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна, так как она тесно связана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т. д. Необходимость контакта и систематизирования её в едином педагогическом процессе очевидна.
Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью в процессе наблюдения, я обратила внимание на следующее:
Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность.
У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видодеятельности, речи).
У детей появилось желание придумать рассказать сказку, историю, сочинить танец и т.д.
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать по результатам начальной характеристики ребёнка и характеристики к концу обучающего периода. Причём такую характеристику могут дать как родители, так и воспитатели.
Три года назад высокая – 33,5%;средняя – 40,5%низкая – 26%На данный период высокая – 61%средняя – 30%низкая – 9%
Динамика роста качества знаний

Приложение №1
№п/п Дата проведения Общее количество детей
Эмоциональное состояние детей в начале занятия Эмоциональное состояние детей в конце занятия
Грустное настр. Веселое настр. Грустное настр. Веселое настр.
количество % Количест
во % Количест
во % Количест
во %
1. Октябрь 22 18 81 4 19 10 45 12 55
2. Ноябрь 23 16 70 5 30 9 39 14 61
3. Декабрь 20 13 65 7 35 6 30 14 70
4. Январь 22 16 72 6 28 2 9 20 91
5. Февраль 20 10 50 10 50 1 5 19 95
6. Март 23 10 43 13 57 1 4,3 12 95,7
7. Апрель 22 9 40 12 60 2 9 20 91
8 Май 23 7 30 16 70 1 4,3 22 95,7
Таблица по диагностике

Приложение №2
Репертуар для проведения диагностики.
1.Восприятие музыки.
П. Чайковский «Октябрь» (Времена Года).
И. Дунаевский. «Урожайная».
Г. Свиридов. «Тройка», «Метель».
Э. Григ. «Шествие гномов».
С. Прокофьев. «Марш».
Д. Кабалевский. «Походный Марш».
2.Пение.
1.Е. Тиличеева. «О чем плачет дождик».
2.Т. Попатенко. «Листопад».
3.В.Иванников. «Осень».
4.С. Соснин. «Песенка дружных ребят».

3. Музыка и движение.
Упражнения в ходьбе разного характера.
1.Е. Тиличеева. «Лошадки».
2. В. Золатарев. «На всю улицу веселы».
3. Г. Струве. «Песенка о гамме».
4.Пляски: «Приглашение», «Каблучки».
4. Игра на детских музыкальных инструментах.
1.Р.Н.П. «Ах, ты береза».
2. Р.Н.П. «Под яблонькой зеленой».
3 Румын.Н.П. «Кап-кап».
Приложение №3
Сценка «Осенняя сказка»
Действующие лица: Дети старших групп-Гном, Заяц, Ёжик, Медведь, Белка.
Звучит музыка
Ребёнок:Тили – тили – тили – бом,
На лесной полянке дом.
И скамейка под окном -
Здесь живёт весёлый Гном!
Солнце просыпается,
Сказка начинается!
появляется Гном
Гном: Тишина в лесу, покой,
Нету птички ни одной.
Листья падают, кружатся,
И на землю все ложатся.
Где же белочки, зайчишки?
Нет ни ёжика, ни мишки.
Гном садится на пенёк и грустит, появляется Заяц.
Заяц: Здравствуй, Гномик, что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном: Здравствуй, Зайка! Как живёшь?
И откуда ты идёшь?
Заяц: Нынче дел невпроворот,
Ведь богатый огород:
И капуста, и редис-
Собирай, да не ленись!
Тебя, Гномик, угощаю. (протягивает морковь)
Некогда мне, убегаю.
Звучит музыка. Заяц убегает, одновременно появляется Ёжик с корзинкой.
Ёжик: Здравствуй, Гномик, что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном: Здравствуй, Ёжик! Как живёшь?
Что в корзиночке несёшь?
Ёжик: Нынче славный урожай
Не ленись, да собирай!
Много яблок и грибочков,
А в болоте клюква в кочках.
Яблочками угощаю (даёт яблочко)
Некогда мне – убегаю!
Звучит музыка. Ёжик убегает, одновременно появляется Медведь с бочонком мёда.
Медведь: Здравствуй, Гномик, что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном: Здравствуй, Миша, как живёшь?
Что в бочоночке несёшь?
Медведь: Пчёлы летом потрудились,
Собирали сладкий мёд,
Собирали, не ленились,
Знали, что зима придёт.
Тебя мёдом угощаю
Некогда мне – убегаю!
Под музыку Медведь уходит, появляется Белка с узелочком в руках
Белка: Здравствуй, Гномик, что грустишь?
Здесь один на пне сидишь?
Гном: Здравствуй, Белка! Как живёшь?
В узелочке что несёшь?
Белка: Собираю я орехи,
Но совсем не для потехи,
Чтоб зимою сытно было
Я орехи раздобыла.
Вот возьми, я угощаю
Некогда мне – убегаю!
Снова звучит музыка, Белка убегает, одновременно Гном идёт по направлению к своему дому, ставит свою корзину с угощениями, берёт в руки лопату.
Гном: Что ж, и мне пора трудиться,
Никому нельзя лениться.
Осень с радостью встречай,
Собирай свой урожай.

Ребёнок: Гном трудился – молодец,
Тут и сказочке – конец!
Выходят все звери.
Песенка «Осень в лесу».
Приложение №4
Инсценировка к Новогоднему празднику
Сказка 12 месяцев
Действующие лица: дети старших групп-Ворона,Мачеха,Дочка,Маша, Зайцы,Лиса, Медведи, Месяцы.
Залетает ворона (ребёнок)-летает вокруг ёлки
Ворона: Кар-кар,Новый год идёт! Кар-Кар,Новый год идёт!(роняет волшебную книгу)
Ребёнок: Ой,ребята,это же волшебная книга. Давайте её приоткроем.
Ребёнок.:Каждый раз под Новый год
Сказка по Земле идет.
Постучится к нам в окошко,
Отряхнет от снега ножки,
Тихо двери отопрет
И рассказ вести начнет.
Р.1 Знают дети, что в году
Месяцев — двенадцать,
Но нигде и никогда
Им не повстречаться.
Р.2 Но люди рассказали,
Что девочка одна
Всех братьев увидала
У новогоднего костра.
Р.1 А случилось это так:
Снег, мороз, полночный мрак,
И в таежной деревушке
Разговор идет в избушке.
За столом ест дочка, мать кормит ее. Машенька -неродная дочь, убирает в комнате.
Мачеха (обращаясь к дочери):
Доча — розовые щечки,
Пей компот, ешь пирожочки.
Будешь пухленькой и гладкой,
До чего ж ватрушки сладки.
Дочка:
Ой, пожалуй, не могу,
Может, съесть еще одну.
Р.2:
Рядом дочка неродная
Крутится как заводная.
Есть готовит, убирает,
Порученья выполняет.
Мачеха:
Дров для печки наколи
Да постели постели,
Иль не видишь, притомились,
Целый день мы так трудились.
Дочка (выглядывает в окно):
За окном метет метель,
Ну, и мне пора в постель.
Мачеха:
Маша, в лес быстрей иди,
Мне подснежников нарви.
Дочка (в сторону):
Ха-ха, подснежники — зимой.
Да я за дверь-то ни ногой.
Мачеха (мечтательно):
Удивлю-ка весь народ
Я цветами в Новый год!
Подороже их продам —
Может, шубки выйдут нам.
Дочка:
Мне бы шубку из лисы.
Мачеха:
Ладно, милая, ты спи.
Мачеха с дочкой засыпают. Машенька собирается в лес. Выдвигается пенёк.
Р.1:
Но делать нечего, и вот,
Поплакав, девочка идет.
В сугробах ножки застревают
Метель же пуще завывает.
Исполняется танец Метелица (девочки)
Появляется Маша, оглядывается, видит пенек.
Маша:
Ой, как холодно в лесу,
Ну куда же я пойду.
Вот пенечек, отдохну
И немножко подремлю.
Маша садится на пенек и засыпает. Выбегают зайцы.
1-й заяц:
Ой, зайчата, посмотрите
Девочка сидит.
Бедная, замерзла,
Вся она дрожит.
2-й заяц:
Девочка, ты кто, скажи,
Ну, проснись и не дрожи.
Маша:
Машею меня зовут,
Не по воле своей тут.
Мне б подснежников найти.
Не встречались вам в пути?
Зайцы (удивленно):
Подснежников?
3-й заяц:
Те цветы цветут в апреле,
А сейчас зима, метели.
Время, Маша, не теряй,
Лучше с нами поиграй.
4-й заяц:
Мы похлопаем в ладошки
И погреемся немножко.
Исполняется танец Зайчиков. Из-за елки выбирается Лиса.
Зайцы с криком «Лиса!» убегают.
Лиса:
Расшумелись тут зайчишки,
Вот же глупые трусишки.
Мне сегодня не до вас,
Я на праздник собралась.
Целый день я так трудилась,
Танцу модному училась.
Видит Машу и удивляется.
Девочка! Зачем ты в лес пришла,
И старую корзину с собою принесла?
Маша:
Машею меня зовут.
Не по воле своей тут.
Мне б подснежников найти.
Не встречались вам в пути?
Лиса:
Подснежники зимой?
Ты смеешься надо мной.
Брось занятие дурное,
Лучше спляшем мы с тобою.
Исполняется танец Лисы.
Лиса:
Пойдем на праздник в детский сад?
Станцуем вместе для ребят.
Маша:
Нет-нет, спасибо, не могу,
Искать подснежники пойду.
Появляются из-за елки медведи с бочкой меда. Исполняется танец Мишек.
Медведи (обращаясь к Маше):
Нам зайчата рассказали
Про твою беду,
Нас они к тебе послали,
На, поешь медку.
Маша , благодарит медведей, те уходят.
Р :
Снова Машенька одна.
Вдруг увидела она:
Огонек вдали мерцает,
Словно звездочка сияет.
( За елкой зажигается и гаснет фонарик. Девочка спешит к нему .
У костра — месяцы-братцы.костер)
Маша:
Добрый вечер.
Январь:
Вечер добрый.
Маша:
Можно мне погреться у вашего костра?
Февраль:
Можно! Но скажи, зачем сюда пришла?
Маша:
Мне б подснежников найти,
Не встречались вам в пути?
Декабрь:
Но ведь подснежник расцветет,
Когда Апрель месяц придет.
Маша:
Дедушка, я знаю, когда,
Да деваться мне некуда.
Март:
Очень добрая она,
Любит труд, а как умна.
Все месяцы:
Мы готовы ей помочь,
Ведь волшебна эта ночь.
Январь:
Ну, что ж, братец-Апрель, вставай,
Твоя гостья, принимай.
Апрель (обращаясь к Январю, Февралю, Марту):
Братцы-месяцы, уступите мне сейчас
Свое место на час.
Декабрь,Январь, Февраль, Март (вместе):
Ладно уж, уступаем,
Дорогу Апрелю освобождаем.
Январь передает посох Февралю, Февраль — Марту, Март — Апрелю.
Апрель:
Разбегайтесь, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы громче петь, 5
И расцвел подснежник!
Месяцы отходят к елке, костер убирается.
Апрель:
Ну, что же ты стоишь, не зевай,
Беги, подснежники собирай.
Под музыку Маша собирает бутафорские цветы в корзину. Маша
кланяется братьям-месяцам.
Маша:
Братья-месяцы, спасибо!
Помогли моей беде.
Ведь без вашего участья
Не нашла б цветов нигде.
Р.
Нарвав цветочков нежных,
Машенька спешит домой
Через лес густой и снежный.
Вдруг кричит ей кто-то...
Из-за елки или со стульчиков раздается голос:
«Стой!» Появляются Зайцы,Медведи, Лиса.
Заяц:
Наша Маша дорогая.
Лиса:
Ой, цветы! Прелесть какая!
Все:
Мы на праздник в сад идем
И тебя с собой зовем.
Маша:
Так, зверюшки, и решим,
В детский садик поспешим.
Идут под музыку вокруг ёлки
Приложение №5
Театральная постановка сказки «Битый небитого везет»
Действующие лица: дети старших групп-Бабка, Дед, Лиса, Волк.
(Стоит печка, рядом скамейка. На скамейке сидят дед и баба)
Звучит русская народная музыка
Бабка
Налови-ка рыбки, дед,Нам на завтрак и обед.
Дед
Ладно.
А ты, бабка, как вернусь с реки,Пирогов мне напеки!
Будем Новый год встречать.
Гостей пирогами с рыбой угощать.
(Бабка тесто месит .А дед берет вожжи лошади, запряженной в сани , и едет.)
Дед (лошади) Но! Поехали, родная! ( Лошадь медленно движется вокруг ёлки под музыку)
Дед Тпру!(Лошадь останавливается, дед берет удочку, ведро. Лошадь с санями уходит в сторону.)
Дед Пора за дело браться. ( Дед начинает ловить рыбу.)
Музыка ветра, вьюга завывает.
Дед Что-то холодно стало. Надо погреться.
Начинает танцевать. Выбегают зайцы и танцуют с дедом. Он их не видит.
Музыка умолкает, дед поворачивается назад и говорит:
Дед Кто здесь?
(Зайцы прячутся за ёлкой и убегают)
Дед
Что-то здесь клюет не шибко,Эх, не ловля, а тоска! 2Ты ловись скорее рыбкаИ мала, и велика!
Дед вытаскивает рыбку. Из-за ёлки выглядывает Лиса.
Лиса
Не видать улова деду! Лиса забегает вперед и падает на дорогу.
Дед
Все. Замерз! Домой поеду.
Дед берет вожжи, на сани ставит ведро с рыбой, едет.
Видит, лежит лиса, останавливается.
Дед
Тпру!Вот счастье привалило!Что ль ее кобылой сбило?Будет бабке воротник.
Лиса (шепотом)
Ну, и глупый ты, старик!
Дед медленно ведет лошадь к дому, а Лиса спрыгивает с саней и сбрасывает по одной рыбке.
Дед
Тпру! Эй, бабка, выходи,Да на сани погляди.Рыбы я поймал – не счестьИ тебе подарок есть!
Бабка с веником выходит из –за печки..
Бабка
Ты скажи мне, старый пень,Где гулял ты целый день?
Заглядывает в сани и набрасывается на ДедаГде подарок? Рыба где?
Лиса выглядывает из-за ёлки
Лиса
Рыба плавает в воде!
Дед (кричит бабке)
Вон она! Неси винтовку!
Не догнать теперь плутовку.
Лиса убегает в лес.
Бабка
Ты за нею не беги,Ведь остынут пироги.
Бабка и дед уходят я за печку.
Появляется Лиса и начинает подбирать рыбу с дороги.
Лиса
Рыбка раз, рыбка два,Хитростью лиса жива.
Из-за деревьев появляется под музыку Волк.
Волк
Здравствуй, милая сестрица.Надо с братцем поделиться.Есть хочу, хоть волком вой.Я с утра едва живой.Дай же, душу не трави.
Лиса
Сам пойди и налови.
Волк

Рад бы. Только не умею.Научи меня скорее!
Лиса
Ладно, братец, научу.К проруби сейчас иди,Опусти хвост и сиди.Говори: «Ловись-ка рыбкаИ мала, и велика!»
Волк
Вот спасибо, удружила,На рыбалку побегу.
Лиса
Ну, удачи, братец милый!
Волк бежит к проруби.
Лиса (в сторону)
Ой, потеха, не могу!
Волк
А вот и прорубь.
Волк садится и опускает хвост в прорубь. Лиса ходит вокруг него.
Волк
Ты ловись скорее рыбкаИ мала, и велика!Ты ловись скорее рыбка:И плотвичка, и треска!
Лиса (хихикая)
Эй, проказники морозы,Ледяной постройте мост!Загорайтесь в небе звезды,Мерзни-мерзни, волчий хвост!
Волк
Что бормочешь ты, сестричка?Что-то я не разберу.
Лиса
Говорю: «Пускай плотвичкаКосяком пойдет к утру!»
Лиса убегает. Волк продолжает сидеть. Наступает ночь.
Танец звёзд и месяца
Волк засыпает.
Наступает рассвет. Из избы выходит Дед и Бабка с коромыслом,идут к проруби.
Бабка видит Волка, бросает коромысла.
Бабка
Волк! Спасите! Караул!
Волк просыпается и пытается вытащить хвост из проруби.
Волк
Неужели я уснул?Сколько рыбы привалило –Вытащить не хватит силы!
Дед
Ты у нас украл теленка,И овцу, и поросенка!А теперь, раз ты так глуп,Из тебя сошьем тулуп!
Бабка
Вот, негодник! Получай!За злодейства отвечай!(замахивается кулаком)
Волк отрывает хвост и бежит в лес. Бабка с Дедом за ним. Тут же появляется Лиса, оглядывается и водит носом.
Лиса
Будет серому наука.Чем здесь пахнет? Ну-ка, ну-ка!
Лиса бежит к печке, потом за печку.
Раздается грохот, выскакивает Лиса, перепачканная в тесте. Ей навстречу выходит запыхавшийся Волк и хватает Лису.
Волк
А, попалася, плутовка!Провела меня ты ловко,Вот, награду получай! Волк набрасывается на Лису.
Лиса
На меня ты не серчай.Ведь тебя, хотя и били,Все ж до смерти не убили.Я ж с разбитой головой,Выбралась едва живой.
Волк (смотрит на лису)
Это правда! Как назло,Нам с тобой не повезло.
Разреши тебе помочь,
Мы уйдем от сюда прочь!
Лиса (тихо)
Битый небитого везёт.
Волк
Что бормочешь ты, лисичка?Лиса
Говорю:«Битый битого везет!»
На поклон выходят Бабка, Дед, Лиса и Волк
Все вместе:
Всех в деревню приглашаем,
Пирогами угощаем.
Будем петь и плясать,
Вместе новый год встречать!
(Дети кланяется и садятся на стульчики)

Приложение №6
Конспект театрализованной постановки
по сказке «Снежная Королева»
Действующие лица: взрослые –Дед Мороз, Снежная Королева, дети- Кай, Герда,Бабушка, Свита Снежной Королевы, Атаманша и разбойники, Лесные Зверушки, Северный Олень, Народы Севера, Волшебник, Принц, Принцесса, Паж Принца.
Ребёнок: Волшебный праздник настаёт
Добрая сказка к нам в гости идёт.
Сказочник:Здравствуйте, дорогие дети и родители!
Я- добрый сказочник и знаю много сказок.
Все вам хотел бы рассказать. С какой же начать?
Может со сказки о доброй фее?
Нет,пожалуй ,расскажу вам о Снежной Королеве!
Песня «Кай и Герда»- поют несколько девочек и сказочник.
(Бабушка вяжет, Кай играет в игрушки на ковре, Герда поливает розы из лейки)
Герда: Кай , посмотри , за окном зима , а наши розы расцвели.
Кай: Какие они красивые, как они хорошо пахнут.
Герда: Бабушка, а розы не замерзнут?
Бабушка: Нет, ведь вы их согреваете своим теплом и добротой.
Герда: ( смотрит в окно) За окном снежинки летят.Бабушка, а у снежинок есть королева?
Бабушка: Есть. Живет Королева далеко-далеко на Севере. Но, говорят, зимой, когда дует северный ветер ,она прилетает на снежном облаке сюда, к нам.
Кай: Пусть только Снежная Королева попробует сюда войти. Я посажу её на горячую печь и она сразу растает.
Герда: Ой, кто-то стучит в окно?Я боюсь.
Бабушка: Это просто метель разыгралась.
Вальс Снежинок.
Выход Снежной Королевы.
Снежная Королева:
Я – Королева из страны,
Где нет ни солнца, ни весны,
Где круглый год метель метёт,
Где всюду только снег и лёд,
Безмолвие, покой люблю,
А шум, веселье – не люблю.
Подойди ко мне, мальчик.Ну что же ты.Боишься?Вот не думала, что ты трус.
Кай: Я не трус.(подходит)
Снежная Королева обнимает мальчика и уходит со словами:
До скорого свидания, мальчик.
Кай: Ха-ха,смотрите как смешно,наши розы вянут.
Бабушка: Ой, какое несчастье.
(Герда плачет)
Кай: Герда, какая ты некрасивая, когда плачешь.
Дети выходят
1 ребёнок Эй, Герда, Кай, скорей сюда.
У нас здесь новая игра.
Кай: Сейчас, идём.
Герда: А как играть?
1 ребёнок: Снежки лепить и в цель бросать.
2 ребёнок: Для веселой детворы зимние забавы.
Санки, лыжи и коньки выбирай по нраву.
Танец :Дети , Кай и Герда.- «Вьюженька»
После вылетают Снежинки и забирают Кая. –«Похищение Кая»
Дети зовут Кая: Кай, где ты?(уходят)
Герда: Кай, где бы ты ни был ,я обязательно тебя найду.
Идёт под песенку Герды вокруг ёлки.
Сказочник: Герда пошла искать Кая и попала во дворец, где жили Принц и Принцесса.
Звучит музыка –выход Принца и Принцессы.
Герда: Здравствуйте, Ваше Величество!
Принц: Здравствуй, девочка. Как тебя зовут и как ты попала во дворец?
Герда: Меня зовут Герда.Я ищу своего брата Кая.Вы не видели его?
Принц: Нет, не видели.
Принцесса: Ах, ты бедняжка. Оставайся у нас. Нынче во дворце бал.
Менуэт во дворце.
Принцесса: Эй,музыканты, выходите,
И всех гостей развеселите.
Оркестр музыкальных инструментов.- «Добрый жук»
Герда: Ваше величество, я не могу остаться. Я должна искать Кая.
Принцесса: Вижу ты легко одета.Теплую одежду сюда!
Вот эту шубку и муфточку я тебе дарю.
Герда: Вас за все благодарю.(одевает шубку и муфточку)
Сказочник:Пошла Герда дальше и оказалась в лесу , где жили разбойники.
Выключить свет

Танец разбойников и атаманши
1 разбойник:
Мы-разбойники лихие,
Мы –ребята удалые.
Привыкли грабить всех подряд.
Из нас добыче каждый рад.
2 разбойник:
Мы тебя давно поджидаем,
Мы таких как ты обожаем.
3 разбойник:
Законно, не законно
Мы заняты другим.
Мы отнимаем кошельки со звоном золотым.
Атаманша:
Прочь убирайтесь, что пристали.
Девчонку только напугали.
Бедняжка чуть жива стоит.
Как лист осенний вся дрожит.
Куда идёшь, замерзла вся,
Какая шубка у тебя.
Давай скорей её сюда.
Герда:
Не могу.
Иду я в ледяной дворец,
И я замерзла, наконец.
Атаманша:
Как ты смогла мне возразить.
Вот видишь нож и пистолет.
Отдашь мне вещи или нет?
Герда отдает шубку и муфту атаманше и плачет
Атаманша:
Ну, ладно, не реви.(кладет Герде на плечи руку)
Лучше пойдем, я покажу тебе свой зверинец.
Подходят к зверушкам и Северному оленю.Атаманша пугает зверей.
Атаманша: Как я люблю мучить своих зверей.
Это Северный Олень.Он умеет разговаривать, но не хочет. За это я щекочу его ножом.
Зверушки: Мы видели Кая,его увезла с собой Снежная Королева на Северный полюс.
Герда: О Кай, милый Кай.
Атаманша: Терпеть не могу, когда хнычут.
Северный олень: Герда, я отвезу тебя на север, где живет мой народ.Они подскажут , где замок снежной Королевы.
Герда(обращается к атаманше):Отпусти, пожалуйста, Северного оленя.Он укажет мне дорогу.
Атаманша: Хорошо, отпущу.Но ты должна меня развеселить.
Весёлые зверушки:
прыгают через обручи, играют в мяч,прыгают на скакалке.
Атаманша: Ладно, отпускаю. Возьми и шубку, а то замерзнешь. А муфточку я оставлю себе, она мне очень понравилась.
(Смотрит на зверушек): И вы тоже убирайтесь, пока я не передумала.
Северный олень везет Герду на север, под музыку : «Увезу тебя я в тундру»
Танец народов севера « Якутяночка»

Герда: Здравствуйте, не видели ли вы Кая?
Народы Севера: Нет, мы не видели.
Герда: А вы не знаете, где живет Снежная королева?
Народы Севера: Снежная королева живет на северном полюсе в ледяном дворце.Но лучше тебе спросить о ней у Белых Медведей.
Олень: Дальше мне дороги нет.Кругом вода и льды.Желаю тебе добраться до замка снежной Королевы и спасти Кая. До свидания.
Герда: Спасибо.До свидания.
Танец Белых Медведей.
Герда: Белые медведи,.Вы не знаете, где находится замок Снежной Королевы.
Белые медведи: Путь долог к снежной Королеве. Надо запастись рыбой.
Конкурс «Кто больше наловит рыбы»
Белые медведи: Садись вместе с нами на льдину и мы поплывем.
Плывут вместе на льдине.
Белые медведи: Дальше нам нельзя. Здесь начинаются владения Снежной королевы.
Зловещая музыка.Выход Снежной Королевы и Кая.
Кай собирает из льда слово.
Снежная Королева:
В царстве дальнем
В царстве белом.
Среди снега. Среди льдин
Я живу, я- королева,
Холод спутник мой один.
Снег искриться, снег сверкает.
Радуя меня красой.
Никогда он не растает.
Даже летом и весной.
Льдинки замок украшают.
Как хрусталики звенят.
А прозрачные сосульки
Так приятно леденят.
В моем царстве всюду стужа.
Я владею царством льда.
И везде снежинки кружат.
Эй, снежинки, все сюда!
Танец Снежинок и Снежной Королевы
Герда:
Кай, очнись, глаза открой.
Я прошу, пойдем домой.
Ты наверное замерз.
Не сдержать мне горьких слез.
Кай: Не отвлекай меня. Я собираю слово ВЕЧНОСТЬ.Так велела мне Снежная Королева.
Герда: Ты меня забыл, о Кай.
Кай: Я ж просил, не отвлекай.
Снежная Королева:
Что такое, что стряслось,
Колдовство оборвалось.
Ты слезами растопила
Ледяную мою силу.
Ах, я таю, таю, таю
(уходит)
И потихоньку исчезаю.
Герда: Надо Дедушку Мороза мне позвать,
Чтобы Кая мне помог расколдовать.
Дедушка Мороз, Ау,
Слышишь, я тебя зову.
Выход Деда Мороза
Дед Мороз:
Что случилось у тебя,
Герда милая моя?
Герда: Королева Снежная, злая,
Заколдовала моего брата Кая.
Дед Мороз:
Не печалься, ведь я же волшебник.
Эй, вы ветры буйные,
Метели белоструйные,
Грусть, печаль кружите
И Кая нам верните.
Кай, иди ко мне скорей.
Стань , пожалуйста, добрей.
К Деду Морозу подходит Кай, Герда, Сказочник.
Сказочник:
Дружба верная порой
Справится с любой бедой.
Храброй Герда оказалась,
Снежную королеву не испугалась.

Приложение №7
Консультация для родителей«Театрализованная деятельность в детском саду»
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс  автоматизации  звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
«Чтобы веселиться чужым весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место». (Б. М. Теплов)
Театр и родители.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. Важно родителям принимать участие в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. Родители могут исполнять роли, принимать участие в изготовлении декорации, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Участие родителей в совместной деятельности с детьми вызывает у них много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных постановках.
         Я предлагаю родителям  в домашних условиям устроить детям театр.
Давайте рассмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.
Куколки на пальчик.
Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.
Возьмите лист бумаги шириной 5-7см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше. Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете. Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками. Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».
Театр на столе.
Именно на нем и разыгрываются представления.
Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту.
Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола. Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных персонажей бабки и дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.
Конусные куклы.
Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, поэтому их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес. На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!
Перчаточные куклы.
Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара. Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке - коричневый, а зайке - белый или серенький. Здесь главное - аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.
Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!
Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.
Родители! Не жалейте времени на домашние постановки по материалам сказок - результат будет стоить того. Для ваших детей  это будет настоящий праздник!

Библиографический список
1.Бейлино А. Музыкально - ритмические пальчиковые игры. - Дошкольное воспитание, 1993 год, № 9, стр. 114.
2.Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 1984 год.
3.Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. - М.: Музыка, 1973 год.
4.Давыдова Н. Основы музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год, №6, стр. 89.
5.Кузмичева Л. Работа музыкального руководителя (вне занятий), - Дошкольное воспитание, 1980 год, № 5.
6.Лифиц И. Уроки ритмики. - Дошкольное воспитание.
7.Методика музыкального воспитания в детском саду, / под. ред. Н. А. Ветлугина и др. Издательство «Просвещение» 1976 год.
8.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль «Академия развития», 1997 год.
9.Музыка в детском саду / под. ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Музыка, 1980 год.
10.Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11, стр. 91.
11.Радынова О. Дошкольный возраст - задачи музыкального воспитания. - Дошкольное воспитание, 1994 год, № 2, стр. 24 - 30.
12.Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя. - Дошкольное воспитание, 1994 год, № 11, стр. 52.
13.Русяйкина Т. О совместной работе музыкального руководителя и воспитателя. - Дошкольное воспитание, 1980 год, № 1.
14.Столярова В. Чтобы дети росли добрыми. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 9, стр. 119.