Конспект урока истории на тему Движение декабристов

План-конспект  урока  по истории. Тема «Движение декабристов ».
Роль и место  урока : Данный  урок  занимает важное место в ряду  уроков  истории по началу XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды  декабристов  и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая  декабристами  попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I.
Цель: рассказать о тайных обществах царствования Александра I и восстании  декабристов .
Задачи:
1.Образовательные:
сформировать представления о идеях, целях, членах тайных обществ, а также о ходе и итогах восстания декабристов;
познакомиться с личностями, входившими в тайные общества;
проанализировать основные идеи документальных проектов устройства России;
проследить ход и итоги восстания, а также дальнейшую судьбу  декабристов .
2. Воспитывающие:
Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну;
Формировать любовь к предмету.
3. Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление учащихся;
Формировать умение работать с историческими документами;
Развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, документы (раздаточный материал)
Форма проведения урока: урок с применением ИКТ.
Определения и даты:
декабристы;
14 декабря 1825г. – выступление на Сенатской площади;
29 декабря 1825 г. – восстание Черниговского полка.

 Персоналии: Александр I,  Николай II, М. А. Милорадович, П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

Педагогические технологии:
 проблемное обучение, педагогическое проектирование, интерактивное обучение, личностно-ориентированное обучение, ИКТ, фишбоу.

Методы, используемые на уроке:
проблемное обучение;
дифференцированное обучение ;
взаимопроверка;
самостоятельная работа (работа с фрагментами документов);
активные методы обучения.
Использованные программы:
Word.
Power Point.

Структура урока:
Организационный момент.(5 мин)
Этап изучения нового материала (20 мин)
Этап закрепления материала (8 мин)
Рефлексия урока.(5 мин)
Домашнее задание.(2 мин)

















Ход  урока :
Инициация.
«Здороваемся глазами».
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча, глазами. При этом постарайтесь глазами показать какое у вас настроение.
Погружение в тему.
«Что у меня на сердце». Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня на сердце легко» или «у меня на сердце тяжело». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на каждой стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце сейчас тяжнло, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Интрига.
На фоне первого видео.
Учитель: Ранним утром 14 декабря 1825 года Петербург содрогнулся от неслыханного известия. Войска лейб-гвардии Кирасирского, Измайловского и некоторых других полков отказались присягнуть на верность новому государю императору Николаю I. Все говорили о конституции, гражданских правах и шепотом обсуждали, что все это организовали офицеры, герои войны 1812 года, что среди них есть князь и что в этом заговоре участвует Пушкин. Позже стало известно, что восстание подавлено и названы имена заговорщиков.
(Барабанная дробь)
Офицер: Именем государя Всероссийского императора самодержца Николая Первого приговорить к повешению Павла Пестеля, Петра Каховского, Кондратия Рылеева, Михаила Бестужева-Рюмина, Сергея Муравьева-Апостола.
Сцена 2.
На смену выходят дамы (звучит вальс)
Д: А вы слышали, у нас в Петербурге есть тайное общество?
Д: Ах, сейчас модно быть тайным. Есть тайные общества шляп, масонов и всяких колдунов!
Д: Нет, это серьезное тайное общество.
Д: чего же они хотят?
Д:Страшно сказатьхотят принять конституцию и сделать парламент
Д: Это все от французов. Они казнили бедного Людовика 16.
Д: я слышала, что парламент сейчас в Англии.
Д: А самое главное-они хотят отпустить крестьян. Безобразие.
Д: Ой, это как же без крестьян?
Д: У меня почитай тыщ двадцать душ, это ж доход какой!
Д:Дааа и они станут свободными..ужас
Д: Тсс, а то нас тоже сочтут заговорщицамитанцуем дамы..
(уходят)
Учитель: О ком пойдёт речь сегодня на уроке?
Речь идет о восстании декабристов. Именно об этом событии мы будем более подробно говорить сегодня на уроке.
Тема урока: «Движение декабристов»
- Что вы знаете о декабристах?
- Примерный ответ уч-ся: - Это участники восстания против власти царя.
-Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций.
Учитель: - Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия и поддерживаемой им власти? Почему объединились они в тайные общества вольнодумцев?
Я предлагаю вам построить нашу работу по уже известной вам схеме «рыбьего скелета». Для этого мы должны обозначить проблемный вопрос урока, на который мы будем искать ответ в нашем исследовании. Было ли обречено восстание декабристов на провал с самого начала и почему? (на доске рыбий скелет, прикрепляю в голову проблемный вопрос).
Для решения этой проблемы необходимо составить план нашего исследования. В этом вам поможет материал, находящийся у вас в папках, лист первый.
(Студенты формулируют план урока, прикрепляю на скелет рыбы.)
История движения декабристов.
Тайные общества, их программы.
Восстание на Сенатской площади.
Учитель: в конце каждого этапа урока мы будем делать выводы и в конце урока должны ответить на поставленный проблемный вопрос.
Проработка содержания темы урока.
Учитель: давайте вспомним ситуацию, которая складывалась в стране после Отечественной войны 1812 года. Как встретила страна своих солдат победителей?
Выступление студента.
-На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели, насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян.
Через несколько лет после Отечественной войны 1812 года в политике Александра I проявляются откровенно крепостнические черты. Это выражалось не на словах, а в делах. И, прежде всего – в создании военных поселений.

Аракчеев

Их устройством занимался Аракчеев. В селении вводились воинские части и все жители переводились на военное положение. Всех взрослых крестьян до 45 лет одели в военную форму и побрили. Весь быт военных поселян был мелочно расписан. Главным занятием стали военные учения. Зачастую из-за учений хлеб осыпался на корню, а сено гнило под дождем. Ремеслами и торговлей можно было заниматься лишь с разрешения начальства. В военных поселениях неоднократно происходили восстания (крупнейшее из них произошло в 1831 году в районе Старой Руссы). Тем не менее, система военных поселений просуществовала до 1857 года.




Александр I
«Они будут, во что бы то ни стало, хотя бы пришлось уложить трупами от Петербурга до Чудова», - так отвечал Александр I на критику Барклая де Толли, который выступал с решительной критикой военных поселений и предоставил царю особый доклад.



Учитель: -Могло общество смириться с таким положением? Нет, и что же происходило в стране?
–Примерный ответ уч-ся: - В деревнях нередко вспыхивали восстания, в армии стали появляться офицерские тайные общества.
Учитель: - Давайте определим, какие причины привели к движению и недовольству офицеров, передовой части русского общества? (Показ слайдов «Предпосылки»)
Итак, каковы же предпосылки возникновения движения декабристов?
-Примерный ответ уч-ся:- Участие в заграничном походе русской армии позволило увидеть свободную жизнь людей в Европе и русская действительность, крепостное право теперь воспринимались солдатами особенно остро.
-Отсталость страны, крепостное право, палочная дисциплина в армии, отсутствие политических прав и свобод звали народ к борьбе. (причины возникновения движения декабристов вешаю на правую часть скелета).
Учитель: - Мне хотелось бы добавить еще данные из дневников заговорщиков: (по времени урока, можно этот материал исключить)
-Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой светской жизни звали офицеров к борьбе. Матвей Муравьев Апостол писал: «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже саму жизнь, ради любви к Отечеству было нашим побуждением».
-Усилились вольнолюбивые настроения после заграничного похода русской армии. Декабрист Александр Бестужев в связи с этим писал «Войска Наполеона как саранча, оставили за собой надолго семена разрушения. Многие губернии обнищали. Злоупотребления исправников стали заметнее обедневшим крестьянам потому, что они стали понимать права людей. Те самые крестьяне, что объединившись в народное ополчение спасли свое Отечество, снова оказались в ярме. Те самые люди что гордо шли по европейским городам, воины-победители, слава России, снова становились «имуществом».
-Будущие декабристы искали и находили ответы на свои вопросы в политических и философских сочинениях русских и западных мыслителей . Декабрист Н. И. Тургенев писал - «Знаменитые французские мыслители Руссо, Вольтер, Монтескье так же знамениты в России, как и у себя на Родине. У П. И. Пестеля, руководителя одного из тайных обществ, вдоль всей комнаты тянулись полки с книгами политического, экономического и ученого содержания».
-Декабристы были современниками крупных революционных событий в Европе, а также патриотами своей Родины, передовыми и образованными людьми своего времени. Все это повлияло на формирование общественного мнения.
-Таким образом, постепенно в эти годы складывалась общность людей, ставящих благо России выше личного блага, понимавших, что без коренных перемен, без свержения самодержавия и уничтожения крепостничества невозможно двигаться вперед.
- В результате в Петербурге стали возникать первые организации. в 1815 году несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель»: вскладчину готовили обеды, а после играли в шахматы, читали вслух иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр I дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.
С 1816 году стали возникать тайные организации.
Я предлагаю вам разбиться на три группы. У каждого из вас сердца разного цвета на столах. Разбейтесь на группы по цветам и пересядьте за столы.
1 группа Задание: на основании текста учебника заполнить таблицу:
Время возникновения
Название организации
Лидеры
Основные идеи

1816-1817
1818-1821
Союз спасения
Союз благоденствия
А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, Павел Пестель, Евгений Оболенский, Иван Пущин



Для учителя: – «Союз спасения» (в него вошли: А. Муравьев. С.Трубецкой, Н. Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы- Апостолы, позже в «Союз» вошли гвардейский офицер Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин).
Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось: «если царствующий император не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия». Союз строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За 2 года в общество вступило около 30 человек.
В 1818 году был основан «Союз благоденствия». Создан вместо «Союза спасения». Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. Новый «Союз благоденствия», ставивший перед собой развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов, знаний просуществовал всего три года. После солдатских волнений 1820 большинство офицеров были высланы из столицы, на юг, среди них были Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол и Павел Пестель.
2 группа Задание: на основе материалов учебника составить таблицу: «Программный документ «Северного» общества.
Вопросы
сравнения
«Русская правда» П.И.Пестеля

Форма правления
Республика

Избирательное право
Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза

Государственное устройство
Унитарное государство

Демократические преобразования
Политические свободы
(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений
Уничтожение

Судьба крепостного права
Отмена немедленно и без выкупа

Вопрос о земле
Ѕ у крестьян, Ѕ у помещиков.

Для учителя:
Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I. Но положительная сторона проекта Муравьева – это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова.
Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом куда менее реалистичной.
Представляя свой проект «северянам», он не смог убедить их его принять. Договорились лишь о том, что выступать нужно совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 года.
3 группа Задание: на основе материалов учебника составить таблицу: «Программный документ «Южного» общества.
Вопросы
сравнения
«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления
Конституционная монархия

Избирательное право
Имущественный ценз

Государственное устройство
Федерация

Демократические преобразования
Политические свободы
(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений
Уничтожение

Судьба крепостного права
Отмена

Вопрос о земле
Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины

Для учителя:
Никита Муравьев разработал проект «Конституции», но он был очень умеренным деятелем декабристского движения, и в своем проекте пытался свести воедино неосуществленные проекты Александра I. Но положительная сторона проекта Муравьева – это то, что в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать преобразования, к которым она не готова.
Программа преобразований, написанная Пестелем и названная им «Русской правдой», была более смелой, но при этом куда менее реалистичной.
Представляя свой проект «северянам», он не смог убедить их его принять. Договорились лишь о том, что выступать нужно совместно. Предполагалось, что это произойдет летом 1826 года.
В тетрадях у студентов появляется таблица сравнительная.
Вопросы
сравнения
«Русская правда» П.И.Пестеля
«Конституция» Н.М.Муравьева

Форма правления
Республика
Конституционная монархия

Избирательное право
Мужчины с 20-летнего возраста, без имущественного ценза
Имущественный ценз

Государственное устройство
Унитарное государство
Федерация

Демократические преобразования
Политические свободы
(свобода слова, печати)
Политические свободы
(свобода слова, печати)

Судьба военных поселений
Уничтожение
Уничтожение

Судьба крепостного права
Отмена немедленно и без выкупа
Отмена

Вопрос о земле
Ѕ у крестьян, Ѕ у помещиков.
Земля у помещиков, крестьянам 2 десятины


После подготовки заслушиваются выступления, задаю дополнительные вопросы.
Учитель: - В чем сходство и отличие «Союзов спасения и благоденствия»?
– Примерный ответ уч-ся:
- Сходство этих организаций в том, что они были тайными офицерскими организациями участников Отечественной войны 1812 года, имели тот же состав руководителей. Обе организации имели свои цели и задачи, сформулированные в уставах обществ. Целью обеих организаций было стремление к реформированию России, превращению ее в могущественную державу. Также целью этих обществ была забота об улучшении жизни и быта своего народа. Союзы были самораспущены.
-Примерный ответ: Различие между этими организациями в том, что «Союз спасения»- заговорщическая организация, четкой программы и форм деятельности у нее не было. Главной целью «Союза спасения» было наделение русского народа Конституцией и гражданскими правами.
«Союз благоденствия» носил более открытый характер, он имел сеть местных организаций во многих крупных городах. «Союз благоденствия» пошел дальше по пути пропаганды и просветительской деятельности, благотворительности, смягчения и гуманизации нравов - все это являлось ближней целью деятельности общества. Его члены должны были добиваться устранения жестокости, рукоприкладства и произвола в армии. Предполагалось также открывать школы для крестьян, внедрять передовые формы земледелия. Дальней целью являлось введение Конституции, равенства всех перед законом, гласности в государственных делах и судопроизводстве, уничтожение крепостного права, рекрутчины и военных поселений. Методом прихода к свободному правлению в стране они считали бескровный политический переворот.
Учитель:- А теперь ответьте, почему эти организации были самораспущены?- 
Примерный ответ уч-ся: - Среди участников «Союза спасения» было очень много разногласий в видении путей к освобождению России и в конце 1817 года это общество было распущено. В 1821 году полиция и царь узнали о существовании тайного общества «Союз благоденствия», поэтому было решено его распустить, чтобы избавиться от ненадежных членов, царских агентов и пересмотреть дальнейшую тактику борьбы.
Учитель:- Первые общества не достигли своих целей. Но движение передовых дворян не угасло.
- В 1821-22 годах возникли 2 новых общества «Северное» в Петербурге и «Южное» на Украине. В Полтавской губернии независимо от них возникло «Общество соединенных славян» во главе с братьями Борисовыми, которое объединилось с «Южным обществом».
Учитель: сделайте вывод, так какую же единую цель ставили перед собой участники обоих обществ?
Примерный ответ: оба общества ставили одну цель – не присягать Николаю 1. (прикрепляю вывод ко второму этапу справа на скелет).
Объяснение нового материала учителем:
-Общества понимали, что выступать им нужно совместно, поэтому выбрали время для военного переворота – летом 1826 года, но события развернулись иначе.
Внезапно умер после недолгой болезни император Александр I в Таганроге 19 ноября 1825 г. Будущие декабристы решили воспользоваться создавшимся положением и выступить в день принятия присяги Николаю Романову.
С одной стороны, они понимали, что к столь неожиданному, внезапному выступлению они не готовы организационно, с другой стороны, были уверены, что второй такой случай может не представиться.
Дело в том, что по российскому закону и обычаю армия должна была присягать старшему из оставшихся братьев - Константину. Но когда слова этой присяги были уже произнесены, стало известно, что Константин отказался от престола. Нужно было срочно произвести «переприсягу» другому брату-Николаю.
-« С сей минуты - пишет Николай Бестужев,- дом Рылеева сделался сборным местом наших совещаний, а он- душой ихМы работали усерднее, приготовляли гвардию, питали и возбуждали дух неприязни к Николаю, существовавший между солдатами. Рылеев не переставал быть источником и главною пружиной всех действий обществаМы видели необходимость действовать, чувствовали надобность пробудить Россию».
- Декабристы решили Николаю не присягать, а вынудить Николая I с помощью войск подписать революционный «Манифест к русскому народу», подготовленный «Северным обществом».
Студенты возвращаются на места.
Работа с документом. Задание: каковы были основные положения Манифеста?
Из Манифеста к русскому народу.
Уничтожение бывшего правления.
Учреждение временного правительства, до установления постоянного
Свободное тиснение, и потому, уничтожение цензуры.
Свободное отправление богослужения всем верам.
Уничтожение права собственности, распространяющейся на людей.
Равенство всех сословий перед законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомства ближайших судов гражданских.
Объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные повинности для торгов. Приобретать всякого рода собственность, как - то: земли, дома в деревнях и городах; заключать всякого рода условия между собою, тягаться друг с другом пред судом.
Сложение подушных податей и недоимок по оным.
Уничтожение монополий, как то: на соль, на продажу горячего вина и проч. и потому учреждение свободного винокурения и добывания соли, с уплатой за промышленность с количества добывания соли и водки.
Уничтожение рекрутства и военных поселений.
Убавление срока службы военной для нижних чинов, и определение оного последует по уравнении воинской повинности между всеми сословиями.
Отставка всех без изъятия нижних чинов, прослуживших 15 лет.
Учреждение волостных, уездных, губернских и областных правлений, и порядка выборов членов сих правлений, кои должны заменить всех чиновников, доселе от гражданского правительства назначенных.
Гласность судов.
Введение присяжных в суды уголовные и гражданские.
Учреждает правление из 2-х или 3-х лиц, которому подчиняет все части высшего управления, то есть все министерства. Совет, Комитет министров, армии, флот. Словом, всю верховную, исполнительную власть, но отнюдь не законодательную, и не судную. Для сей последней остается министерство, подчиненное временному правлению, но для суждения дел, не решенных в нижних инстанциях, остается департамент Сената уголовный и учреждается гражданский, кои решают окончательно, и члены коих останутся до учреждения постоянного правления.
Проверка задания.
Учитель: Далее по моему рассказу отметьте причины поражения восстания (работа в тетрадях самостоятельно). Видео 2. 10.26
Учитель: Часть готовых к выступлению войск под командованием А. И. Якубовича должна была еще затемно захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью.
-Местом выступления была избрана Сенатская площадь в Петербурге. «Диктатором» восстания накануне был назначен С.П. Трубецкой.
 -Утром 14 декабря офицеры Александр Бестужев и Дмитрий Щепин-Ростовский вывели к памятнику Петру I Московский полк. К ним присоединились гвардейский морской экипаж и лейб-гвардии гренадерский полк – всего около 3000 человек. Верные Николаю войска оцепили Сенатскую площадь, имея четырехкратное превосходство.
Соотношение сил  декабристов  и царских войск.
Однако планы восставших были нарушены с первых шагов, поскольку диктатор восстания С.П. Трубецкой не явился на Сенатскую площадь. Накануне событий был арестован Пестель, а потом другие члены Южного общества.
Это внесло смятение в ряды восставших.
Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената.
-Для защиты царя было приказано привести на Сенатскую площадь конную гвардию. Генерал Милорадович (губернатор Санк-Петербурга) не дождавшись верных правительству войск потребовал коня и со словами: - Я сам все кончу, поскакал к каре восставших..

Он произнес: «Солдаты, кто из вас был со мной под Люценом, Кульмом. Вы- пятно России, вы преступники перед царем, Отечеством и богом!» Это был момент, когда казалось, один человек может переломить ход истории.
Но восставшие заявили, чтобы он отступил и дал им дорогу.
В следующий момент Ев. Оболенский ранил генерала штыком, почти одновременно смертельно ранил его из пистолета Каховский. Такова была судьба мужественного генерала, который уцелел в 50 сражениях с врагом, а был убит в Петербурге отставным русским офицером. Выстрел Каховского был той точкой, после которой мирный исход выступления был невозможен. Убийство Милорадовича сторонники Каховского использовали как повод к решительным действиям. Николай приказал пустить в дело пушки. Осыпаемые картечью солдаты бросились на невский лед. Ядра бились о некрепкий лед, и солдаты начали тонуть.

Видео 2 17.28, 20.10

Учитель: В середине дня состоялась также попытка захватить Зимний дворец, ее осуществил молодой поручик Никита Панов. Ему удалось сагитировать и увлечь за собой на помощь восставшим 900 лейб - гренадеров. Они прорвались во внутренний двор Зимнего, где в это время находилась царская семья и наследник престола. Но там их встретили верные Николаю I гвардейцы - саперы, охранявшие дворец. Поэтому Панов повернул из Зимнего, с помощью штыков вместе с гвардией прорвался сквозь правительственное оцепление и присоединился к восставшим на Сенатской площади. Декабристы были окружены правительственными восками.

Восстание декабристов потерпело поражение. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, там узнали о неудавшемся восстании в Петербурге, арестах, но эти офицеры решили также выступить и поддержать северян.
29 декабря 1825 года руководители «Южного общества» С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли к восстанию Черниговский полк, но и оно закончилось трагически.
Учитель: чем закончилось восстание? Каковы причины поражения? (у студентов в раздаточном материале) (прикрепляю на скелет справа к третьему этапу)
Примерный ответ.
Члены высших государственных органов ранее присягнули Николаю и принимать «Манифест к русскому народу» были уже не вправе
Войска оказались без руководства, т.к. не явился на площадь руководитель восстания С.П. Трубецкой
Николай I предпринял попытку с помощью духовенства (митрополит Серафим) и популярного в войсках военачальника (генерал М.А. Милорадович) мирным путем ликвидировать выступление, но неудачно. Петербургский генерал-губернатор Милорадович был убит декабристом П. Каховским
В итоге Николай I отдал приказ верным войскам расстрелять восставших из пушек. Восстание декабристов было подавлено

Учитель: - Ребята, как вы думаете, имело ли шанс восстание декабристов на победу?
Учащиеся: Планы восставших были нарушены с самых первых шагов, поскольку диктатор восстания - С. П. Трубецкой - не явился на Сенатскую площадь. Это, безусловно, внесло смятение в ряды восставших, парализовало их действия. Переприсяга была уже проведена и восставшие пришли к закрытым дверям Сената. Руководители восстания не сумели воспользоваться первоначальной растерянностью властей; не проявили они активности и уже в ходе самого восстания, ограничившись ожиданием присоединения к ним других частей, тем самым они дали возможность Николаю I захватить инициативу.
Вывод уч-ся:- Восстание было обречено, потому что не было опоры на народные массы. (вывод прикрепляю в хвост)
Учитель: - Блестящие офицеры говорили о Конституции, о западных правах и свободах, но простые люди не понимали, что это такое и не поддержали восставших.
В результате, еще многие десятилетия в России сохранялись дикие средневековые нравы. К примеру, одно из самых бесчеловечных из них - крепостное право было отменено лишь в 1861 году- спустя почти 36 лет после вооруженного восстания на Сенатской площади.
Так закончилось восстание декабристов, но оно вдохновило на борьбу следующие поколения борцов за свободу - дворян-разночинцев и народников.
Учитель: Непосредственным откликом на события 14 декабря 1825 г. стало “послание декабристам” А.С. Пушкина:
Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье.
Учитель: Оценка Пушкина не единственная. Общество по-разному отнеслось к восстанию на Сенатской площади. Нет однозначных оценок и в наши дни.
Но во всех отзывах есть уважение к идеям декабристов, многие с уважением отнеслись к этим людям, даже, порой, не разделяя их мнения. Творчество декабристов нашло отклик в трудах последующих поколений.
Закрепление:
Кто такие декабристы? (дворяне-офицеры, которые в декабре 1825 г. организовали восстание с целью уничтожения самодержавия, крепостного права, демократические преобразования)
С чьими именами связано это понятие? (Николай 1, Каховский, Якубович, Пестель и др.)
3) Выполним тест.
1. К декабристским организациям не относится:
а) Союз благоденствия
б) Земля и воля
в) Южное общество
2. Программным документом Северного общества стала:
а) «Русская правда»
б) Конституция
в) «Зеленая книга»
3. За установление республиканского государственного строя выступал:
а) П. И. Пестель б) С.С. Уваров в) А.С. Хомяков г) Н.М. Карамзин
4. Какие из названных имён связаны с событиями на Сенатской площади
14 декабря 1825 г.
а) Александр II, Софья Перовская
б) М. Милорадович, П. Каховский
в) Павел I, Н. Панин
Г) Николай II, С. Витте
5. Установите соответствие между документом и его автором:
«Философические письма» а) Пестель П.П.
«Русская правда» б) Карамзин Н.М.
Конституция в) Чаадаев П.Я.
«Записки о древней и новой России» г) Муравьев Н.М.
Взаимопроверка по эталону, правильные ответы на доске.
Рефлексия:
Возвращаемся к сердцам, студенты делятся впечатлениями.
Домашнее задание: пар. 54
составить по теме 2 варианта тестовых заданий с выбором ответа по 10 вопросов в каждом варианте, 60% объема вопросов должны быть посвящены фактическому материалу (уровень «5»);
уроки и значение восстания декабристов (уровень «5»);
выписать понятия по теме и с их помощью рассказать о восстании декабристов (уровень «4»);
рассказать о восстании декабристов (уровень «3»).
Интрига и мотивация на дальнейшее изучение данной темы.
Видео «Жены декабристов»
О ком поёт нам автор?

14 декабря исполняется 190 лет со дня восстания на Сенатской площади. Продолжением этого урока будет мероприятие – исторический спектакль «Посвящается жёнам декабристов», где мы попытаемся раскрыть подвиг женщин-декабристок и причины, побудившие их поехать за опальными мужьями в Сибирь.

Спасибо за внимание и работу на уроке.

Заголовок 115