Рабочая программа дополнительного образования «Театральная деятельность в школе» 5- 9 классов


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа №1» реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Утверждена руководителем ОУ
От «___» _____2016 год
СогласованаЗам. директора по ВР
От «___» _____2016 год
Рассмотрена ШМО
Руководитель ШМО
Дата «___» __ 2016 год

Рабочая программа дополнительного образования
«Театральная деятельность в школе»
5- 9 классов
2016-2017
Рабочую программу
составила:
Красикова Елизавета Александровна
Каменск-Уральский
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования для 5-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - ФГОС ООО) В качестве основных нормативных правовых оснований, обеспечивающих программу, выступают следующие документы:
Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897
(ред. от 31.12.2015)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
Приказ МО и Н РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015)
Положение о структуре, порядке разработки рабочих программ, учебных курсов, предметов ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1».
Учебный план ГКОУ СО «Каменск-Уральская школа № 1» на 2016 – 2017 учебный год.
Методологической основой разработки программы выступают:
 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Фундаментальное ядро содержания общего образования.
Данная программа разработана для реализации в ГКОУ СО «Каменск – Уральская школа №1, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» в целях обучения обучающихся 5-9 классов.
Отличительной особенностью данной программы является ее оригинальное использование театральных технологий в социализации подростков и молодежи. Кроме того программа дает широкий спектр импровизации в выборе темы, средств и сотрудничества. Программа позволяет привлекать к реализации проектов не только подростков, но и младших школьников, родителей, членов педагогического сообщества, что делает программу разновозрастной.
Социальный театр в подростковой среде – комплекс исследовательских и проектных событий, направленных на выявление остросоциальных проблем, волнующих подростков, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.
Конфликт поколений принял глобальные масштабы. И дело не в том, что взрослые, преодолевая стереотипы социалистического прошлого, освобождаются от социальной апатии, вовлекая страну в правовой и гражданский ликбез. А в том, что наши дети успели создать свой иллюзорный мир, своё только им понятное пространство, очень далекое от реальности. Отсюда массовый всплеск субкультур, антисоциальные пробы и подростковые бунты, напоминающие театр военных действий. Вчерашние дети хотят автономии и суверенитета, и в то же время нуждаются в поддержке, любви и понимании. Это главное противоречие, конфликт порождающий цикл проблем современных подростков:
Современные дети принимают сотрудничество как форму общения если:
а) тематика затрагивает круг их интересов;
б) совместное дело помогает понять и решить их проблемы и комплексы;
в) результат (продукт) позволяет почувствовать свою значимость, уникальность и полезность в обществе.
Уже первичный анализ опроса учащихся показал – детей волнуют глобальные проблемы: наркомания, пьянство, экстремизм, экология, война и мир, любовь, лень, дружба, авторитарность родителей, одиночество и т.п.
Технология социального театра помогает подросткам постичь причины возникновения этих проблем, проиграть на себе возможные примеры решений, преодолеть связанные с ними личные страхи и комплексы.
Срок реализации программы составляет 1 год и рассчитан на 34 часа, еженедельно 1 час. Соотношение теории к практике составляет 9% к 91%. Программа носит ярко выраженный образовательно-деятельностный характер.
Полученные знания при изучении курса помогут обучающимся не только овладеть новыми навыками и знаниями, но и сформирует их сферу интересов вокруг творчества, открывая перспективы для творческой самореализации, создающей ситуацию успеха и помогающей обычному человеку сделать свою жизнь содержательней и интересней.

Цель программы:
создать условия направленные на выявление остросоциальных проблем, волнующих учащуюся молодежь, анализ причин и следствий возникновения этих проблем, прогноз вариативности решения данных проблем, создание творческого продукта в виде драматического спектакля малой формы для показа учащимся, учителям и родителям.
Задачи:
Создать условия для развития личностных качеств учащихся: исследовательские, аналитические, креативные.
Способствовать приобретению творческого опыта через социальные пробы исследований и проектов;
Научить основным приемам проведения социологических опросов, создания драматического материала для сценического показа;
Дать возможность приобрести опыт публичных выступлений перед аудиторией различного уровня;
Развивать коммуникативные навыки, мастерство актера и режиссера.
Театральный коллектив организовывает свою деятельность на принципах:
принцип активной гражданской позиции и любви к Родине;
● принцип освоения систематизированных знаний в области гуманитарных наук;
● принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
● принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
● принцип использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
● принцип воспитания стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию; ● принцип воспитания любви к искусству театра и уважения к творческим профессиям.


Межпредметные связи.
Программа для обучающихся основной школы «Социальный театр» носит общеразвивающий характер с элементами профильной ориентации учащихся и является межпредметной дисциплиной области искусства и гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление учащихся в самопознании своего творческого потенциала. Программа направлена на создание условий для социальной и творческой практики обучающихся. Программа представляет собой надпредметный курс социально-педагогического характера через художественно-эстетическую деятельность.
Реализация программы.
Работу «Социального театра» условно можно разделить на три этапа:
Проектно-исследовательский.
На этом этапе проводятся анкеты среди учащихся, учителей, родителей. Создается банк проблем субъектов конкретного учебного учреждения. Обнародованные сведения предлагаются для изучения через исследовательскую деятельность, для создания драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.
Постановочно-подготовительный.
На этом этапе создается план реализации творческих работ отдельно для учащихся конкретной возрастной категории, родителей, учителей. Предлагается обучение азам актерского мастерства, мастерства художника костюмера, режиссера. Идет подбор желающих участников среди подростков, учителей и родителей. Создаются необходимые театральные атрибуты, шьются или подбираются костюмы, и т.п. Проводятся репетиции, приглашаются зрители.
Этап реализации.
Важно не только проиграть спектакль на зрителя, но и подвигнуть его к диалогу после просмотра.
Проектно-исследовательский этап
Анкетирование

Создание банка проблем

Обнародование банка проблем Изучение проблем методом исследования с подключением учителей-предметников, социально-психологической службы учебного заведения

Обучение основам исследовательской деятельности через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита исследовательских работ Создание авторских драматических произведений в форме одноактной пьесы и других сценических форм массового театра.

Обучение основам сценарного мастерства через мастер-классы, факультативы, элективные курсы

Защита творческих проектов
Постановочно-подготовительный этап
Создание плана реализации творческих работ. Обучение азам театральных профессий Определение участников творческих проектов

Создание или подбор театральных костюмов, декораций, реквизита, музыки и шумов

Проводятся репетиции спектаклей

Приглашаются зрители на показ.
Этап реализации
Творческий показ спектакля «социальной драмы» Конструктивный диалог со зрителем Рефлексия реализации проекта
Участники проектов приобретают творческий и социальный опыт;
Повышается уровень гражданской активности не только учащихся, но и их родителей;
Снижается статистика правонарушений;
Заметно улучшается микроклимат в школе;
Повышается интерес к учебе и самообучению.
Условия реализации программы.
Для успешной работы на занятиях необходима высокая степень творческой свободы. А для этого необходимы особые условия: светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс, чистый пол, удобная (спортивная) форма одежды, наличие материально-технической базы (маты, кубы, видео и музыкальная аппаратура, костюмная и реквизиторская база), небольшая мобильная группа участников образовательного процесса не более 15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Педагог для повышения эффективности обучения может использовать единые тетради разработанные по его схемам, содержащие основной учебно-практический материал (теорию, алгоритмы основных действий, схемы практических занятий); создать электронные учебники и тетради; вести раздел «сценарное мастерство» с применением выполнения практической работы на компьютере, ее проверки, обработки и т.п Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике мастерство анализа и исполнения. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основным видом учебной работы в актерском мастерстве является творческая учебная игра на развитие пластических, голосовых, дыхательных, интеллектуальных задатков школьников, действенный анализ и исполнительская практика, в процессе выполнения которой учащиеся получает комплекс специальных навыков.
Обучение проводится как на основе выполнения творческих заданий, так и выполняя учебно-тренировочный комплекс необходимых упражнений. Задания учебного тренинга воспитывают аналитическое и творческое мышление, позволяют учащемуся развить наблюдательность и последовательность. Основой курса остается индивидуальная творческая практика.
Задание любой сложности проходит под руководством педагога. Ему необходимо следить за развитием творческой мысли учащихся, воспитывать наблюдательность, научить претворять действительность в художественные образы.
В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе чтецкого материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью отведенные программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в процессе работы - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное жанровое и стилистическое направление, убедиться в гармоническом соотношении композиции произведения, помочь учащемуся в анализе выбранного сюжета, характеристики предлагаемых обстоятельств и т.д. Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами.
Основной принцип обучения – постоянные тренинговые упражнения, неразрывность процесса работы над формой и содержанием драматургии, согласно законам построения. Красной нитью в формировании навыков проходят два ключевых мотива театра: «правда жизни», «добро побеждает зло».
Материально - техническое обеспечение
Занятия проводятся в кабинете театра. Реквизитная база, костюмы, технические средства кабинета и актового зала. В период исследовательской практики широко используются возможности обмена информации онлайн.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, рабочие столы, стулья, ширмы.
Методы и формы работы.
Учитывая творческий характер занятий, используются как традиционные урочные, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные закрепление и углубление материала последствием творческой практики, на расширение кругозора и активное участие учащихся в современном культурном процессе. В этой связи программа предусматривает виды деятельности, которые помогают приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике актерское, режиссерское и сценарное мастерство, навыки работы журналиста и репортера. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции.
. Педагогические методы и формы работы:
- тематический принцип планирования учебного материала;
- единство воспитания и образования;
- личностно-ориентированный подход к учащимся;
- словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями (творческим показом);
- наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);
- внеурочная деятельность, связанная с просмотром спектаклей, киноматериалов с дальнейшим обсуждением и анализом материала;
- творческая практика (тестирование, упражнения на закрепление материала, упражнение на развитие художественно-образного мышления, этюды, спектакли и т.п.),
- игровые технологии;
- метод творческого проекта.
При создании программы были использованы следующие принципы и методы обучения.
1. Принцип научности – раскрытие законов зрелищных искусств, сценической речи, пластики, сценографии, композиции драмы, стилей и направлений в искусстве. Изучение истории, психологии, литературы и географии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.
2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания при подготовке сценического материала, знакомство с лучшими примерами актерского, режиссерского, драматического мастерства.
3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.
5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.
Формы организации учебной деятельности:
Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- творческое задание;
- упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;
- презентация опыта;
- проблемные ситуации;
- игра;
- психологические тренинги;
- занятие-эксперимент;
- творческое проектирование;
- технология коллективных творческих дел.
Результативность программы отслеживается по творческим показам воспитанников, индивидуальной и коллективной результативности деятельности
Критерии оценивания.
Оценивание результатов проходит по основным направлениям деятельности:
- исследование и проектирование;
- создание художественного продукта;
- реализация художественного продукта.
Для определения и оценивания художественного продукта воспитанников при работе над творческим показом можно выделить три основных ее уровня:
1 уровень.
Репродуктивный (низкий) – в работе преобладает воспроизводящая деятельность; уровень начальной творческой свободы, через который проходят все воспитанники.
2 уровень.
Продуктивный (средний) – в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность ведется самостоятельный поиск художественного образа; уровень осознанного творчества.
3 уровень.
Творческий (высокий) – работа выполнена на продуктивно-творческом уровне;
Уровень творческой активности и индивидуального видения. Речь идет об одаренности и заслуживает повышенного внимания.
Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие творческого мышления, ощущения свободы на исполнительском уровне;
формирование восприятия мира и общества с точки зрения эстетики.
Требования к метапредметным результатам:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты -посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты.
Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:
- способность выпускников ориентироваться в классических и современных направлениях журналистики и театральной деятельности;
- владение элементами проектно- исследовательского метода;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.
Ученик по окончанию курса должен:
- уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;
- обладать знаниями актерской и журналистской этики и пользоваться ими в коллективном творческом труде, работать с партнером;
- свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;
- уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические
импровизации;
- уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
- уметь сочинять драматургию малых форм;
- уметь организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
- проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;
- участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;
- уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем;
- уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
- уметь составлять анкету для опроса, проводить и анализировать опрос, пользоваться данными опроса для исследования;
В процессе освоения учащимися курса дополнительного образования социального театра формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, здоровьесберегающие, а так же предметные компетенции: культурологические, эстетикообразующия, креативная, художественно-речевая, художественно-пластическая. исполнительская:
1. учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на занятиях театральным искусством знания в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.
2. информационно-аналитическая: формирует умение получать информацию об искусстве театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, Интернет, видеоматериалы), анализировать и применить полученные знания на практике.
3. коммуникативная: способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».
4. социально-бытовая: формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).
здоровьесберегающая: способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье, формирует правильный тип дыхания (диафрагмно-брюшное), знакомит с психологическими особенностями разных типов темперамента и характера человека, учит выбирать оптимальные формы труда для достижения поставленной цели без ущерба для здоровья;
культурологическая; способствует формированию мироощущения построенного на принципах психологии развития искусства в его историческом развитии, учит выявлять причинно-следственную связь возникновения духовных ценностей на основе материальной культуры, развивает художественно-образное мышление.
эстетикообразующая: способствует формированию этического и эстетического понимания искусства в различных социальных, исторических, этнических проявлениях.
креативная: формирует способность преобразовывать полученную информацию в художественный сценический образ.
художественно-речевая: формирует правильное дыхание, дикцию, произношение, выразительность речи, способствует развитию речевого аппарата, голоса, речи, воспитывает любовь к художественному чтению.
художественно-пластическая: формирует умение владеть телом и выражать им все оттенки настроения, музыкально исполнять движения танца, четко строить графический рисунок мизансцен, владеть приемами сценических трюков и пантомимы.
исполнительская: формирует умение донести до зрителя сформированный на репетициях художественный образ во время публичных выступлений;
Программное содержание
 Содержание всей программы кружка подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 4 общих разделах, которые повторяются на каждом году обучения,  только на более высоком уровне.
                              Разделы программы:
« Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.
Сценические действия и театральные игры.
Основы театральной культуры.
«Мы – актёры» - постановка спектаклей
  Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.
  Объём материала соответствует возрастным особенностям школьников. Занятия проводятся в группах наполняемостью 12 детей два раза в неделю по  25 минут, во второй половине дня, в рамках кружковой работы. Программа рассчитана на 1 год  для учащихся 5-9 классов.
№ пп Дата Кол-во часов Тема, занятия Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты Коррекционная работа Самостоятельная работа
личностные метапредметные Раздел: «В начале было Слово…» Культура и техника речи
1 0,5 Виды говорения: диалог и монолог. Беседа Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Познакомить с понятиями монолог и диалог, их структурными особенностями. Чтение стих-я
2 0,5 Понятие «общение», говорить и слушать. Рассказ, беседа. Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом. 3 0,5 Речевой этикет в различных ситуациях. Дискуссия Раскрыть в доступной форме мысль о том, что речь, является важнейшим средством общения, обмена мыслями и чувствами между людьми.
Дать понять, что культура речи – составная часть общей культуры человека наряду со знаниями, начитанностью и умением себя вести. Упражнять в умении правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
4 0,5 Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Рассказ, беседа Отработка длительного плавного выдоха.
Дополнительные цели: развитие внимания, выдержки. Игры: «Листья», «лодка» «Кораблик»
5 0,5 Логика речи. Составление коротких рассказов. Работа с текстом - обучающие: дать представление о речевой культуре и логике речи, определить логику как основу культуры речи, перечислить основные законы логики и требования логики к устному выступлению;
- развивающие: формировать логическое и образное мышление, умение последовательно и логично выражать свои мысли в процессе говорения;
- прививать любовь к родному языку, воспитывать нравственную культуру, эстетический вкус. 6 0,5 Стихи. Подбор простейших рифм. Литературная гостиная Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;
Организовать деятельность по определению типа рифм;
Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;
Развивать потребность в реализации собственного творческого начала Воспитывать навыки коллективной работы, чувство партнерства. Написание мини-стиха
7 0,5 Сочинение небольших сказок и рассказов. Круглый стол Активизировать имеющиеся знания о стихосложении;
Организовать деятельность по определению типа рифм;
Организовать творческую деятельность по созданию рифм и стихов;
Развивать потребность в реализации собственного творческого начала Воспитывать навыки коллективной работы, чувство партнерства. Составление сказки в группе
8 0,5 Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. актёрский тренинг Развивать дикцию на материале скороговорок;
Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
Воспитывать речевую культуру. 9 0,5 Игры со словами. Тренинг приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в составлении целого предмета из его частей. Развивать логику мышления. Чтение стихов на выбор Раздел: «Сценические действия и театральные игры.»
10 0.5 Групповые сюжетно-ролевые игры. Актерский тренинг Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Артикуляционная гимнастика. Проговаривание скороговорок
11 0,5 Элементы сценического действия. Тренинг Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений, Театральный этюд
12 0,5 Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Театральные зарисовки Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, воображение, образное мышление, быстроту реакции, умение пластическую выразительность и музыкальность, речевое дыхание и правильную артикуляцию, дикцию. согласовывать свои действия с партнером, чувство ритма и координацию движений, Этюд
13 0.5 Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Театральные этюды Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Театральные этюды, зарисовки.
14 0,5 Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Обучающая игра пробудить у ребенка интерес к импровизации как возможности самовыражения в хореографической деятельности, способствующей раскрытию творческого потенциала ребенка. Танцевальный этюд
15 0.5 Построение диалога с напарником по заданной теме. Круглый стол Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Совместный диалог
16 0.5 Как заучить роль своего героя. развивать образное, логическое мышление, пространственное представление, конструкторские и творческие способности, память, воображение, внимание и речь. Самостоятельная работа на применение знаний, умений и навыков, проверка результатов выполнения работ.
17 0.5 Отработка дикции и чёткого произношения слов. развивать речевой аппарат обучающихся с помощью артикуляционной гимнастики и дикционных упражнений на основе разученных скороговорок без показа педагогом;
развивать физические возможности тела, через тренинг мышечного расслабления; Работа в группах оформление по текстам, деление на группы
18 0.5 Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Игровой тренинг Развитие музыкальности.
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.
Развитие музыкального слуха, чувства ритма. Упражнение на темп и ритм 19 0.5 Создание образов с помощью выразительных движений. Театральный этюд повторить понятие «этюд» и виды театральных этюдов;
формировать способности к импровизации;
совершенствовать умения выстраивать последовательность и логику поступков. Этюды: вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)
Раздел «Основы театральной культуры»
20 0.5 Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Беседа, рассказ Дать начальное представление о театре как одном из видов зрелищного искусства;
подготовить детей к посещению театра;
познакомить с понятием «театральный ритуал»;
познакомить с театрами города;
воспитывать культуру поведения в театре;
развивать навыки театрально-исполнительской деятельности. Беседа с детьми. Имитационные этюды.
Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения Создание игровой мотивации. Игры и упражнения «Диктор», «Изобрази героя».
21 0.5 Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Просмотр фильма Формировать у детей представление о видах театра.
Развивать воображение, восприятие, внимание, диалогическую речь. Воспитывать понятие о культуре поведения в театре, интерес к театру, желание его посещать, отражать свои впечатления в сюжетно-ролевой игре. Изменю себя друзья, догадайтесь кто же я
«Пойми меня»
«Игры с бабушкой Забавушкой»
22 0.5 Театральные профессии. Игра актёров. Беседа, рассказ Познакомить с особенностями театра как вида искусства, историей возникновения театра, видами театров (кукольный, детский, драматический, театр оперы и балета). Работа над жестами и мимикой: «Вкусный арбуз», «Я на скрипочке играю», «Ем лимон», «Мне грустно», «Сердитый дедушка» Сценка «Маленькая прачка» М.Яснова
23 0.5 Театральная афиша, театральная программка. Презентация Учить использовать при драматизации образные художественные средства,
Закреплять знания правил поведения в театре;
Воспитывать отрицательное отношение к обману, учить детей говорить правду;
Воспитывать доброжелательность и коммуникативность в отношениях со сверстниками;
Развивать артистизм и эмоциональные движения; Игры и упражнения на создание игровой мотивации. 24 0.5 Виды театрального искусства. Демонстрируют умения различать произведения писателя от произведения драматурга. Демонстрируют волевую саморегуляцию, контроль; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, анализируют, синтезируют; умеют с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Называют лица, которые участвуют в спектакле. Раздел: «Мы –актёры» - постановка спектаклей.
25 0.5 Прочтение произведения, определение сюжетной линии. беседа Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. 26 0.5 Работа над отдельными эпизодами. Дисскусия Уметь выделять и запоминать заданные режиссером мизансцены. 27 0.5 Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. Театральный этюд Уметь выделять и запоминать заданные режиссером мизансцены. 28 0.5 Выбор и распределение ролей. беседа Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом 29 0.5 Работа над отдельными картинами и пьесой в целом. репетиция Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций 30 0.5 Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Мастер класс
репетиция Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением, изготовление декораций 31-32 1 Генеральные репетиции всей пьесы. репетиция Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом 33-34 1 Показ спектакля зрителям. выступление воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества;
- развивать коммуникативные качества у учащихся. Литература для педагогов:
Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1986.
Васильева Т.И. Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие. - М-: 1998.
Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. -М.: 1986.
Голубовский Б.Т. наблюдение, этюд, образ. -М-: 1990.
Ершов П.М- Режиссура как практическая психология. - М.: 1972.
Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание,- М.: 1992.
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М-: 1973. Кох И. Основы сценического движения- - Л., 1970.
Станиславский К-С. Об искусстве театра. Избранное. •- М.: 1982.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - М.,1954.
Чечетин А.И.«Основы драматургии театрализованных представлений» - М.: , 1981 г.
Юнаковский В.С. «Сценарное мастерство» - М.: , 1974 г.
Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.
Литература для обучающихся:
Станиславский К.С. Собрание сочинений . - М.:1954.
Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие. - М.: 2001.
Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.
Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение.
М..1989.